«Н» и «нн» в причастиях, прилагательных, наречиях". (2 часа)
Это трудные и объемные уроки. Начинаем мы с «собирания» орфограмм в суффиксах; учащиеся должны сгруппировать те орфограммы, в которых есть общий опознавательный признак: 1) о — е после шипящих в суффиксах разных частей речи, 2) н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях, 3) гласные в суффиксах существительных, глаголов, причастий, наречий. Остаются орфограммы 33, 39.
На каждый обобщенный случай желательно привести примеры (если у учащихся есть тетрадь-справочник с примерами на орфограммы, то работа проходит активно, с интересом.
После обобщенного анализа примеров списываем, комментируя текст, в котором есть почти все орфограммы в суффиксах разных частей речи и глагольных форм. Для такого комментируемого списывания берем два отрывка из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя описание светлицы и описание степи вечером (от слов «Трещание кузнечиков становилось слышнее» до слов «и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу»). Записываем только те примеры, которые «нацелены» на тему урока. Вся эта работа: собирание и списывание с комментарием — должна уложиться в 10-15 минут, потому что главная часть урока будет посвящена теме «н и нн в страдательных причастиях, прилагательных и наречиях».
Сначала устно повторяем, обязательно обращаясь к учебнику, теоретические положения: а) отличие прилагательных от причастий, б) н и нн в полных и кратких прилагательных, в) н и нн в полных и кратких причастиях, затем составляем обобщающую таблицу.
Н | НН | |
Прилагательное | Прилагательное | Исключения: |
1) -ан-, -ян-, -ин- | 1) н+н | ветреный, |
«сделанный из» | туманный | стеклянный, |
2) отглагольные | 2) -онн-, -енн- | оловянный, |
без приставки | авиационный | деревянный, |
(кроме не-) и зависимого | раненый, | |
слова | медленный, | |
кошеный луг | желанный, | |
3) бесшумна | 3) искусственна | священный, |
Причастие | Причастие | нечаянный, |
увешанный (полное) | невиданный, | |
Увешан (кр.) | решенный (сов. в.) | неслыханный, |
украшен (кр.) | оцинкованный (-ова-) | нежданный, |
Наречие | Наречие | званый |
бесшумно—-бесшумный | туманно—туманный |
Основная тема дидактического материала — портрет, поэтому все виды письменных работ (списывание, комментирование, объяснительный диктант и т. д.) содержат материал, позволяющий вспомнить те приемы создания портрета, о которых шла речь на уроках развития речи.
Начнем объяснения-рассуждения с письма наизусть отрывка из «Полтавы» А. С. Пушкина:
Из шатра
Толпой любимцев окруженный
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
Попутно повторяем по лексике все, что так явно «напрашивается» на повторение: сфера употребления слов, употребление слов в переносном значении и т. д. После анализа записанных строк, которые ученики сами проверили по тексту учебника литературы, они списывают строки, рисующие портрет Карла. Этот текст мы всесторонне лингвистически анализируем.
В заключение урока проводится предупредительный диктант (портрет Марии).
На последние 5—7 минут приходится самостоятельная работа на листочках по вариантам:
I вариант: | II вариант: |
серебряный голосок ветреный день | утиная стая безветренная погода |
деревянная скамейка карманный фонарик | стеклянная веранда искусственный цветок |
оловянный жучок французский язык украшенный сапожок | раненый перевозчик матросский костюм |
вязаные перчатки | слышимые песни |
увлекаемый ветром листик | дремлющая собачонка |
скачущая лошадка еле слышимый шорох | грушевый сучок едва различимый шепот |
священная война |
Эффективными приемами закрепления могут быть письмо наизусть с последующей само- или взаимопроверкой текстов, выученных на уроках литературы, или работа под названием «Восстанови текст!». Например:
Веселым треском
Трещит... (затопленная печь).
Напрасно ждал Наполеон...
(Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля).
И медлят поминутно спицы...
(В твоих наморщенных руках).
Из темного леса навстречу ему...
(Идет вдохновенный кудесник).
На втором уроке, кроме того, проводим изложение с языковым разбором текста В. Астафьева, удивительно ярко передающего процесс труда.
Иногда он давал мне старый, с облезлым лаком на колодке рубанок, клал бросовую доску на верстак и пробовал учить «рукомеслу». Я суетливо тыкал рубанком в доску, думая, как сейчас завьется и потечет в щель рубанка радостная, шелковистая стружка, похожая на косу одной девочки, о которой я знаю, да никому не скажу! Но вместо стружки ножичек рубанка отковыривал щепки, а там щель и вовсе забивало, инструмент начинал ходить по доске вхолостую, как по стеклу. Дядя Миша колотил по торцу рубанка молотком, вынимал клин, ножичек, продувал отверстие, снова собирал инструмент и, показывая, как надо им орудовать, гнал из доски сперва короткую, серую от пыли стружку, но скоро узкий рот рубанка начинал швыркать, словно схлебывал с блюдца горячий чай, затем сыто, играючи, без натуги пластал дерево, с веселым озорством выбрасывая колечки на стол и на пол. Прыгая, балуясь, как бы заигрывая с дядей Мишей, стружки солнечными зайчиками заскакивали на него, сережками висли на усах, на ушах и даже на дужки очков цеплялись. А мне доска казалась негодной в дело, бросовой, нарочно, для конфузии моей уделенной.
— Ну, понял теперь, как надо?
— По-о-онял! — бодрился я и снова со всем старанием и силой ковырял доску рубанком, уродовал, мял дерево. На носу и под рубахой у меня делалось мокро от пота. (В. Астафьев).
Когда текст перед глазами, легко перейти к теме урока, задав вопрос, почему одни слова написаны слитно, другие — раздельно, третьи — через дефис, каким орфограммам соответствуют наши вопросы над словами.
Вот теперь и настало время обратиться к форзацу учебника для V— VI классов по русскому языку и «собрать» все нужные нам орфограммы.
Обобщение может выглядеть так: учащиеся записывают в три столбика (через дефис, раздельно, слитно) эти орфограммы (с примерами); ни в коем случае нельзя давать этот материал готовым.
В заключение урока проводим сочинение-миниатюру по опорным словам; набор таких слов с дефисным, раздельным и слитным написанием могут сделать сами ученики. Темы (которые, кстати, могут предложить и учащиеся) таких миниатюр: «Фестиваль цветов» — репортаж; «Сыпь ты, черемуха, снегом...» — письмо о нашей весне «Люблю грозу в начале мая» — этюд и т. п.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.