БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Бюджетирование — это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений в целях определения их финансовых затрат и результатов.
Бюджет — это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.
Бюджеты имеют множество видов и форм.
Наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.
Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
Работа по составлению общего бюджета включает несколько этапов:
§ подготовка прогноза и бюджета продаж;
§ определение ожидаемого объема производства;
§ расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;
§ расчет и анализ денежных потоков;
§ составление планируемых финансовых отчетов.
Составление общего бюджета начинается с операционного бюджета.
Операционный бюджет — это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управления предприятием. Он включает: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет закупки и использования сырья и материалов, бюджет по труду, бюджет общецеховых расходов, бюджет цеховой себестоимости, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет производственной себестоимости, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, бюджет полной стоимости и бюджет по прибылям и убыткам.
Первым этапом в разработке операционного бюджета является составление бюджета продаж, заключительным этапом — составление бюджета по прибылям и убыткам.
Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, выручки от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. На основе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции и (или) внедрение нового технологического процесса.
Бюджет производства показывает количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и необходимый уровень запасов.
На основе перечисленных бюджетов составляется бюджет по прибылям и убыткам. Информация о доходах берется из бюджета продаж.
Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура средств и планируемые направления их использования, он включает:
· бюджет движения денежных средств — план поступлений и платежей денежных средств. При расчете этого бюджета определяющим является время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций;
· бюджет капитальных вложений, который определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций;
· бюджетный баланс, который характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия. Бюджетный баланс является заключительным в процессе подготовки общего бюджета.
БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.
Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:
1. Критический Постоянные расходы на объем реализации
(пороговый) = .
объем реализации, шт. Цена – Средние переменные затраты на единицу продукции
2. Порог рентабельности, руб. = Критический объем реализации, шт. × Цена
3. Запас
финансовой = Выручка от реализации, руб. – Порог рентабельности, руб.
прочности, руб.
4. Маржа
безопасности, = Объем реализации, шт. – Критический объем реализации, шт.
шт.
Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли. Запас финансовой прочности — это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.
Приведем расчет точки безубыточности на примере данных табл. 18.1:
Критический 100 млн. руб.
объем = = 740 шт.
реализации (386 – 251) тыс. руб./шт.
Порог рентабельности = 740 шт. × 386 тыс. руб./шт. = 285,7 млн. руб.
Запас финансовой прочности = 386 млн. руб. – 285,7 млн. руб. = 100,3 млн. руб.
Маржа безопасности = 1000 шт. – 740 шт. = 260 шт.
Таким образом, при объеме реализации (продаж) 740 шт. и выручке от реализации 285,7 млн. руб. предприятие возмещает все затраты и расходы полученными доходами, при этом прибыль предприятия равна нулю, а запас финансовой прочности составляет 100,3 млн. руб.
Таблица 18.1
Исходные данные для расчета
Показатель | Значение показателя |
Выручка от реализации, млн. руб. Переменные затраты, млн. руб. Постоянные затраты, млн. руб. Прибыль, млн. руб. | 386 251 100 35 |
Цена, тыс. руб./шт. Объем реализации, шт. Средние переменные затраты, тыс. руб./шт. | 386 1000 251 |
Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше «финансовая прочность» предприятия, а следовательно, и его финансовая устойчивость.
На величину критического объема реализации и порога рентабельности оказывают влияние:
§ изменение суммы постоянных расходов;
§ величина средних переменных затрат;
§ уровень цены.
Так, предприятие с малой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции, чем предприятие с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства. Предприятие с высокой долей постоянных расходов должно в значительно большей мере опасаться снижения объема производства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 317.