НАБЛЮДЕНИЕ - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
В педагогической и психологической литературе описываются следующие виды наблюдений.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. | ОПОСРЕДОВАННОЕ используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми = сообщения воспитателя = магнито-кино-видео записи. |
ОТКРЫТОЕ /ЯВНОЕ/ наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц =. поведение ребёнка, знающего, что за ним наблюдают, меняется = важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась | СКРЫТНОЕ наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. = использование скрытых камер и т.д. |
ВКЛЮЧЕННОЕ/ПРИЧАСТНОЕ/ наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. | НЕ ВКЛЮЧЕННОЕ /НЕ ПРИЧАСТНОЕ/ исследователь ведет наблюдение извне. |
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ /сплошное/ Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления деятельности ребёнка. = дневники родителей = дневники педагогов | НЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ /выборочное/ наблюдается какой-либо один процесс, какое либо одно явление. = навыки общения воспитателя с ребёнком = речь ребёнка |
ДОЛГОВРЕМЕННОЕ Наблюдение при изучении развития детей в течение нескольких лет | КРАТКОВРЕМЕННОЕ Разные варианты: а/ наблюдение деятельности ребёнка в определенное время, в течение одного часа... б/ наблюдение для замера интервалов времени, частотности событий и т.д. |
КАУЗАЛЬНОЕ /причинное/ наблюдение отдельных случаев, которые имеют интерес. наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем. = наблюдение за возбудимым ребёнком. | ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ Фиксируются отдельные факты поведения, например, типичные для данного ребёнка. |
ВНЕШНЕЕ /наблюдение со стороны/ Способ сбора данных о другом человеке путем наблюдения за ним со стороны. | ВНУТРЕННЕЕ /самонаблюдение/ Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями. |
Приведенная выше классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения, оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.
2. Условия проведения наблюдения:
1/ Перед любым наблюдением формулируется цель: какой процесс или явление будет изучаться, например, сформированность культурно-гигиенических навыков.
2/ В зависимости от цели исследования выбирается объект /испытуемый соответствующего пола и возраста/ и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение: /например, в режимных процессах - при приеме пищи, умывании, одевании и раздевании/
3/ При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни испытуемых, для этого следует предварительно познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде ними за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда испытуемые ведут себя раскованно и естественно.
4/ С той же целью сохранить естественные условия исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого, который не знает, что за ним наблюдают.
5/ Для получения дополнительной информации об испытуемом важно побеседовать с людьми, которые хорошо знают испытуемого, после того, как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученного материала.
Нужно помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Коли в отношении испытуемого сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайное. И, наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать внимание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.
6/ Наблюдение даёт объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за испытуемым наблюдают не меньше 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены, от многих попутных явлении, важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайность от закономерности.
7/ Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить "фотографическую запись всех фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.
Обратите внимание на протоколы наблюдений, внимательно прочтите их и проанализируйте. При анализе определите:
1/ что фиксируется;
2/ как фиксируется, /с.9 Урунтаева/
Протокольная запись дословно фиксирует все высказывания в прямой / не косвенной!/ речи без исправления ошибок, указывается также интонация, сила голоса. В протоколе отмечают высказывания взрослых и сверстников, контактирующих с ребёнком. Кроме речи, направленное к ребёнку, в протоколе отражают действия и эмоции окружающих, вызывающие его реакцию. Таким образом; наблюдения фиксируют целостную ситуацию, в которую включен испытуемый.
Группы проявлений, которые фиксируются в дневнике:
- речь /высказывания - наблюдаемого взрослым, сверстникам/
интонация, сила голоса, словесные реакции
- мимика, пантомимика
- поведение /действия, поступки/
- деятельность
Протоколирование может осуществляться с помощью условных значков, стенографирования, а также может осуществляться магнитофонная запись, фото-, кино-видео регистрация.
3. ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ ВЫГЛЯДИТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
№ п/п! | Содержание | Процедуры |
1 | Определить задачу и цель наблюдения | Для чего с какой целью? |
2 | Выбрать объект, предмет и ситуацию. продумать план, систему категорий | Что наблюдать? |
3 | Выбрать способ наблюдения - менее влияющий на исследуемый объект - наиболее эффективный | Как наблюдать? |
4 | Выбрать способ регистрации | Как вести запись? |
5 | Полученную информацию обработать и объяснить | Каков результат? |
Особенности методов опроса: понятия о беседе и анкетировании как методах исследования, требования к их проведению, требования к оформлению анкет
Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.