ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склон­ны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внеш­ними причинами. По моим наблюдениям, непопулярные дети часто отрицают собственную ответственность, не испытывают чувства вины за происходящее, выказывают высокую степень защитной агрессии, направленной вовне, и не пытаются найти выход из ситуации (по результатам Теста личностной фрустра­ции). Они не только не умеют адекватно реагировать на непри­ятности в жизни, но и в ходе тестирования приписывают герою, попавшему во фрустрирующую ситуацию, неадекватные поступ­ки и стремления (например, желание что-то сломать).




Глава 2 Истоки неприязни

Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или травле одного из членов группы (клас­са) — это явление заметное для окружающих, и, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале. Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Он думает: «Если однажды я вообще перестану ходить в школу, никто и не заметит».

Можно условно выделить несколько видов отвержения, все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка непереносимой.

Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя ка­кую-то цель: месть, развлекаются и т.п.).

Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).

Пассивное неприятие, возникающее только в определен­ных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»).

Игнорирование (просто не обращают внимания, не обща­ются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы.


15




ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ



ГЛАВА 2. ИСТОКИ НЕПРИЯЗНИ


 


Согласно многим психологическим исследованиям, в пер­вую очередь детей привлекает или отталкивает внешность свер­стника. На популярность среди сверстников могут также вли­ять успехи в учебе и спортивные достижения. Особо ценится умение играть в команде. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Но при этом непринимаемые дети не всегда необщительны и недружелюб­ны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Пло­хое к ним отношение постепенно становится причиной соот­ветствующего поведения отвергаемых детей: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необду­манно.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят «выскочек» — тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или де­тей, идущих против класса, например, отказывающихся сбе­жать с урока.

Популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер в своей книге «Практическая психология для подростков»* пи­шет, что часто мы сами бываем виноваты в том, что окружаю­щие навешивают на нас «ярлыки и ценники». До десяти лет он был весьма популярен в классе, но когда родители переехали в другой квартал, Ди пошел в новую школу, где ввязался в дра­ку с самым сильным парнем. На глазах у всей школы он был повержен. «Смертный приговор был вынесен единогласно. Я стал изгоем. И все потому, что поначалу не разобрался в рас­становке сил на площадке».





Дата: 2018-12-28, просмотров: 255.