ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (Краткий конспект лекций)
Понятие и признаки государства.
Понятие государства:
Государство - это единая социально-политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию страны и ее население, посредством выработки общеобязательных правил поведения, располагающая специальным аппаратом управления и обладающая независимостью.
Признаки государства:
ТЕРРИТОРИЯ
Территория – это пространство на которое распространяется юрисдикция данного государства.
Территория государства включает фактическую и юрисдикционную территории.
Под фактической территорией понимается территория государства в географическом смысле -пространство в пределах государственных границ. Фактическая территория государства включает в себя поверхность земли, недра, внутренние реки и моря, прибрежные зоны, воздушное пространство над землей и водами.
Под юрисдикционной территорией понимается территория государства в юридическом смысле. К юрисдикционной территории государства наряду с фактической относятся участки местности в географическом смысле не относящиеся к данному государству, но подпадающие под его юрисдикцию в силу действующих международных договоров и соглашений (дипломатические представительства, военные корабли и самолеты, полярные станции на материке Антарктида).
НАСЕЛЕНИЕ
Население – это люди, находящиеся на территории государства и подпадающие под его юрисдикцию.
Население состоит из граждан – лиц связанных с государством устойчивой политико-правовой связью, сохраняющейся независимо от места фактического нахождения гражданина и не граждан (иностранцев, лиц без гражданства) – лиц связанных с государством в силу своего фактического нахождения на государственной территории. Выезд за пределы территории государства как правило приводит к разрыву связи не гражданина с государством, за исключением случаев прямо предусмотренных в соответствующих межгосударственных соглашениях и других международных актах (взаимные обязательства государств связанные с выдачей преступников, алиментными отношениями и т.д.). Граждане государства в отличие от не граждан обладают «гражданской прерогативой» - комплексом гражданских прав реализация которых в качестве обязательного условия предполагает наличие у индивида гражданства данного государства (в соответствие с Конституцией РФ Президентом страны может быть избран только российский гражданин)
АППАРАТ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Аппарат публичной политической власти – это система государственных органов и должностных лиц принимающих от имени государства предписания властного характера и обеспечивающих реализацию этих предписаний всеми субъектами политической системы общества.
Публичный характер аппарата политической власти предполагает его создание от имени всего сообщества и распространение издаваемых властных предписаний на всех представителей сообщества. Аппарат публичной политической власти формируется из специально подготовленных людей – профессиональных управленцев (чиновников), которые в рамках своих функциональных полномочий выступают от имени государства, т.е. являются его законными представителями.
СУВЕРЕНИТЕТ
Суверенитет – это комплексный признак, характеризующий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет складывается из двух форм: внутренней и внешней.
Внутренний суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны. Это означает, что государство представленное аппаратом публичной политической власти обладает монополией на законотворческую деятельность, деятельность в сфере правосудия, а также на использование государственного принуждения.
Внешний суверенитет означает независимость государства на международной арене, и предполагает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.
Виды функций государства
Функции государства подразделяются по следующим основаниям:
1. По содержанию:
- политические функции – основные направления государственной деятельности в сфере управления обществом (формирование властных структур, издание властных предписаний и т.д.);
- экономические функции – основные направления государственной деятельности в экономической (финансово-хозяйственной) сфере (организация государственного сектора экономики, законодательное закрепление форм собственности и видов экономических систем, планирование экономики и т.д.);
- социальные функции – основные направления государственной деятельности в сфере социального обеспечения членов сообщества (обеспечение достойного образа жизни для всех граждан государства, государственная забота о социально-незащищенных слоях населения, осуществление государственных программ в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и т.д.)
- экологические функции – основные направления государственной деятельности в экологической сфере (установление правового режима природопользования, государственная забота и помощь жертвам экологических бедствий и т.д.)
2. По социальной значимости:
- основные функции – направления государственной деятельности в рамках которых в наиболее общем виде выражена сущность государства. К основным функциям государства можно отнести вышеперечисленные политические, экономические, социальные, экологические функции ;
- производные функции – направления государственной деятельности обособленные в рамках основных функций и в совокупности составляющие их. Например, в рамках политической функции рассматриваемой в качестве основной можно выделить целый ряд производных функций – функция формирования органов государственной власти, функция издания и реализации властных предписаний., функция обеспечения единства и разделения государственной власти и др.
3. По времени действия:
- постоянные функции – характеризуют деятельность государства на всех этапах его развития. К постоянным функциям следует отнести практически все основные функции государства (политическую, экономическую, социальную и т.п.);
- временные функции – характеризуют деятельность государства осуществляемую в течение определенного периода. Например, в рамках постоянной политической функции, функция формирования органов государственной власти носит ярко выраженный временный характер.
ТЕОРИЯ ПРАВА
Понятие и признаки права.
Понятие права:
Право – это система общезначимых правил поведения принимаемых от имени государства, распространяющих свое регулятивно-охранительное воздействие на всех членов общества, обеспечиваемых системой государственных гарантий и санкций.
Признаки права:
ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ
Право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения. Именно высокая социальная значимость этих отношений позволяет рассматривать их в качестве общезначимых.
ПУБЛИЧНОСТЬ
Право принимается от имени всего общества и распространяет свое воздействие на всех членов сообщества, не зависимо от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки значимости устанавливаемых при помощи права правил поведения.
ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.).
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
Государство, установив общезначимые правила поведения (нормы права) обеспечивает их реализацию путем создания условий, с наличием которых связывается наибольшая эффективность правового воздействия. Важнейшей гарантией реализации права является его обеспеченность мерами государственного принуждения.
САНКЦИОНИРОВАННОСТЬ
За нарушение требований правовых предписаний государством определяются меры юридической ответственности, предполагающие применение к нарушителям наказаний, вид и размер которых определяется в законодательном порядке.
Понятие нормы права:
Норма права – это первичный элемент права, с помощью которого определяется и закрепляется простейшее правило юридически значимого поведения.
Признаки нормы права:
Общеправовые признаки – норма права является первичной составной частью права и, вследствие этого характеризуется всеми признаки права (общезначимостью, публичностью, формальной определенностью, обеспеченностью системой государственных гарантий, санкционированностью).
Специфические признаки:
- нормативный (типовой) характер
Нормы права регулируют и охраняют типовые (стандартные) общественные отношения. Отношения случайного, сверхъестественного характера нормами права не регламентируются. Сама норма права представляет собой стандарт (масштаб) возможного, должного, недопустимого поведения.
- предоставительно -обязывающий характер
Правило поведения закрепленное в норме права одновременно содержит в себе указание на дозволенное (возможное) и обязательное, либо недопустимое поведение. К примеру, в ст. 46 Конституции закрепляется, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». С одной стороны предписание данной нормы предоставляет каждому право на судебную защиту своих законных интересов, а с другой обязывает органы правосудия обеспечить реализацию этого права.
- наличие внутренней логической структуры
В качестве элементов логической структуры нормы права выступают гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза нормы права - это совокупность условий с наступлением (не наступлением) которых законодатель связывает реализацию правового предписания данной нормы.
Диспозиция нормы права – это закрепленный предписанием данной нормы образец возможного, должного, недопустимого поведения.
Санкция нормы права – это юридически значимые последствия реализации варианта поведения предусмотренного диспозицией.
Структура нормы права.
Норма права, являясь простейшим составным элементом права, вместе с тем обладает внутренней логической структурой. Структурными элементами в совокупности образующими норму права являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза нормы права - это совокупность условий с наступлением (не наступлением) которых законодатель связывает реализацию правового предписания данной нормы.
Диспозиция нормы права – это закрепленный предписанием данной нормы образец возможного, должного, недопустимого поведения.
Санкция нормы права – это юридически значимые последствия реализации варианта поведения предусмотренного диспозицией.
Норма права сохраняет свою юридическую значимость только в том случае если имеют место все три элемента. При отсутствии хотя бы одного из элементов норма утрачивает юридическое значение.
Процедура принятия закона.
Процедура принятия закона включает в себя четыре стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение и принятие закона, одобрение и подписание закона, опубликование (обнародование) закона.
Виды законов.
Законы классифицируются по различным основаниям:
1. По юридической силе:
- основной закон – Конституция (обладает наивысшей юридической силой, закрепляет основные принципы государственной и общественной жизни);
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- конституции и уставы субъектов федерации;
- законы субъектов федерации
2. По способу принятия:
- народные - принятые в результате референдума (Конституция России 1993 г.).
- вотированные - принятые законодательным органом государственной власти (Закон Российской Федерации «О милиции» 1991г.).
3. По форме:
- кодифицированные (Уголовный кодекс Российской Федерации);
- некодифицированные (Закон Российской Федерации «О Конституционном суде Российской федерации» 1994 г.).
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (Краткий конспект лекций)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 478.