Периодизация развития промышленности мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
 

Периоды:

Показатели: Со второй пол. XVIII в. до втор. половины XIX в. Со втор. половины XIX в. до сер. XX в. С середины XX в. и по настоящее время
Наименование промышленных производств Старые Новые Новейшие
Тип научно-технического прогресса Промышленная революция (переворот) Техническая революция Научно-техническая революция
Главный вид энергии Паровая Электрическая Электрическая
Главные виды машин (индустриальные символы) Паровая машина Электрический двигатель и двигатель внутреннего сгорания ЭВМ
География первоначального развития производства Англия США, Германия США, СССР, Западная Европа, Япония

Темпы развития промышленности, хотя и замедлились в последнее время, остаются довольно высокими: с 1950 г. мировое промышленное производство увеличилось примерно в 6 раз. В эпоху НТР важные изменения происходят и в отраслевой структуре промышленности: уменьшается доля добывающих и растет доля обрабатывающих отраслей, в обрабатывающей промышленности наибольшее значение приобрели наукоемкие производства, связанные прежде всего с развитием машиностроения и химической промышленности.

Изменения наступили и в географии промышленности мира. Они связаны в первую очередь с меняющимся соотношением между странами Севера и Юга. Доля развивающихся стран в мировом промышленном производстве выросла с 5 % в 1950г. до 15-17 % в середине 90-х годов. Тем не менее, ведущие позиции остаются за экономически развитыми странами.

Надо иметь также в виду, что страны Севера занимают внеконкурентное первое место по выпуску продукции наукоемких отраслей, тогда как в странах Юга (за исключением новых индустриальных и трех ключевых развивающихся стран) преобладают отрасли горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности. В странах Севера расположено и большинство промышленных районов мира, определяющих территориальную структуру мирового хозяйства. В странах Юга резко преобладают промышленные районы с ведущей ролью горнодобывающих производств.


* Мировые промышленные макрорегионы


Весь мир и страны В % к мировому итогу
Весь мир 100,0
1. США 18,9
2. Япония 10,7
3. Китай 8,5
4. ФРГ 5,9
5. Россия 4,0
6. Индия 3,5
7. Великобритания 3,0
8. Франция 2,8
9. Италия 2,8
10. Бразилия 2,6

 

13. География транспорта

* Виды транспорта, их значение и расширение


Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов. Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания).

Сухопутный транспорт
1.
Железнодорожный — и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50% общей длины железных дорог приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.
2. Автомобильный — лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются — США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония. В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.
3. Трубопроводный — получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше — 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды. В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный транспорт
1. Морской — из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан. К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
2. Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.). Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт
Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.


* Мировые транспортные узлы














Дата: 2018-12-28, просмотров: 613.