Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением. Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее, например сказки, картинки, стихотворения. Так, для беседы с ребенком об осознании им нормы поведения «надо делиться с другими» выбирают стихотворение Е.Благининой «Подарок» и составляют вопросы: Какая игрушка была у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала лягушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?
Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл.
2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, также, как и эксперимент. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы малыш не переутомился и не потерял к ней интерес.
4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.
5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Здесь, как и в эксперименте, функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.
Приведем протокол беседы с Таней 3. (6 лет 4 мес), в которой изучались игровые предпочтения.
Экспериментатор: Таня, в какие игры ты любишь играть?
Таня молчит, смотрит в сторону.
Э. Есть ли у тебя любимые игрушки?
Таня. Складывать из кубиков.
Э. Какие у тебя есть игрушки?
Таня. Собака с пищалкой... лисичка... мишка.
Э. Какая из них самая любимая?
Таня (долго молчит, говорит очень тихо). Собачка.
Э. Как же ее зовут?
Таня молчит, отводит взгляд в сторону.
Э. У нее нет клички?
Таня. Нет.
Э. Где она у тебя живет?
Таня (неуверенно). На полке.
Э. Как ты играешь с этими игрушками?
Таня молчит.
Э. В какие игры ты с ними играешь?
Таня (долго молчит, хмурится, пожимает плечами). Не знаю.
Э. Ты любишь играть одна или с другими детьми, взрослыми?
Таня (долго молчит). С гостями.
Э. Как зовут твоих гостей? Кто они?
Таня. Настя и Паша. Паша — брат, Настя — его сестра.
Э. С кем ты любишь играть в группе?
Таня (долго молчит, говорит тихо). С Мариной.
Э. Кем ты чаще всего бываешь в играх? Таня долго молчит.
Э. Например, в игре в «семью»?
Таня. Дочкой.
Э. Кем бы ты хотела быть в играх?
Таня долго молчит.
Подчеркнем, что в протоколе, помимо содержания беоеды, фиксируют характер ее протекания: насколько уверенно, охотно,, увлеченно отвечает ребенок на каждый вопрос, насколько он заинтересован ее содержанием.
Достоинствами беседы являются:
• возможность одновременно исследовать многие стороны психики ребенка;
• возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном ребенке, так и о группе детей;
• возможность глубже понять психику малыша с помощью варьирования условий, т.е. применения разнообразного материала;
• возможность повторного проведения с целью выяснения возрастных изменений. Так, узнают, изменилось ли отношение дошкольника к нормам морали, насколько полнее и точнее он стал осознавать правила поведения.
Метод беседы имеет и недостатки. К ним относятся:
• проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с ребенком, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя;
• возрастные ограничения в применении беседы обусловлены тем, что ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.
Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.
Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам: (Краткий словарь по социологии).
Опросный лист представляет из себя систему вопросов, направленных на выявление количественно – качественных характеристик предмета исследования.
Все вопросы анкет можно классифицировать по разным основаниям.
Классификация вопросов анкет.
По содержанию:
1. Вопросы о фактах сознания выявляют:
- мнения родителей;
- пожелания;
- ожидания;
- планы на будущее и т.п.
2. Вопросы о фактах поведения выявляют:
- поступки;
- действия;
- результаты деятельности.
3. Вопросы о личности выявляют:
- пол;
- возраст;
- образование и др.
По функциям:
1. Основные вопросы. Сбор информации о содержании исследуемого явления.
Например: «Читаете ли Вы журнал «Дошкольное воспитание?»
- всегда;
- иногда;
- никогда.
2. Неосновныевопросы:
а) Вопросы – фильтры; уточняют ответ на основной вопрос.
На выявление адресата основного вопроса.
Например: «Знакомы ли Вы с последним номером журнала»,
б) Косвенные вопросы.
На проверку искренности ответа.
Например: «Какие из материалов последнего номера журнала Вы считаете очень важными?»
По форме:
1. Открытые.
Ответ дается в свободной форме (зависит от компетенции отвечающего).
«Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать»
Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах высказывания:
- почему именно так?
2. Закрытые.
На вопрос дается полный набор вариантов ответов.
а)Альтернативные вопросы. Выбирается один вариант ответа.
Например: «Занимаетесь ли Вы спортом?»:
- регулярно;
- иногда;
- никогда.
б) Неальтернативные вопросы. Можно выбрать несколько вариантов ответов.
Например: «Какие черты Вам больше всего нравятся в Вашем ребенке?»
- организованность;
- честность;
- оптимизм;
- какие ещё?
А также по форме:
1. Прямыевопросы:
В содержание вопроса включено то, что интересует исследователя.
Например: «Каков современный ребенок?», «Насколько Вы удовлетворены работой в д/с?»
- вполне удовлетворен;
- скорее да, чем нет;
- скорее нет, чем да;
- нет;
- не знаю.
«Нравится ли Вам профессия воспитателя?»
- Да,
- нет,
- не знаю.
2. Косвенные вопросы.
В содержание вопроса включается воображаемая ситуация, цель вопроса от испытуемого
скрыта.
Например: «Что думают ваши знакомые о современных детях?»
Предположим, что ваш знакомый занят выбором специальности, посоветовал ли ты ему свою специальность?
- да;
- нет;
- не знаю.
«Согласны ли Вы с утверждением, что профессия воспитателя одна из лучших?»
- да;
- нет;
- не знаю.
Кроме того необходимо охарактеризовать ещё один вид специально выделенных вопросов. Это
Ш К А Л И Р О В А Н Н Ы Е В О П Р О С Ы |
Отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов.
Например: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками Вы считаете эффективными?»
№ п/п | Мотивационные средства | Очень эффект. | Достат. эффект. | Мало эффект. |
1. | Поручение ответственных заданий. | |||
2. | Требование самостоятельности в выполнении заданий. | |||
3. | Советы по выполнению задания. | |||
4. | Указание на определенные возможности и способности ребенка. | |||
5. | Знакомство с работами других детей. | |||
6. | Популяризация успехов отдельных детей. | |||
7. | Общественная похвала. | |||
8. | Собственный пример взрослого. | |||
9. | Другие средства (какие?). |
В вопросах анкеты могут быть использованы разные шкалы ответов.
Например: «Трудно ли Вам заговаривать с незнакомыми?»
Очень трудно Да
Да Достаточно трудно Скорее да, чем нет
Нет Не очень трудно Скорее нет, чем да
Не очень легко Нет
Достаточно легко Не могу сказать
Очень легко
Вопросы могут быть сконструированы в виде поперечных профилей.
Например: «Как Вы относитесь к новациям в воспитании детей?»
1. | Проявляю очень большой интерес. | 5 4 3 2 1 0 | Совсем не проявляю никакого интереса. |
2. | Очень стараюсь их применять в своей работе. | 5 4 3 2 1 0 | Совсем не применяю. |
3. | Очень стараюсь сам предложить новые формы работы. | 5 4 3 2 1 0 | Совсем не предлагаю. |
Например: «Оцените качества характера Вашего товарища».
1. | Настойчивый | 5 4 3 2 1 | Ненастойчивый |
2. | Самостоятельный | 5 4 3 2 1 | Несамостоятельный |
3. | Аккуратный | 5 4 3 2 1 | Небрежный |
4. | Организованный | 5 4 3 2 1 | Неорганизованный |
5. | Трудолюбивый | 5 4 3 2 1 | Ленивый |
6. | Ответственный | 5 4 3 2 1 | Безответственный |
7. | Принципиальный | 5 4 3 2 1 | Беспринципный |
8. | Правдивый | 5 4 3 2 1 | Лицемерный |
9. | Спокойный | 5 4 3 2 1 | Беспокойный |
Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков.
Иллюстрации могут выполнять психо -физиологические функции: снимать утомление, переключать внимание – опрашиваемого на новую тему, пояснять содержание вопроса.
Например: «Какое выражение лица соответствует Вашему ощущению настроения в данный момент?»
Вопросы о непосредственно социальном окружении опрашиваемого – о коллективе, семье, круге общения могут быть изображены в виде концентрических окружностей.
Например: «Круги, которые Вы видите представляют собой твою группу».
А. Определи свое место в группе Б. Отметь место, где Ты хотел бы быть?
Вопросы можно сопроводить двумя колонками ответов, составленных на основе принципа противоположности.
Например: «Что Вам нравится или не нравится в Вашей будущей специальности?».
А) Что мне нравится: | Б) Что мне не нравится: |
а – возможность учить, воспитывать | а – необходимость учить, воспитывать |
б – общественное значение труда | б – низкая общественная оценка труда |
в – разнообразная деятельность | в – однообразная деятельность |
Положительные и отрицательные суждения должны быть сбалансированы при формулировке оценочных ответов.
Например: «Что Вам нравится и что не нравится на родительских собраниях в детском саду?
А) Что мне нравится: | Б) Что мне не нравится: |
а – возможность получать конкретные советы | а – не дается конкретных советов |
б – возможность творческого обмена опытом | б – нет суждений опыта родителей |
Вопросы могут быть ориентированы на анализ специфических ситуаций.
Например: «Опишите ситуацию, в которой Вы принимали участие, исход её».
а – самую трудную и легкую ситуацию.
б - самую эффективную и наименее эффективную.
С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой – либо деятельности.
Например: «Выберите одно из приведенных ниже суждений в наибольшей степени отражающих Ваше отношение к профессии».
А – Хороша любая работа, если она хорошо организована.
Б – Хороша лишь та работа, которая оплачивается.
В – Главная ценность труда в его общественной полезности.
Г – Хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей.
Д – При несогласии с суждениями выскажите свое (Какое?).
АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ продуктов деятельности как метод наследования широко применяется в педагогическом исследовании. Что можно анализировать?
1.Документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. ИСТОЧНИКИ информации:
- классные журналы,
- книги протоколов собраний и заседаний,
- расписания учебных занятия,
- правила внутреннего распорядка,
- календарные и поурочные планы учителей,
- конспекты уроков,
и. т.д.
В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные связи, зависимости между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание и работоспособностью.
2. Изучение продуктов деятельности детей (учеников).
- домашние и классные работы,
- сочинения,
- рефераты,
- отчеты,
- результаты изобразительного творчества / рисунки, работы по
аппликации, лепке, поделки ,
- продукты музыкальной деятельности :исполнительство и творчество
в песне, танце, игре на музыкальных инструментах,
- результаты речевого творчества /сказки, пересказ, стихи/
- результаты технического творчества и т.д.
Данный анализ позволяет изучить индивидуальные особенности учеников наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и др. качества, мотивы деятельности.
2 вопрос. Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:
1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например, изучить отношение детей к взрослым и сверстникам, проявляющееся в их рисунках.
2.В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых.
З. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. одинаковый материал, инструмент и т.д.
4. При получении продукта поддерживают естественные условия. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться , чтобы не повлиять на него.
5.В случае необходимости разрабатывают способы Фиксации процесса
создания продукта, действий, печи и эмоциональных реакций.
6.В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к испытуемому для беседы о полученном продукте, например, о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой.
7. Критерии опенки полученного продукта деятельности разрабатываются в соответствии с поставленной целью.
3 вопрос.
Достоинства:
1.Возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал.
2.Возможность неоднократного повторения для выяснения того ,насколько закономерен полученный факт.
3.Сохранение естественности в проявлении особенностей испытуемых.
Недостатки:
1.Можно применять только тогда, когда испытуемый уже начал овладевать определенным видом деятельности.
2.Обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности.
Тестирование
Дата: 2018-12-28, просмотров: 325.