Земельный налог
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
К особенностям местных налогов относится то, что:
· некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории (земельный налог, налог на имущество физических лиц), конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;
· другая часть налогов может вводиться районными и городскими органами государственной власти (местные лицензионные сборы).
Основой формирования доходов местных бюджетов является поступление налогов и перераспределение сумм в соответствии с решением местных органов власти.
Самым важным и главным налогом местного бюджета является земельный налог.
Закон РФ от 11.09.91г. № 1738-1 «О плате за землю» 01 января 2006 года утратил силу. Исключение составляет лишь статья 25 этого закона, определяющая такое понятие, как нормативная цена земли, и необходимость ее введения.
Таким образом, с 01 января 2006 года земельный налог взимается на территориях муниципальных образований (территории города федерального значения Санкт-Петербург) только на основании главы 31 «Земельный налог» НК РФ. И только при условии, что соответствующими представительными органами муниципальных образований (законодательным (представительным) органом государственной власти города федерального значения Санкт-Петербург) приняты решения о введении этого налога на подведомственной территории.
В соответствии с главой 31 налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, который признаётся объектом налогообложения по состоянию на 01 января отчётного года.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется на основании кадастровой оценки земли по состоянию на 01 января календарного года, за который уплачивается налог. Эта оценка основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального назначения.
Кадастровую оценку земельных участков ежегодно должны проводить территориальные органы Роснедвижимости, которым поручено вести Государственный земельный кадастр (ГЗК) (постановление Правительства РФ от 19.08.04г. № 418).
Кадастровая стоимость, зафиксированная в Едином государственном реестре земельных участков, должна быть доведена до сведений налогоплательщиков не позднее 01 марта отчётного года.
Сведения, которые внесены в ГЗК, носят открытый, общедоступный характер. Они предоставляются заинтересованным лицам в виде выписок из ГЗК или в виде копий документов, которые хранятся в кадастровом деле. Правила предоставления сведений из ГЗК утверждены постановлением Правительства РФ от 02.12.2000г. № 918.
Для того, чтобы получить сведения из ГЗК, необходимо представить заявление в территориальный орган Роснедвижимости. В заявлении следует указать объём и характер запрашиваемых сведений, форму предоставления и способ доставки. К заявлению необходимо приложить квитанцию об оплате услуг по предоставлению сведений.
В качестве налогового периода по земельному налогу признаётся календарный год, а отчётными периодами – первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. Право устанавливать отчётные периоды предоставлено муниципальным властям. Они же устанавливают и конкретный срок уплаты налога. Но в любом случае этот срок должен быть установлен не ранее 01 февраля года, следующего за истёкшим налоговым периодом ( п. 1 ст. 397 НК РФ).
Для отдельных категорий земель установлены максимальные размеры налоговых ставок в процентах от налоговой базы (кадастровой стоимости).
Налоговая ставка не может превышать 0,3 % для следующих категорий земель:
· используемых для сельскохозяйственного производства;
· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ;
· предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков ставка налога не должна быть выше 1,5 %.
Решения о конкретных ставках земельного налога принимают муниципальные власти. Они уже могут устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории и разрешённого использования земельных участков.
Если муниципальными властями установлены отчётные периоды, то налогоплательщики должны исчислять авансовые платежи. Расчёт этих платежей, изложенный в пункте 6 статьи 396 НК РФ, приведён для случая, когда отчётным периодом определён квартал. Тогда авансовые платежи налогоплательщики исчисляют как ¼ соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
На величину налоговой базы влияют льготы по земельному налогу. Они могут быть предоставлены в виде:
· суммы, не облагаемой земельным налогом;
· площади земельного участка, не подлежащего налогообложению;
· освобождения от налогообложения.
Льготы, которые закреплены в главе 31 НК РФ, могут быть дополнены представительными органами муниципальных образований. В своих законодательных актах они могут закрепить дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Приказом Минфина России от 23.09.05г. № 124н утверждены новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок её заполнения. Отчитаться по этой форме налогоплательщикам предстоит по итогам 2006 года. В приложении 2 к порядку заполнения декларации приведены коды налоговых льгот.
За каждый отчётный период налогоплательщики представляют в налоговые инспекции расчёты по авансовым платежам по земельному налогу по форме, утверждённой приказом Минфина России от 19.05.05г. № 66н. расчёты представляются в налоговые инспекции, которых налогоплательщики состоят на учёте по местонахождению земельных участков.
Налогоплательщики – организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Форма налоговой декларации по налогу утверждается Минфин РФ.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Расчёты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом.
Налогоплательщик может являться владельцем земли не целый год, а только несколько месяцев в году. В этом случае при расчёте земельного налога такой налогоплательщик применяет понижающий коэффициент К2.
Если право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается как полный. Если же эти права возникли после 15-го числа, то этот месяц в расчёт не принимается.
Обязанность по уплате земельного налога возникает у налогоплательщиков или утрачивается с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельный участок (письма Минфина России от 25.05.05г. № 03-06-02-04/33 и от 10.06.05г. № 03-06-02-04/41). Моментом государственной регистрации права является день, когда в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись.
Величина коэффициента К2 рассчитывается по формуле
, (1)
где n – число полных месяцев, в течение которых земельный участок находился
в собственности налогоплательщика.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 200.