Российская Федерация и новые тенденции ее развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

От Путина – к Медведеву. 2 марта 2008 г. российские избиратели избрали нового, третьего по счету Президента РФ. Им стал сорокадвухлетний первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатура которого была выдвинута В. В. Путиным. За Медведева было подано свыше 52 миллионов голосов, или 70,28 % всех избирателей, участвовавших в голосовании. Тем самым две трети граждан России высказались в ходе голосования за продолжение политики президента Путина. Новый президент пришел в Кремль на очень высокой волне ожиданий россиян от власти, сформированной успешным предыдущим периодом развития страны. Не случайно предвыборная программа Дмитрия Медведева была ориентирована на дальнейший прогресс российского общества и государства, рывок в развитии экономики и социальной сферы. В основе государственной политики, по его мнению, должен лежать принцип «свобода лучше, чем несвобода».

Уже в первую половину 2008 г. в Российской Федерации произошло обновление ключевых властных институтов. Было сформировано новое правительство во главе с В. В. Путиным. В соответствии с новыми задачами расширились права Федерального собрания. К предметам ведения Государственной думы были отнесены контрольные функции в отношении исполнительной власти. Правительство должно было ежегодно отчитываться в Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Было решено формировать Совет Федерации только из числа лиц, избранных населением в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации, были даны гарантии представительства в Думе избирателям, проголосовавшим за партии, не набравшие требуемого процента. Предложения по кандидатурам будущих руководителей субъектов Федерации стали представляться президенту партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. Увеличивались сроки полномочий президента до 6 лет и депутатов Государственной думы до 5 лет. В целях усиления роли политических партий в жизни страны был снижен до 5 % барьер прохождения партий в Государственную думу; партии получили право выдвигать своих кандидатов на выборах руководителей субъектов Федерации; была предоставлена гарантия равного освещения деятельности партий в государственных СМИ. Важным шагом в укреплении правопорядка стало принятие в марте 2011 г. закона «О полиции», который был направлен на создание в РФ, вместо изрядно дискредитированной в общественном мнении милиции, основ организации и деятельности полиции.

Однако в дальнейшем власть вынуждена была буквально на ходу корректировать свои планы. Первой серьезной проблемой для нового президента стала так называемая пятидневная грузино‑осетинская война. Ситуация на Кавказе резко обострилась после того, как руководители Косово 17 февраля 2008 г. в одностороннем порядке объявили о независимости от Сербии. Тем самым был создан международный прецедент. Почти сразу же, 7 марта 2008 г. парламент Абхазии обратился к Совету Федерации и Госдуме РФ, а также Генеральному секретарю ООН с просьбой признать независимость Абхазии. 8 августа 2008 г., окончательно отказавшись от политического урегулирования конфликта, президент Грузии М. Саакашвили, в нарушение международных соглашений, отдал приказ штурмовать Цхинвал, столицу непризнанной республики Южная Осетия. Нападение грузинской армии обернулось трагедией для многих тысяч ее жителей и российских миротворцев. Россия решительно выступила защитницей двух непризнанных республик – Южной Осетии и Абхазии, население которых в основном состояло из граждан РФ. В результате операции по принуждению агрессора к миру, проведенной РФ, вооруженные силы Грузии были разгромлены, и она полностью утратила контроль над территорией Южной Осетии. Вслед за этим РФ признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Авантюра тбилисского режима обернулась ростом международной напряженности. Агрессия, развязанная грузинским режимом, наглядно показала и власти, и населению необходимость определить новые приоритеты по обеспечению безопасности страны и продолжить реформирование и укрепление вооруженных сил.

 

Испытание кризисом. До сентября 2008 г. российская экономика не была затронута мировым кризисом. ВВП продолжал расти. Однако надежды на то, что мировые экономические проблемы обойдут стороной Россию, не оправдались. Масштабы кризиса оказались беспрецедентными. Слишком быстрый рост экономики, в том числе за счет колоссальных внешних заимствований российских корпораций, создал определенные риски стабильному развитию страны. Сказались также зависимость экономики России от экспорта нефти и газа, от цен на энергоносители, системная слабость банковской системы. Уже в ноябре 2008 г. появились первые признаки серьезного спада в экономике страны. Падение менее чем за полгода нефтяных цен в 4 раза и бегство инвесторов серьезно подорвали основу российского бюджета, вызвав обесценение рубля, обвальное падение промышленного производства, инвестиций, рост безработицы, резкое сокращение доходов населения и разрушение среднего класса. Еще недавно растущее благополучие россиян было поставлено под сомнение. Основной удар экономического кризиса в России пришелся на 2009 г. Российская экономика в 2009 г. сократилась на 7,9 %. Масштабная засуха лета 2010 г. нанесла серьезный удар по производству сельскохозяйственных культур. Валовой сбор зерна составил лишь 60,5 млн тонн. Чтобы защитить российскую экономику, власть предприняла ряд оперативных шагов, включая поддержку банковского сектора и отечественных производителей за счет средств Стабилизационного фонда, государственные золотовалютные резервы были использованы для поддержки крупнейших системообразующих корпораций и создания новых рабочих мест. Чтобы сгладить возможные социальные последствия кризиса, было усилено государственное регулирование экономики. Под угрозой разорения и перехода в руки иностранных владельцев государство национализировало ряд крупных компаний. Акцент был сделан на создание крупных корпораций, которые должны были успешно конкурировать на мировом рынке. Крупнейшими среди них стали добывающие государственные корпорации «Газпром», «Роснефть», а также «Российские железные дороги» и др. Позже прошли слияния предприятий автомобилестроительной, авиационной, оборонной промышленности. Появились Российская корпорация нанотехнологий, Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация и др.

Благодаря плавному ослаблению рубля на 40 % России удалось на время обеспечить положительный платежный баланс и поддержать доверие иностранных инвесторов.

Кризисные годы еще раз указали на ущербность сырьевой модели развития России. Хотя многие проблемы объективно являлись наследием тяжелых 90‑х гг., кризис лишний раз напомнил власти о настоятельной необходимости продолжения модернизации российской экономики и общества, решительного перевода хозяйства страны на инновационные рельсы. В сентябре 2009 г. Медведев опубликовал программную статью «Россия, вперед!», в которой изложил масштабные планы по модернизации российской экономики и общества. Согласно которым, в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, экспортом продуктов инновационной деятельности. В развитии этой программы в ежегодном послании Президента России Федеральному собранию в ноябре 2009 г. впервые было заявлено о необходимости создания в России по примеру американской Кремневой долины ультрасовременного научно‑технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий. Весной 2010 г. базой для создания такого центра было избрано Подмосковное Сколково, а в качестве приоритетных направлений его разработок были обозначены энергетика, информационные биомедицинские и ядерные технологии. В президентском Послании 2010 г. Медведев особо выделил тему создания отечественных суперкомпьютеров.

 

Социальная политика. Перемены, произошедшие в начале 2000‑х гг. в России, вызвали резкое общее сокращение занятости в экономике – с 73,8 млн рабочих мест в 1991 г. до 67,7 млн в 2011 г. Особенно сильно сократилась при этом занятость в науке (втрое), в промышленности (более чем в два раза), в строительстве (в 1,6 раза) и сельском хозяйстве (в 1,5 раза). В совокупности занятость в этих отраслях сократилась более чем на 12 млн рабочих мест. Столь резкое сокращение занятости в традиционных для России как индустриальной страны отраслях не повлекло за собой, однако, сколько‑нибудь сопоставимого по масштабам роста занятости в других секторах экономики. Хотя занятость в сферах управления, финансовой деятельности и услуг, предполагающих достаточно высокую квалификацию (операции с недвижимостью, юридические услуги и т. п.) за эти годы выросла в разы, однако в совокупности этот рост составил менее трети от потерянных в других отраслях рабочих мест. Основной же прирост рабочих мест пришелся на торговлю и сферу бытового обслуживания, занятость в которых выросла с 5,6 млн в 1991 г. до 12,2 млн в 2011 г. В этот период сократилась бедность и заметно выросло текущее потребление почти всех слоев населения. И хотя общие масштабы дифференциации не сократились, но неравенство по доходам всё же перестало расти. Однако одновременно с развитием этих позитивных тенденций произошло серьезное сокращение числа предпринимателей, особенно среди представителей малого бизнеса. Существенно изменились в эти годы представления населения о престижности занятости в разных сферах народного хозяйства. Отрасли высокой технологии, ВПК испытывали недостаток квалифицированных кадров, тогда как имел место бурный рост финансовой сферы. Но, если в 1990‑х гг., главным для определения места конкретного человека в системе социальной стратификации выступал сам человек, то применительно к начавшемуся с середины 2000‑х гг. периоду для подавляющего большинства россиян решающую роль в определении их места в обществе начали играть структурные ограничения, а их собственная активность по повышению своего статуса стала протекать в очень узком «коридоре возможностей».

Чтобы не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, правительство приняло меры по поддержке государственной системы здравоохранения. Правительство поставило задачу повышения эффективности расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение населения России лекарственными средствами. Были подтверждены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи. В 2009 г. впервые за предшествующие 15 лет удалось увеличить рост численности населения страны.

Для смягчения последствий засухи сельскому хозяйству было выделено почти 150 млрд рублей.

В сложной экономической ситуации в России продолжалось развитие отечественной культуры. Было восстановлено обязательное полное среднее образование. Завершилась компьютеризация школ и подключение их к Интернету. Увеличение, начиная с конца 1990‑х гг. бюджетных средств положительно сказалось на развитие театра, кино. В стране появились сотни художественных галерей, сложились оригинальные творческие театральные и музыкальные коллективы. Новые театральные постановки способствовали возрождению театраль‑ной жизни и усилению интереса к ней, гастроли театральных коллективов, обмен мастерами культуры с зарубежными странами сделали театральную жизнь насыщенной и яркой. Московский международный кинофестиваль, ежегодный Чеховский фестиваль, международный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского продолжали быть важными лабораториями, инструментами поддержания и развития творческой жизни в стране. Массовыми ежегодными музыкальными фестивалями для любителей рока стали «Максидром» и «Нашествие». В эти годы появились первые отечественные блокбастеры, где использовались компьютерные технологии и спецэффекты. Несмотря на трудности, стала возрождаться материально‑техническая база российского спорта.

 

Президентские выборы 2012 г. 4 марта 2012 г. граждане России в пятый раз в постсоветское время избирали главу государства. Ставшая привычной за последние двадцать лет выборная процедура претерпела существенные изменения. Большое влияние на ход выборной президентской кампании оказала поднятая думскими выборами протестная волна. Наиболее заметным ее результатом стало использование в президентской кампании ряда нетипичных для последних лет форм предвыборной борьбы вроде «войны митингов», жесткой критики власти лидерами системной оппозиции. Предвыборная кампания заставила и безоговорочного фаворита В. В. Путина и кандидатов‑лидеров системной оппозиции прибегнуть к неожиданным для себя образам и ресурсам. Так, в одном из рекламных роликов В. Жириновский использовал запряженного в повозку ослика. Интереса кампании добавил также факт участия в президентской гонке одного из самых богатых людей страны, главы «Онэксима» Михаила Прохорова. В результате в отличие от 2004 или 2008 г. в президентской гонке 2012 г. вопрос о возможности второго тура сохранялся до окончания голосования.

В первом и единственном туре выборов президента России приняли участие пять кандидатов: Владимир Путин, Геннадий Зюганов, Сергей Миронов, Владимир Жириновский и Михаил Прохоров. ЦИК официально отказал в регистрации в качестве кандидатов в президенты России 2012 г. Григорию Явлинскому и Дмитрию Мезенцеву. Причиной отказа послужило количество брака в представленных выдвиженцами подписных листах, превышающее установленное законом максимально допустимое пятипроцентное значение.

Как и в прежние годы, основных претендентов на президентское кресло было двое. Премьер‑министр В. В. Путин и лидер КПРФ – Г. А. Зюганов, для которого мартовские выборы стали четвертыми. Не отличалась особыми новациями и предвыборная программа бессменного лидера КПРФ. Зюганов обещал провести национализацию, новую индустриализацию, а в социальной сфере – установить справедливость, предоставить расширенные социальные гарантии населению. Сюда же добавились актуальные после митингов предложения вернуть прямые выборы руководителей регионов, изменить порядок формирования избирательных комиссий, ужесточить наказание за фальсификации результатов выборов. Чтобы стать победителем выборов уже в первом туре В. В. Путин сделал выбор в пользу публично‑политических механизмов в предвыборной борьбе. В цикле предвыборных статей, опубликованных в наиболее авторитетных газетах, кандидат сделал закономерный акцент на достигнутую в стране при его непосредственном участии экономическую и политическую стабилизацию, рост народного благосостояния. Он четко определил болевые точки развития российского общества в ближайшие годы. В статьях Путина содержался также призыв к диалогу, к включению в работу гражданского общества. В итоге его программа оказалась более проработанной, чем у оппонентов и была поддержана большинством избирателей.

Президентские выборы в России выявили очевидного победителя по итогам голосования 4 марта: премьер В. В. Путин набрал 63,60 %. Лидер КПРФ Г. А. Зюганов набрал 17,18 %, лидер ЛДПР В. В. Жириновский – 6,22 % и лидер СР С. М. Миронов – 3,85 %. Главный сюрприз президентских выборов – второе место в Москве и третье по России бизнесмена М. Д. Прохорова (7,98 %). Однако самым важным результатом прошедших думских и президентских выборов стало серьезное расширение пространства публичной политики, дающее реальный шанс на обновление всей страны.

Украинский кризис. Кризис, разразившийся на Украине в конце 2013 г., явился отдаленным результатом распада СССР. Украина попала в своеобразную геополитическую ловушку: ее гражданам было навязано решение непростой дилеммы – сохранять существовавшие ранее десятилетиями многочисленные связи с Россией или порвать их и присоединиться к Евросоюзу. Идея «Украина без России» расколола украинское общество на ее противников и сторонников. Еще в 2004 г. противники В. Януковича, выступавшего за поддержание связей с Россией, спровоцировали кампанию непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отменены. В результате вместо победившего с незначительным отрывом В. Ф. Януковича, проводившего независимую политику, к власти был приведен В. А. Ющенко, стремившийся к вступлению Украины в Евросоюз и военный блок НАТО.

Противостояние в украинском обществе нарастало, при попустительстве властей активизировались националистические структуры, что в итоге привело в 2013 г. к политическому кризису, который обострился не без участия отдельных стран европейского союза. С целью повлиять на результаты постсоветской интеграции, оторвать Украину от России, Швеция и Польша предложили создать так называемое восточное партнерство ЕС с бывшими советскими республиками. После того, как президент Украины В. Ф. Янукович вначале согласился подписать соответствующее Соглашение об ассоциации с ЕС, Россия предложила обсудить этот вопрос в формате трехсторонней встречи – России, Европейского союза и Украины. Однако Евросоюз в категорической форме отказался обсуждать этот шаг с Россией, несмотря на то что значительная часть экономики независимой Украины строилась на старых связях с российской экономикой. Дальнейшая эскалация конфликта последовала, когда В. Ф. Янукович предложил отложить вопрос об ассоциации с ЕС и высказал намерение войти в Таможенный союз в расчете на экономическую помощь России. Политический кризис способствовал радикализации украинского общества и фактически спровоцировал раскол страны. Противники политики Януковича, недовольные массовой коррупцией, а также решением руководства страны о приостановке евроинтеграции страны, организовали в центре Киева «майдан» – постоянный митинг протестующих, где вскоре появились вооруженные отряды националистов и фашиствующих молодчиков, преследующих собственные цели.

22 февраля 2014 г. Янукович был свергнут в результате государственного переворота. При поддержке западных государств к власти на Украине пришли националистические силы. Верховная рада изменила конституцию страны, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти законного главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. Новое руководство Украины во главе с П. А. Порошенко, выражавшее интересы, прежде всего националистических сил, усиленно вытесняло русский язык из средств массовой информации, кинопроката, системы образования, отменило закон о языке, гарантировавший официальное двуязычие, а также принятые законы об охране памятников героям и жертвам ВОВ, об ответственности за преступления фашизма и коллаборационизма. Активное неприятие таких действий новых властей на Востоке Украины, где преобладало русскоязычное население, вызвало массовые волнения, переросшие со временем в гражданскую войну. Жители Юго‑Востока Украины новыми властями были объявлены террористами, и против них была организована «антитеррористическая» операция с применением военной силы. Отстаивая интересы русскоязычного населения на территориях Донецкой и Луганской областей, охраняемых ополченцами, весной 2014 г. было создано два образования – Донецкая народная республика (ДНР) и Луганская народная республика (ЛНР), которые отказались выполнять указания из Киева.

Весь 2014 г. после государственного переворота на Украине постоянным направлением усилий российского президента был и остается поиск путей к прекращению гражданской войны на Украине и установлению мира в Донбассе.

 

Присоединение Крыма к России . Весной 2014 г., когда внимание большинства россиян было приковано к олимпийским трассам в Сочи, неожиданное разрешение получил крымский вопрос, остававшийся нерешенным после развала СССР. После почти шестидесятилетнего пребывания в составе Украины Крым вновь стал российским. В феврале 1954 г. Н. С. Хрущев, из конъюнктурных соображений, «подарил» Крымский полуостров Украинской ССР. Передача Крымской области из состава РСФСР в Украинскую ССР была незаконной – такое определение вынесла Генпрокуратура РФ в июне 2015 г. В заключении подчеркнуто, что «Ни Конституция РСФСР, ни Конституция СССР не предусматривала полномочий Президиумов ВС РСФСР и СССР по рассмотрению вопросов об изменении конституционно‑правового статуса автономных республик, входящих в состав союзных республик». Иными словами, Президиум Верховного Совета СССР, который издал указ о переподчинении Крыма, не имел на то полномочий. Не говоря уже о том, что обсуждение этого вопроса в ВС РСФСР проходило в отсутствии кворума. Когда Украина в декабре 1991 года стала независимой, Крым без каких‑либо обсуждений со стороны РФ, автоматически вошел в состав Украины, хотя подавляющая часть жителей Крыма не считали такое свое положение справедливым и хотели бы остаться в составе России.

Что касается города Севастополя, то он оставался городом республиканского подчинения РСФСР вплоть до 1991 г., и в момент распада СССР его бывшие руководители должны были бы оговорить статус города, тем более, что там находился Черноморский флот России. Но этого не было сделано, и Севастополь, как и весь Крымский полуостров, также автоматически вошел в состав Украины. Позднее свое бездействие бывшие руководители РФ объясняли опасением развязывания гражданской войны, что в условиях экономической разрухи того времени было чревато саморазрушением. С самого начала политического кризиса в Киеве в конце 2013 г., руководство автономной республики Крым поддерживало действия правительства Януковича и не признало новое правительство Украины, его свергнувшее. После того как со стороны нового руководства Украины начались угрозы насилия в адрес русскоязычного населения и был отменен закон о языке, распущен Конституционный суд страны, руководство автономной республики Крым приняло решение о проведении референдума о статусе Крыма. На референдуме было предложено два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». Референдум был проведен открыто и честно. Население Крыма ясно и убедительно выразили свою волю: они хотят быть с Россией. Присоединения полуострова не произошло, если бы не было соответствующего желания большинства крымчан.

Референдум состоялся 16 марта 2014 г. и прошел в соответствии с международными правилами под наблюдением представителей разных стран. По его итогам 96,77 % принявших участие в голосовании высказалось за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации, в Севастополе – 95,6 %. 17 марта, опираясь на результаты референдума была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в которую вошел Севастополь как город с особым статусом. Вслед за этим Государственный совет Республики Крым обратился к Российской Федерации с просьбой о принятии Республики Крым в состав России в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.

Российское руководство до начала 2014 г. принимало все усилия для того, чтобы вернуть политический процесс в Украине в конституционное русло, однако после свержения легитимной власти в Киеве Президент РФ обратился в Совет Федерации и получил право на использование российских войск на территории Украины. Фактически это право не было использовано и на территорию Крыма дополнительный контингент военных введен не был. Российскими военными, дислоцирующимися в Крыму на законных основаниях (число которых не превышало 20 тыс. человек), были блокированы попытки противодействия проведению крымского референдума со стороны властей Украины и стран Запада. 17 марта 2014 г. Президент России подписал указ о признании Республики Крым в качестве независимого и суверенного государства. 18 марта в соответствии с новым законом Верховного Совета был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Спустя десятилетия историческая ошибка была исправлена: жители Крыма и Севастополя вернулись в родное государство.

 

Россия под санкциями . Стремительно развивающиеся события в Крыму, завершившиеся присоединением Крыма к России, застали страны НАТО врасплох. Европейские «сторонники демократии» не признали легитимность проведения референдума в Крыму, ссылаясь на нарушение территориальной целостности Украины. Стремясь наказать Россию за присоединение Крыма, они ввели в 2014 г. санкции в отношении некоторых сфер отечественного хозяйства. Война на Украине резко и максимально болезненно обнажила тот факт, что для Запада Украина всего лишь инструмент для радикального ослабления России. Не случайно Евросоюз, выступая на словах за мирное решение проблемы, блокировал все попытки предотвратить и остановить военный конфликт, возникший на Донбассе. Отвечая на западные санкции, исходя из принципа взаимности, Россия ввела ответные меры. По данным иностранных экспертов от введения ограничений на торговлю с РФ ЕС к середине 2015 г. понес убытки примерно на 100 млрд евро и потерял 200 тыс. рабочих мест.

Поскольку ЕС в июне 2015 г. продлил на полгода санкции против России, которые были введены год тому назад, российская сторона в интересах отечественных аграриев также продлила запрет на поставку сельхозпродуктов из ряда стран Западной Европы.

Санкции, с одной стороны, безусловно, способствовали ухудшению экономического климата в России, углублению экономического кризиса. Первой его жертвой стал в силу закрытия вследствие санкций иностранного рынка заемного капитала курс на модернизацию. Запрет импорта, отсутствие реальной конкуренции значительно снизил интерес отечественных товаропроизводителей к производству качественных, высококонкурентных товаров.

В конце третьего квартала 2014 г. темпы экономического роста в России составили всего 0,7 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в то время как уровень инфляции в октябре этого года достиг 8,3 %. В целом в 2014 г. отток капитала из России составил 151,5 млрд долларов; это вдвое больше, чем в 2013 г. С другой стороны, западные санкции, наоборот, подстегивали российскую экономику. Санкции – лишний повод власти задуматься, как дальше эффективно модернизировать экономику, чтобы получить выгоды от происходящего. Тем более что падение производства в России началось в 2012 г. – задолго до войны санкций и отнюдь не из‑за них, бизнес, особенно малый, не всегда находил общий язык с бюрократией. Проведение реформ в образовании, здравоохранении, науке вызывали все больше критики со стороны населения.

Выступая летом 2015 г. на Совете по науке и образованию президент Путин подчеркнул, что Россия не пойдет на интеллектуальную изоляцию. Она способна привести лишь к отсталости. Ответом на санкции, по мнению Президента РФ, должна стать разработка стратегии научно‑технологического развития России, создание новых технологий, нестандартных технологических решений, производство здоровых продуктов питания.

К середине 2015 г. российская финансовая система адаптировалась к новой реальности. Но этого нельзя сказать об экономике в целом. Средняя зарплата с начала года упала на 10 %, а доходы населения – на 4–5 %. Эксперты неоднозначно оценивали ситуацию в экономике. Одни считали, что пик кризиса пройден и скором времени в российской экономике начнется рост. Другие, в том числе экс‑министр финансов А. Кудрин утверждал, что Россия лишь входит в полноценный кризис. На развитие российской экономики, наряду с санкциями, воздействовали резко упавшие цены на нефть, а также отсутствие «локомотивов роста», т. е. тех отраслей, которые могли бы оживить экономику. Единственное исключение – сельское хозяйство. Фермеры в условиях санкций получили хороший стимул развиваться. Раньше они проигрывали конкуренцию европейским товаропроизводителям, поскольку те получали значительно больше субсидий. Теперь же производство отечественных продуктов питания активно росло. В частности, производство сыра за первые полгода 2015 г. выросло почти на 30 %, мяса на 12 %, рыбы на 6 %. Несмотря на санкции, часть зарубежных инвесторов по‑прежнему доверяли России. Американские компании, пользуясь открывшимися возможностями после ухода из России ряда европейских компаний, пытались занять высвободившиеся ниши на российском рынке. На фоне падения торговли Европы с Россией товарооборот США с нашей страной вырос. Готовность инвестировать в Россию, в том числе в строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Казань, выразили китайские компании. Интерес к сотрудничеству в экономической сфере выразила также Саудовская Аравия.

 

Внешняя политика России. В 2003 г. начинается новый период во внешней политике РФ. Одновременно сошлись несколько факторов, подтолкнувших Кремль к изменению внешнеполитического вектора. Провозглашенное при первом президенте страны Б. Н. Ельцине партнерство России и Запада, на практике оказалось декларативным. После терактов 11 сентября 2001 г. в США Россия присоединилась к западным странам в борьбе против международного терроризма. Путин позвонил Бушу, выразив полную поддержку США. В условиях, когда у Запада и России появился общий противник в лице международного терроризма, российский президент сделал все возможное для сближения с ведущими государствами мира. Россия поддержала действия США и других западных стран в ходе антитеррористической операции в Афганистане. Воздушное пространство и железные дороги Российской Федерации были открыты для поставок военных грузов в Афганистан для антитеррористической коалиции. Россия согласилась с размещением американских военных баз в Средней Азии. Руководство России шло на это в интересах обеспечения безопасности своих южных рубежей. Политика сближения с Западом принесла определенные плоды. В течение двух последних лет постепенно нормализовались отношения с НАТО, которые были заморожены после начала агрессии этой организации против Югославии в 1999 г. В феврале 2001 г. в Москве было открыто представительство НАТО. В мае 2002 г. Россия заключила соглашение с НАТО о координации действий в целях обеспечения международной безопасности. В течение короткого времени режим талибов в Афганистане был свергнут. Началась нормализация обстановки и на Северном Кавказе. Весной 2002 г. между Россией и США был подписан Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений. В том же 2002 г. США приняли решение предоставить России статус страны с рыночной экономикой. С признанием России страной с рыночной экономикой создались более благоприятные условия для выхода российских предприятий на внешние рынки. В праздновании 60‑летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. в Москве приняли участие лидеры ведущих мировых держав. В июле 2006 г. Россия в качестве страны‑председателя принимала в Петербурге лидеров «Большой восьмёрки».

Партнерство с Западом тем не менее оставалось весьма хрупким: на территории союзников России по СНГ начали создаваться американские военные базы. В 2003 г. США, вопреки возражениям России и других стран, предприняли вторжение в Ирак. Для борьбы с «иранской угрозой» президент США Дж. Буш объявил о развертывании американской системы ПРО в Польше и Чехии, что создало прямую военную угрозу России. Все это свидетельствовало о том, что вопреки ожиданиям российского руководства после окончания «холодной войны» не удалось создать эффективных механизмов постоянного взаимодействия с западными партнерами. США продолжили свою политику по изменению стратегического баланса. Важнейшим в этом процессе стало расширение НАТО. В 2004 г. в эту организацию были приняты бывшие члены Варшавского Договора Болгария, Румыния, страны Европы Словакия, Словения, бывшие советские республики Латвия, Литва и Эстония. В 2009 г. в НАТО вошли Албания и Хорватия. Было объявлено о грядущем вступлении в НАТО Украины и Грузии.

На Западе окончание «холодной войны» было истолковано как победа США и НАТО, а Россия считалась проигравшей стороной, неравноправным участником международных отношений. Запад неоднократно пытался игнорировать национальные интересы России, в том числе по югославскому конфликту. Исходя из собственных интересов Североатлантический альянс в одностороннем порядке применил силу в Косово, Ираке, Ливии. Вслед за этим НАТО отвергло концепцию сфер влияния (подразумевавшую, что у России также есть своя зона влияния в СНГ) и продолжило свое расширение после распада Варшавского договора на Восток, нацеливаясь на приграничные с РФ Прибалтийские республики, Молдову и Украину. Не возникло также экономического партнерства между Россией и Западом. Россия так и не смогла получить «золотого дождя» инвестиций в экономику и дешевых кредитов.

С избранием В. В. Путина президентом страны на второй срок внешняя политика России становится более гибкой и активной. Россия позиционировала себя как страна, у которой нет явных идеологических и экономических врагов. Она вошла в «Большую восьмерку» наиболее развитых стран мира и Совет Европы, успешно участвовала в решении сложных международных вопросов. Волна «бархатных» революций, прокатившаяся по СНГ, стала концом дружбы с Западом. Приход к власти в 2003 г. в Грузии М. Саакашвили, и В. Ющенко на Украине в 2004 г. был расценен Москвой как вмешательство США в зону ее геополитических интересов, после этих событий между нашими странами началось резкое похолодание.

Поворотной точкой во внешней политике России стало выступление Президента РФ 10 февраля 2007 г. на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, прозвучавшее после того как Вашингтон сообщил о намерении разместить элементы системы ПРО в Чехии и Польше. Путин, жестко раскритиковав внешнеполитический курс США и идею однополярного мироустройства, указал присутствовавшим на мероприятии политикам, бизнесменам и экспертам из более чем из 40 стран о неприемлемости двойных стандартов, шаблонов блокового мышления. В июне 2007 г. на саммите «Большой восьмерки» Россия пыталась противостоять попыткам Запада добиться независимости сербского края Косово. В том же 2007 г. Путин подписал Указ о приостановлении Россией действия подписанного ранее Договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). Твердое отстаивание самостоятельности внешнеполитического курса РФ в итоге способствовало укреплению авторитета нашей страны в мире. Правительство Б. Обамы предложило в 2009 г. «перезагрузить» российско‑американские отношения. В 2010 г. был подписан договор между Российской Федерацией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ‑3). Были предприняты усилия по предотвращению развертывания в Европе новейшей системы противоракетной обороны, что создавало дополнительную угрозу безопасности России. В ходе переговоров с Западом России удалось добиться согласия на совместное создание системы ПРО в Европе.

Придавая особое отношение поддержанию стабильных отношений с США, Россия последовательно отстаивала свои национальные интересы, выступала против диктата в международных отношениях. Несмотря на то что США после присоединения Крыма отнесли Россию к одной из основных мировых угроз, Россия продолжала активно сотрудничать с США и Западом в деле противодействия терроризму, урегулированию иранской ядерной программы.

Отношения России со странами ближнего зарубежья (бывшими союзными республиками). В подписанной еще в июне 2000 г. Концепции внешней политики Российской Федерации особое значение придавалось отношениям с ближайшими соседями. Ставились задачи формирования пояса добрососедства по периметру российских границ, содействия устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах. Исходя из идеи сохранения единого оборонного и экономического пространства, руководство России нередко действовало в ущерб собственным интересам. Странам СНГ поставлялись энергоносители со значительными скидками. Надежды на быстрое сближение на практике реализовать не удалось.

Вступление в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, их откровенно антироссийская риторика, территориальные и материальные претензии к России, переписывание общей истории, нарушение прав русскоязычного населения, глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны не могли оставить равнодушными граждан и руководство России. Экономические и культурные связи между Россией и прибалтийскими странами значительно сократились.

Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова при активном содействии США в еще 1997 г. образовали новую региональную структуру – ГУАМ, которая изначально создавался, как антироссийская структура – «санитарный кордон» между Россией и Европой. Непосредственной целью новой региональной структуры было ослабление экономической (прежде всего энергетической) зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) – Кавказ – Европа в обход территории Российской Федерации.

Таким образом, 7 бывших союзных республик из 15 ставили своей целью аннулирование былых связей с Россией.

В ряде стран СНГ при прямой поддержке из‑за рубежа произошла смена политического руководства. Осенью 2003 г. в результате «революции роз» в Грузии был свергнут президент Э. Шеварднадзе. Ему на смену пришел президент М. Саакашвили, поставивший в качестве главной задачи вступление Грузии в ЕС и НАТО. В 2005 г. в результате «революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии А. А. Акаев. Вскоре в Узбекистане была предпринята попытка свержения президента И. А. Каримова.

Все эти события заставили руководство России уделить большее внимание отношениям со странами СНГ, расширить сотрудничество с ними.

Попытки западных партнеров изолировать Россию от ближайших соседей посредством «оранжевых» и иных «революций» привели к большей координации действий между странами СНГ. В июле 2010 г. на правовой основе начало функционировать единое таможенное пространство в пределах России, Казахстана и Беларуси и фактически создан Таможенный союз. Позже о присоединении к Таможенному союзу заявила Киргизия и Армения.

В 2011 г. решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая имеет статус наднационального органа управления.

Несмотря на сложные реалии в отношениях между республиками бывшего СССР, Россия тем не менее продолжает вести активный диалог с каждой из республик. Президент проводит множество двусторонних встреч с руководителями соседних государств, направленных на поддержание дружеских отношений с Россией.

Отношения России со странами Азии и Латинской Америкой. Реализуя на практике идею многополярного мира, Россия считает важным поддерживать двусторонние отношения со многими странами, учитывая их собственные интересы. Руководство России предприняло усилия по развитию союзнических отношений с ближайшими соседями на Востоке. В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Позже к ним присоединился Узбекистан. ШОС последовательно выступала за укрепление стратегической стабильности, поддержание международного правопорядка. Ежегодные встречи лидеров стран, совместные военные учения, крепнущее экономическое сотрудничество превратили ШОС в одну из динамично развивающихся международных организаций. В качестве наблюдателей в ее работе стали участвовать Индия, Иран, Пакистан, Монголия.

Участие России в ШОС и других международных организациях, развитие ее отношений со странами Европы, Азии, Африки, Латинской Америки во многом способствовали становлению многополярной модели современного мира.

Особенно устойчивыми и эффективными становились отношения между Россией и Китаем. В 2001 г. между ними был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В нем было отмечено отсутствие территориальных претензий друг к другу и провозглашено стратегическое партнерство. Позднее были урегулированы и пограничные вопросы между странами. Значительно вырос товарооборот, объемы научно‑технического и гуманитарного сотрудничества. В России прошел «Год Китая», а в Китае – «Год России», еще более сблизившие народы двух стран.

Если отношения с Китаем и Индией для России были давней традицией, то устанавливать контакты со странами Латинской Америки приходилось едва ли не с чистого листа. В июне 2006 г. в рамках Петербургского экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая была создана организация, получившая название БРИК (позже к ней присоединилась Южно‑Африканская Республика и название изменилось на БРИКС). Страны БРИКС охватывают более 25 % суши и 40 % населения Земли. Их объединенный валовой внутренний продукт (ВВП) – 15,435 трлн долларов. По состоянию на 2013 г., общий ВВП стран БРИКС составляет 16,039 трлн долларов (21,5 % от общемирового), а величина золотовалютных резервов – 4,4 трлн долларов. Помимо этого, страны БРИКС обладают огромными запасами природных ресурсов и оказывают влияние на мировые рынки.

Первый саммит БРИК состоялся в июне 2009 г. в Екатеринбурге. На встречах, которые проходят ежегодно, обсуждаются вопросы финансового сотрудничества, предоставлении кредитов, сотрудничества в сфере экологической безопасности и инфраструктурных проектов.

Регулярными стали встречи Президента России с лидерами Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы, Перу, Боливии, Никарагуа. В 2008 г. состоялся первый официальный визит главы Российского государства в страны Латинской Америки. Впервые традиционные экономические и культурные связи были дополнены военно‑политическим сотрудничеством.

Таким образом, в противовес однополярной модели мира, апологетом которой выступает США, реально развивается многополярный мир в условиях растущей мировой экономической интеграции.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 186.