Партия самоуправления трудящихся (1994, председатель – С.Н.Федоров). Ориентация: антимонетаристский подход, требования коллективных (акционерных) форм собственности и твердых государственных социальных гарантий для неконкурентноспособных слоев населения.
Социалистическая партия России (воссоздана в 1996, численность – 3-5 тыс. чел.). Председатель - И.П.Рыбкин. Идейно-политическая ориентация: социал-демократическая, левоцентристская – концепция социально ориентированной рыночной экономики; идея национального согласия.
Социалистическая народная партия России (апрель 1996). Председатель – М.Л.Шаккум. Партия оппозиционной ориентации; занимает позиции левого социал-демократизма; концептуально близка к идее «народного социализма» и ориентирована на принцип рынка равных стартовых возможностей.
Русская социалистическая партия (апрель-май 1996). Председатель – В.А.Брынцалов. Идейно-политическая ориентация: сочетание либеральных идей и традиционных российских ценностей (главная из которых – коллективизм). Официальная цель – строительство «русской модели социализма» с опорой на «народ, национальный капитал и социалистическое правительство».
Партии и организации государственно-патриотической направленности. Российский общенародный союз (февраль 1992; председатель - С.Бабурин). Российская народно-республиканская партия (март 1997, председатель - генерал А.И.Лебедь).
Коммунистический спектр.
Внутреннее размежевание после президентских выборов 1996 г.
а) радикальное (ортодоксальное) течение во главе с Российской коммунистической рабочей партией (председатель – В.А.Тюлькин). Российская коммунистическая партия-КПСС (1995; председатель - А.А.Пригарин). Общественно-политическое движение «Трудовая Россия» (руководитель – В.И.Анпилов ).
б) умеренное: КПРФ (воссоздана в феврале 1993; численность – 500 тыс. чел., к концу 90-х гг. более 1 млн чел.). Председатель Президиума ЦК КПРФ - Г.А.Зюганов. Основные цели - пропаганда социализма; формирование планово-рыночного, социально ориентированного хозяйства. Идейно-политическая ориентация: жестко оппозиционная, умеренно-коммунистическая, государственно-патриотическая. В основе Программы (принята Третьим съездом КПРФ в январе 1995) - концепция «устойчивого развития», противопоставляемая официальному либерализму реформаторов. КПРФ как системообразующая структура Народно-патриотического союза России.
Народно-патриотический союз России (НПСР, август 1996; председатель –Г.А.Зюганов; председатель Исполкома – Н.И.Рыжков): Состав НПСР: объединение «Духовное наследие» (А.И.Подберезкин), «Аграрная партия России (М.И.Лапшин); Социал-патриотическое движение «Держава« (А.В.Руцкой). «Аграрная партия России (февраль 1993; численность - до 300 тыс. чел.). Идейно-политическая ориентация: традиционализм, основанный на «историческом коллективизме» российского народа, восстановление советской власти и СССР «на новой основе»; лоббирование и поддержка интересов АПК; от отрицания частной собственности перешли к принципу многоукладности форм земельной собственности.
Активизация радикализма во всех его проявлениях: праворадикальные партии (националистические - Русское национальное единство, партия русских националистов; национал-патриотические (ЛДПР); леворадикальные - одна из которых КПРФ – самая крупная партия России –). КПРФ, как и ЛДПР, используют в качестве своих политических лозунгов этнический национализм, опору на представления о коллективистском характере народа как средстве возрождения величия державы. В сложившейся ситуации середины 90-х годов оппозиция направляла свои усилия на отстранение президента от власти (“импичмент”) и формирование правительства «народного доверия».
Программы и идеология политических партий как ключевые факторы структурирования партийно-политического поля. Отражение в экономической части программ объективных социально-экономических процессов, происходивших в стране. Приватизация и социальная цена экономических преобразований как узловые моменты расхождений по экономическим вопросам.
КПРФ. Решение Конституционного суда (30 ноября 1992 г.) о возобновлении создания первичных территориальных организаций КПРФ. Процесс восстановления партийной структуры КПРФ и формирования новой политической платформы. Выступала на выборах в Государственную думу в 1993 г. под лозунгом преодоления экономического кризиса и повышения уровня жизни. Требование политики протекционизма в отношении отечественной обрабатывающей промышленности и регулирования экспортно-импортной деятельности в соответствии со стратегическими интересами государства, государственной монополии внешней торговли на стратегические товары.
Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом – Россия» (НДР) (основано в апреле-мае 1995; численность – 250 тыс. чел.) Председатель движения – В.С.Черномырдин. Основные цели уставной деятельности: укрепление российской государственности и федерализма; придание социального измерения либеральным началам общественной и хозяйственной жизни, их правовое обеспечение и др. Идейно-политическая ориентация: либерально-консервативные цели – умеренно реформистский курс (с некоторой коррекцией в сторону большей социальности и уменьшения негативных издержек); усиление роли государства в регулировании социально-экономических процессов. Имела поддержку Общероссийского общественного движения «Реформы – новый курс» (декабрь 1995; председатель - В.Ф.Шумейко), ПРЕСС.
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) (численность по собственным оценкам - 200 тыс. чел.) Председатель - В.В.Жириновский. Основные цели уставной деятельности: правовое государство с многоукладной, социально ориентированной экономикой через пропаганду идей либерализма и либеральной демократии. Идейно-политическая ориентация: национальная идеология (как доминирование господствующей нации (русских) в РФ), экономический изоляционизм и защита государственных интересов России на международной арене; унитарная имперская форма государственного устройства с вертикальной подчиненностью регионов Центру; упразднение национальных автономий и атрибутов их государственности; губернская форма административно-территориального деления. ЛДПР – сторонница авторитарной формы правления с доминированием исполнительной власти; в экономической сфере - государственно-монополистической формы капитализма в сочетании с использованием традиционных способов поддержки российского предпринимательства. Во всех внутриполитических конфликтах принимает сторону власти (в августе 1991 - ГКЧП, в октябре 1993 г., в марте и сентябре1998 г. - Президента РФ).
Избирательное движение «Явлинский-Болдырев-Лукин » («Яблоко», октябрь 1993, с января 1995 - общероссийское общественное объединение). Председатель - Г.А.Явлинский. Представляет «демократическую оппозицию», равноудаленную от правящего режима и от оппозиции «народно-патриотической». Идейно-политическая ориентация: приверженность кейнсианским (западноевропейским) моделям экономического регулирования (которые базируются на договоренности между производителями отдельных отраслей, соглашениях в рамках трехсторонних переговоров с участием органов исполнительной власти). формирование устойчивого среднего класса по образцу западноевропейских стран и США; создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики (упор на социальную ориентацию экономических реформ); широкомасштабное инвестирование в производственную сферу. Курс социал-либерализма «Яблока» поддерживали представители непарламентского движения «Вперед, Россия!» (председатель - Б.Г.Федоров) и объединения «Общее дело» (председатель - И.М.Хакамада).
Источники и литература
Конституция Российской Федерации. - М.,1993.
Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. Т.3-4. Политическая мысль России. Т.5. Политические документы. / Ред. колл.: Г.Ю.Семигин и др. - М., 1997.
Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. - М., 1990.
Он же. Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории. - М., 2005.
Лукьянов А.И. Переворот мнимый и настоящий.- М., 1993.
Основы евразийства. – М., 2002.
Прибыловский В. Верховский А. Национал-патриотические организации. Краткие справки. Документы и тексты. - М., 1997.
Программа партии «Демократический выбор России». - М., 1996.
Программа политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"// www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Party/kprf2003/kprf2003000.htm
Программа Всероссийской политической Партии "Единство и Отечество" - Единая Россия// http://www.edinros.ru/news.html?id=28
Программа партии Российского единства и согласия. - М., 1995.
Рыжков В.А. Мы предлагаем общую консервативную революцию. - М., 1999.
Сборник законов, нормативных актов и документов об общественных объединениях.- М., 1996.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. - М., 2007.
Явлинский Г.А. О российской экономике. - М., 1999.
Березенкин О.Ю. История русского национально-патриотического движения современной России. - М., 1999.
Верховский А., Прибыловский В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. - М., 1998.
Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции. - М., 2006.
Гражданское общество в России: Структура и сознание. - М., 1998.
Зотова З.М. Политические партии России. - М., 2001.
Кто и куда стремится вести Россию. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. - М., 2001.
Кадровые резервы России. Состав и особенности элитообразования. - М., 2007.
Каменец А.В., Онуфриенко Г.Ф., Шубаков А.Г. Политическая культура России.- М., 1997.
Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах // Полис.- 1994.- № 3.
Либеральный консерватизм: история и современность. Мат-лы конф. - М., 2001.
Орлов И.Б. Политическая культура СССР и РФ. http://orlov-i-b.narod.ru/rossia.html
Поляков Л.В. Пять парадоксов российского консерватизма. // Отечественные записки. - 2004. - № 2.
Савельев В. Горячая молодежь России. Лидеры, организации и движения. Тактика уличных боев. - М., 2006.
Современные политические партии России: анализ программ и уставов / Под общ. ред. С.Комаровского. - М. 2004.
Согрин В.В. Политическая история современной России:1985-2001: от Горбачева до Путина. - М., 2001.
Ушков А.М. Имперская идея в эпоху глобализации и новый либеральный тоталитаризм // Современный политический анализ и политические технологии. Колл. монография. - М.: Профиздат. 2005. - С.202-213.
Харви Д. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение. - М., 2007.
ТЕМА 13. ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
Особенности партийного участия в политическом процессе постсоветской России. Переход от внеинституционального этапа развития многопартийности в России к системе крайнего плюрализма (1993 г.). Влияние президентско-парламентской формы правления на процесс становления партийной системы в стране. Указ Президент РФ (от 1 октября 1993 г.) «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти в переходный период» [определен численный состав Государственной Думы в количестве 450 человек, половина которых избирается по пропорциональной системе по общефедеральным спискам избирательных объединений, а вторая половина — по мажоритарной системе в одномандатных округах с голосованием в один тур]. Развитие законодательства об общественных объединениях в Конституции РФ 1993 г. Основные направления деятельности политических партий, представленных в Государственной Думе РФ партийными фракциями: посредничество между различными политическими силами с целью выработки политического курса страны; проявление законодательной инициативы; подготовка и рассмотрение законодательных решений; работа в комитетах и комиссиях и др. При этом, согласно Конституции, ни депутатское большинство, ни коалиции думских фракций не обладают правом формирования Кабинета министров.
Выборы в Государственную думу первого (12 декабря 1993 г.) созыва по избирательным округам и по партийным спискам. Четверть голосов избирателей получила ЛДПР (лидер - В.В.Жириновский), 15% голосов - “Выбор России” (лидер - Е.Т.Гайдар), значительное количество голосов получила КПРФ (лидер - Г.А.Зюганов) Всего пятипроцентный барьер преодолели 8 избирательных объединений и блоков (13% депутатского корпуса – женщины). Расстановка сил и партийно-политическая структура после выборов в Государственную думу первого созыва. Усиление влияния левых сил, прежде всего КПСС и ее союзников
Парламентские партии и блоки Государственной думы второго (1995 г.) созыва. К моменту парламентских выборов 1995 г. число зарегистрированных на федеральном уровне партий превысило 80, правом участия в выборах депутатов Государственной думы обладали 258 общественных объединений и 15 профессиональных союзов. 111 общественных объединений воспользовались этим правом, причем 40 из них участвовали в выборах самостоятельно, а 71 – в составе 29 избирательных блоков. 5-ти процентный барьер преодолели всего 4 партии из 43-х избирательных объединений и избирательных блоков, допущенных к выборам (10% депутатского корпуса –женщины). В 3 раза выросло число депутатов от КПРФ, в 2 раза - от «Яблока».В голосовании приняло участие 64,7% от общего числа избирателей (69,5 млн чел. – на 11 млн чел. больше по сравнению с выборами 1993 г.)
К середине 90-х годов симпатии избирателей распределились между «партией власти» и оппозицией, представленной коммуно-патриотической и либерально-демократической частью политических сил (КПРФ, ЛДПР, «Яблоко»).
Выборы в Государственную думу третьего (1999 г.) созыва. К началу парламентских выборов 1999 г. право принимать участие в выборах получили 139 общественных объединений. ЦИК РФ было зарегистрировано и допущено к участию в избирательной кампании 26 избирательных объединений и избирательных блоков.
После сложной политической предвыборной борьбы, развернувшейся осенью 1999 г., новый состав Государственной думы представляли шесть избирательных объединений. Наибольшее количество голосов получила КП РФ (24,22 %) - самая многочисленная думская фракция, которая однако не получила оппозиционного большинства. Следом за коммунистами шел проправительственный блок «Единство» («Медведь», лидер С.Ш.Шойгу (23,37 %), далее - движение «Отечество - Вся Россия» во главе с лидером - Е.М.Примаковым (12,64%) и Союз Правых Сил (лидер – С.В.Кириенко, 8,72 %). 5%-ный барьер преодолели также объединение «Яблоко» (6,13 %) и «Блок Жириновского» (6,08%). Главной сенсацией выборов стала победа благодаря примененным избирательным технологиям межрегионального движения «Единство», созданного только в октябре 1999 г. (то есть накануне выборов), и слабые результаты объединения «Яблоко», которое потеряло треть голосов. Не прошло в Государственную думу объединение «Наш дом - Россия», получившее всего 1,2 % (хотя его лидеры В.С.Черномырдин и В.Рыжков – победили в одномандатных округах). Парламентские выборы 1999 г. продемонстрировали изменения в партийно-политической системе РФ: тенденцию перехода от партий-однодневок, создаваемых от выборов к выборам, к сложившимся партиям, имеющим развитую сеть региональных отделений. Федеральный закон «О политических партиях» 2001 г. и последующие изменения в избирательном законодательстве [обязательное участие партий в избирательных кампаниях, ограничение круга политических партий федеральным уровнем, увеличение избирательного порога для партий до 5% и др.]
Выборы депутатов в Государственную думу четвертого (2003 г.) созыва. 7 декабря 2003 г. состоялись выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ четвертого созыва. До начала избирательной кампании была зарегистрирована 51 политическая партия, 41 из которых имела свои региональные отделения в более чем половине субъектов Российской Федерации. Из 23 политических партий и избирательных блоков, зарегистрированных в бюллетенях для голосования, 5-процентный барьер преодолели лишь четыре: партия «Единая Россия» (председатель - Б.C.Грызлов)-37,57%; КПРФ (председатель – Г.А.Зюганов)- 12,61%; ЛДПР(председатель – В.В.Жириновский) -11,45%; Народно-патриотический союз «Родина» (председатель – С.Ю.Глазьев) -9,02%. Фракция КПРФ в Государственной думе нового созыва сократилась вдвое, в связи с чем, левая оппозиция утратила блокирующий пакет голосов и оказалась практически полностью оттеснена от влияния на принятие властью ключевых решений. Потерпели поражение Российская демократическая партия «Яблоко» (4,30%) и Cоюз Правых Сил (3, 97%), не сумевших создать единый избирательный блок. Всего в выборах приняло участие 55,75% избирателей; «против всех» проголосовало 4,70% избирателей. Из прошедших в думу депутатов-центристов была сформирована фракция «Единая Россия» с конституционным большинством в 300 голосов, которые помимо центра заняли места отсутствующих в новом парламенте СПС и «Яблока». Председателем Государственной думы стал лидер партии «Единая Россия» Б.С.Грызлов.
В группу партий, набравших более 3% голосов избирателей и получивших право на государственное финансирование, вошли также «Аграрная партия России» (3,64%) и избирательный блок «Российская партия пенсионеров – Партия социальной справедливости» (3,09%).
Политическая доктрина России начала ХХ I в. Дискуссия в обществе о национальных приоритетах (весна 2005 г.). Политическая доктрина суверенной демократии как основа программы «Единой России» (февраль 2006 г.) и основание идеологии российского консерватизма. Складывание понимания суверенитета как свободы и конкурентоспособности открытого общества. Доктрина суверенной демократии как механизм встраивания в политическую систему парламентской оппозиции и изоляции оппозиции внесистемной (ОГФ, «Другая Россия» (Г.Каспаров, М.Касьянов, Э.Лимонов).
Отношение Запада к суверенной демократии как стратегии комплексной и жесткой защиты национальных интересов при сохранении открытости страны, демократических институтов и рыночных механизмом российского образца. Формула sovereign democracy («независимая от СССР») в американской политологии периода холодной войны и ее распространение в современных условиях на восточноевропейские страны («независимая от России»). «Управляемая демократия» («навязываемая некоторыми центрами глобального влияния …шаблонная модель …управляемых извне экономических и политических режимов») как антипод суверенной демократии.
Появление концепций "энергетической сверхдержавы", "национал-оранжизма" С.Белковского – А.Малера, "Пятая империя" А.Проханова и третий президентский срок, "империя свободы" М.Касьянова, "Русская доктрина" и идея бойкота предстоящих выборов в Госдуму Г. Каспарова.
Современный этап реформирования партийной и избирательной системы. Запретительные меры закона «О политических партиях»(2003) [региональные политические партии уступают свое место региональным отделениям общероссийских политических партий; исключение из партийно-политической системы в качестве субъектов электорального процесса избирательных объединений и блоков; переход от смешанной системы выборов в Государственную думу к полностью пропорциональной системе, введение 7%-барьера]. Дискуссия о новой избирательной модели. Аргументы противников введения пропорциональной системы: граждане лишаются пассивного избирательного права, т.е. права быть избранными.
Складывание современного партийного режима в России. Усиление роли партий в результате нового порядка избрания российских губернаторов. Господствующие позиции на российской политической сцене пропрезидентских сил. Формирование пропрезидентской партийной коалиции, рассчитывающей на электоральный ресурс Президента РФ. Тенденция на формирование в стране двухпартийной системы (в лице правоцентристской «Единой России» (лидер – Б.Грызлов) и левоцентристской «Справедливой России» (лидер – С.Миронов), созданной на базе Российской партии жизни, партии «Родина», Партии пенсионеров). Сравнительный анализ двухпартийности в США и Англии (с двумя родственными по сути партиями) и партийных систем Японии, Италии, Швеции, Индии первых послевоенных десятилетий (полуторопартийные системы). Понятие полуторапартийной системы: наличие мощной партии центра и всех остальных партий.
Подготовка в стране к выборам в Государственную думу пятого (2007 г.) созыва и президентским выборам 2008 г.
Источники и литература
Жириновский В.В. Битвы в Государственной Думе / Сост. Батогов А., Игошев Л. - М., 1998.
Партии и выборы. Хрестоматия. Ч.2.- М., 2001.
Политическая история России. Хрестоматия. В 2-х ч. / Сост. В.И.Коваленко и др. - М., 1995.
Программа политической партии «Союз правых сил» (Российский либеральный манифест). Приложение № 7 к протоколу Съезда ОПОО Политическая партия «Союз правых сил». - М., 14 декабря 2001.
«Свобода России». Программа российской демократической партии «Яблоко». – М., 2001.
Федеральный закон «О политических партиях». 3-е изд. - М., 2003.
Фракция КПРФ в Государственной Думе // Депутаты фракции КПРФ размышляют о судьбе России: Сб. интервью и ст./ Фракция Ком. партии Рос. Федерации. - М., 2001.
Явлинский Г.А. Все впереди. - М., 2003.
Административные реформы в России: история и современность. - М., 2006.
Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. - М., 2004.
Глейзнер Дж., Чейсти П. Российская Государственная Дума: структура, деятельность и эволюция в период 1993–1998 годов- М. 1999.
Гранкин И.В. Парламент России. - М., 2001.
Зотова З.М. Политические партии России. - М., 2001.
Кобринский А.Л. Политические партии и депутатские группы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1990-е гг. - М., 2004.
Малов Ю.К. Введение в теорию политической партии (Обзор идей и концепций).-М., 2005.
Медведев Н.П. Политические институты и процессы: сравнительное исследование. - М., 2006.
Представительная власть в России. История и современность. - М., 2004.
Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат. - М., 2000.
Проханов А. Симфония пятой империи. - М., 2006.
Поляков Л.В. Политическая система современной России. Конспект лекций.-М., 2005.
Согрин В.В. Политическая история современной России:1985-2001: от Горбачева до Путина. - М., 2001.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.