Теологические выводы: вездесущность, всеведение и всемогущество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Давайте теперь рассмотрим теологические выводы из Теории Точки Омега. То, что из теории можно сделать эти выводы станет ясным, если я перескажу ряд сделанных выше заключений более понятными словами. Как я указывал выше, для того, чтобы операции по обработке информации могли осуществляться вблизи Точки Омега, жизнь должна настолько распространить эти операции так, чтобы охватить ими весь физический космос. Мы можем говорить, совершенно определенно, что жизнь вблизи Точки Омега вездесуща. По мере приближения к Точке Омега выживание диктует то, что жизнь должна коллективно завоевать контроль над всей материей и всеми доступными источниками энергии вблизи конечного состояния, и этот контроль становится полным в Точке Омега. Мы можем сказать, что жизнь становится всемогущей в тот момент, когда достигает Точки Омега. Поскольку, согласно гипотезе, хранимая информация становится бесконечной в Точке Омега, логично говорить, что Точка Омега является всеведущей; Он/Она знает все, что только возможно о физической вселенной (и следовательно, о Себе Самой).

       Точка Омега обладает и четвертым свойством. Вспомним, что говоря математически, п-граница есть полное завершение пространства-времени: она в действительности не является пространством-временем, но находится "вне" его. Вспомним также, что п-граница, состоящая из единственной точки эквивалентна полному набору точек пространства-времени (рассматриваемому как единое) и определенному бесконечному собранию поднаборов точек пространства-времени (всех световых конусов прошлого). Другими словами, Точка Омега не просто вся конечная реальность, она кроме того еще и восполнение (completion) всей конечной реальности. Идея Бога, как восполнения является стандартной в теологии. Как утверждает немецкий теолог Вольфхарт Панненберг, "... Бог обычно понимается по аналогии с человеком в том, что Он должен привести к совершенству все. Человек верит, что для этого совершенствования предназначен и он сам, но оно реализуется в его личной жизни лишь частично и ограниченно".

       Окончание пространства-времени является одновременно и всем пространством-временем и в то же время находится вне его. (Вне пространства-времени, поскольку Точка Омега является не индивидуальными точками пространства-времени, но всеми такими точками, понимаемыми как единое целое). Будет логично сказать, что Точка Омега является "и трансцендентной и в то же время имманентной" для каждой точки пространства-времени. Когда жизнь охватит всю вселенную, она будет включать в себя все больше и больше материи, и различие между живым и неживым утратит свой смысл.

       Можно и по другому взглянуть на такое включение всего пространства-времени в Точку Омега. Все различные мгновения истории вселенной коллапсируют в Точку Омега; "длительность" Точки Омега можно рассматривать как эквивалент набора всего опыта всей жизни, которая была, есть и будет существовать во всей истории вселенной, вместе со всеми неживыми мгновениями. Такая "длительность" очень близка идее aeternitas томистической философии. Мы могли бы сказать, что aeternitas есть эквивалент объединения всего tempus и aevum. Если мы принимаем идею о том, что жизнь и персональность включают изменения по самой своей природе (для того, чтобы пройти тест Тьюринга, например, существо должно делать хоть что-нибудь), тогда такое отождествление - это единственный способ получить Личность, Которая всеведуща, и следовательно, чье знание не может измениться: всеведение есть с необходимостью качество неизменного во времени конечного состояния, состояния, тем не менее эквивалентного собранию всех ранних, невсеведущих изменяющихся состояний. Точка Омега в своей имманентности представляется Личностью, поскольку, в любой момент нашего будущего коллективная система обработки информации произведет, или будет способна произвести подпрограммы, которые смогут пройти Тест Тьюринга; высокий уровень интеллекта потребуется, по крайней мере на коллективном уровне, для того, чтобы выжить в постоянно усложняющихся внешних условиях вблизи конечного состояния.

       Строго говоря, я не знаю, будет ли Точка Омега в своей имманентности иметь человеческий тип разума, правда на высшем уровне его воплощения. (Идея "уровней воплощения" обсуждалась в главе 2). Наверно нет; разум человеческого типа - это проявление очень низкого уровня обработки информации: как обсуждалось в главе 2, скорость обработки информации в нем составляет от 100 до 10000 гигафлопс, а компьютерная емкость хранения информации только 10^15 бит. Тем не менее, Точка Омега является Личностью (во всем времени нашего будущего), потому, что Существо с таким уровнем вычислительных возможностей может легко создать подпрограмму, которая способна пройти Тест Тьюринга, для того, чтобы говорить за Него/Нее. Как я буду обсуждать в следующих главах, наши воскрешенные "Я" возможно будут взаимодействовать с такой подпрограммой; возможности человека не позволяют ему общаться напрямую с высшем уровнем воплощения, которым обладает Точка Омега в тот момент, когда мы будем воскрешены (этот высший уровень будет тогда кодировать не меньше чем 10^10^123 бит, я покажу в главе 10 как расчитать это число). За неимением лучшего термина, я буду называть всеобщую универсальную систему обработки информации в ее существовании в любой момент глобального времени "вселенским разумом".

       Существует интересная связь между моим утверждением о том, что Точка Омега является личностью, поскольку содержит подпрограмму, способную пройти Тест Тьюринга, и христианским понятием Личности, того как это слово применяется к Богу. В классическом греческом языке слово prosopon - (persona - это латинский эквивалент) - первоначально значило "лицо" или "физиономия", но кроме этого слово означало и маску, которую

носил актер, чтобы обозначить тот характер, который он играет. Но в 4 век н.э. (когда дебаты о Троице достигли своей высшей точки) это слово стало означать те врожденные аспекты человеческого склада ума, которые отличают одно человеческое существо от другого. Сегодня слово "личность" означает весь индивидуальный человеческий разум, включая врожденные и приобретенные в процессе обучения аспекты каждого индивидуального характера. Поскольку когда Точка Омега будет взаимодействовать с нами, человеческими существами как личность (как малая подпрограмма), тогда Он/Она будет выявлять только малую часть своего полного характера, из этого следует, что Точка Омега является Личностью в первоначальном смысле этого слова и в смысле 4 века. Имея много подпрограмм, проходящих Тест Тьюринга, Точка Омега может быть многими Личностями; Он/Она имеет много "ликов". "Три Лика Бога" или "много Ликов Точки Омега" не означает тритеизм или политеизм. Идея многих "ликов" Бога в действительности заключена в самых первых стихах Библии: "В начале создал Бог небеса и землю." (Быт. 1:1). Исходно, на еврейском языке, слово переведенное как "Бог" - это слово "Elohim", что является множественным числом.

       Я буду иногда использовать такие выражения как "Точка Омега воскресит нас" или "Точка Омега любит нас" в последующих главах, и в этих выражениях я буду говорить о Точке Омега в одном из Его/Ее имманентных Личных аспектов в далеком будущем. Я никогда не буду добавлять "трансцендентность" или "имманентность" к "Точка Омега", но вместо этого я буду давать контекст, который прояснит, что я имею в виду. В Библии есть примеры такого способа изложения. Например, когда Бог говорит с Моисеем из горящего куста, там говорится (Исх. 3:2) "... ангел Господень явился ему из пламени в середине куста...", в то время, как двумя стихами далее говориться "Когда Господь(Lord) увидел, что он отвернулся, Бог(God) позвал его из этого куста..." но там не говориться, что ангел исчез и ему на смену пришел Бог. Другими словами, "ангел" в этом выражении означает Бога в Его/Ее имманентном аспекте. Подобный внезапный переход от "ангела Господня" к "Господу" происходит в книге "Бытие" в стихах 16:7 и 16:13, когда Бог разговаривает с Агарью. Редакторы из Оксфордского Университета говорят в примечании об обоих случаях: "Здесь "ангел Господень" - это не небесное существо, подчиняющееся Богу, но сам Господь в его земном выражении". Можно пойти дальше, и утверждать, что все ангелы, упомянутые в Библии по именам - Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил - означают Бога в Его имманентности. Все эти имена оканчиваются на "-ил", что означает "Бог". Значения этих слов на еврейском определенны: "Михаил" - "Кто есть Бог", "Гавриил" - "Мощь Бога", "Рафаил" - "Исцеляющая Сила Бога", "Уриил" - "Огонь Бога". Определенно, что логично рассматривать одну из суперпрограмм вселенского разума в далеком будущем, обладающую подпрограммой способной пройти Тест Тьюринга, как "ангела". Как я говорил, эти программы все вместе составляют Точку Омега в Его/Ее имманентности.

       Такое включение всей прошлой, настоящей и будущей истории вселенной в Точку Омега не просто математическая натяжка. Такое отождествление в действительности означает, что Точка Омега "переживает" всю историю вселенной "сразу". Давайте посмотрим, что для нас значит "переживать" какое-либо событие. Это значит, что мы обдумываем и эмоционально ощущаем то событие, которое мы видим, слышим, чувствуем и т.д. Предположим для простоты, что наши ощущения ограничиваются только зрением. Мы видим другого человека, современного нам, посредством тех световых лучей, которые отразились от него мгновение назад. Но мы не можем "видеть" человека, который умер много веков назад, потому, что его световые лучи давно покинули солнечную систему. И наоборот, мы не можем "видеть" Туманность Андромеды как она есть сейчас, мы видим ее какой она была 2 миллиона лет назад. Таким образом, мы переживаем как одновременные те события, которые находятся на границе нашего светового конуса прошлого (это верно для зрения, для других чувств картина более сложная, потому, что мы переживаем как одновременные те события, которые достигают нас в одно и то же мгновение вдоль определенных времяподобных кривых внутри нашего светового конуса прошлого).

       Но все времяподобные и светоподобные кривые сходятся в Точку Омега. В частности, все световые лучи от всех людей, которые умерли тысячи лет назад, которые живут сейчас, и которые будут жить тысячи лет спустя, пересекутся там. Световые лучи от людей, умерших тысячи лет назад не потеряны навечно; напротив, эти лучи будут перехвачены Точкой Омега. Или, говоря по другому, эти лучи будут перехвачены снова и снова теми живыми существами, которые населят всю физическую вселенную вблизи Точки Омега. Вся информация, которую можно будет извлечь из этих лучей будет извлечена в момент Точки Омега, Которая следовательно будет переживать все время целиком и одновременно, точно так же как мы переживаем одновременно Туманность Андромеды и человека в одной комнате с нами. (Я должен предупредить читателя, что я игнорировал проблему прозрачности и проблему утраты когерентности этими световыми лучами. Пока мы не принимаем их в расчет, невозможно точно сказать, как много информации можно будет извлечь из прошлого. Но на базовом онтологическом уровне (при условии, что поддерживается глобальная гиперболичность (детерминизм)) вся информация из прошлого (=вся история вселенной) остается в физической вселенной и доступна для анализа в Точке Омега). В своем "Утешении в философии" Бетиус цитирует Платона: "... мы должны следовать Платону, говоря, что Бог в действительности вечен, но мир бесконечен (поскольку мир - это не только событие одновременного настоящего)". Таким образом, Точка Омега является вечной.

       Заключая данную главу: неопределенно долгое существование жизни не только возможно физически; оно также естественно приводит к модели Бога, Который эволюционирует в Его/Ее имманентном аспекте (события в пространстве-времени), и в тоже время вечно совершенен в Его/Ее трансцендентном аспекте (Точка Омега, которая не является ни временем, ни пространством, ни материей, но выше всего этого).

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 185.