Тема 18 ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Бюджетирование — это производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений в целях определения их финансовых затрат и результатов.

Бюджет — это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.

Бюджеты имеют множество видов и форм.

Наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.

Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

Работа по составлению общего бюджета включает несколько этапов:

§ подготовка прогноза и бюджета продаж;

§ определение ожидаемого объема производства;

§ расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;

§ расчет и анализ денежных потоков;

§ составление планируемых финансовых отчетов.

Составление общего бюджета начинается с операционного бюджета.

Операционный бюджет — это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управления предприятием. Он включает: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет закупки и использования сырья и материалов, бюджет по труду, бюджет общецеховых расходов, бюджет цеховой себестоимости, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет производственной себестоимости, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, бюджет полной стоимости и бюджет по прибылям и убыткам.

Первым этапом в разработке операционного бюджета является составление бюджета продаж, заключительным этапом — составление бюджета по прибылям и убыткам.

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, выручки от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. На основе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции и (или) внедрение нового технологического процесса.

Бюджет производства показывает количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и необходимый уровень запасов.

На основе перечисленных бюджетов составляется бюджет по прибылям и убыткам. Информация о доходах берется из бюджета продаж.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются объем и структура средств и планируемые направления их использования, он включает:

· бюджет движения денежных средств — план поступлений и платежей денежных средств. При расчете этого бюджета определяющим является время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций;

· бюджет капитальных вложений, который определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций;

· бюджетный баланс, который характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия. Бюджетный баланс является заключительным в процессе подготовки общего бюджета.

 

БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.

ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

 

Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:

 

1. Критический                            Постоянные расходы на объем реализации

 (пороговый)          =                                                                                                         .                                                                                                               

объем реализации, шт.       Цена – Средние переменные затраты на единицу продукции

 

2. Порог рентабельности, руб. = Критический объем реализации, шт. × Цена

 

3.   Запас

финансовой         =   Выручка от реализации, руб. – Порог рентабельности, руб.

прочности, руб.

 

4. Маржа

безопасности,    = Объем реализации, шт. – Критический объем реализации, шт.

  шт.

 

Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли. Запас финансовой прочности — это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.

Приведем расчет точки безубыточности на примере данных табл. 18.1:

Критический                       100 млн. руб.

  объем            =                                                  = 740 шт.

реализации              (386 – 251) тыс. руб./шт.

 

Порог рентабельности = 740 шт. × 386 тыс. руб./шт. = 285,7 млн. руб.

Запас финансовой прочности = 386 млн. руб. – 285,7 млн. руб. = 100,3 млн. руб.

Маржа безопасности = 1000 шт. – 740 шт. = 260 шт.

 

 Таким образом, при объеме реализации (продаж) 740 шт. и выручке от реализации 285,7 млн. руб. предприятие возмещает все затраты и расходы полученными доходами, при этом прибыль предприятия равна нулю, а запас финансовой прочности составляет 100,3 млн. руб.

Таблица 18.1

Исходные данные для расчета

Показатель Значение показателя
Выручка от реализации, млн. руб.   Переменные затраты, млн. руб.   Постоянные затраты, млн. руб.   Прибыль, млн. руб.                386                251                100                 35
Цена, тыс. руб./шт.   Объем реализации, шт.           Средние переменные затраты, тыс. руб./шт.                        386                         1000                           251

Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше «финансовая прочность» предприятия, а следовательно, и его финансовая устойчивость.

На величину критического объема реализации и порога рентабельности оказывают влияние:

§ изменение суммы постоянных расходов;

§ величина средних переменных затрат;

§ уровень цены.

Так, предприятие с малой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции, чем предприятие с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства. Предприятие с высокой долей постоянных расходов должно в значительно большей мере опасаться снижения объема производства.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 317.