Цель, принципы, структура Программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа

дополнительного образования

«Экономическое воспитание»

возраст детей: 4-7 лет

срок реализации: 1 год

 

 

                                                               

 

 

Воспитатель: Сангадеева Л.П

                                     Пояснительная записка

 

Цель, принципы, структура Программы


Цель -  помочь детям четырех–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи: Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

 

Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений

 

Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.

 Неслучайно ее ведущие принципы - учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее — ФГОС ДО).

 

Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию
у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Программа состоит из четырех разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама»  «Полезные экономические навыки и привычки в быту».  Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества.

Программа дополнительного образования экономического воспитания дошкольников разработана для детей старшего дошкольного возраста 4–7 лет, и рассчитана на 1 год обучения

 







Методическое обеспечение и условия реализации программы

 Предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх.

 Проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

Предметная среда

К теме “Профессии. Труд-продукт-товар”

1.Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку” ,«Кем быть», «Все работы хороши», «Семья», «Предметы труда и быта» - направлены на закрепление профессий и орудий труда;

2. «Из чего у нас щи да каша», «Приготовь обед», «Откуда пришла рубашка», «Кто как одевается», - помогают понять образ жизни народа; и т.д.

3.Посуда, книги разного качества (сорта).

4.Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”. 5.Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров). 6.Ценники.

7.Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

К теме “Экономика. Деньги”

1. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.

2. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).

3. “Портреты” членов семьи.

4. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.

5. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.

6. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.

7. Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2

Планируемые результаты освоения Программы

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность,
деловитость, трудолюбие.

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.

Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения Программы дети должны знать и уметь:

- адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками
и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии
с используемой Программой);

- знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

- знать  российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего
зарубежья;

- понимать суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

-знать несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

- знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы
воздействия;

- адекватно вести себя в окружающем предметном, вещном мире,
в природном окружении;

- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявлять заботу,
пытаться  исправить свою или чужую оплошность;

- любить трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

бережно, рационально, экономно использовать  расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

- следовать правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

- делать подарки другим и испытывают от этого радость;

- проявлять  интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают
родители, как ведут хозяйство и т. д.);

- замечать и ценить заботу о себе, радоваться  новым покупкам;

- объяснять  различие понятий благополучия, счастья и достатка;

- проявлять сочувствие к другим в сложных ситуациях;

-переживать  случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

- сочувствовать, и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям,
ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

- с помогать взрослым, объяснять необходимость оказания помощи другим людям.

 

Содержание образования











Торговля и торг


• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
• Хозяин товара и продавец.

• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка
новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи)

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики.

 Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).

Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).

Источники дохода

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство.

Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром.

Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

 

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.

 

Педагогические задачи:

· познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение
к деньгам как к части культуры каждой страны;

· воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,
связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание
разумного финансового поведения);

· дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты
труда людей, деньги являются средством и условием материального
благополучия, достатка в жизни людей.

 











Желания и возможности

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Беседы о рекламе, запомнившейся детям.И

Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»)чувс

 

Сочиняем рекламу

Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

 

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.


Педагогические задачи:

дать представление о рекламе, ее назначении;

· поощрять объективное отношение детей к рекламе;

·  развивать у детей способность различать рекламные уловки;

· учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

· учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).


Экономика. Деньги»

 

Цель: обследование знаний детей о том откуда берутся деньги; как выглядят деньги; что такое бюджет, где хранят деньги.

Материал: игры по профессиям; схема бюджета; дидактические игры; карандаши; образцы монет, купюр, материал для работы изготовление поделки.

Ход выполнения заданий: педагог просит ответить на вопросы; выполнить задание.

Характеристика заданий:

Вопросы:

· Что такое деньги?

· Откуда берутся деньги?

· Какие знаешь деньги?

· Какие бывают деньги?

· Откуда берутся деньги дома?

· Что такое бюджет?

· На что тратят деньги?

Задания:

· Сделай покупки

· Нет денег, как быть

· Составь бюджет семьи

· Приготовь обед

· Изготовь свои деньги

 

Дидактические игры:

· Моя первая покупка

· Бартер

· Оптовичок

· Банк

 

«Полезные навыки и привычки»

Цель: обследование знаний детей о правильном распределении семейного бюджета; соблюдение чистоты и порядка; бережного отношения к вещам.

Материал: предметные картинки; дидактические игры; карандаши

Ход выполнения заданий: педагог просит ответить на вопросы; выполнить задание,

Характеристика заданий:

Вопросы:

· Как можно продлить жизнь игрушке?

· Что такое бережливость?

· Кто запасливый?

Задания:

· Почини книги

· Наведи порядок в игрушках

Дидактические игры:

· Поход в магазин

· Жадность

 


Календарно-тематический план по экономическому воспитанию

 

  сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май

1-неделя

 

 

z «Разложите товар» Игра «Кто что делает»   «Назови монету»     z Беседа о рекламе «Зачем нужна реклама» «Что и когда лучше продавать?» Беседа «Что такое экономика?   Игра «Что, где, когда?»    
z Игра «Маршруты товаров» Д/и «Кто трудится, кто играет»     Как выглядят деньги z «Полезная еда». Мир    рекламы   «Экономика» «Моя семья».  «Бюджет моей семьи»  

2-неделя

  z Настольная игра «Товарный поезд» «Узнай товар» «Интересные покупки» z «Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» «Мы любим рекламу» Экономическая игра для детей «Магазин   Экономика для малышей  
z Игра «Услуги и товары»   Игра «Угадай, где продаются»   Игра «Дороже - дешевле»   z Беседа «Что такое реклама, и её разные виды». Игра «Путешествие по сказочному городу». Сюжетно- ролевая игра «Кафе» «Вкусно и полезно» «Учись бережливым быть»    

3- неделя

«Путешествие по родному селу» Сюжетно-ролевая игра «Гастроном»   Понятие о деньгах Чтение Сказка «Хранители бюджета» Игра «Денежный поток» Русская сказка «Как старик корову продавал Д/и «Реклама»   Игра «Советы покупателям» Исследовательская игра- путешествие «Полевой стан»  
  Труд - продукт»     «Конвейер»   Путешествие в прошлое денег Игра «Школа банкиров» Игра «Что быстрее купят?» Игра «Супермаркет»   Игра «Придумай рекламу» Как Миша стал бизнесменом   Поможем Буратино открыть супермаркет

4- неделя

  «Хочу» и «Надо» в наших семьях»   Игра «Умелые руки»       «Что такое валюта»       Сказка о приключениях монеток   Игра «Купи другу подарок»   Игра «Мы художники»     Чтение Х.Андерсен «Новое платье короля» "Энергосбережение"   Игра- диалог «Экономика или нет»
Моя страна     Д/и «Назови профессии»     Мир денег   Игра «Груша-яблоко».     «Таблица расходов»   »    Чтение сказки «Кот в сапогах»     Чтение и обсуждение сказки о рекламе.   «Лиса и козел».      Игра «Аукцион»   Экономические пазлы «Составные экономии»

 

Тематическое планирование экономического кружка для детей 4-7 лет

Разделы   Темы Содержание Часы
1 Труд и продукт (товар) «Путешествие по родному селу»  Познакомить детей с экономикой села (населённого пункта проживания детей), установление цен, производство товаров, основные и современные профессии. Учить детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги, создавать игровые ситуации на основе полученных знаний о профессиях людей, работающих в родном селе. 1
2 «Труд — продукт» §  Формировать представления о деятельности людей отдельных профессий; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; стимулировать проявление творчества и изобретательности. 1
3 «Хочу» и «Надо» в наших семьях» Учить детей различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов товаров и т. п.; Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. 1
4 Моя страна Цель: Познакомить детей с ресурсами своей страны, края. Дать детям представления о разнообразии и ограниченности природных ресурсов. Это позволит осознать зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационально и экономически использовать природные богатства (отношение к воде, газу, нефти), ориентироваться в экономических явлениях. 1
5 «Разложите товар» Учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и т.д. 1
6 «Маршруты товаров» Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.) 1
7 Настольная игра «Товарный поезд» Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. 1
8 Игра Услуги и товары Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе. 1
9 Сюжетно- ролевая игра «Гастроном» Систематизировать представления детей о работе магазина «Гастроном»; продолжать формировать умения выполнять простейшие формы ролевого поведения продавца, кассира, грузчика, уборщицы, распределив роли с помощью карточек-символов; формировать специфически-ролевую речь, умение вести расчет за покупки условной денежной единицей; развивать интерес к сюжетно-ролевой игре, воспитывать культуру поведения и общения.   1
10 «Конвейер» §   Познакомить детей с такой формой организации труда — как конвейер; § закрепить знания о товаре, помочь понять зависимость спроса и предложения на товар от сезона, используя рекламу на предлагаемый товар; § воспитывать чувства хозяина, экономного и бережливого рационалиста. 1
11 Игра «Умелые руки» Воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении. 1
12 Дидактическая игра «Назови профессии» Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий. называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности. 1
13 Игра «Кто что делает» Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.   1
14 «Кто трудится, кто играет»    Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой–не трудовой).   1
15 «Узнай товар» Дать понятие, что каждая вещь – товар. Товары бывают разного назначения.   1
16 Игра «Угадай, где продаются»  Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в нем  продаются; развивать умение обобщать группы предметов.   1
17 Деньги и цена (стоимость) Понятие о деньгах.  Путешествие в прошлое денег. Развивать представление детей о понятии «деньги», об их назначении, источнике происхождения (труд взрослых: деньги зарабатывают, просто так их никто никому не дает, историей возникновения денег. Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости. Дидактический наглядный материал: несколько современных монет и купюр, презентация «Путешествие в прошлое денег», фломастеры, листы бумаги. 1
18 «Что такое валюта» Закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка); расширять активный и пассивный словарь; развивать устную речь, наблюдательность. Наглядно- образное мышление. Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе. 1
19 Мир денег.  Ознакомление с деньгами, ценами. Получают представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы. В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже, узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми   1
20 «Назови монету»   Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.   1
21 «Как выглядят деньги»     Дать детям представление о том  откуда берутся деньги; как выглядят деньги; что такое бюджет, где хранят деньги.   1
22 «Интересные покупки»  Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков.   1
23 Игра «Дороже – дешевле». Формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;   1
24 Чтение сказки «Хранители бюджета»  Познакомить детей с новой сказкой «Хранители бюджета».  решению проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, разыгрывание экономических ситуаций, Учить высказывать свое отношение к героям сказки 1
25 Игра «Школа банкиров»   Продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели. § 1
26 Сказка о приключениях монеток Познакомить детей с денежными знаками Российской Федерации, научить различать монеты разного достоинства, показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно.   1
27 Игра «Груша-яблоко».   Продолжать учить считать деньги и ресурсы. § 1
28 Игра «Денежный поток» Развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни. 1
29 «Что быстрее купят?»   Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. 1
30 Игра «Купи другу подарок» Учить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.   1
31 Таблица расходов Учить считать деньги, показать принципы финансового планирования. Научить детей подсчитывать деньги, которые они собрали, заработали и потратили за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы.   1
  32   Реклама Беседа о рекламе Зачем нужна реклама Познакомить детей с понятием «реклама товара»; для чего она нужна и как ее лучше организовать; воспитывать у детей творчество, интерес к экономике. Беседа о рекламе. Загадка: «Чтобы товар быстрее сбыть, со мною надо подружиться. Я буду так товар хвалить, что долго он не залежится». Что это такое? Дать детям представление о том, что рекламу печатают в газетах и листовках, она звучит по радио и демонстрируется по телевидению. Рекламировать можно любой товар итд. 1
33 «Полезная еда». Закрепить с детьми знания о полезных продуктах (выбивать из предложенных картинок с продуктами – полезные , познакомить детей с рекламой, помочь самим сделать вывод, что рекламируют не всегда полезные продукты , закрепить знания о пользе витаминов (Витамин А, пословицы и поговорки об овощах и фруктах. Учить четко, быстро, полным ответом отвечать на вопрос, высказывать своё мнение. Закрепить умение пользоваться столовыми приборами (ножом). Воспитывать чувство сострадания к больному человеку и бережное отношение к своему здоровью. 1
34 «Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство». Формирование представлений о рекламе - как продукте деятельности человека, как средстве сообщения информации о различных товарах. Развитие речевого творчества в процессе создания рекламы. Формирование художественно- эстетических навыков. Воспитание осознанного отношения к явлениям рекламы. Формирование предпосылок интеллектуальной инициативы, поисковой деятельности. 1
35 Что такое реклама, ее разные виды Развивать у детей интерес положительное отношение к рекламе  Дать представление о рекламе и её значении. Формировать систему знаний о рекламе: что такое реклама, назначение рекламы, виды рекламы, кто производит рекламу. Осуществление возможности практически осуществить процесс создания рекламы как необходимого условия реализации продуктов труда. 1
36 Русская сказка С.Михалков «Как мужик корову продавал» Продолжать закреплять знания о рекламе. Учить активно включаться в игровую деятельность, связанную с сюжетом сказки; высказывать своё отношение к героям сказок; выражать себя в доступных видах творчества 1
37 Игра «Супермаркет» Предложить детям предлагается придумать текст рекламы к картинке, учить детей сопровождать показ речевым текстом; формировать радостное настроение изображением товара.  Детям предлагается сделать рекламу любого предмета, который находится в группе.   1
38 Игра «Мы художники» Закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель». 1
39 Чтение сказки   «Кот в сапогах» Ш.Перро    Содействовать развитию творческого мышления и воображения детей. Развивать способность отличать хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни. Содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, послушание, желание уступать, помогать друг другу. Прививать трудолюбие, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда; Воспитывать у детей дошкольного возраста позицию активного читателя, интерес и уважение к книге как источнику культуры и информации. 1
40 «Что и когда лучше продавать?»     Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. 1
41 “Мир рекламы” Познакомить с разновидностью рекламы: текстовая, на ТВ, на радио, наружная реклама. Научить детей изготавливать рекламный плакат;  Развивать фантазию, творческое воображение, логическое мышление, связную речь, умение узнавать непосредственную образовательную деятельность детей на фотографиях, эмблему своего детского сада. Воспитывать познавательный интерес к новым профессиям.   1
42 Мы любим рекламу Цель: образовательная – дать представление о рекламе, о её назначении, кто её придумывает – рекламщики, пиар агенты, пиар компании. Развивающая: - развивать интерес у детей к рекламе, творческое мышление, формировать положительное отношение к рекламе. Воспитывающая: - воспитывать умение правильно воспринимать рекламу, разумные потребности.   1
43 Игра «Путешествие по сказочному городу». Дать детям представление о том, что рекламу  создают в рекламном агентстве. Там работают художники, дизайнеры, редакторы, корректоры, литераторы, рекламные агенты. Они рисуют необходимую картинку, которая притягивает глаз потенциального покупателя, придумывают текст. Далее придуманную рекламу показывают по телевизору, печатают в газетах, вывешивают на улицах, передают по радио, размещают в Интернете. Материал: (Макеты или иллюстрации самых разнообразных домиков, замков, подготовленных воспитателем). 1
44 Д/и «Реклама» Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать экономическую грамотность; расширять представления детей о профессиях; развивать интеллектуальные и творческие способности детей.   1
45 Придумай рекламу Цель: Предложить детям придумать свою рекламу, закрепить понятие «реклама товара»; для чего она нужна и как ее лучше организовать; воспитывать у детей творчество, интерес к рекламе.   1
46 Чтение Х.Андерсен «Новое платье короля» Формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;  помочь преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д. Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;   1
47   Чтение и обсуждение сказки о рекламе. «Лиса и козел». 1. Учить понимать замысел сказки и давать оценку персонажам, их взаимоотношениям; Как лиса рекламирует колодец. 2. Развивать умение отвечать на вопросы и задавать их самому; 3. Воспитывать артистизм, умение передавать интонации героев сказки; 4. Воспитывать умение слушать друг друга.     1
48   Полезные экономические навыки «Что такое экономика?» Познакомить детей с понятием «экономика»   1
49 «Экономика» Продолжать знакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. 1
50 Экономическая игра «Магазин» § § Расширять представление детей о том, что такое магазин; § дать новое понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов § Закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; § Воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. 1
51 Сюжетно- ролевая игра «Кафе «Вкусно и полезно»» Расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты. Формировать основы экономической культуры личности ребенка  
52 «Советы покупателям» Продолжать учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка. Приводить детям различные экономические ситуации и попросить их разрешить. 1
53 Как Миша стал бизнесменом.  Познакомить с понятиями сберегательный банк, накопление, сберегательная книжка, вкладчики, проценты. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы Воспитывать деловые качества характера, воспринимать и понимать новые термины.   1
54   "Энергосбережение" Чтение авторской сказки Никифоровой В.И. "О солнышке и его друзьях".       Воспитание экологической грамотности, формирование бережного отношения к природным ресурсам, энергосбережения, познавательное развитие. 1
55 Экономическая игра «Аукцион»  Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе; развить желание играть в игры с экономическим содержанием, закрепление экономических понятий.   1
    56 Экономическая игра «Что, где, когда?» Цель: повысить интерес детей к получению экономических знаний. Задачи:- учить работать в команде; - учить находить коллективный ответ путем обсуждения; - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года; - закрепить знание загадок, пословиц, поговорок, изученных ранее; - развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор; - воспитывать уважение к людям труда, умеющим зарабатывать деньги       1
57 Моя семья ». « Бюджет моей семьи Познакомить детей с семейной экономикой. Расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия. Формировать основы экономической культуры детей. Воспитывать уважение к людям труда     1
58 «Экономика для малышей» Цели: Развивать смекалку, сообразительность, фантазию, стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.   1
59   «Учись бережливым быть» Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни, развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами; закрепить знания об электроприборах; расширять активный словарь, развивать монологическую речь; развивать элементы сотрудничества и сотворчества в детском коллективе; воспитывать гордость за приносимую пользу.   1
60 Исследовательская игра-путешествие «Полевой стан» Цель: Сформировать у детей представления о полевом стане и выпускаемой ими продукции. Провести исследовательскую работу о продукции полевого стана №1 1
61 «Поможем Буратино открыть супермаркет» Систематизировать знания детей о разнообразии товаров, что все их можно разместить водном супермаркете, группируя по определенным признакам.  Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.  Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение. Создавать эмоционально ­положительный климат в группе. 1
62 Игра – диалог «Экономика или нет?». Правила игры. Воспитатель предлагает детям ответить на предложенные вопросы, а затем самим придумать и задать какой-нибудь вопрос. Отвечая, дети должны определить, можно ли решить этот вопрос с помощью экономики.   1
63 Экономические пазлы «Составные экономики». Правила игры. Воспитатель показывает карточки с изображением различных предметов. А дети должны определить, относится ли предмет к изучению экономики. 1
64 Игра – обобщение «Всё это экономика». Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. 1

 

Литература:

1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.

3. Шведова И.Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.

4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.

5. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика.

6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001

7. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-пресс; 1997.

8. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.

9. Журнал «Начальная школа» №4, 2005 г. – Г. А. Берёзкина «Формирование профориентационной культуры младших школьников».

10. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.

11. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

12. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.

13. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.

14. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.

15. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

16. Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.

17. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.

18. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

19. А также ресурсы интернета.

 

 

                                                            Приложения

 



Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания программы

 

К концу года дети должны знать:

- что изучает экономика;

- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;

- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;

- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;

 

Должны уметь:


- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;

- пользоваться деньгами;

- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;

- определять цену товара, делать элементарные расчеты на определение затрат.

 

 


Программа

дополнительного образования

«Экономическое воспитание»

возраст детей: 4-7 лет

срок реализации: 1 год

 

 

                                                               

 

 

Воспитатель: Сангадеева Л.П

                                     Пояснительная записка

 

Цель, принципы, структура Программы


Цель -  помочь детям четырех–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи: Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

 

Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений

 

Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.

 Неслучайно ее ведущие принципы - учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее — ФГОС ДО).

 

Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию
у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Программа состоит из четырех разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама»  «Полезные экономические навыки и привычки в быту».  Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества.

Программа дополнительного образования экономического воспитания дошкольников разработана для детей старшего дошкольного возраста 4–7 лет, и рассчитана на 1 год обучения

 







Дата: 2018-12-28, просмотров: 2824.