Объект и предмет исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическая действительность бесконечно разнообразна. Ученый же должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит, в том объекте, на который направлено его внимание, главный, ключевой пункт, аспект или связь он может пойти сразу во всех направлениях. Поэтому необходимо различать с одной стороны всю объективную сферу, на которую направлено внимание исследователя, а с другой то, относительно чего он обязуется получить новое педагогическое знание.

Объект исследования - это та достаточно широкая область научной деятельности, в рамках которой ведется исследование. Объект - это то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователем. В качестве объекта педагогического исследования может быть выбран, например целостный учебно-воспитательный процесс или обучение какому-либо конкретному предмету (система внеклассной работы в школе, обучение рассказыванию в детских садах и т.д.).

Определяя объект исследования следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования - это конкретная взятая сторона, часть объекта, которая исследуется наиболее глубоко и тщательно. Так, если объектом исследования выбран учебно - воспитательный процесс, то в качестве предмета может быть его содержание, или, например, методы, стимулирующие творческую деятельность детей.

Определяя предмет исследования необходимо ответить на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

Цель и задачи исследования

После того, как исследователь выделяет то, что является объектом и предметом исследования, необходимо уточнить цель исследования. Цель - это представление о результате.

Ставя перед собой цель - человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат.

Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Формулировка цели обычно начинается со слов:

- определить

- обосновать

- создать

- выявить

- проверить и т.д.

Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы.):

1) решение определенных теоретических вопросов входящих в общую проблему (например) выявление сущности исследуемого понятия, явления, разработка критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.

2) экспериментальное изучение практики решения данной проблемы выявление ее типичного состояния, типичных черт передового опыта и д.р.

3) обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи;

4) экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения
соответствия ее критериям оптимальности, т.е. достижения максимально
возможных в соответствующих условиях результатов в решении этой задачи при
определенных затратах времени и усилий педагогов и детей.

5) Разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике.

Например;

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по организации и приемам стимулирования учебно-творческой деятельности учащихся в процессе решения творческих задач по естественному циклу предметов.

2. Отобрать и структурировать педагогические приемы и правила в виде эвристических предписаний для учащихся.

3. Проверить экспериментально эффективность применения эвристических
предписаний для решений определенного класса задач в обучении физике, химии, биологии в старших классах.

4. Проанализировать и обобщить результат экспериментально-исследовательской работы.

 Гипотеза и защищаемые положения.

Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

 В процессе разработки гипотеза конкретизируется.

Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в первую очередь в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие.

Научные истины всегда парадоксальны. Гипотеза, будучи средством перехода старого знания к новому, неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. Во всяком случае то, что и так всем очевидно, что не требует доказательств — не гипотеза. Бабанский Ю.К. указывает, что возможны два типа гипотез.

I тип - описательные гипотезы в которых описываются причины и возможные следствия.

II тип - объяснительные; в них дается объяснение  возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснительные обладают таким свойством.

Например, гипотезы в педагогическом исследовании могут предполагать, что одно из средств будет более эффективным, чем другое средство. Однако в предположении не объясняется данное явление, а просто предполагается, что эксперимент докажет эту большую эффективность. Более высокий уровень предсказания состоит в том, что автор исследования высказывает гипотезу о том, что какая-то система мер будет не только лучше другой, но из ряда возможных систем, она окажется оптимальной с точки зрения определенных критериев и не только результативности, но и экономного расходования времени, усилий, средств и пр.

«Если процесс обучения в разно уровневых классах будет основана на ..., где будут учтены …, то такая методика обеспечит….»

«Проведение (организация, внедрение и т.п.) ……. будет способствовать…..

при условии …….1)…….2)……3)……..





Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.