Задание: дать характеристику направлениям воспитания, заполнив таблицу (см. образец курсивом).
Направления воспитания | Цель и задачи (планируемые результаты) | Содержание воспитания (ценности, знания, умения) | Методика воспитательной работы (методы, формы, средства воспитания) | Проблемы реализации в практике семейного и школьного воспитания |
Нравственное | Формирование нравственной культуры личности, нравственных качеств (совестливость, честность, гуманность…) Продолжить… | Ценности: добро; совесть; справедливость… Знания: о моральных ценностях и нормах… Умения: соблюдать моральные нормы в поведении; давать верную этическую оценку поступкам… Продолжить… | Беседы о нравственных ценностях; Дискуссии о проблемах морали; Общественно-полезная деятельность (помощь пожилым людям)… Продолжить… | Негативное влияние современных СМИ, пропаганда аморальных ценностей; жестокость и агрессивность общения детей и подростков… Продолжить… |
Эстетическое | ||||
Трудовое | ||||
Гражданско-правовое | ||||
Формирования мировоззрения (умственное) | ||||
Физическое |
Литература
1. Болотина Т.В., Новикова Т.Г. Ключевые стратегии развития гражданско-патриотического образования в России // Т.В. Болотина // Народное образование. - 2012. - № 8. С. 100-108.
2. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И.А. Колесникова // Педагогика. - 2008. - № 9. С. 25-33.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: «Просвещение», 2011.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2010.
5. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Никандров Н.Д. // Педагогика. - 2008. - № 9. С. 3-12.
6. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010.
7. Педагогика: теория воспитания / под ред. Л.Н. Коковиной, О.Е. Черствой. – Вологда, ВГПУ, 2012.
8. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика - М.: Академия, 2010.
9. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Тема; Методы, средства и формы воспитания
Задания
(выполнить одно обязательное задание и одно по выбору)
1. Задание обязательное. Дать характеристику отдельных методов воспитания в таблице (минимум 4 на выбор):
Метод, его разновидности | Характерные черты | Этапы (алгоритм) реализации метода | Условия эффективного использования |
Методы убеждения (беседа, рассказ) | Словесное воздействие на разум, чувства, эмоции, волю воспитанника. Побуждает воспитанников к социально-ценностным действиям | 1. Создание (выбор) благоприятных психологических условий. 2. Выбор приемов (разъяснение, сравнение, аналогия). 3. Постановка задачи, отбор содержания. 4. Предъявление информации. 5. Ориентация на использование информации на практике. 6. Учет результатов убеждения. | Личная убежденность учителя. Подготовленность, эрудиция учителя. Правдивость, искренность. Доверительность отношений, тактичность. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка (класса). Опора на общественное мнение. Сочетание с другими методами воспитания. |
Метод внушения | |||
Диспут и дискуссия | |||
Поручение | |||
Упражнение | |||
Метод примера | |||
Педагогическое требование | |||
Соревнование | |||
Поощрение | |||
Игра | |||
Метод «взрыва» | |||
Наказание |
2. Задание на выбор. Вспомните школьные годы и назовите примеры методов, средств и форм воспитания, применявшиеся наиболее часто, наиболее редко. Какие их них Вам более нравились и запомнились лучше и почему? Например: в нашей школе очень часто (редко) применялся метод…..; проводилась такая форма воспитания, как…; использовалось такое средство воспитания как…. Наиболее мне запомнились…, потому что…
3. Задание на выбор . Приведите один-два примера неэффективного применения методов воспитания и результатов (последствий) их ошибочного использования. Например: метод наказания моет применяться без объяснения того, за что наказывается ребенок. У него может возникнуть чувства обиды, несправедливости, падает доверие к воспитателю. Ребенок должен понимать, какие ошибки он совершил. Возможно даже обойтись без наказания, если воспитанник сам исправит причиненный им вред.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2010.
2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Никандров Н.Д. // Педагогика. - 2008. - № 9. С. 3-12.
3. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010.
4. Педагогика: теория воспитания / под ред. Л.Н. Коковиной, О.Е. Черствой. – Вологда, ВГПУ, 2012.
5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика - М.: Академия, 2010.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 360.