Святые Отцы ранней Церкви об устном Священной Предании древней Апостольской Церкви
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Святой Дионисий, ученик святого Апостола Павла, в книге «О церковной иерархии» говорит следующее: «Наша иерархия основывается на переданных Богом Словах. Мы произносим эти высокочтимые нами Слова, о которых мы узнали от наших Божественных священнослужителей, из Святого Писания, из богословских книг, а также из невещественного учения святых мужей, которые приблизились к Небесной иерархии и передали нам друг от друга посредством телесного слова и научили нас этому как, Догматам. Одно дело Писание, собранное в Божественную Книгу, другое – Догматы, изустные Предания Апостолов, а также их толкования Синодами и святыми Отцами, и вера основывается на этих двух фундаментах. Вере не должно храниться только в тайниках сердца, ее важно и проповедовать устами и исповедовать бесстрашно и без сомнений, как говорит священный Певец: Веровал я и говорил себе (Пс. 115, 1), и мы веруем и говорим о вере». (Гл. 1).

 

Смотри книгу «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 5.

 

Святой Василий в Послании к Епископу Амвросию о Святом Духе и о неписанных обычаях Святой Церкви, глава 27, правило 90, пишет: «Очень и очень многое имеет Церковь от устного Предания, и прежде всего Православный обычай наносить крестное знамение на лицо, а также в обращаться молитве на Восток, произносить слова призывания при появлении Хлеба Благодарения и Чаши Благословения, освящать воду, помазывать елеем крещаемого и многое другое, это Таинства, переданные не через Писание, и не должно опровергать их, ссылаясь на Писание по своему невежеству. Одно дело повеление, другое проповедь. Первое чтится молчанием, второе проповедуется. Мы молимся, обратясь к востоку, как бы к утраченному отечеству, к райскому Едему. Мы совершаем молитвы, стоя прямо, как совоскресшие со Христом и устремленные к Небу, видя в нем образ ожидаемого нами века. Вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Первый ее день, семикратно умноженный на число семь, совершает семь седмиц священной Пятидесятницы. Коленопреклонением и припаданием к земле мы показываем, что через грех мы пали и надеемся восстать». Смотри Кормчую книгу, лист 249.

 

В этом же Послании Василий Великий в главе 29, в правиле 91, говорит: «Многие тайны известны нам помимо Писания благодаря Апостольскому Преданию, которого и придерживайтесь». И снова: «Придерживайтесь Преданий, которые вы получили: в них вы найдете все во славу Святого Духа». Смотри Кормчую книгу, там же.

 

Святой Златоуст, вселенский учитель, в толковании на слова Павла: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1Кор. 11, 2), говорит: «Было передано многое через написанное, но многое и другим способом».

 

Смотри Беседу 26 на Первое Послание к Коринфянам.

 

Также Златоуст о словах Павла: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фес. 2, 15), говорит златым своим языком: «Из этого ясно, что не все передается посланием, но многое и не будучи написанным, и то, и другое в равной мере истинны, так что Церковное Предание мы считаем истинным, и не ищите ничего более».

 

Смотри Беседу 4 на Второе Послание к Фессалоникийцам.

 

Также святой Златоуст на послание Павла к Филиппийцам в Беседе 3 говорит: «Не напрасно было узаконено Апостолами во время Страшного Таинства поминать отшедших. Они знали, что это дает очень многое, приносит большую пользу».

 

Как вам кажется, противники, не яснее ли солнечных лучей это свидетельство вселенского учителя об Апостольских Преданиях?

 

Святой Епифаний, рассматривая ересь мелхиседекианов, под номером 85, говорит следующее: «Нам положены пределы и основания и здание веры, есть у нас и Апостольские Предания, и Священное Писание, и преемственное учение, и отовсюду истина Божия ограждена, чтобы никто не прельстился новыми баснями».

 

Подобное этому святой Епифаний излагает также, рассматривая ересь апостоликов под номером 61: «Следует пользоваться и Преданиями, потому что не все имеется в Священном Писании, но одно есть в Писании, а другое в Предании, переданном святыми Апостолами».

 

Подобное этому сказано и о ереси под номером 75, арианской.

 

Святой Дамаскин в книге четвертой «Точное изложение Православной веры», в главе 17, говорит так: «Есть и многое другое, что устно передали Апостолы, поэтому Апостол, наставляя народ, вещает: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фес. 2, 15).

 

И снова: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так. как я передал вам (1Кор. 11, 2).

 

Также смотрите написанное о Преданиях у святого Дамаскина в трех Беседах, в разных местах, о почитании святых икон.

 

Священномученник Киприан, епископ Карфагенский, давний учитель Церкви, в книге 1 в Послании 12 говорит: «Должно и помазывать крещаемаго». Но где, противники, об этом сказано в Священном Писании?

 

Этот же святой учитель в книге 2 в Послании 3 пишет следующее: «Знайте, что принося в чаше жертву, мы сохраняем Предание Господне и совершаем не что иное, как то, что прежде нас первым совершил Господь, повелевший, чтобы в чаше, приносимой в Его воспоминание, было вино, растворенное водой».

 

Где, противники, об этом говорится в Евангелии или в Посланиях Апостолов?

 

Святой Амвросий в книге «О рукополагаемых», в главах 2 и 6, а также в книге 1 о Таинствах в главах 1 и 2 толкует чин Святого Крещения, сохраняемый всей Церковью, но нигде не описанный в Священном Писании. Но все святые Отцы единодушно опираются в этом на Апостольское Предание.

 

Этот же святой учитель в Словах 25, 34 и 36 учит, что святая Четыредесятница была заповедана самим Христом.

 

И он же послании 81 и в слове 38 учит, что Символ веры (то есть Верую во единого Бога, и так далее) представляет собой устное Апостольское Предание.

 

Святой Феофилакт в предисловии к Святому Евангелию от Матфея говорит следующее: «И прежде Закона были божественные мужи, просвещавшиеся не Писаниями и книгами, но, по чистоте своего сердца, сиянием Святого Духа, и ведали о Божественных повелениях, так как Бог беседовал с ними напрямую. Такими были Ной, Авраам, Исаак, Иаков и Моисей. Но поскольку люди стали нечестивыми и уже были недостойны того, чтобы их просвещал и учил Святой Дух, Человеколюбец Бог дал им Писание, чтобы хотя бы через него они вспоминали, чего хочет от них Бог. Мы знаем, что и Христос Сам вел беседы с Апостолами и даровал им благодать Духа. И поскольку и до сих пор пытаются прорасти ереси, искажающие Божественное учение, Он благоизволил написать Благовестив, чтобы из него мы познавали истину и не прельщались ложными учениями, окончательно не утратив наших обычаев».

 

Но поскольку Феофилакт опирался на Златоуста, как ученик на учителя, раскроем написанное им в толковании на Евангелие от Матфея, а в Беседе первой, где говорится: «По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны святым Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь Еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и Апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо Писаний даровать благодать Духа. Утешитель же. Дух Святый, – сказал Он им, – напомнит вам все (Ин. 14, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез Пророка: Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (...) вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу (Иер. 31, 31–33); (...) и будут все научены Богом (Ин. 6, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил Закон (написанный) не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2Кор. 3, 3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном».

 

Из высказываний обоих этих учителей разве не ясно, что и в Ветхом, и в Новом Завете изначально не было Писания, и истинная вера существовала и без Писания. Зачем же вы, противники, всегда с таким старанием искажаете Писания, если хотите на нем одном основывать вашу веру?

 

Так пишут и многие другие вселенские учители, скажу более, все святые Отцы, вот каковы свидетели этой истины, которых я здесь не упомяну краткости ради. Ибо если вы, противники, не верите этим, то не поверите и многим другим (если бы они даже восстали из мертвых).

 

Твердость камня веры от свидетельств богоносных Святых Отцов

Митрополит Стефан (Яворский)

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Cвятитель Иоанн, архиепископ Сан-Францисский: Историко-догматическая справка о непогрешимости Церкви

 

Свойством НЕПОГРЕШИМОСТИ истинной Церкви Христовой, как учат о том Святые Отцы и как живо свидетельствует о том самая история Христианской Церкви, покоится на ее СВЯТОСТИ (см. курсы Догматического Богословия Митрополита Макария, Архиепископа Филарета, Епископа Сильвестра и Протоиерея Н. Малиновского), и это СВОЙСТВО НЕПОГРЕШИМОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕЙ ЦЕРКВИ В ЕЕ ЦЕЛОМ – в том смысле, что НИКОГДА ВСЯ ЦЕРКОВЬ В ЦЕЛОМ НЕ СМОЖЕТ ОТСТУПИТЬ ОТ ИСТИНЫ, ИБО ЭТОГО НЕ ДОПУСТИТ ДУХ СВЯТЫЙ.

 

Эта непогрешимость Церкви проявляется в твердом и неизменном хранении богопреданной истины – того Божественного учения о вере и благочестии, которое изначала было принято св. Церковью от Ее Божественного Основателя Господа Иисуса Христа и Святых Апостолов.

 

Что касается отдельных частей Церкви, хотя бы то были и соборы епископов, то им НИКОГДА НЕ УСВОЯЛОСЬ СВОЙСТВО НЕПОГРЕШИМОСТИ, И ОНИ МОГЛИ ПОГРЕШАТЬ, и действительно, как свидетельствует нам история, иногда погрешали – как только позволяли себе ОТСТУПИТЬ ОТ ЭТОЙ БОГОПРЕДАННОЙ ИСТИНЫ, принятой ВСЕЮ церковью.

Постановления Вселенских Соборов потому и признаются непогрешимыми, что ОНИ УТВЕРЖДАЛИ ЭТУ ИМЕННО БОГОПРЕДАННУЮ ИСТИНУ, ХРАНИМУЮ ВСЕЮ ЦЕРКОВЬЮ, а не вводили чего-либо нового, почему они и могли с полным правом употреблять Апостольскую формулу: «ИЗВОЛИСЯ ДУХУ СВЯТОМУ И НАМ» ( Деян. 15, 28).

Но наряду с такими Вселенскими и Поместными Соборам, утверждавшими истину, мы знаем и иные соборы епископов, которые отступили от истины, хотя некоторые из них претендовали даже на то, чтобы именоваться «вселенскими».

Таковы, несомненно, отступившие от истины соборы епископов, были:

1) Собор в Антиохии 340 года, постановивший исключить из Никейского Символа Веры слово «единосущный»;

2) Собор в Арелате в 353 году, на коем император Констанций принудил западных епископов, вслед за восточными, осудить столпа Православия – Св. АФАНАСИЯ, Архиепископа Александрийского, Великого;

3) Собор в Милане в 355 году, подписавший по принуждению имп. Констанция, осуждение этого великого столпа Церкви Святителя АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО;

4) Соборы в Аримине (западный) и в Селевкии (восточный) в 359 году, на которых слово «единосущный» Никейского Символа Веры было заменено термином «подобосущий»;

5) Собор в предместье Халкидона «при дубе» в 403 году, на котором был осужден великий вселенский учитель и святитель Св. ИОАНН ЗЛАТОУСТ;

6) Второй такой же собор, вторично осудивший Св. ИОАННА ЗЛАТОУСТА;

7) Ефесский собор 449 года, под председательством Александрийского патриарха Диоскора, вынесший решение в пользу еретика Евтихия и претендовавший на именование «вселенского», но вошедший в историю Церкви под именем «разбойничьего»;

8) Константинопольский собор 814 года при императоре Льве Армянине, который «отменил» постановления Седьмого Вселенского Собора, осудившего иконоборчество;

9) Толедский собор 589 года, внесший в Символ Веры «Филиокве»;

10) Ахенский Собор 809 года под председательством Карла Великого, утвердивший внесение «Филиокве» в Символ Веры;

11) Унийные Соборы – Лионский 1274 года, Флорентийский 1437-1439 гг. и Брестский в Юго-Западной Руси в 1596 году, которые ввели унию с отпавшим от Православия папским Римом.

Уже если эти немалочисленные примеры достаточно сильно свидетельствуют о том, что далеко не все Соборы Епископов выносят свои постановления по «ИЗВОЛЕНИЮ ДУХА СВЯТАГО», а потому и не могут претендовать на признание их непогрешимости.

Непогрешимы лишь те Соборы Епископов, которые выносят постановления, во ВСЕМ СОГЛАСНЫЕ С БОГОПРЕДАННОЮ ИСТИНОЮ, свято и неизменно хранимою Церковью.

Соборы же, которые выносят постановления, попирающие эту истину, не только не могут почитаться непогрешимыми, но и сами подлежат осуждению, причем тут не имеет уже никакого значения ни высота сана, ни «большинство голосов», а одно только СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ, примеры чего дает нам та же история Церкви, когда Истину отстаивали ПРОТИВ «БОЛЬШИНСТВА» только немногие отдельные борцы за Истину, каковы, например, были: Св. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, СВ. МАРК ЕФЕССКИЙ.

Вышесказанное подчеркивает и весьма авторитетное у нас, заслуживающее общее признание в Православной Церкви, ПОСЛАНИЕ ВОСТОЧНЫХ ПАТРИАРХОВ 1848 г., когда говорит буквально так:

«У НАС НИ ПАТРИАРХИ, НИ СОБОРЫ НИКОГДА НЕ МОГЛИ ВВЕСТИ ЧТО-НИБУДЬ НОВОЕ, потому что ХРАНИТЕЛЬ БЛАГОЧЕСТИЯ у нас есть САМОЕ ТЕЛО ЦЕРКВИ, то есть САМЫЙ НАРОД, который всегда желает сохранить веру свою НЕИЗМЕННОЮ И СОГЛАСНОЮ С ВЕРОЮ ОТЦЕВ ЕГО».

Прекрасным подтверждением этого является и наша русская отечественная история. В то время, как в Юго-Западной Руси в XVI столетии епископы изменяли св. Православию, переходя в унию с папским Римом, только рядовой верующий народ защищал св. Православие и, путем тяжкой борьбы, хранил его. Нечто подобное мы видели и в самое последнее время, в годы революции: в то время, как епископы и священники нередко становились «живоцерковниками» и «обновленцами», только простой верующий народ отстаивал и отстоял св. Православную веру и Церковь.

Утверждение, якобы каждый Собор Епископов является НЕПОГРЕШИМЫМ, как изрекающий свои определения по «ИЗВОЛЕНИЮ ДУХА СВЯТАГО», противно учению святой Православной Церкви и есть ни что иное, как своеобразная попытка позаимствовать насадить у нас латинское лжеучение о ПАПСКОЙ НЕПОГРЕШИМОСТИ – лжеучение, являющееся несомненной ЕРЕСЬЮ, а потому для нас, православных, совершенно неприемлемое.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 195.