Понятие зависимости, закономерности и закона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отрасль любой науки для верного понимания своего предмета должна опираться на объективные законы его существования.

Основой изучения организаций должно быть знание, так называемых, организационных законов, характеризующих внутренние процессы в них.

С точки зрения системного подхода любой управленческий процесс можно представить в виде «чёрного ящика» (рисунок 1.43).

Рисунок 1.43 – Представление зависимости

Зависимость 1 – это реакция результата на входное воздействие.

Зависимость 2отражает влияние изменения результата на начальные факторы .

Следовательно, существование организационных процессов обусловлено зависимостями между элементами организации.

Зависимость – это связь между переменными величинами, отражающее их взаимное влияние.

Синонимом зависимости является термин закономерности.

Устойчивую закономерность называют законом. Закономерность превращается в закон, будучи зафиксирована официально, являясь общепринятой нормой, получив признание в научных кругах

Зависимости могут быть: кратковременными и долговременными. В экономических системах эта разница хорошо заметна.

Различают следующие виды зависимостей:

Объективные, существующие независимо от воли и знания людей.

Субъективные зависимости, которые формируются самими людьми в целях достижения определённого результата. Зависимости заработной платы от производительности труда.

1. Общие законы, которыми можно охарактеризовать все без исключения объекты и процессы, существующие в реальном виде.

2. Особые законы, касающиеся определённого класса объектов или процессов. Иногда эти законы можно распространить и на другие классы объектов.

3. Частные законы, характеризующие исключительно объекты и процессы одной эпической системы.

Закономерность является частью закона, однако она может приниматься и самостоятельно. Это связано с тем, что большинство законов не являются однородными, а представлены функциональными распределениями (рисунок 1.44).

 

1Закон синергии

Закон синергии имеет следующую формулировку – для любой организации существует такой набор составляющих, при котором её потенциал всегда будет существеннее больше суммы потенциалов элементов, либо существенней меньше её. В первом случае будет иметь место положительный синергизм, а во втором - отрицательный.

Задачи исследователя является отыскание такого набора компонентов, который обеспечил бы максимальный эффект положительной энергии.

В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы называется синергией. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия имела бы созидательный характер. Закон синергии может быть реализован в трех вариантах

Первый вариант. Руководитель и подчиненные ничего не знают о дан­ном законе. Результат стихийного действия закона. Руководитель и персонал, заботясь о процветании своей компании и исходя из имеющихся средств, основное внимание будут обращать на личные и профессиональные ка­чества вновь принимаемых специалистов, а также на технические харак­теристики приобретаемого оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микрокли­мат коллектива и его отдача будет неполной.

  Вследствие же отсутствия требуемой подготовки у персонала первоклассное быстродействующее оборудование не будет использоваться результативно. Таким образом, потенциал многих приобретенных элементов будет давать в сумме мень­ший, чем запланировано.

Второй вариант.

Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Результат действия закона. Руководитель будет стараться приобре­сти или правильно распределить ресурсы в организации для достижения гармонии и получения положительного синергетического эффекта. Под­чиненные же могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и будут сопротивляться, согласно закону самосохранения. Ибо не всегда непрофессионал в области управления может правильно понять маневр руководителя. Поэтому с целью подбора персонала в кон­кретный коллектив руководитель должен иметь своеобразное досье на каждого работника, с тем чтобы качества нового работника сразу на­шли бы там свое место и не создали неудобств для уже работающих. Од­нако многие работники будут с неохотой давать достоверную и подроб­ную информацию о себе. Например, такая ситуация произойдет, если руководитель приобретет для провинциальной нотариальной конторы старые, но емкие шкафы вместо современных компьютеров (старые шка­фы могут существенно усилить порядок документооборота, а компью­тер будет играть второстепенную роль). Это самый плохой вариант, при­водящий к непониманию персоналом действий руководителя.

Третий вариант .

 Руководитель и подчиненные знают о законе синер­гии. Результат действия закона будет самым благоприятным. Все работ­ники в рамках своих полномочий и ответственности будут с пониманием относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и ресурсов. Кроме того, подчиненные будут стремиться к самосовершен­ствованию для достижения синергии.

Синергия — это, прежде всего, бла­гоприятный климат, творческая работа и прибыль. Признаки достижения синергии в организации. Довольно трудно за­ранее спроектировать условия достижения синергии и оценить возмож­ное увеличение общего потенциала организации. Синергетический эф­фект пока не измеряют. Однако проводятся накопления статистических данных о его влиянии, формируются простейшие модели условий его достижения. В качестве элементов такой модели можно привести ряд признаков, характеризующих наличие синергии:

• хорошее настроение в коллективе;

• снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;

• поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

• сокращение технологического цикла;

• использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании;

• частичный отказ от услуг сторонних организаций;

• рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;

• усиление интереса работников к повышению профессионального образования; • активное приобретение акций своей компании; • выработка и поддержка традиций организации; • усиление технологической и организационной дисциплины; • усиление лояльности к своей организации и непосредственному ру­ководству; • сокращение количества оперативных (в том числе организацион­ных) вопросов, включаемых в повестку совещаний, и увеличение количе­ства стратегических вопросов (продвижение товара на рынки и стимули­рование сбыта, качество товаров и услуг, новые виды товаров и услуг); • уменьшение усталости работников; • устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям; • благотворительная деятельность; • постоянный спрос на продукцию; • выполнение бизнес-плана; • приветливость работников.

Таким образом, чтобы реализовать закон синергии, руководитель должен создать в своей организации систему. Для успешной реализации закона синергии существуют такие методы, как:

• «вопросы и ответы» — наиболее простой в организационном ис­полнении. Его реализация может быть частично формализована с помо­щью компьютера путем создания информационной базы возможных воп­росов, ответов и последствий их реализаций;

«конференция идей» — весьма перспективный, в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. Важны­ми принципами данного метода являются следующие:

- число участников в пределах 4—12 человек,

- запрещаются иронические замечания, критика, в том числе и позитивная,

- для обсуждения формулируются одна-две зависимые друг от друга задачи,

- продолжительность конференции 30—50 мин,

- ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных;

• «мозговая атака»— данный метод наиболее распространен в США. В основе его лежит стимулирование подсознания, которое является неис­сякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей.

 

1. Стихийное проявление закона синергии, когда люди внутри организаций не знают о его существовании. В этом случае каждый последующий компонент организации будет стремиться к повышению своего потенциала. Однако фактическое их взаимодействие может не сводиться к появлению эффекта синергии. В связи с конфликтами запутанными системами коммуникаций, разнородность целей и т.п.

2. Если о существовании закона стоит высшее руководство организации, а остальные работники не осведомлены, в таком случае руководитель или консультант будет стремиться сформировать рекомендации и подобрать состав организации, так чтобы он обеспечил синергический эффект. Однако эти действия могут столкнуться либо с дефицитом ресурсов, либо с сопротивлением людей.

3. Закон проявляется в случае осведомлённости всех членов организации, каждый сотрудник будет стремиться к повышению своего потенциала в нужную сторону и в повышении эффективности своего взаимодействия с другими лицами.

Признаком существования синергетического эффекта в первую очередь является благоприятный моральный климат в коллективе. Для достижения эффекта синергии лучше привлекать группу экспертов.

Закон самосохранения

Закон самосохранения имеет следующую формулировку – каждая организация стремиться сохранить своё существование и использует для этого весь свой потенциал.

Для анализа положения организации очень важен показатель “уровень самосохранения” (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объем ресурсов удержания.

Соотношение (3.3) аналогично рентабельности выпускаемой продукции.

Представляют практический интерес семь уровней самосохранения (табл. 3.2).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 194.