ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


 


сации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т.п.»*. Однако я наблюдала, как зачинщиками становились и вполне благополуч­ные ребята. Они были настолько уверены в своем превосход­стве, что считали себя вправе насмехаться над другими и пре­следовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция детей во многом объяснялась позицией их родителей, которые полагали, что неугодного им ребенка надо убрать из класса. В личной беседе со мной эти родители не только не соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых и благородных в повседневной жизни (и нищим подает, и над бездомными животными слезы пролива­ет). Они активно отрицали вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жер­твы, которая сама виновата (действительно, пострадавшие час­то провоцируют недоброжелательное к себе отношение, но не до такой же степени).

Итак, инициаторами травли могут стать:

—активные, общительные дети, претендующие на роль ли­дера в классе;

—агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безот­ветную жертву;

—дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

—дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подоб­ный шовинизм или снобизм является результатом соответ­ствующего семейного воспитания);

—эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

—максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

* Адлер А. Наука жить. Киев: «Port-royal», 1997. С. 154.


Зачинщиков, по моим наблюдениям, отличает следующее:

• Высокая самооценка и высокий уровень притязания.

Аркаша не раз демонстрировал пренебрежение к одноклассникам. Как-то на уроке на весь класс смеялся над тем, как соседка по парте написала упражнение в тетради. Любимая поза — развалив­шись за партой, нога на ногу. При этом он всем своим видом демонстрирует уверенность в себе (во всех тестах подчеркивает, что он хороший, заботится о близких: «Я волнуюсь и забочусь о других»).

• Стремление объединить вокруг себя одноклассников, что­
бы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания.

Третьеклассники снимали мишуру и бантики, украшавшие класс во время празднования Нового года. Дима, прицепив бантики к портфелю Мити, встает рядом и громко смеется, показывая на портфель. Никто из ребят, да и сам Митя, сначала внимания на происходящее не обращают. Тогда Дима начинает ловить прохо­дящих мимо ребят, показывать, что сделал, призывая посмеяться вместе. Некоторые одноклассники охотно начинают хихикать, кто-то цепляет еще бантики на портфель. Митя все так же рав­нодушен к происходящему — он с увлечением листает книгу. Похоже, что Диме не столько важно разозлить, обидеть Митю, сколько привлечь внимание одноклассников, повеселить их (пусть за счет унижения Мити).

• Стремление добиться справедливости.

Петя побил Витю, случайно опрокинувшего подставку с учебни­ками своей соседки по парте. Обычно Петя делает громкие обид­ные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведет (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно — случайно или нет), Петя стремится наказать нарушителя. Похо­жий тип поборника справедливости описан в повести В.К.Железникова «Чучело» — не знающая пощады и снисхождения Желез­ная Кнопка.


9


ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ------







Преследователи

Федя, приветливый и неагрессивный мальчик, очень хочет дру­жить со своим соседом по парте — Колей. Если кто-то из одно­классников не очень аккуратно пишет на доске или споткнулся, пролил воду, ошибся при чтении, то Коля обязательно язвитель­но прокомментирует происшедшее, а Федя охотно поддержит приятеля громким смехом.

Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся не­сколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверст­ника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называе­мому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить рас­положение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пой­ти против большинства.


-------------------------------------------------- ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА -----------

И наконец, небольшой процент преследователей таким обра­зом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко нака­зывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают осо­бых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова «Чучело» кривляется и паясничает, издевает­ся над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. «Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется».

Можно выделить следующие психологические характеристи­ки детей, становящихся преследователями:

• Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружаю­щих, безынициативны.

• Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, не­ким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

• Не склонны признавать свою ответственность за происхо­дящее (чаще всего считают виноватыми других).

• Часто подвержены жесткому контролю со стороны стар­ших (их родители очень требовательны, склонны приме­нять физические наказания).

• Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).

• Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).

• Трусливы и озлоблены.


11

 





Дата: 2018-12-28, просмотров: 205.