А что по этому поводу скажет наука?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СТРАХ КАК БОЛЕЗНЬ

Сейчас врачи насчитывают около 400 видов фобий. Чаще всего встречается агорафобия (от греч. рыночная площадь, место сбора) — это страх открытого пространства и людных мест. Одна из разновидностей агорафобии - страх общественного транспорта. По статистике из-за агорафобии в метро не спускается каждый 13-й взрослый житель Москвы, и каждый 10-й житель Лондона. На втором месте стоит клаустрофобия — страд замкнутого пространства. Она проявляется, как боязнь ездить в лифте, оставаться одному дома. Третье место занимает страх нападения.

Многие известнейшие люди были не понаслышке знакомы с фобиями. Пабло Пикассо, например, с детства панически бо­ялся стричься. Это не было единственным суеверным страхом Пабло Пикассо. Упаси Бог, например, положить на кровать шляпу или открыть зонтик в комнате, это означало, что до конца года кто-то из присутствующих умрет. Причем суеверий своей родины испан­цу Пикассо было явно недостаточно, и он перенял от своей первой жены Ольги веру во многие русские приметы. Художник застав­лял всех обязательно присесть «на дорожку», а буханку хлеба ни в коем случае нельзя было переворачивать на столе. Это вызывало у него настоящую истерику.

Гете от запаха табака просто тошнило. С курильщиками Гете вообще старался не общаться, делая исключение только для Шиллера. «Раздувшиеся от пива и воняющие табаком болваны погубят Германию», - говорил он.

Войну с курильщиками, ехавшими с ним в знаменитом зап­ломбированном вагоне, проиграл Владимир Ленин. Судя по свидетельствам очевидцев, вождя больше всего беспокоила тогда не столько судьба революции и превращение империалисти­ческой воины в гражданскую, сколько едкий дым, расползавшийся по вагону, в котором он возвращался на родину с курящими сорат­никами. Ленин не переносил табачного дыма, как Генри Форд, Гете, Наполеон, Конрад Аденауэр и британская королева Виктория.

Среди большой группы страхов, объединенных избыточной озабоченностью состоянием здоровья, широко распространена нозофобия, известная также как ипохондрия. Так, по мнению экспертов из ФРГ, от восьми до девяти миллионов немцев, или каждый четвертый пациент немецких врачей, жалуется на недомогания в организме, причина которых чисто психологическая. Самый известный ипохондрик - Н. В. Гоголь - в тридцать лет начал продолжавшуюся до самой смерти борьбу со своими телесными недугами, причина которых таилась в надломленной психике гения.

 Медики, призывающие непросвещенную публику не паниковать перед болезнями, оказывается, больше других подвержены фобиям. Так, например, канцерофобия особенно распространена среди врачей-онкологов. Не потому ли, что, по долгу службы внушая пациентам оптимизм, они все же видят границы современных возможностей классической медицины?

И хотя это звучит банально, но больше всего мы боимся самого страха. То есть боимся бояться. Боимся приема у стоматолога, боимся разговора со своим шефом, боимся остаться одни и потерять близких. Таких примеров множество. Мы, просто не были бы людьми, если бы не переживали таких эмоций. Но, являясь людьми, мы также обладаем способностью контролировать свои переживания.

В кабинет к психиатру вползает пациент.

Врач, наклоняясь к нему, спрашивает:

- Так, кто мы? Собачка, черепашка?

- Нет, доктор. Я просто высоты боюсь.

*****

 

Простейшие способы мгновенного преодоления страха иногда могут оказаться очень действенными. Если Ты почувствовал страх, сделай как можно более глубокий вдох, на некоторое время задержи дыхание, а затем выдохни. После этого сделай жест Трех Пальцев. Результат будет мгновенным. Эта простая техника не только снижает частоту пульса и уровень адреналина в крови, но и дает Тебе время для паузы, за время которой Ты можешь успокоиться, собраться с мыслями и принять решение. Попробуй, это действует!

Упражнение:

 Дырка в шарике.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа сделай глубокий вдох. Выдыхая, представь себе, что надуваешь воздушный шарик. Позволь, чтобы цвет шарика сам появился в Твоих мыслях. Это может дать Тебе существенную информацию. Перед выполнением очередного вдоха сделай небольшую паузу.

С каждым выдохом воображай, что вдуваешь в шарик свой страх или боязнь чего-то, пока не почувствуешь, что Ты совершенно избавился от таких ощущений. Когда это произойдет, завяжи шарик, чтобы страх не вырвался. Затем с удовольствием сделай в шарике дырку и понаблюдай, как Твой страх со свистом рассеивается в воздухе.

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

*****

Упражнение:

Анатомия страха.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа представь, что разделяешь свой страх на части. Если, допустим, боишься высоты, представь, как медленно по ступенькам поднимаешься на второй этаж многоэтажного дома.

Выгляни из окна и посмотри вокруг. Правда, что совершенно не страшно? Затем поднимись немного выше и снова выгляни наружу. Повторяй эти действия, пока не дойдешь до верхнего этажа. Не спеши и дай себе достаточно много времени. Если посчитаешь нужным, отложи подъем на более высокие этажи до следующего сеанса.

Если боишься пауков, представь себе паучка, накрытого перевернутым вверх дном стаканом. Присмотрись к нему. Посмотри, какой он маленький и беспомощный. Должен ли Ты его бояться? Наверняка нет! Ты не боишься пауков!

Ты выполнил проекцию своего страха на что-то, что, у многих людей вызывает страх и отвращение. А теперь представь себе паука чуть больше размером, чем предыдущий и подумай, как испугаться он должен при виде такого гиганта как Ты. С каждым повторением упражнения Твой страх будет постепенно исчезать.

Такая техника поэтапного преодоления помогает избавиться от самых навязчивых фобий.

*****

Упражнение:

Зондирование подсознания.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа три раза глубоко вдохни и выдохни и расслабься еще больше. Начни упражнение медленно, три раза подряд, задав себе вопрос: «Что является причиной моего страха перед...?»

Затем сосредоточь свое мысленное зрение на очень отдаленной световой точке и почувствуй, что она начинает Тебя притягивать. Когда Ты к ней приблизишься, то увидишь, что она указывает на какое-то событие, скорее всего из Твоего детства. Это может быть также событие, произошедшее в одном из Твоих прошлых воплощений. Не анализируй того, что увидишь. Просто прими этот сигнал, рассмотри его внимательно, сохраняя определенную дистанцию.

Снова задай себе тот же вопрос. Когда получишь ответ, скажи себе своими словами, что Ты обнаружил скрытый источник своего страха, а затем позволь уйти воспоминанию, наблюдая, как этот образ постепенно растворяется во мгле.

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

*****

Упражнение:

Пугало.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа вообрази, что Ты идешь по чему-то, что вызывает у Тебя страх, ненависть и отвращение. Ступая, обрати внимание, что из Твоего тела истекает свет и жизненные силы. Ты начинаешь терять жизнеспособность, Твое тело начинает усыхать, начиная от пальцев рук и ног, пожираемое ненавистью и враждебностью, которую Ты ощущаешь по отношению к кому-то.

Если Ты не позволишь этим потемкам уйти из своего сердца, то станешь тенью своей прежней личности, пугалом для воробьев, которым играют холодные ветры ненависти.

Осознай то, что сейчас с Тобой происходит, и избавься от злых мыслей. Если от них не избавишься, то рискуешь испортить свои связи с другими людьми, подвергнешь опасности свое здоровье, потеряешь любовь своих близких.

Вообрази раскаленный до красна уголь в своей груди. Выброси его на землю, пусть остынет и распадется в прах. Скажи себе со всей решительностью, что с этого момента Ты избавился от негативных мыслей, и они к Тебе никогда больше не вернутся.

Сделай три глубоких вдоха и выдоха и, когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

*****

Упражнение:

Черная дыра.

Астрономы говорят, что черная дыра – это умирающая, агонизирующая звезда, плотность которой так велика, что ничто, даже свет, не в состоянии избежать силы ее притяжения.

Можно усмотреть определенного рода аналогии между таким космическим объектом и деструктивной составляющей человеческой психики. Тем более что состоим все мы из атомов и молекул — космических частиц, которым миллиарды лет. Точно так же, как и черные дыры, мы в состоянии притягивать к себе энергию в любой ее форме и, точно также, мы в состоянии образовывать из межзвездной пыли антиматерию или вакуум.

Ненависть, враждебность и другие негативные эмоции изменяют полярность нашей ментальной энергии, оборачиваясь против нас самих, что вызывает недомогание, болезни и другие неприятности.

Если почувствуешь, что в Твоему мышлении появляются какие-то негативные мысли…

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа вообрази, что Ты сам становишься черной дырой и теперь притягиваешь темную материю в виде облаков пыли. Эта пыль постепенно окутывает Тебя. В меру того, как Ты притягиваешь к себе все больше и больше пыли, постепенно тускнет свет, символизирующий Твою жизненную силу. В этот критический момент скажи себе, что нет ничего, для чего стоило бы жить во мраке, а жизненной искры не погасит ни одна негативная эмоция, являющаяся противоположностью бытия.

Снова стань звездой. Визуализируй свет жизни, который на ново разгорается в Твоем сердце и почувствуй тепло, которым Ты согреваешь окружающий мир. Сила света рассеивает частицы пыли во все стороны света. Полюбуйся лучезарностью своей ауры и раздвинь собственное сознание, чтобы увидеть полный цветовой спектр, составляющий Твое энергетическое поле, являющееся метафорой и символом Твоей жизни.

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

*****

Это конечно не истина в последней инстанции, но…

Культивируй благодарность.

Ежедневно проводи хотя бы час наедине с собой.

Начинай и завершай каждый день молитвой, медитацией, релаксацией.

Культивируй простоту в своей жизни.

Поддерживай чистоту и порядок в своем доме.

Не перегружай своего календаря.

Договариваясь с кем-то, предлагай реальные сроки.

Не обещай, если сомневаешься в исполнении обещанного.

На все, что делаешь, отпускай дополнительные пол часа.

Дома и на работе создай вокруг себя атмосферу покоя и согласия.

Два раза в неделю ложись спать не позже 21 часов.

Всегда имей с собой что-то интересное для чтения.

Дыши глубоко, осознанно и часто.

Двигайся – танцуй, гуляй, бегай, занимайся спортом, приносящим Тебе радость.

Пей много чистой, ключевой воды.

Ешь только тогда, когда голоден.

Если еда Тебе не нравится – не ешь.

Чаще «будь», а реже «делай».

Один день в неделю предназначь исключительно для отдыха и восстановления.

Смейся часто и искренне.

Роскошествуй своими чувствами.

Подумай о своем комфорте.

Если чего-то не любишь, обойдись без этого.

Позволь Матери – Природе позаботиться о Тебе.

Не говори по телефону, когда ешь.

Не пытайся всех удовлетворять.

Удовлетворяй себя.

Избегай постоянно жалующихся людей.

Не растрачивай понапрасну своих ресурсов - времени, творческой энергии, эмоций.

Лелей дружбу.

Не бойся своей страсти.

Воспринимай проблемы как вызовы.

Уважай свое вдохновение.

Определяй свои цели.

Не дожидайся.

Цени красоту.

Определи свои границы и раздвигай их.

Произноси одинаково часто «да» и «нет».

Ежедневно подпитывай чувство счастья.

Позаботься о своей душе.

Береги свои мечты.

Ищи себя, пока не найдешь.

УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ

Склероз не лечится, но о нем можно забыть.

Фаина Раневская.

Ученые, исследующие человеческий мозг, знают, что человеческая память является совершенной, поскольку наш мозг «записывает» абсолютно все наши переживания и опыт, все, что мы слышим, видим, ощущаем. Почему же мы так легко забываем то, что нам нужно?

Большая часть информации находится в глубоких пластах мозга и труднодоступна для нашего сознания. С одной стороны это хорошо - трудно представить себе хаос, который царил бы в нашем мышлении, если бы все сведения были бы для нас доступны одновременно. Но, с другой стороны, невозможность немедленного получения нужной информации создает серьёзные проблемы. Память является совершенным инструментом, но им тоже нужно научиться пользоваться.

Болгарский профессор Г. Лозанов утверждал, что человек в состоянии усвоить без особых усилий 60 иностранных языков, а профессор Марк Розенцвейг заявил, что если на протяжении жизни нормальному человеческому мозгу давать каждую секунду по 10 единиц информации, способность памяти будет использована только на 50%.

Существует огромное количество так называемых мнемотехник, то есть психотехник, предназначенных для запоминания и воспроизведения больших количеств информации. Ключом к таким техникам является создание ассоциаций - стойких взаимосвязей между запоминаемым объектом и чем - то хорошо известным, что уже давно существует в нашей памяти. Примитивной моделью такой ассоциации является всем известный «узелок на память».

Каждый из нас когда-то что-то «зубрил» - стихи, формулы, исторические даты и т.п. Сколько времени надо было затратить и как мизерным оказывается эффект такой зубрежки! Теперь Ты знаешь, что улучшения памяти можно добиться значительно более простым и продуктивным путем - использованием своего воображения.

Все жалуются на плохую память, но никто не жалуется на недостаток ума.

Еврейская поговорка.

А что по этому поводу скажет наука?

 

Что люди помнят о

Своей памяти?

Естественной мерой времени

является память.

Владислав Гржегорчик

Большинство мыслителей древности, так или иначе, обращались к вопросу о том, что же представляет собой память. В каком месте человеческого тела она расположена? Почему у одних людей ее больше, а у других меньше? О людях же, обладавших особенно хорошей памятью, слагали легенды, их уважали, им преклонялись,

Еще древние греки разрабатывали целые теории относительно работы памяти. Конечно, сейчас нам их размышления кажутся наивными, но все познается в сравнении.

Одно из первых целостных представлений о работе памяти принадлежит греческому философу Пармениду, жившему в VI - V веках до н.э. Он считал, что память - это смесь света и тьмы, тепла и холода, и что если эту смесь не взбалтывать, то память будет отличной. Но если же эту смесь взболтать, то может произойти забывание.

А вот более известный нам философ, Диоген, живший в V веке до н.э. рассматривал память как процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в теле. И, следовательно, забывание есть не что иное, как изменение этого распределения.

Великий древнегреческий философ-идеалист Платон (IV век до н.э.) создал теорию, которую и сейчас разделяют некоторые ученые, конечно, в усовершенствованном виде. Эта теория носит название «гипотезы восковой доски». Платон считал, что память подобна воску, на котором отпечатываются все предметы, которые с ним соприкасаются. Память человека точно таким же образом запечатлевает весь его опыт. Забывание же подобно стиранию, изнашиванию этих отпечатков со временем. Полное забывание же наступает тогда, когда поверхность становится абсолютно чистой и гладкой. Другой величайший философ и ученый Древней Греции, ученик Платона Аристотель, также обращался к вопросам, связанным с памятью. Он считал, что запоминание связано с движением крови по организму, а забывание происходит в результате замедления этого движения. Но самым важным вкладом Аристотеля в изучение процессов памяти стала его идея «ассоциаций» как основного механизма возникновения образов без видимых внешних раздражителей. Эту концепцию в наши дни в том или ином виде признают практически все ученые.

Большинство римских мыслителей полностью разделяли концепцию «восковой доски» и практически не внесли ничего нового в развитие представлений о памяти. Зато именно римские мыслители разработали первые техники эффективного запоминания. Так, римский оратор и государственный деятель Цицерон, живший в I веке до н.э., создал систему «комнаты» или систему, «мест», которая по сей день носит его имя. Метод Цицерона по сей день считается одной из наиболее простых и эффективных техник запоминания.

Выдающийся римский врач Гален (II век н.э.) рассматривал память и другие психические процессы как проявление действия «животных» жидкостей. Местом локализации памяти он определил мозг, поскольку именно в нем вырабатываются все эти жидкости.

Практически не изменились представления о памяти вплоть до XVII века. Даже Декарт (1596 - 1650), по праву считающийся одним из величайших мыслителей своего времени, разделял взгляды Галена и лишь привнес в его теорию идею более конкретного места возникновения «животных» жидкостей, в качестве которого он называет шишковидную железу. По его мнению, движение жидкости от шишковидной железы включает механизмы памяти.

Новый виток развития теорий и представлений о том, что такое память, начался только в XVIII веке. Английский философ-материалист Дэвид Хартли (1705 - 1757), один из основоположников ассоциативной психологии, создал вибрационную теорию памяти. Хартли предположил, что в мозгу существуют вибрации, которые возникают еще до рождения человека. Новые впечатления изменяют различные параметры этих вибраций. Затем вибрации опять становятся прежними, но если то же впечатление возникает снова, то на возвращение в прежнее состояние потребуется уже больше времени. В конце концов, все это приводит к окончательному изменению характера вибраций и их закреплению в новом состоянии. Именно в этом новом состоянии вибраций Хартли видел образовавшийся след памяти.

Швейцарский естествоиспытатель и философ Шарль Бонне (1720 - 1793) развил идеи Хартли. Он полагал, и, кстати говоря, в некотором смысле совершенно верно, что чем чаще человек «задействует» нервы, тем легче они вибрируют и, следовательно, тем лучше у него память.

В XIX веке французский физиолог и врач Пьер Жан Мари Флуранс (1794 - 1868) разработал концепцию, согласно которой мозг действует как единое целое, а не как совокупность его отдельных частей. Память же, считал Флуранс, расположена во всех частях мозга, а не в каком-то одном месте.

В конце прошлого - начале нынешнего века немецкий психолог Герман Эббингауз (1850 - 1909) положил начало экспериментальному изучению памяти. Он вывел зависимость забывания от времени и построил кривую забывания, носящую в наше время его имя - «кривая Эббингауза», а также проводил множество других экспериментов, направленных главным образом на запоминание бессмысленного материала.

Почти одновременно началось изучение механизмов запоминания сложного осмысленного материала. В начале XX века французский философ Анри Бергсон (1859 - 1941) противопоставил «памяти-привычке», которая формируется в результате механического повторения, «память духа», которая запоминает осмысленные единичные события биографии. Популярная в начале нашего века гештальтпсихология исследовала организацию материала при запоминании. А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд объяснял забывание «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.

В XX веке было создано несколько десятков различных теорий памяти - психологических, физиологических, биологических, химических, биохимических, кибернетических. Но в настоящее время науке нет ни одной единой, признаваемой всеми теории памяти.

Во всех современных концепциях памяти в качестве центральной выступает проблема механизмов ее функционирования. Например, исследования на биохимическом уровне, начатые Хайденом в 50-х годах, показали, что работа памяти тесно связана с количеством РНК (рибонуклеиновой кислоты) в организме.

Не меньший интерес представляют исследования, начатые хирургом Уайлдером Пэнфилдом (1891 - 1976). Перед операцией Пэнфилд осуществлял электростимуляцию различных областей мозга. Когда он стимулировал височные отделы коры головного мозга, пациенты говорили, что перед ними встают яркие воспоминания, более того, эти воспоминания отличались исключительной точностью и полнотой (в них присутствовали цвета, запахи, звуки, движения и даже эмоции). Кроме того, часто то, что пациенты вспоминали при стимуляции, было ими уже забыто в обычном состоянии. При этом Пэнфилд установил, что только стимуляция височных долей (и никаких других областей мозга) приводит к возникновению связных и осмысленных воспоминаний. Пенфилд считал, что наш мозг запоминает абсолютно все, на что мы обращаем внимание.

Прежде чем начать разговор о специфических способах развития внимания и памяти, давайте рассмотрим ряд вопросов, которые обычно возникают у людей в первую очередь.

Что такое память?

В своей памяти каждый из нас художник:

каждый творит.

Патриция Хампл

Ни одно из существующих определений этого широкого понятия не может считаться достаточным, поэтому следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга.

Словарь Уэбстера определяет память как:

а) процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством механизмов ассоциативного мышления;

б) сумму усвоенной и сохраненной в сознании информации.

Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Главную роль в этом процессе играет ассоциативное мышление. Приведенное выше определение относится только к человеческой памяти, поэтому в нем важное место отводится работе психологических механизмов.

Писатель Александр Чейз определяет память как операцию субъективного сознания по отбору информации: «Память - это то, с помощью чего мы забываем».

Его парадоксальное утверждение указывает на роль воли и сознания человека в выборе воспоминаний для кратко- или долговременного хранения.

Забывание является частью механизма памяти, поскольку подразумевает способность к концентрации внимания на одном предмете в определенный момент времени.

 Каждый человек имеет более или менее четкое представление о своей системе ценностей. Поэтому полезно спросить себя, какие сферы жизни или области знания представляют для Тебя наименьший интерес. Если Ты не любишь цифры, то постараешься всеми силами избегать связанной с ними работы, и даже не будешь пытаться запоминать их, предпочитая перепоручить это задание кому-нибудь другому.

Память определяется работой всего мозга, но в первую очередь это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. Существует несколько видов памяти:

ü визуальная;

ü вербальная;

ü обонятельная;

ü осязательная;

ü кинестетическая и т. д.

В мире животных мы обнаруживаем генетическую память, которая определяет миграции китов, птиц и рыб, и стадный инстинкт, руководящий поведением пчел, муравьев и пр.

Человеческая память представляет собой бесконечно более сложный механизм: это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, отбирать, сохранять и уничтожать воспоминания. Отсеивание информации (сознательное или бессознательное) происходит с помощью неких фильтров, образованных эмоциями - порой настолько болезненными, что, как сказал поэт Мэтью Арнольд, мы забываем потому, что мы должны это сделать, а не потому, что хотим. Жертвы нападения редко помнят внешность своих обидчиков и не в состоянии связно и подробно рассказать о пережитом потрясении.

Человеческую память часто представляют в виде единого механизма, но на самом деле существует два рода памяти, соответствующие двум разным видам мыслительных процессов:

1) спонтанная;

2) преднамеренная.

Вид фотографии или звук голоса может вызвать к жизни непреднамеренные воспоминания (если чувство возникает неожиданно) или преднамеренные (если человек сознательно пытается вызвать его).

Хотя память и восприятие нельзя разделить, можно говорить отдельно о визуальной и вербальной (то есть связанной с функцией слуха) памяти. Около 60 % людей пользуются в основном зрительной памятью. Они легко восстанавливают в воображении виденные некогда места, предметы, лица, страницы газет. Другие с большей легкостью запоминают звуки и слова, и возникающие в их уме ассоциации часто представляют собой различные ритмы и мелодии. Будучи по своей сути функцией прагматичной, память включает в работу механизмы разного типа в зависимости от того, когда будет использоваться полученная информация: непосредственно после восприятия или впоследствии.

Непосредственная (сенсорная) память - это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. Примером использования такого процесса может служить работа на компьютере: как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная память - это оперативная (рабочая) память, способная, согласно определению психологов, одновременно удерживать семь элементов в течение максимум тридцати секунд. Она действует, например, когда Ты заглядываешь в записную книжку и сразу же набираешь номер телефона. В случае если у Тебя нет возможности держать перед глазами записную книжку, Ты вынужден мысленно повторять номер, пока набираешь его. Если Тебя прервать в этот момент, номер исчезнет из Твоей памяти, поскольку он не был зафиксирован в ней в расчете на длительное хранение. Таким образом, кратковременная память дает возможность выбросить из сознания информацию, ставшую ненужной, как только она использована.

Долговременная память, согласно определению, должна оставлять более или менее долговременные следы в сознании: на минуты, дни или годы. Поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях:

ü чувственном;

ü эмоциональном;

ü интеллектуальном.

Существует только два вида записи следов в памяти: с высокой и низкой степенью обработки информации.

Скользящая память — самая короткая из всех типов долговременной памяти — характеризуется низкой степенью обработки информации. Такого рода память развита у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточивать внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывать о ней, переключая внимание на следующую.

Если информация предназначена для использования в ближайшем будущем (Ты готовишься к экзаменам, идешь на презентацию, запоминаешь некий адрес или напоминаешь себе о необходимости зайти по дороге домой в булочную), постоянное мысленное повторение помогает удержать ее в памяти. Но подобное механическое повторение помогает лишь на краткий срок и не гарантирует длительного хранения информации в памяти: вот почему зубрежку перед экзаменами следует признать малоэффективным способом усвоения материала.

Моя память, как полицейский: ее не дозовешься, когда Тебе нужно.

Риналд Харвуд

Для закрепления следа в памяти на длительное время требуется более высокая степень обработки материала: необходимо, например, определить для себя значение воспринимаемой информации и дать себе время обдумать ее, обобщить и проанализировать. Долговременная память основана на наблюдении, анализе и составлении суждения. Ее деятельность обозначается термином «процесс проработки».

Следы в памяти формируются по-разному; каждый элемент информации фильтруется и записывается по-своему. Сильные эмоции действуют подобно раскаленному клейму и оставляют в памяти неизгладимые следы. Человек может повысить качество записи материала в памяти, сосредоточиваясь на своих эмоциях, развивая наблюдательность и делая комментарии (обращенные к себе самому или к другим) по поводу данного эмоционального или интеллектуального контекста. В свете вышесказанного становится ясно, почему какие-то детали прошлого люди помнят лучше других.

Человек может облегчить процесс извлечения информации, научившись помещать в памяти некие подсказки с использованием разного рода файлов и регистров.

Правила запоминания: 1) Ты запоминаешь то, что происходит с Тобой; 2) Запоминается то, что можно увидеть; 3) Запоминается необыкновенное, уникальное; 4) запоминается что-то связное.

Простейшей схемой запоминания являются так называемые закладки памяти. Считается, что закладки памяти создал в середине ХVІІ ст. Станислав Минк фон Весншайн. Иногда их называют системой Симонидеса, древнегреческого философа, который ее якобы был ее автором. Но, скорее всего, что человечество давно знало подобные способы запоминания, ибо все они основаны на создании ассоциаций. Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.

Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда Ты видишь идущего с лыжами человека, то вспоминаешь о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда Тебя спросят, с чем связано лето, Ты, скорее всего, скажешь, что с солнцем.

И, тем не менее, ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга. Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово «красный» (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово «красный»), можно получить такие ответы: «мак», «флаг», «помидор», «черный» и др. Такие различия зависят, прежде всего, от индивидуального опыта каждого человека. Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в вашем сознании,

А для овладения самим методом ассоциаций необходимо научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.).

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания - это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842 - 1910) заметил: «Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить...» И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним.

Фамилия Арраго стала псевдонимом Романа Семеновича Ле­витина. Он родился в 1883 голу в Конотопе на Украине в небога­той и многодетной еврейской семье. Арраго вспоминал: «Я уже с детства проявлял большую склонность ко всякого рода вычисле­ниям, любил манипулировать цифрами и всегда старался вычис­лять в уме».

Известный популяризатор, автор знаменитых «занимательных наук» Я. И. Перельман был знакомом с Арраго: «Я имел возможность наблюдать вычислительную работу этого феноменального счетчика не только на эстраде, но и в домашней обстановке, - вспоминал Яков Исидорович. - И мог убедиться, что никакими особыми вычислительными приемами он - не пользовался, а считал в уме, в общем, так же. как и мы на бумаге. Но необычайно цепкая память помогала ему обходиться без записи промежуточных результатов». Эта же удивительная способность позволила Арраго овладеть многими иностранными языками - французским, английским, немец­ким, итальянским, испанским, голландским и польским.

Упражнение:

Закладки памяти.

Вспомни, когда Ты впервые побывал в библиотеке. Наверное, это произошло в детстве и, возможно, Ты поставил тогда перед собой вопрос: «откуда библиотекарь знает, как найти нужную книгу?».

 А потому, что каждая книга имеет свое, принадлежащее только ей, место. Таким местом в библиотеке являются книжные полки, и каждая полка, как правило, имеет свое собственное название: «Художественная литература», «Поэзия», «Философия» и т.п. Получая новую книгу, библиотекарь находит для нее соответствующую полку и, при необходимости, всегда легко отыскивает ее. Создавая закладки памяти, Ты создаешь в своем мышлении именно такие, четко обозначенные полки, на которых Ты всегда можешь легко разместить необходимую Тебе информацию и так же легко её найти.

Каждому порядковому номеру отвечает определенная буква, с которой начинается слово. Каждое такое слово вызовет в Твоем воображении соответствующий образ, который Ты свяжешь с запоминаемым понятием. Другими словами, Ты помогаешь своему «библиотекарю» найти нужную книгу, создавая для нее «полку». Закладки памяти необходимо запомнить, а затем при необходимости Ты сможешь связать с ними любой набор из совершенно несвязанных между собой предметов.

1 - буква Т - слово ТОРТ. Создай отчетливый образ аппетитного торта на своем Экране Воображения.

2 - буква Н - слово НОЙ. Создай образ седого старца с длинной белой бородой.

3 - буква М - слово МАЙ. Образ первомайской демонстрации на Экране.

4 - буква Р - слово РЕПА. Воображение героев известной сказки.

5 - буква Л - слово ЛИПА. Образ тенистого дерева.

6 - буква Ё(Йо) - слово Ё(Йо)Ж. Образ колючего ежа.

7 - буква К - слово КИЙ. Бильярдный кий.

8 - буква Ф - слово ФЕЯ. Сказочная волшебница.

9 - буква Б - слово БОЙ. Образ битвы.

10 - буквы Т и С - слово ТАРАС. Образ Тараса Бульбы, казака на коне.

Каждая закладка памяти имеет свой соответствующий порядковый номер, которому отвечает буква, с которой начинается слово, создающее визуальный образ в воображении. Так порядковому номеру 1 соответствует буква Т, с которой начинается слово торт. Как выглядит в Твоем воображении образ аппетитного красивого торта?

Порядковый номер 10 записан двумя цифрами 1 и 0, а поэтому его закладку создает слово Тарас, где ключевыми являются две буквы Т (1) и С(0).

*****

Чем банальнее и скучнее будут Твои ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее.

Еще лучше, если Твои ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром в череде сменяющихся дней мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения десятилетней давности, то есть все, что хоть как-то выходит из разряда обыденности. И даже среди праздников вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство нашей памяти: лучше всего запечатлеть все самое яркое, необычное и волнующее. Итак, при объединении двух элементов постарайся придумать самую невероятную и странную комбинацию, и Ты убедишься, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.

Для того чтобы овладеть методом ассоциаций, нужно, прежде всего, научиться связывать между собой любые два слова, причем научиться создавать связи необычные, неожиданные, нестандартные, смешные.

Попробуй, например, связать несколькими способами слово «апельсин» и слово «мыло». Сразу откажись от связей, подобных этой: «Я купил апельсин и мыло». Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: «Стал очищать апельсин, а там (вместо сочной мякоти) оказался кусок мыла». Тебя не должна смущать странность или нереальность созданной Тобой связи - именно такие вещи запоминаются лучше всего. Вот другой вариант создания связи между этими словами: «Я рисую апельсин куском мыла». Связь может быть и такой: «Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло». А теперь для тренировки своего творческого воображения...

Упражнение:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 247.