Групповые, типологические и индивидуальные различия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальные различия в поведении выражаются в:

- различиях в проявлении свойств темперамента;

- свойств характера;

- эмоциональных различиях;

- мотивационных различиях;

- волевых различиях;

- индивидуальности;

- в способностях;

- в интеллекте,

- стиле и эффективности деятельности;

- в использовании защитных механизмов;

- в использовании копинг-стратегий (преодолевающее поведение).

Типологические различия – отнесение к определённому типу личности.

Групповые различия устанавливаются по следующим критериям: по полу, возрасту, этнической принадлежности, характеру профессиональной деятельности, классовой принадлежности и другим критериям образования группы.

 

Деление области дифференциально-психологических исследований на три сферы, относящиеся к анализу различий между отдельными людьми, человеческими группами и, наконец, типами людей, имеет большое значение. Знание индивидуальных различий позволяет глубже проникнуть в тайну строения субъективного мира человека.Однако сам феномен индивидуальности возникает как результат взаимопроникновения субъективного и объективного, и в этом смысле очень важно исследовать групповой статус субъекта, характеризующий последнего с точки зрения возраста и пола, принадлежности к определенной расе и культурной традиции. Одной из самых интригующих тем дифференциальной психологии является характеристика индивидуальности со стороны ее принадлежности к определенному типу. Таким образом, анализ субъекта в дифференциальной психологии идет через выявление индивидуальных различий - с учетом группового статуса – к определению типа, а затем вновь возвращается к изучению законов организации интраинливидуальной структуры.

 6 Индивидуальная наследственность человека

Основу индивидуальных различий следует искать в наследственности индивида и в условиях окружающей среды, в которых он развивается. Индивидуальная наследственность человека состоит из особых генов, которые он получает от родителей при зачатии. Чтобы оказать определённое влияние, фактор наследственности должен иметь особый ген или комбинацию генов. Гены группируются в хромосомы. Хромосомы соединены попарно. Два члена каждой пары сходны между собой по проявлению в функции. Число хромосом в каждой клетке в целом постоянно для каждого вида, но отличается у разных видов. Каждая человеческая клетка содержит 48 хромосом (24 пары). (В каждой клетке комара 6 хромосом – 3 пары.).

Каждый индивид начинает свою жизнь с одной клетки – это оплодотворённая яйцеклетка. Эта клетка делится на две дочерние клетки, каждая из которых снова делится и т.д. до тех пор, пока миллионы клеток не становятся зрелым организмом. Во время процесса клеточного деления, известного как митоз, каждая хромосома внутри клеточного ядра удваивается, разрываясь на две части, и каждая клетка, возникающая в результате такого деления, получает идентичный набор хромосом. Все клетки тела, таким образом, имеют одинаковую наследственность.

Наследственной основой индивидуальных различий является почти бесконечное разнообразие возможных генных комбинаций. Даже простые свойства человека зависят от совокупного влияния большого числа генов. Родительские клетки, принимающие участие в процессе зачатия содержат различные комбинации генов, возникшие в результате мейоза. Когда клетки материнского и отцовского организмов соединяются для создания нового организма, то тем самым они ещё больше увеличивают разнообразие возможных генных комбинаций. Из этого следует, что двое детей от одних родителей не могут иметь одинаковую наследственность. То же справедливо для разнояйцевых близнецов. Однояйцевые близнецы развиваются из разделившихся половинок единой оплодотворённой яйцеклетки и поэтому имеют один и тот же набор генов.

Простейшей иллюстрацией механизма наследственности могут служить единичные факторы, зависящие от одной пары генов, например альбиносность или отсутствие пигментации в глазах, волосах и на коже. Альбиносность от обоих родителей – альбинос (гомозиготный признак). От одного из родителей – нормальная пигментация, доминирующий признак (альбиносность – рецессивный – гетерозиготный). Гетерозиготные индивиды, хотя и выглядят как люди с нормальной пигментацией, несут в себе ген альбиносности и могут передать его своим потомкам.

Другие единичные признаки не проявляют доминирования, поэтому при скрещивании двух разных получится третий признак.

Пол индивида детерминируется парой хромосом: X и Y. Если ребёнок получает X –хромосомы от каждого родителя, то будет женского пола; если получает хромосомы X и Y, то мужского. От своей матери ребёнок может получить только X-хромосомы, а от отца – X или Y.

Существует мнение, что в каждом индивидууме есть все необходимые для обоих полов гены. Но наличие двух X-хромосом приводит к развитию женских половых признаков и подавлению мужских. Если же есть только одна X хромосома, то развитие получают мужские признаки. Признаки, сцепленные с полом: дальтониза, гемофилия, облысение.

 

7. Основные подходы взаимодействие наследственности и окружающей среды

Понятие «окружающая среда» в географическом смысле не тождественно понятию психологически окружающая среда. Психологически окружающая среда состоит изо всей совокупности воздействий, которые индивид получает от зачатия до смерти (Например, два брата в одной комнате: географически – одна окружающая среда, психологически – разная, наличие старшего брата, наличие младшего брата). Это активное понятие окружающей среды, при котором физическое присутствие объектов не означает, что мы относим их к окружающей среде, – это происходит только в том случае, если объекты служат стимулами для индивидов. Это понятие включает в себя все формы стимулирования (например, изменение питания матери – влияет, стимулирует развитие плода. Пеленание, купание – стимулирование).

1) Теория исключительного вклада

Взаимодействие наследственности и окружающей среды выражается в поведении. Инстинкт – поведение, полностью определяемое наследственностью (схема безусловных реакций). Навыки – приобретённое поведение. Данная теория предполагает исключительное действие или наследственности, или окружающей среды. Однако, такое деление поведения на врождённое и приобретённое не находит поддержку в современной генетике. Доказано, что каждое качество индивида и каждая проявляемая им реакция зависят от его наследственности, и от окружающей среды

2) Теория совместного вклада И наследственность, и окружающая среда влияют на всё поведенческое развитие и итоговые поведенческие свойства могут рассматриваться как результат их совместного влияния. Отдельно факторы наследственности и окружающей среды редко проявляются. Возникает вопрос о пропорции вкладов каждого фактора. Например, на развитие умственных способностей наследственность влияет на 75%, а окружающая среда на 15%. Однако сами же исследователи, придерживавшиеся данной теории, убедились в несовершенстве процедуры определения пропорционального вклада.

3) Теория взаимодействия

Самая распространённая точка зрения на отношение между наследственностью и средой. Природа и степень влияния каждого из факторов зависит от вклада другого. Иными словами, любой фактор окружающей среды будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей среды. (Например, Ребёнок с синдромом Дауна в семье, где специально занимаются с ребёнком).

 

8.Наиболее распространённые заблуждения соотношения наследственности и окружающей среды:

1) Наследственное = врождённое. Нет.

Всё, что присутствует при рождении, непременно является наследственным. Нет. Наслеследственные факторы могут воздействовать на развитие индивида через много времени после рождения. Наследственная восприимчивость к различным заболеваниям, например, может не проявляться в молодом возрасте.

2) Наследственность предполагает сходство с родителями и наоборот. Нет. Гены постоянны от поколения к поколению. Индивид наследует гены не только от своих родителей, но также от всех своих прямых предшественников. Признак, который не проявлялся многие поколения, может начать проявляться из-за конкретной комбинации генов (Например, у голубоглазых родителей ребёнок с карими глазми).

3) Материнские впечатления во время беременности передаются ребёнку. Например, если женщина во время беременности ходит на концерты, слушает классическую музыку, то ребёнок будет неравнодушен к культуре. Нет. Это заблуждение. На плод можно повлиять только через биохимические механизмы. Повторяющиеся во время беременности эмоциональное возбуждение матери может воздействовать на плод через химические изменения её крови (гармон радости).

 4) Существует заблуждение, что если что-то появилось как наследственное, то его уже ничем не изменить. Это не верно. Например, наследственные заболевания не являются ни неизбежными, ни неизлечимыми. Их можно предотвратить, лечить. Качества, полученные по наследству можно скорректировать такими факторами окружающей среды, как диета, упражнения, образование. Существует очень мало наследственных признаков, которые нельзя изменить факторами окружающей среды (например, группа крови, цвет глаз).С другой стороны заблуждение, что признаки, относящиеся к влиянию окружающей среды можно легко изменить и они неустойчивы. Слабоумие, причина которого пренатальная мозговая травма, очень плохо поддаётся лечению. Качества характера и те навыки, которые сформировались у человека к 12 годам, никаким, сравнительно кратковременным последующим опытом или образованием нельзя так просто отменить (дети из дет. дома, или младенец-отказник и наследственность).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 516.