Если хочешь быть счастливым,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Будь им. Козьма Прутков

КАРТЫ РЕАЛЬНОСТИ

Карта не является местностью.

Альфред Кожибски

Что человеку необходимо, для того чтобы ощущать счастье? Наверное, это так называемые положительные эмоции. Психологическим языком положительные эмоции, такое как возбуждение, удовлетворение, радость, энтузиазм, называют «положительными аффектами». Соответственно «отрицательные аффекты» - это страх, ненависть, отчаяние и т.д. Казалось бы, все просто - можно классифицировать любое событие как хорошее или плохое и в соответствии с этим классифицировать свои чувства как положительные или отрицательные.

Американский психолог Гарри Хелсон утверждает, что у каждого человека есть свой «адаптационный уровень», отображающий его ожидание, который, в свою очередь, определяется прошлыми переживаниями, иначе говоря, опытом. Если события отвечают нашему уровню ожиданий, то мы не чувствуем себя ни счастливыми, ни несчастливыми. Уровень наших эмоций - ноль. Если же события кажутся лучшими, или худшими от того, чего мы ожидаем, то соответственно мы чувствуем себя счастливыми или несчастными. Тогда возникает вопрос, а откуда берутся наши уровни ожидания?

Человек есть существом, которое в сравнении с другими живыми существами очень долго взрослеет. Детство у нас растягивается на долгие годы, и все это время мы постоянно учимся. Имеется в виду не только и не столько школьное обучение, как то, что мы называем школой жизни. Рождаясь совершенно беспомощными, мы постепенно становимся самостоятельными. Мы учимся самостоятельно передвигаться, мы учимся самостоятельно удовлетворять свои физиологические потребности, мы овладеваем языком, его структурой и грамматическими правилами, мы учимся его использовать. Иначе говоря, в период детства мы создаем для себя комплекс привычек, навыков, жизненных правил, убеждений, руководствуясь которыми мы потом, избавившись от родительской опеки, станем жить самостоятельно.

Альфред Кожибски, американский математик и лингвист, творец семантики (науки о символах) назвал такой комплекс привычек картой жизни, или картой реальности. В такой карте реальности указано, какие события вызовут боль и страдание, а какие радость и наслаждение. И такие карты реальности мы получаем сознательно, или чаще бессознательно, наследуя взрослых. На уровне физиологии мозга процесс обучения сопровождается повышением содержания допамина.

 Допамин - это вещество, так называемый нейротрансмиттер, вырабатываемое лимбической системой мозга и вызывающее чувство счастья. Другими словами, мозг человека является органом, который сам себя стимулирует. Любое подтверждение карты реальности, которое превышает наши ожидания, немедленно вызовет повышение содержания допамина, и мы ощущаем счастье. Но карта не всегда соответствует местности. И если мы нарушаем свои правила жизни, или встречаемся с чем - то неизвестным, мозг немедленно стимулирует себя повышением уровня гормонов стресса, вызывающих отрицательные эмоции и тогда мы ощущаем боль и страдание. Таким образом, мозг человека постоянно настроен на обучение и познание, так как, чем большее мы знаем и чем богаче наша карта реальности, тем меньше в ней неизвестного, а значит меньше места для страданий и боли.

Многие люди утверждают, что в детстве они чувствовали себя счастливее, чем во взрослом состоянии и это абсолютно верно. Ведь достигая определенного возраста, который мы называем зрелостью, большинство людей перестают учиться, стараясь каждую проблему, возникающую на их жизненном пути (а жизни без проблем не бывает), решить имеющимися в их карте реальности средствами. И если этих средств не хватает, приходит боль и страдание. А каждая проблема есть только жизненным уроком, успешно решая который, мы переходим на следующую ступень в школе жизни. Умение спокойно, разумно и безболезненно решать любые проблемы есть критерием счастья, и является позитивным мышлением.

Умея управлять своим мышлением, человек перестает быть биороботом и общественным животным.

Слушая Учителя мудрости, один из его учеников, спросил:

- Люди приходят к Тебе с разными проблемами, а у тебя на все «недуги» один рецепт. Например, один человек спрашивает: «Как избавиться от гнева?», Ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!» Другой спрашивает: «Как избавиться от жадности?», Ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!» Третий спрашивает: «Как избавиться от обжорства?», ему Ты тоже советуешь: «Проявляй осознанность». Как это понять?

Учитель ответил:

- Их недуги отличаются друг от друга, как отличаются сны, которые снятся разным людям. Но если они все придут ко мне и спросят, я скажу им: «Начните осознавать! Пробудитесь!»

*****

Карты реальности создаются в детстве – осознанно или скорее неосознанно мы подражаем окружающим нас взрослым, постепенно перенимая и закрепляя их стереотипы поведения. Мозг ребенка работает как записывающее устройство – улавливая, закрепляя всю доступную ему информацию, при чем делает это совершенно не критично – не отделяя «хорошего» от «плохого». Понятия добра и зла тоже входят в карту реальности и тоже, соответственно, формируется воспитанием. Так что по началу основным критерием разделения хороших и плохих поступков у малыша является его первый биовыживательный контур – все, что способствует выживанию – хорошо. А так как, в этом нежном возрасте все мы нуждаемся в заботе и опеке и без этого ребенку просто не выжить, то и получается, что опека и забота – это хорошо, а отсутствие внимания со стороны взрослых – это плохо. Все поступки взрослых – хорошо, и их поведение, речь, привычки постепенно становятся для ребенка его собственными. Они усваиваются и составляют его карту реальности. Иными словами, можно сказать, что карты реальности каждого из нас состоят из фрагментов карты реальности наших родителей или опекунов, воспитателей и учителей, а также, но в меньшей мере, собственного опыта. Такие карты реальности различны у различных людей – ведь у каждого свой жизненный опыт, но и во многом схожи – они формируются людьми, живущими на одной территории, говорящими на одном языке и имеющими схожие культурные традиции. Совокупность таких общих для разных людей характеристик их личных карт реальности составляет вместе то, что мы называем национальным характером.

Карта реальности есть путеводителем для нашего подсознания. Каждую секунду нашей жизни подсознание «сверяет» обстановку и «подбирает» из имеющейся «базы данных» наиболее оптимальные модели поведения. Но карта есть карта, и она только отображает местность, но ее не является. Тем более, что все мы вступаем в жизнь с несовершенными и устаревшими картами и то, что обозначено там, может не соответствовать реальности, и наоборот.

Конечно, не корректно сравнивать наше мышление с компьютером (мозг человека гораздо более сложная и тонкая система обработки информации), и об этом мы уже говорили, но если это сравнение уже прозвучало, то, пусть, как метафора, остается. Это поможет облегчить нам понимание некоторых процессов происходящих в нашем мышлении.

Так же, как компьютер, который считывает ту или иную программу и, если он ему понятна, выполняет ее безоговорочно, не оценивая ее полезности или бесполезности для самого компьютера и его владельца, так же и подсознание выполнит любую программу, присутствующую в его «базе данных». Командой к запуску программы, является схожесть обстоятельств. То есть если с нами уже что-то похожее происходило и это событие закончилось для нас относительно благополучно, то подсознание в похожих обстоятельствах включит те же программы и будет их выполнять.

Подавляющее большинство наших внутренних программ создавались в детстве. Происходит так называемая импринтизация – мгновенное создание сетей нейронов, которые в ответ на появившийся раздражитель будут реагировать одним и тем же образом.

Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому нас надо воспитывать, чтобы мы стали полноценными членами общества.

Джудит Мартин.

Конрад Лоренц, автор теории импринта, пришел к заключению, что условием образования стойкой биохимической связи в нашем мозге, то есть программы, является так называемая импринтная уязвимость - полная синхронизация деятельности правого и левого полушарий мозга, состояние, которое мы знаем как состояние альфа.

Для человеческого мышления характерны возрастные изменения - мозг новорожденного ребенка генерирует преимущественно частоты дельта и тета - грудной ребенок большей частью спит. Мозг ребенка - к возрасту полового созревания работает преимущественно в режиме альфа - это период интенсивного накопления информации.

В Институте физиологии имени А. А. Богомольца создана уни­кальная аппаратура, позволяющая зарегистрировать крошечные токи, возникающие на мембране нейрона. Изучение этих токов, их мате­риальной основы показало: у только что родившейся нервной клет­ки мембрана устроена так, что облегчено проникновение внутрь клетки ионов — заряженных частиц кальция. Это происходит бла­годаря существованию в это время в мембране особых ионных ка­налов. В дальнейшем часть из них исчезает. Эта способность, зап­рограммированная генетически, очень важна. Молодой клетке «позарез» нужен кальций. Он включает и регулирует важнейшие процессы. Режим кальциевого проник­новения» помогает клетке быстрее вырасти и окрепнуть.

Интересные наблюдения за развивающейся нервной клеткой проделаны профессором К. Шулейкиным из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. Оказывается, в эмбрио­нальном состоянии и самом «нежном» возрасте нервная клетка ус­троена таким образом, что предельно облегчен доступ к ней информации. И то избыточное на первый взгляд ветвление дендритов - чувствительных отростков у молодой нервной клетки, кото­рое обнаружено учеными, необходимо, чтобы еще неокрепший ней­рон не упустил важных сигналов из внешнего мира.

Другое дело, что воспринимается вся информация, независимо от качества, а детские психологи утверждают, что 75% информации, которая попадает к детям, является отрицательной. В своем воспитании все мы являемся жертвами жертв.

Мозг взрослого человека работает преимущественно в режиме бета, но время от времени, несколько раз на протяжении часа, несколько секунд, а иногда миллисекунд, работа обоих полушарий нашего мозга синхронизируется, наступает состояние альфа. Несмотря на кратковременность и спонтанность этого явления, создаются условия для образования импринтов-программ. На этом, кстати, построено действие рекламы, или так называемое «зубрение», то есть частое и механическое повторение информации до момента, когда она станет программой. Повторяя мысленно отрицательные утверждения, принимая участие в разговорах на негативные темы, Ты оказываешь содействие их закреплению в виде программ. Избегай этого.

Если же все-таки привычка возобладала, и Ты поймал себя на отрицательной мысли или услышал её от кого-то, примени команду непринятия такой информации. Это может быть фраза типа «стерто - стерто» или какая-то другая, обозначающая для Тебя полное и категорическое отторжение такой информации. Если Ты создал для себя такую команду, она должна стать постоянной. Никогда не меняй ее. На первый взгляд, этот совет кажется по-детски простым и наивным: «Вот услышу, что-то для себя нехорошее и скажу себе мысленно «стерто-стерто» и это зло ко мне не пристанет. Суеверные люди похожим образом трижды сплевывают через левое плечо или стучат по некрашеному дереву. Смешно, право…».

А Ты попробуй. Но перед тем, как попробовать вспомни об условном рефлексе и компьютерности своего мышления. Повторяя эту простенькую технику, Ты нарабатываешь очень важный для себя навык – сегрегированного принятия информации и постепенно приучаешь свое подсознание к тому, кто в доме хозяин…

Дата: 2018-12-28, просмотров: 211.