ВВЕДЕНИЕ
Значительная часть перевозок топлива котельного (мазута) носит сезонный характер на период отопительного сезона. Получила распространение практика перевозки мазута в съемных цистернах, которые устанавливаются в бортовые платформы транспортных средств (далее – ТС) категорий N2, N3, О3 и О4. По окончании отопительного сезона цистерны демонтируют, и ТС эксплуатируют по их основному назначению.
ТС, используемое для установки съемной цистерны, называют "базовым ТС", а ТС со съемной цистерной называют "автоцистерной".
Объект технической экспертизы – ТС категории N с бортовой платформой, в которую установлена съемная цистерна для перевозки топлива котельного (мазута). Корпус цистерны эллиптического сечения с плоскими днищами. В заднее днище вварен патрубок с задвижкой для опорожнения цистерны. Для удобства выполнения сливных операций задний борт бортовой платформы демонтирован, цистерна размещена в платформе с максимальным смещением назад (насколько позволяет загрузочная длина платформы).
Топливо котельное (мазут) является опасным грузом, требования к перевозке которого устанавливает ДОПОГ[1].
Топливо котельное (мазут) по классификации ДОПОГ является опасным грузом класса 9 "Прочие опасные грузы", № ООН 3082 "ВЕЩЕСТВО ЖИДКОЕ ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (топливо котельное (мазут))".
Часто на момент установки съемной цистерны в бортовую платформу ТС точные значения ее массы и емкости неизвестны. Эти показатели должны быть определены и сопоставлены с нормативами в результате технической экспертизы.
Цель технической экспертизы:
1) проверка соответствия автоцистерны требованиям технического регламента ТР ТС 018/2011[2] в отношении:
- показателей массы ТС;
- поперечной статической устойчивости;
2) проверка конструкции автоцистерны в соответствии с требованиями ДОПОГ.
ЗАДАНИЯ
В лабораторной работе исходные данные для технической экспертизы принимаются:
1) по варианту задания в соответствии с таблицей 1;
2) по характеристикам модели автомобиля (см. таблицу 1), приведенным в "Кратком автомобильном справочнике" (НИИАТ, 1994 г.).
Исходные данные, которые следует принять по "Краткому автомобильному справочнику", указаны в разделе "ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ" бланка заключения технической экспертизы (файл "ЛР- Z.2. ТС со съемной цистерной. Бланк заключения").
Кроме того, в расчет следует принять данные, указанные в таблице 2.
Таблица 1 – Варианты заданий для выполнения работы
Вариант | Автомобиль | Центр масс водителя, мм | Цистерна: размеры, мм | |||
абсцисса LB | высота hВ | длина L | ширина b | высота h | ||
1 | ГАЗ-3307 | 1100 | 1218 | 2500 | 1700 | 1200 |
2 | ГАЗ-3307 | 1100 | 1218 | 2600 | 1700 | 1200 |
3 | ГАЗ-53-12 | 1100 | 1218 | 2900 | 1810 | 1000 |
4 | ГАЗ-53-12 | 1100 | 1218 | 3000 | 1720 | 1000 |
5 | ЗИЛ-133ГЯ | 1300 | 1300 | 5270 | 2100 | 1080 |
6 | ЗИЛ-133ГЯ | 1300 | 1300 | 4500 | 2100 | 1080 |
7 | ЗИЛ-431410 | 1000 | 1270 | 3600 | 1720 | 1080 |
8 | ЗИЛ-431410 | 1000 | 1270 | 3540 | 1800 | 1100 |
9 | ЗИЛ-431510 | 1000 | 1270 | 3850 | 1720 | 1080 |
10 | ЗИЛ-431510 | 1000 | 1270 | 3800 | 1700 | 1100 |
11 | ЗИЛ-433100 | 1200 | 1320 | 3900 | 1720 | 1060 |
12 | ЗИЛ-433100 | 1200 | 1320 | 3760 | 1720 | 1080 |
13 | КамАЗ-43101 | -300 | 1930 | 3830 | 1720 | 1080 |
14 | КамАЗ-43101 | -300 | 1930 | 3900 | 1700 | 1080 |
15 | КамАЗ-43105 | -200 | 1930 | 4600 | 1660 | 1100 |
16 | КамАЗ-43105 | -200 | 1930 | 4760 | 1600 | 1100 |
17 | КамАЗ-5315 | -100 | 1690 | 4800 | 1750 | 1120 |
18 | КамАЗ-5315 | -100 | 1690 | 4700 | 1800 | 1128 |
19 | КамАЗ-5320 | -100 | 1690 | 4900 | 1700 | 1120 |
20 | КамАЗ-5320 | -100 | 1690 | 4800 | 1700 | 1110 |
21 | КамАЗ-5325 | -100 | 1700 | 4970 | 2170 | 1222 |
22 | КамАЗ-5325 | -100 | 1700 | 4800 | 2172 | 1222 |
23 | КрАЗ-255Б1 | 1700 | 1760 | 4400 | 1900 | 1128 |
24 | КрАЗ-255Б1 | 1700 | 1760 | 4350 | 1800 | 1200 |
25 | КрАЗ-260 | 1280 | 1800 | 4900 | 2000 | 1128 |
26 | КрАЗ-260 | 1280 | 1800 | 4800 | 2050 | 1128 |
27 | МАЗ-53371 | -200 | 1610 | 3900 | 2170 | 1220 |
28 | МАЗ-53371 | -200 | 1610 | 3830 | 2170 | 1220 |
29 | Урал-43202-01 | 1200 | 1400 | 3500 | 1800 | 1200 |
30 | Урал-43202-01 | 1200 | 1400 | 3400 | 2000 | 1200 |
Таблица 2 – Параметры цистерны и константы, необходимые для выполнения расчетов
Параметр | Значение |
Форма поперечного сечения цистерны | Эллиптическая |
Материал цистерны | Сталь Ст.3сп |
Плотность стали r, кг/м3 | 7800 |
Толщина обечайки и днищ, мм | 3 |
Высота горловины цистерны над обечайкой, мм | 400 |
Высота ложементов, на которые установлена цистерна, мм | 120 |
Высота проблескового маячка с кронштейном, мм | 300 |
Расстояние от наружной поверхности заднего днища цистерны до кромки платформы, мм | 0 |
Выступание сливного патрубка цистерны с задвижкой за задний габарит платформы, мм | 400 |
Расстояние от задней кромки защитного бампера цистерны до технологической арматуры (требование ДОПОГ) | Минимальное допустимое по |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Показатели массы ТС
"Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем ТС" (пункт 1.1 приложения № 8 к ТР ТС 018/2011).
Габаритные размеры ТС
"Максимальная длина не должна превышать: одиночного ТС категорий М1, N и О (прицеп) – 12 м" (пункт 1.1 приложения № 8 к ТР ТС 018/2011).
"Максимальная высота ТС категорий M, N, O не должна превышать 4 м" (пункт 1.3 приложения № 8 к ТР ТС 018/2011).
Маркировка автоцистерн
ДОПОГ устанавливает три элемента маркировки автоцистерн, осуществляющих перевозки опасных грузов:
1) информационные табло;
2) таблички оранжевого цвета (далее – ТОЦ);
3) маркировочные знаки.
Информационное табло, установленное для опасных грузов класса 9 (рисунок 1), в форме ромба, сторона которого должна быть не менее 250 мм, наносят на каждой боковой стороне и сзади ТС.
ТОЦ (рисунок 2) должна отвечать следующим требованиям:
- должна быть светоотражающими;
- иметь размеры, указанные на рисунке 2;
- в верхней части ТОЦ указывают идентификационный номер опасности ("90" – опасное для окружающей среды вещество; прочие опасные вещества);
- в нижней части ТОЦ указывают № ООН опасного груза – "3082";
- идентификационный номер опасности и № ООН должны быть нестираемыми и оставаться разборчивыми после пребывания в огне в течение 15 минут.
Автоцистерна (автопоезд-цистерна) должна иметь две ТОЦ: одну спереди, а другую – сзади ТС (автопоезда) перпендикулярно продольной оси ТС.
Рисунок 1 – Информационное табло опасного груза класса 9 | Рисунок 2 – Размеры и содержание ТОЦ | Рисунок 3 – Маркировочный знак вещества, опасного для окружающей среды |
Маркировочный знак вещества, опасного для окружающей среды (рисунок 3), должен отвечать требованиям в отношении размера и нанесения на ТС, установленным для информационного табло.
Перевозка пассажиров
В соответствии с ДОПОГ (раздел 8.3.1) "на транспортных единицах, перевозящих опасные грузы, запрещается транспортировать людей, кроме членов экипажа ТС".
Параметры цистерны
Вместимость V цистерны подсчитывается по ее внутренней (загрузочной) длине L12 и внутренней площади днища FД, при этом емкость горловины цистерны не учитывается:
V = 10–6 L12FД; FД = (b – 2S) (h – 2S), (2)
где b и h – ширина и высота цистерны соответственно;
S – толщина обечайки и днищ.
Собственная масса МЦ цистерны подсчитывается по:
- по площади внутренней поверхности обечайки цистерны FO и суммарной площади днищ цистерны FД;
- толщине S обечайки и днищ;
- плотности материала r, из которого изготовлена цистерна:
МЦ = 1,2´10–9 r S (FO + 2FД), (3)
где 1,2 – коэффициент, учитывающий массу горловины, крепежных деталей и технологического оборудования цистерны.
Обечайкой называют цилиндрическую оболочку замкнутого профиля, открытую с торцов. Площадь внутренней поверхности обечайки FO подсчитывается исходя из того, что обечайку изготавливают из листовой стали, размер заготовки L12 ´ LO, где LO – длина дуги поперечного сечения обечайки (цистерны). Для цистерн эллиптического сечения длина дуги эллипса LO подсчитывается по уравнению:
LO = . (4)
Масса МЦГ цистерны, заполненной мазутом, по вместимости цистерны V и плотности мазута, которую следует принять равной 1 г/см3:
МЦГ = МЦ + 1´V. (5)
Масса МЦГ цистерны с грузом не должна превышать грузоподъемность МГ базового автомобиля. Однако в случае перевозки опасных грузов она может быть увеличена на массу пассажиров из расчета, что масса одного пассажира (так же, как и масса водителя) составляет 75 кг:
МЦГ £ МГ + 75n, (6)
где n – число пассажирских мест автомобиля.
а) | б) |
Рисунок 4 – Расчетная база L1 двухосного (а) и трехосного автомобилей (б)
Размеры автоцистерны
Габаритные размеры автоцистерны отличаются от габаритных размеров базового автомобиля:
1) габаритная высота определяется высотой базового ТС (без учета высоты тента) или по горловине цистерны в зависимости от того, что оказывается выше;
2) габаритная длина увеличивается вследствие врезки в заднее днище цистерны патрубка с задвижкой для слива мазута и установки защитного бампера цистерны.
ВВЕДЕНИЕ
Значительная часть перевозок топлива котельного (мазута) носит сезонный характер на период отопительного сезона. Получила распространение практика перевозки мазута в съемных цистернах, которые устанавливаются в бортовые платформы транспортных средств (далее – ТС) категорий N2, N3, О3 и О4. По окончании отопительного сезона цистерны демонтируют, и ТС эксплуатируют по их основному назначению.
ТС, используемое для установки съемной цистерны, называют "базовым ТС", а ТС со съемной цистерной называют "автоцистерной".
Объект технической экспертизы – ТС категории N с бортовой платформой, в которую установлена съемная цистерна для перевозки топлива котельного (мазута). Корпус цистерны эллиптического сечения с плоскими днищами. В заднее днище вварен патрубок с задвижкой для опорожнения цистерны. Для удобства выполнения сливных операций задний борт бортовой платформы демонтирован, цистерна размещена в платформе с максимальным смещением назад (насколько позволяет загрузочная длина платформы).
Топливо котельное (мазут) является опасным грузом, требования к перевозке которого устанавливает ДОПОГ[1].
Топливо котельное (мазут) по классификации ДОПОГ является опасным грузом класса 9 "Прочие опасные грузы", № ООН 3082 "ВЕЩЕСТВО ЖИДКОЕ ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (топливо котельное (мазут))".
Часто на момент установки съемной цистерны в бортовую платформу ТС точные значения ее массы и емкости неизвестны. Эти показатели должны быть определены и сопоставлены с нормативами в результате технической экспертизы.
Цель технической экспертизы:
1) проверка соответствия автоцистерны требованиям технического регламента ТР ТС 018/2011[2] в отношении:
- показателей массы ТС;
- поперечной статической устойчивости;
2) проверка конструкции автоцистерны в соответствии с требованиями ДОПОГ.
ЗАДАНИЯ
В лабораторной работе исходные данные для технической экспертизы принимаются:
1) по варианту задания в соответствии с таблицей 1;
2) по характеристикам модели автомобиля (см. таблицу 1), приведенным в "Кратком автомобильном справочнике" (НИИАТ, 1994 г.).
Исходные данные, которые следует принять по "Краткому автомобильному справочнику", указаны в разделе "ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ" бланка заключения технической экспертизы (файл "ЛР- Z.2. ТС со съемной цистерной. Бланк заключения").
Кроме того, в расчет следует принять данные, указанные в таблице 2.
Таблица 1 – Варианты заданий для выполнения работы
Вариант | Автомобиль | Центр масс водителя, мм | Цистерна: размеры, мм | |||
абсцисса LB | высота hВ | длина L | ширина b | высота h | ||
1 | ГАЗ-3307 | 1100 | 1218 | 2500 | 1700 | 1200 |
2 | ГАЗ-3307 | 1100 | 1218 | 2600 | 1700 | 1200 |
3 | ГАЗ-53-12 | 1100 | 1218 | 2900 | 1810 | 1000 |
4 | ГАЗ-53-12 | 1100 | 1218 | 3000 | 1720 | 1000 |
5 | ЗИЛ-133ГЯ | 1300 | 1300 | 5270 | 2100 | 1080 |
6 | ЗИЛ-133ГЯ | 1300 | 1300 | 4500 | 2100 | 1080 |
7 | ЗИЛ-431410 | 1000 | 1270 | 3600 | 1720 | 1080 |
8 | ЗИЛ-431410 | 1000 | 1270 | 3540 | 1800 | 1100 |
9 | ЗИЛ-431510 | 1000 | 1270 | 3850 | 1720 | 1080 |
10 | ЗИЛ-431510 | 1000 | 1270 | 3800 | 1700 | 1100 |
11 | ЗИЛ-433100 | 1200 | 1320 | 3900 | 1720 | 1060 |
12 | ЗИЛ-433100 | 1200 | 1320 | 3760 | 1720 | 1080 |
13 | КамАЗ-43101 | -300 | 1930 | 3830 | 1720 | 1080 |
14 | КамАЗ-43101 | -300 | 1930 | 3900 | 1700 | 1080 |
15 | КамАЗ-43105 | -200 | 1930 | 4600 | 1660 | 1100 |
16 | КамАЗ-43105 | -200 | 1930 | 4760 | 1600 | 1100 |
17 | КамАЗ-5315 | -100 | 1690 | 4800 | 1750 | 1120 |
18 | КамАЗ-5315 | -100 | 1690 | 4700 | 1800 | 1128 |
19 | КамАЗ-5320 | -100 | 1690 | 4900 | 1700 | 1120 |
20 | КамАЗ-5320 | -100 | 1690 | 4800 | 1700 | 1110 |
21 | КамАЗ-5325 | -100 | 1700 | 4970 | 2170 | 1222 |
22 | КамАЗ-5325 | -100 | 1700 | 4800 | 2172 | 1222 |
23 | КрАЗ-255Б1 | 1700 | 1760 | 4400 | 1900 | 1128 |
24 | КрАЗ-255Б1 | 1700 | 1760 | 4350 | 1800 | 1200 |
25 | КрАЗ-260 | 1280 | 1800 | 4900 | 2000 | 1128 |
26 | КрАЗ-260 | 1280 | 1800 | 4800 | 2050 | 1128 |
27 | МАЗ-53371 | -200 | 1610 | 3900 | 2170 | 1220 |
28 | МАЗ-53371 | -200 | 1610 | 3830 | 2170 | 1220 |
29 | Урал-43202-01 | 1200 | 1400 | 3500 | 1800 | 1200 |
30 | Урал-43202-01 | 1200 | 1400 | 3400 | 2000 | 1200 |
Таблица 2 – Параметры цистерны и константы, необходимые для выполнения расчетов
Параметр | Значение |
Форма поперечного сечения цистерны | Эллиптическая |
Материал цистерны | Сталь Ст.3сп |
Плотность стали r, кг/м3 | 7800 |
Толщина обечайки и днищ, мм | 3 |
Высота горловины цистерны над обечайкой, мм | 400 |
Высота ложементов, на которые установлена цистерна, мм | 120 |
Высота проблескового маячка с кронштейном, мм | 300 |
Расстояние от наружной поверхности заднего днища цистерны до кромки платформы, мм | 0 |
Выступание сливного патрубка цистерны с задвижкой за задний габарит платформы, мм | 400 |
Расстояние от задней кромки защитного бампера цистерны до технологической арматуры (требование ДОПОГ) | Минимальное допустимое по |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Этап I. Показатели массы и размеры автоцистерны
1. Ознакомление с требованиями нормативных документов, на которые сделаны ссылки в методических указаниях к работе.
2. Расчетное определение показателей массы автоцистерны в следующей последовательности:
а) вместимость V (2) цистерны, а также ее собственную МЦ (3) и (4) и полную МЦГ (5) массы;
б) снаряженная масса автоцистерны МС (7) и ее распределение по осям МС1 и МС2 (8) (абсциссу центра масс цистерны LЦ определить самостоятельно по размерам базового автомобиля в соответствии с рисунком 5);
в) полную (максимальную) массу автоцистерны МА (9) и ее распределение по осям МА1 и МА2 (10)
3. Расчет габаритных длины и высоты автоцистерны выполните самостоятельно по размерам базового автомобиля, цистерны, элементов ее конструкции и деталей крепления цистерны, а также с учетом установки защитного бампера цистерны.
4. Рассчитанные показатели масс и размеры автоцистерны занесите в столбец "фактическое" раздела "РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ" бланка заключения. Заполните соответствующие графы столбца "нормативное" бланка заключения. Если для показателя не установлено нормативное значение, в соответствующих графах столбца "нормативное" поставьте прочерки. Точность подсчитанных значений показателей должна соответствовать принятой в технической литературе (чрезмерная точность не допускается).
5. Сопоставьте нормируемые показатели масс автоцистерны с их нормативными значениями. Сделайте вывод о соответствии (несоответствии) автоцистерны установленным требованиям. Укажите конкретный показатель (показатели) значение которого выше или ниже нормы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 533.