Тема: Закономерности и принципы обучения
Задание: Раскрыть сущность принципов обучения и примеры их реализации в таблице (не менее 4-х принципов):
Принцип обучения | Характеристика принципа обучения | Правила реализации принципа в процессе обучения на уроке (минимум 3) | Ошибки в реализации принципа (минимум 1) |
Наглядности | |||
Доступности | |||
Сознательности и активности | |||
Систематичности и последовательности | |||
Прочности | |||
Связи теории и с практикой | |||
научности | |||
Воспитывающего обучения |
Литература
1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
2. Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011.
3. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010.
4. Педагогика: теория обучения. Опорные конспекты. – Вологда, 2013. Тема 3.
5. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.
6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика - М.: Академия, 2010.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Тема: Концепция развития универсальных учебных умений
Задание: Заполнить таблицу «Универсальные учебные действия и их формирование на уроке»
Группы УУД | УУД, входящие в группу | Примеры формирования УУД на уроке (минимум 2 примера по каждой группе) |
Личностные | ||
Коммуникативные | ||
Познавательные | ||
Регулятивные |
Литература
1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М. .: Просвещение, 2011. – 190 с.
2. Иванова Е.О. Содержание образования: культурологический подход / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, И.В. Шалыгина // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 13-19.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова. – М. .: Просвещение, 2011. – 152 с.
4. Кондаков А.М. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской Академии образования /А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 9-29.
5. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
6. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. – 432 с.
7. Педагогика: Теория обучения. Опорные конспекты. – Вологда, 2013. Темы 5-6.
8. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый.. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 574 с.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.В. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова. – М. .: Просвещение, 2011. – 159 с.
Тема: Урок как основная форма организации обучения
Задание 1: Изучить из различных источников определения понятия «урок как основная форма организации обучения», перечислить и пояснить в таблице основные признаки урока. Проанализировать достоинства и недостатки традиционного урока.
Признаки традиционного урока | Достоинства | Недостатки | Предложения по использованию достоинств и устранению недостатков урока физкультуры (минимум 1) |
Руководящая роль учителя | |||
Четкие временные рамки (30-45 мин) | |||
Разные виды учебной деятельности и разнообразие форм, методов, средств обучения | |||
Работа с классом обучающихся (группа детей примерно одного возраста и уровня подготовки) |
Литература
1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
2. Лукьянова М.И. Современный урок и требования ФГОС / М.И. Лукьянова // Народное образование. - 2012. - № 8. - С. 212-219.
3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
4. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. – 432 с.
5. Педагогика: Теория обучения. Опорные конспекты. – Вологда, 2013. Тема 10.
6. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 574 с.
7. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2008.- 576 с.
8. Тарасова Г.И. Нравственная значимость современного урока / Г.И. Тарасова // Педагогика. - 2008. - № 5. - С. 119-120.
9. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М., 2007. – 520 с.
Литература
1. Беспалько В.П. Типичные педагогические ошибки тестирования в образовании / В.П. Беспалько // Народное образование. - 2012. - № 8. - С. 193-202.
2. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 386 с.
3. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
4. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. – 432 с.
5. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
6. Педагогика: Теория обучения. Опорные конспекты. – Вологда, 2013. Тема 12.
7. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 574 с.
Литература
1. Болотина Т.В., Новикова Т.Г. Ключевые стратегии развития гражданско-патриотического образования в России // Т.В. Болотина // Народное образование. - 2012. - № 8. С. 100-108.
2. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И.А. Колесникова // Педагогика. - 2008. - № 9. С. 25-33.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: «Просвещение», 2011.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2010.
5. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Никандров Н.Д. // Педагогика. - 2008. - № 9. С. 3-12.
6. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010.
7. Педагогика: теория воспитания / под ред. Л.Н. Коковиной, О.Е. Черствой. – Вологда, ВГПУ, 2012.
8. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика - М.: Академия, 2010.
9. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Задания
(выполнить одно обязательное задание и одно по выбору)
1. Задание обязательное. Дать характеристику отдельных методов воспитания в таблице (минимум 4 на выбор):
Метод, его разновидности | Характерные черты | Этапы (алгоритм) реализации метода | Условия эффективного использования |
Методы убеждения (беседа, рассказ) | Словесное воздействие на разум, чувства, эмоции, волю воспитанника. Побуждает воспитанников к социально-ценностным действиям | 1. Создание (выбор) благоприятных психологических условий. 2. Выбор приемов (разъяснение, сравнение, аналогия). 3. Постановка задачи, отбор содержания. 4. Предъявление информации. 5. Ориентация на использование информации на практике. 6. Учет результатов убеждения. | Личная убежденность учителя. Подготовленность, эрудиция учителя. Правдивость, искренность. Доверительность отношений, тактичность. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка (класса). Опора на общественное мнение. Сочетание с другими методами воспитания. |
Метод внушения | |||
Диспут и дискуссия | |||
Поручение | |||
Упражнение | |||
Метод примера | |||
Педагогическое требование | |||
Соревнование | |||
Поощрение | |||
Игра | |||
Метод «взрыва» | |||
Наказание |
2. Задание на выбор. Вспомните школьные годы и назовите примеры методов, средств и форм воспитания, применявшиеся наиболее часто, наиболее редко. Какие их них Вам более нравились и запомнились лучше и почему? Например: в нашей школе очень часто (редко) применялся метод…..; проводилась такая форма воспитания, как…; использовалось такое средство воспитания как…. Наиболее мне запомнились…, потому что…
3. Задание на выбор . Приведите один-два примера неэффективного применения методов воспитания и результатов (последствий) их ошибочного использования. Например: метод наказания моет применяться без объяснения того, за что наказывается ребенок. У него может возникнуть чувства обиды, несправедливости, падает доверие к воспитателю. Ребенок должен понимать, какие ошибки он совершил. Возможно даже обойтись без наказания, если воспитанник сам исправит причиненный им вред.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2010.
2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Никандров Н.Д. // Педагогика. - 2008. - № 9. С. 3-12.
3. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010.
4. Педагогика: теория воспитания / под ред. Л.Н. Коковиной, О.Е. Черствой. – Вологда, ВГПУ, 2012.
5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика - М.: Академия, 2010.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Задания
1. Составить схему «Функции и основные направления деятельности классного руководителя», указав кратко характеристики каждой функции и направления.
2. Составить примерный план работы классного руководителя, заполнив таблицу. Выберите класс, расположение школы (город/село), укажите первое или второе полугодие.
Пример: школа г. Вологда, 5 класс, первое полугодие.
Месяц, неделя | Направление Воспитания | Содержание (тема) воспитательного мероприятия (дела) | Форма воспитательного мероприятия /дела | Организаторы |
Сентябрь, 1 неделя | Нравственное | «Будем дружить!» | Вечер общения | Кл. руководитель и актив класса |
Сентябрь, 2 неделя | Интеллектуальное | «К чему готовиться в новом учебном году» | Встреча с учителями-предметниками. | Кл. руководитель и актив класса. Приглашенные – учителя-предметники |
…. | … | … | … | …. |
Декабрь, 3 неделя | Нравственное, эстетическое | «Веселые снежинки» | Новогодний бал | Кл. руководитель и актив класса. Приглашенные – учителя, родители |
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2010.
2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Никандров Н.Д. // Педагогика. - 2008. - № 9. С. 3-12.
3. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010.
4. Педагогика: теория воспитания / под ред. Л.Н. Коковиной, О.Е. Черствой. – Вологда, ВГПУ, 2012.
5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика - М.: Академия, 2010.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2010.
2. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010.
3. Педагогика: теория воспитания / под ред. Л.Н. Коковиной, О.Е. Черствой. – Вологда, ВГПУ, 2012.
4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика - М.: Академия, 2010.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2010.
2. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010.
3. Педагогика: теория воспитания / под ред. Л.Н. Коковиной, О.Е. Черствой. – Вологда, ВГПУ, 2012.
4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика - М.: Академия, 2010.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Требования к выполнению домашних заданий:
· домашние задания можно выполнять в группе до 4-х человек;
· следует выполнять в печатном виде;
· указать тему и использованные источники (см. рекомендуемую литературу);
· принимается самостоятельная работа, без копирования работы другой группы, т.е собственные примеры, предложения, рекомендации;
· если задание выполняется в группе, указать состав участников!
· Задания выполняются индивидуально по темам, которые студент пропустил без уважительной причины!
Тема: Закономерности и принципы обучения
Задание: Раскрыть сущность принципов обучения и примеры их реализации в таблице (не менее 4-х принципов):
Принцип обучения | Характеристика принципа обучения | Правила реализации принципа в процессе обучения на уроке (минимум 3) | Ошибки в реализации принципа (минимум 1) |
Наглядности | |||
Доступности | |||
Сознательности и активности | |||
Систематичности и последовательности | |||
Прочности | |||
Связи теории и с практикой | |||
научности | |||
Воспитывающего обучения |
Литература
1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
2. Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011.
3. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010.
4. Педагогика: теория обучения. Опорные конспекты. – Вологда, 2013. Тема 3.
5. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.
6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика - М.: Академия, 2010.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 323.