После окончания Смутного времени и избрания царем Михаила Федоровича Романова в стране сложилась новая политическая обстановка. Заметную роль в управлении государством играли Земские соборы, которые решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Федоровиче Земские соборы созывались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных социальных групп – боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьян.
В XVIIв. царь правил совместно с Боярской думой, но боярство не противопоставляло себя царю, служило ему. В Думу входили 4 думных чина: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Формула решений Боярской думы гласила: «Царь указал, а бояре приговорили».
Органами центрального государственного управления по-прежнему оставались приказы, количество которых достигало 80. Они ведали определенной отраслью управления и делились на следующие категории: приказы служилых людей, финансовые, судебные, военные, областные, дворцовые, посольские.
Основной административной единицей страны оставались уезды, которые в свою очередь делились на волости и станы. Во главе уезда стоял воевода, назначавшийся из Москвы, он одновременно являлся главным местным военачальником, администратором, судьей, сборщиком налогов.
Однако с середины столетия политический строй России все более эволюционизировал к абсолютизму, что проявлялось в различных сферах политической жизни страны.
Во-первых, произошло изменение царского титула. Вместо титула «Государь, царь и великий князь всея Руси» после воссоединения Украины с Россией в 1654г. появился новый титул – «Божей милостью великий государь, царь и великий князь всея Малые и Белые Руси самодержавец». Таким образом, теперь в титуле главы российского государства были отражены два момента: божественный характер происхождения царской власти и ее самодержавный характер.
Во-вторых, значительно усилился авторитет царской власти. Так, в новом российском законе – Соборном уложении 1649г. – были приняты две главы, посвященные соблюдению престижа царской власти и определению мер наказания за помыслы и действия, наносившие урон царской чести и царскому двору. Кроме того, в повседневном обиходе утвердились пышно-торжественная церемония появления царя перед народом и придворными, роскошное убранство помещений, богатство одежды и т.п. для внушения идеи о божественном происхождении царской власти.
В-третьих, значение Земских соборов в системе власти постепенно уменьшалось и в конечном итоге они перестали созываться после 1653г.
В-четвертых, на протяжении второй половины XVIIв. роль Боярской думы существенно падает.
В-пятых, происходило увеличение количества приказов, что свидетельствовало об усилении роли чиновников в управлении государством (бюрократизация), а это является одним из признаков абсолютизма. Появились Приказ тайных дел и Счетный приказ, которые контролировали деятельность других приказов и рассматривали челобитные царю. Они находились в непосредственном подчинении царю, вне Боярской думы. Также в системе местного управления все больше сокращалось выборное начало, выборные должности, а влияние воевод заметно усиливалось.
Таким образом, власть монарха все больше усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Об этом же свидетельствует и определенное подчинение церковной власти светской вследствие конфликта Алексея Михайловича и патриарха Никона.
Церковный вопрос в XVII в.
Церковные реформы Никона
Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой – часто конфликтовала с ней, поскольку светская власть периодически пыталась присвоить огромные церковные богатства, а церковь, в свою очередь, пыталась оказывать влияние на государственные дела. Поэтому на Руси всегда существовала проблема: что выше – «священство или царство», т.е. духовная или светская власть.
При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет, при котором в церковной жизни стало больше порядка и спокойствия. Но после его смерти в церкви начались бурные события.
Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок – свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать и во время службы разговаривали.
В это время в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия», в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифатьев и другие. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства (невежество, пьянство); они выступали за «исправление» церковных служб и разночтений в богослужебных книгах. Таким образом, церковь нуждалась в реформировании.
По поручению Алексея Михайловича в 1653г. Никон начал проводить церковную реформу в жизнь. Ее основное содержание сводилось к следующему:
1) устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;
2) вводилось крестное знамение тремя перстами, двоеперстие было предано проклятию;
3) земные поклоны заменялись поясными;
4) устанавливалось единоголосие во время службы;
5) во время крестного хода теперь движение осуществлялось навстречу солнцу;
6) иначе стали писать имя Христа – Иисус вместо старого Исус;
7) слово «Аллилуйя» во время службы стало произноситься трижды, а не дважды;
8) заново были переведены с греческого языка богослужебные книги, в которые вносились исправления;
9) отныне для богослужения допускались иконы только греческого письма.
Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие, изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники – упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам. Главным идейным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.
В 1654г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми были сосланы в Тобольск за «многое бесчинство». В 1666г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682г. Аввакум был заживо сожжен «за великие на царский дом поношения».
Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на приемы во дворец.
Конфликт Алексея Михайловича и патриарха Никона
В 1666 – 1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов – Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «Царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных». Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет при царе Федоре ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался.
Церковный раскол
В 1667г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов – старообрядцев. Собор официально признал, что реформа церкви не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.
Сторонники старой веры бежали на север, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создав свою церковную организацию. Раскольники жили своими общинами (скитами), изолированными от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых различных слоев населения. В их среде почиталась семья, осуждалось пьянство, курение табака. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. В дальнейшем многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.