История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Пренебрежение к научным «происшествиям» рассматривается обычно как свидетельство молодости науки, для которой единичный феномен ценен постольку, поскольку может оказаться представителем определенного типа явлений, может привести к открытию всеобщего принципа или закономерности. Поэтому единичное обладает относительной ценностью для развития познания.

Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим). «...Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки – общей психологии», – писал В.Штерн. Можно сказать, что сейчас это уже произошло. И здесь совершенно неизбежным оказывается исторический подход – рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий.

В истории дифференциальной психологии можно выделить три глобальных периода. Начало первого периода можно отнести к 6–5-вв. до нашей эры. Первый период — донаучный — связан с появлением интереса к индивидуальным различиям, попыткам найти им объяснение. Это и первые попытки дифференцировать соплеменников и представителей других племен (присваивание тотема), и фиксация индивидуальных особенностей в имени (например, в именах индейцев, что нашло поэтическое отражение в романах Ф. Купера). К этому же периоду относятся и первые попытки систематизации индивидуальных различий, что выражалось в составлении разнообразных гороскопов — по звездам, гороскопов друидов и т.д. К таким же первым попыткам систематизации можно отнести и хиромантию — одну из древнейших систем предсказания индивидуальных особенностей человека, черт его характера, пережитых им событиях и грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней.

Второй этап(естественнонаучный)  включает в себя развитие ДП в рамках философии и медицины. Здесь можно вспомнить о работе Платона «Классификация характеров», Теофраста (трактат «Этические характеры»), назвать труды Гиппократа, Галена, Гааля. Наблюдения за различиями в характерах и моральных установках людей можно найти и в работах Локка, Монтеня, Дидро.

Наиболее отчетливо стремление проанализировать отличия людей друг от друга проявилось в описании способностей. Так, ученые Х. Уарте, К. Гельвеций заложили основы научного подхода к проблеме индивидуальности в рамках психологии способностей. Однако объективное изучение индивидуальных различий могло происходить только на основе их экспериментального исследования.

Хотя у самого основателя экспериментальной психологии В. Вундта не было работ, направленных на выявление индиви дуальных различий, но у его первых учеников — Крепелина, Кеттела и других — появилась установка на переориентацию эксперимента в этом направлении. Так зародилась новая область психологической науки - дифференциальная психология. Ее развитию способствовали также запросы практики: педагогической, медицинской и индустриальной.

На сегодняшний день принято выделять три центра развития ДП:
1. Европа — в рамках работ В. Штерна, А. Бине, Ф. Гальтона, Ч. Спирмена, и др.
2. Америка — работы А. Анастази, Д. Кеттелла, Г. Мюнстерберга и др.
3. Отечественное направление — работы А. Ф. Лазурского (учение о психических уровнях и классификации личностей), Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина, В. М. Русалова (изучение свойств нервной системы, темперамента и др.).

4 предпосылки выделения диференциальной психологии в самостоятельную науку

Астронома увололи за задержку

Запросы

Интерсно что было




Дата: 2018-12-28, просмотров: 1027.