1. Движение декабристов
2. Общественно-политическая мысль 1830 – 1850-х гг.
3. Общественные движения во второй половине XIX в.
1. Декабристы – принятое в исторической и мемуарной литературе название участников тайных обществ первой половины XIXв. (1816 – 1825),преимущественно дворянских по социальному составу, организовавших 14 декабря 1825г. первое вооруженное выступление против государственного порядка.
Причины, условия и исходные идеи декабристов:
1) идеи французских просветителей XVIIIв. (учения Локка, Монтескье, Дидро, Вольтера и др.);
2) идеи либерализма: 1-я волна – эпоха Екатерины II, 2-я волна – время Александра I;
3) влияние произведений российских вольнодумцев 2-й половины XVIIIв. (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков);
4) своеобразный «дух свободомыслия», господствовавший в начале XIXв. в Московском университете и Царскосельском лицее, где учились будущие декабристы;
5) реформаторские планы в начале царствования императора Александра I и разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате их реализации;
6) Отечественная война 1812г. и Заграничные походы русской армии в 1813 – 1815 гг.;
7) специфика международной обстановки (волна революционных выступлений в Европе);
8) деятельность масонских лож, ставших организационной школой.
Организации декабристов
1) Союз спасения – первое тайное декабристское общество, созданное в 1816 – 1817 гг. в Петербурге, представлявшее собой малочисленную, замкнутую, заговорщическую по характеру организацию (не более 30 членов) во главе с А.Н. Муравьевым. Они выступали против самодержавия и крепостного права, но не имели четкой программы действий.
2) Союз благоденствия – тайное декабристское общество в 1818 – 1821 гг., насчитывавшее до 200 членов. Имело свой устав «Зеленая книга» и программу действий, направленную главным образом на распространение идей социально-политического реформирования России для того, чтобы создать определенную общественную атмосферу, а затем произвести безболезненный государственный переворот и перейти к преобразованиям: уничтожению крепостного права, введению конституционного правления. Но из-за серьезных программных и тактических разногласий в 1821г. радикальные члены Союза, выступавшие за революцию, добились его роспуска.
3) Южное общество – тайное декабристское общество в 1821 – 1825 гг. на Украине во главе с П.И. Пестелем. Активные члены: братья А.А. и Н.А. Крюковы, В.П. Ивашев, С. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и др. Программа – «Русская правда» П.И. Пестеля (табл. 5).
4) Северное общество – тайное декабристское общество в 1822 – 1825 гг. в Петербурге во главе с Н.М. Муравьевым. Активные члены: М.С. Лунин, С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин и др. Программа – «Конституция» Н. Муравьева (см. табл. 5).
Таблица 5. Проекты преобразований России
«Русская правда» Павла Пестеля | «Конституция» Никиты Муравьева |
1. Установление в России республики. Законодательная власть: однопалатный парламент – Народное вече (избирается на 5 лет в составе 500 человек). Исполнительная власть – Державная дума, состоящая из 5 человек, избираемых на 5 лет, каждый из членов – президент в течение года | 1. Россия – конституционная монархия. Законодательная власть: двухпалатный парламент – Народное вече. Выборы – ограниченные, многоступенчатые, с высоким имущественным цензом. Исполнительная власть – у императора, «верховного чиновника» страны. Федеративное устройство страны |
2. Отмена крепостного права, крестьяне получали личную свободу | |
Земельный фонд страны – это две равные части – частная земля и земля общественная: А) общественная земля – тем, кто ее обрабатывает безвозмездно, без права продажи; Б) частная земля – свободный товар | Сохранение земель за помещиками. Наделение бывших крестьян небольшими наделами, остальные земли – на условиях аренды у своих помещиков |
3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, отмена сословий, равный и гласный суд | |
4. Ликвидация военных поселений | |
5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности |
Тактика тайных обществ – «военное восстание» – восстание армии под руководством тайных обществ.
Таким образом, «Конституция» Н. Муравьева была более умеренным проектом, чем «Русская правда», и в своей основе более реалистичным. Но в 1825г. к руководству в «Северном обществе» пришли Е.П. Оболенский, К.Ф. Рылеев, настроенные радикально, а П.Г. Каховский вообще был готов совершить убийство императора.
Несмотря на тайный характер организаций, правительство располагало большой информацией об их деятельности. В 1822г. были запрещены все тайные общества и масонские ложи, началось преследование их членов.
Руководители Северного и Южного обществ договорились об объединении и совместном вооруженном выступлении летом 1826г., но выступить пришлось раньше в связи с внезапной смертью Александра I в ноябре 1825г. и, как следствие, затянувшимся династическим кризисом. Датой восстания стало 14 декабря 1825г., когда должна была состояться присяга новому императору Николаю I, для того чтобы сорвать ее. И почти одновременно это восстание должно было быть поддержано выступлением на Украине.
«Диктатором» (руководителем) восстания был назначен С.П. Трубецкой. Члены общества должны были вывести подчиненные им полки на Сенатскую площадь Петербурга и заставить Николая I подписать манифест о низложении и отмене крепостного права. Не исключалось и убийство нового императора.
Декабристы сумели вывести на Сенатскую площадь около 3 тысяч солдат, которые не знали истинных целей выступления. После неудачной попытки переговоров со стороны властей восстание было подавлено верными правительству войсками. Та же участь постигла и выступление Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825г. – 3 января 1826г.).
Таким образом, движение декабристов потерпело поражение.
Результаты движения декабристов:
1) к суду были привлечены более 500 человек, 316 человек – арестованы;
2) 5 человек – К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский – в июле 1826г. были казнены через повешение;
3) 121 декабриста сослали на каторгу или поселение в Сибирь, разжаловали в рядовые и отправили в действующую армию на Кавказ и т.п.
Причины поражения движения декабристов:
1) главную опору декабристы видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей успешный опыт дворцовых переворотов XVIII – начала XIX вв.;
2) малочисленность движения;
3) отсутствие единства в рядах восставших и в их программных требованиях;
4) пассивная тактика в период восстания;
5) ставка на заговор и военный переворот;
6) слабость пропагандистской деятельности;
7) недостаточная подготовленность общества к преобразованиям.
Значение движения декабристов
Движение декабристов, потерпевшее поражение, трудно назвать военной революцией или восстанием в полном смысле слова, скорее всего, это акт гражданского неповиновения. Декабристы впервые в истории разработали революционные программы и планы возможного переустройства общества. Впервые была совершена попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
Казнив пятерых декабристов, Николай I в моральном отношении проиграл, т.к. общество неоднозначно отреагировало на столь жестокое отношение к представителям дворянства.
2. Общественное движение 30–50-х гг. XIXв. имело характерные особенности:
1) оно развивалось в условиях политической реакции после поражения движения декабристов;
2) его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике;
3) в отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
В общественном движении второй четверти XIXв., когда остро встал вопрос о дальнейших путях развития России, началось размежевание трех идейных направлений:
1) консервативно-охранительного;
2) либерально-оппозиционного;
3) революционно-демократического.
Консервативно-охранительное направление
Идейным выражением данного направления являлась так называемая теория официальной народности. Ее принципы были сформулированы в 1832г. графом С.С. Уваровым (с 1833г. министр народного просвещения) в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: православие, самодержавие, народность. Самодержавие трактовалось как единственно возможная форма правления в России, гарант нерушимости Российского государства. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа, опорой самодержавия. Под «народностью» понималось «единение» царя с народом, предполагающее отсутствие в русском обществе основы для социальных конфликтов. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Основными «толкователями» этой теории являлись профессора Московского университета С.П. Шевырев, М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч, Ф.В. Булгарин.
Либерально-оппозиционное направление
На рубеже 1830-х гг. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения – славянофильство и западничество.
Славянофильство – идейно-политическое учение в 1839 – середине 1870-х гг. об исключительности и самобытности исторического пути развития России, мессианской предопределенности русского народа.
Наиболее яркие представители: А.С. Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские, Д. Валуев, Ф. Чижов и др.
Основные идеи славянофилов:
1) были убеждены в особом пути развития России. Идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община, православная церковь, земские соборы, которые оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;
2) резко отрицательно относились к реформа Петра I, заставившим свернуть Россию с ее «истинного» пути развития. Крепостное право и деспотическая власть расценивались как главный результат реформ Петра;
3) но поскольку, по их мнению, петровская европеизация коснулась только верхушки общества – дворянства и власти, надо все внимание обратить на народ (крестьянство). Поэтому такое большое внимание славянофилы уделяли изучению быта и жизни «простого» народа, считая, что «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью»;
4) славянофилы были оппозиционным течением русской общественной жизни, т.к. выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати;
5) основная задача, стоявшая перед Россией, – вернуться на исконный путь развития, для чего надо отменить крепостное право и возродить земские соборы.
Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Западничество – идейно-политическое учение, возникшее на рубеже 1830 – 1840-х гг., согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту.
Наиболее яркие представители: Т. Грановский, С. Соловьев, К. Кавелин, И. Тургенев, Н. Некрасов и др.
Основные идеи западников:
1) в спорах о путях развития России противопоставляли себя славянофилам и считали, что она должна идти по тому же историческому пути, что и все западные страны, критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития страны;
2) возвеличивали Петра I, т.к. благодаря его реформам Россия стала развиваться по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого – самодержавие и крепостное право;
3) деятельность Петра рассматривалась как первая фаза обновления России, а вторая фаза должна начаться с проведения реформ сверху, которые избавят страну от социальных потрясений (позиция либеральных западников);
4) их идеалом была конституционно-монархическая форма правления по западно-европейскому образцу с определенными гарантиями политических прав и свобод.
Революционно-демократическое направление
Представителей этого направления можно считать радикальными западниками, т.к. они полагали, что Россия должна: во-первых, не только догнать Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция.
Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации разного рода кружков и тайных обществ. В 1820 – 1830-е гг. ядро этих организаций составляли студенты Московского университета:
1) Кружок братьев Киреевских (1827г.) – разделяли программу декабристов.
2) Кружок Н.П. Сунгурова (1830 – 1831 гг.) – выступали за революционный переворот.
3) Кружки В.Г. Белинского (1829г.), А.И. Герцена и Н.П. Огарева (1831 – 1834 гг.), Н.В. Станкевича (1833 – 1837 гг.) – изучали теорию утопического социализма и западно-европейскую философию.
А.И. Герцен стал основоположником теории «русского социализма». Ее основные положения:
Поражение европейских революций 1848 – 1849 гг. свидетельствует о низких революционных возможностях европейских стран, а значит, в будущем социализм утвердится вначале в России, где для этого есть все необходимые предпосылки: крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех на землю, крестьянское мирское самоуправление и «коллективистское» сознание русского крестьянина.
Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм. При всей своей утопичности эта теория объективно выражала насущные задачи буржуазно-демократических преобразований России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последовательную демократизацию страны. В этом состоит ее революционный смысл и историческое значение.
4) Кружок петрашевцев (1845 – 1849 гг.), названный так по имени руководителя М.В. Буташевича-Петрашевского.
В кружок входили чиновники, офицеры, писатели, учителя, публицисты (Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, В.Н. Майков и др.).
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. Идеалом политического устройства считали республику и намечали широкую программу демократических преобразований. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны стать крестьяне.
В апреле 1849г. петрашевцы были арестованы и приговорены к смертной казни, замененной бессрочной каторгой.
Деятельность петрашевцев положила начало распространению в России социалистических идей.
3. В пореформенный период (т.е. после отмены крепостного права) окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы.
Консерваторы – социальная опора: реакционное дворянство, духовенство, купечество, значительная часть крестьянства. Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.И. Катков.
Либералы – социальная опора: часть буржуазии и помещиков, интеллигенция. Идеологи: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Долгоруков. Они отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Стремились к введению конституционного правления, демократических свобод, положительных реформ и расширения прав и функций местных органов самоуправления – земств.
Либералы стояли за эволюционный путь развития и считали реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью.
Радикальное направление во второй половине XIXв. было представлено выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять интересы рабочих и крестьян.
В 1860-е гг. – складывается революционно-демократическая идеология, создаются тайные разночинские кружки.
В 1870-е гг. – оформление и деятельность народнических организаций.
В 1880 – 1890-е гг. – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.
Народничество
Идеи общинного социализма А.И. Герцена стали основой политического течения радикальной интеллигенции – народничества. Народники рассматривали крестьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию, полагая, что Россия может прийти к новому справедливому строю – социализму, минуя капитализм, поскольку: 1) «самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко»; 2) капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое сверху; 3) крестьянская община – «зародыш социализма», а «русский крестьянин по своей природе – социалист».
В своем развитии народничество прошло 2 этапа:
1) 1870-е – начало 1880-х гг. – революционное народничество;
2) 1880 – 1890 гг. – либеральное народничество.
В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:
1) Пропагандистское течение – идеолог П.А. Лавров (1823 – 1900 гг.): для осуществления революции (переход к социализму, минуя капитализм) нужна долгая пропагандистская работа, чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. Но массы народа инертны, поэтому нужен «герой» (им должны стать лучшие представители интеллигенции), который поведет народ («толпу») за собой (теория «героя и толпы»). Таким образом, главная задача народников – длительная пропагандистская работа интеллигенции среди крестьянства как подготовка «социальной революции».
2) Бунтарское течение – идеолог М.А. Бакунин (1814 – 1876 гг.): предложил модель безгосударственного социализма. Государство – это зло, которое угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Вместо государства создается свободная организация общества «снизу вверх», т.е. самоуправление народа. В результате установится социализм. Учение Бакунина получило название анархизма.
3) Заговорщическое течение – идеолог П.Н. Ткачев (1844 – 1885 гг.): самодержавие не имеет прочной основы в России, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков, которые захватят власть и проведут социалистические преобразования.
Народнические кружки 1860-х гг. вели пропагандистскую работу и использовали политический террор:
- 1863 – 1866 гг. – тайный кружок Н.А. Ишутина (апрель 1866г. – покушение Д.В. Каракозова на Александра II);
- 1869г. – «Народная расправа» С.Г. Нечаева;
- 1871 – 1874 гг. – «Большое общество пропаганды» Н. Чайковского;
- 1874г. – «хождение в народ» – стихийное движение радикальной молодежи, направленное на организацию пропагандистской деятельности в деревне с целью подготовки социалистической революции и крестьянского восстания; закончилось неудачно, арестами участников;
- 1876 – 1879 гг. – уцелевшие от арестов народники создали тайную революционную организацию под старым названием «Земля и воля», куда вошли братья Михайловы, П.Г. Плеханов, позднее С.Л. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек);
- 1877г. – второе «хождение в народ», потерпевшее неудачу;
- 1879г. – раскол «Земли и воли» на две организации: «Черный передел» и «Народная воля»;
«Народная воля» 1879 – 1881 гг. (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская): тактикой народовольцев, помимо методов революционной пропаганды, было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдет социальный переворот. Власть надо захватывать путем заговора меньшинства;
1 марта 1881г. – член организации И.И. Гриневицкий в ходе террористического акта убил императора;
«Черный передел» 1879 – 1882 гг. (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов): продолжали тактику пропаганды среди крестьян с целью подготовки революции. Позже пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать.
После разгрома революционного народничества в конце 1880 – 1890-е гг. большое распространение получило либеральное («легальное») народничество. Его представители (Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов и др.) выступали за мирные социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» – повседневной кропотливой работы на ниве просвещения и во имя улучшения материального положения народа.
Рабочее движение и распространение марксизма в России
В рассматриваемый период влиятельным фактором общественного движения становится рабочее движение. В 1870-е гг. предпринимаются первые попытки создания рабочих организаций. В 1875г. в Одессе возник «Южнорусский союз рабочих» (руководитель Е.О. Заславский), а в 1878г. в Петербурге – «Северный союз русских рабочих» (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство.
В 1880-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885г. на текстильной фабрике Морозова (Морозовская стачка). В 1890-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения.
В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть российской интеллигенции обращается к марксизму – учению, согласно которому рабочий класс под руководством партии профессиональных революционеров совершит социалистическую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое социалистическое общество, основанное на общественной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, социальной справедливости.
Первым русским марксистом был Г.В. Плеханов. В 1883г. в Женеве он, а также П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов создали группу «Освобождение труда», главной задачей которой считали пропаганду и распространение марксизма в России, а вместе с тем создание условий для возникновения рабочей партии марксистского типа.
В середине 1890-х гг. в России стали возникать не только марксистские кружки, но и более широкие объединения.
1895г. – образование в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (руководители В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов, Г.М. Кржижановский и др.). В 1898г. на нелегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической партии (РСДРП). Оформление партии состоялось позднее – в 1903г. на II съезде РСДРП.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 344.