Помощь детям — жертвам насилия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы о консультировании детей, переживших опыт насилия, неоднозначны и будут в первую очередь связаны со спецификой ре­ализации ситуации насилия и преобладающих симптомов, которые будет демонстрировать ребенок. Чаще всего ребенок, переживший опыт насилия, будет в рамках консультационного взаимодействия проверять консультанта, насколько тот действительно заботится о нем.

Некоторые авторы (Н.О. Зиновьев, Н.Ф. Михайлова, 2003), рас­сматривая задачи, стоящие перед психологом в рамках консультиро­вания жертв насилия, выделяют несколько важных пунктов:

1) психолог должен способствовать уменьшению чувства вины и стыда, возникающие у ребенка жертвы;

2) необходимо укрепить чувство собственной значимости ребенка;

3) важно сформировать адекватные поведенческие паттерны;

4) необходимо научить дифференцированно выстраивать обще­ние с окружающими.

Кроме того, необходимо помочь ребенку соединить часто диффе­ренцированные части собственного «Я», в том числе «Я» физическое, «Я» духовное и т.д.

Необходимо помнить, что многие специалисты, рассматривая кри­зисное вмешательство, отмечают, что на самом деле какой-то конкретной формы вмешательства не существует, но в целом существует опре­деленный подход, позволяющий работать с такими детьми.

Специфика психологической помощи жертвам насилия будет за­ключаться в нескольких особенностях.

Во-первых, такая помощь должна быть направлена на обеспече­ние детям — жертвам насилия безопасной ситуации. То есть необхо­димо позитивное изменение среды, в рамках которой жертва наси­лия может быть ограждена от случаев физического и эмоционально­го насилия. Рассматривая вопросы организации безопасного суще­ствования ребенка, необходимо помнить, что в настоящий момент существуют разные способы решения данной проблемы: от предо­ставления убежища или приюта для женщин и детей, до формирова­ния системы коррекции или терапии. В случае если жертвой наси­лия является ребенок, также должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание, а значит, с родителями или за­мещающими их лицами. Достаточно часто в анамнезе этих людей были случаи насилия, так как процессы жестокого обращения, на­силия человека над человеком имеют циклический характер.

Во-вторых, необходимо провести диагностику и выявить травмы, вызванные жестоким обращением со стороны взрослых по отношению к ребенку. Дело в том, что жестокое обращение к ребенку может фор­мировать несколько паталогизирующих паттернов поведения. Во- первых, ребенок может принять на себя роль жертвы, снова и снова попадая в ситуацию насилия. Во-вторых, может принять на себя роль агрессора. Это приводит к тому, что ребенок снова выступает в цик­ле насилия, но уже с другой стороны. Третий аспект — это различ­ные психосоциальные, эмоциональные, физиологические наруше­ния, являющиеся последствием травматического переживания ре­бенком жестокого отношения и приводящие к ряду психологических и психиатрических нарушений. Диагностирование поможет выде­лить основные опорные точки, связанные с последствиями жесто­кого отношения к ребенку и наметить пути изменения.

Важным элементом работы при жестоком обращении к детям яв­ляется диагностика всей семьи и специфики организуемых взаимо­отношений в этой семье. В рамках диагностики необходимо отме­тить травматический опыт родителей в своей родовой семье и отсут­ствие четких представлений, какими методами (кроме насилия) ро­дитель может воспитывать ребенка. Необходимо выявить деструк­тивные паттерны общения в семье и отсутствие навыков конструк­тивного и адекватного взаимодействия внутри семьи. Кроме того, необходимо определить наличие внутриличностных нарушений ре­бенка или его специфического социального окружения.

Схема работы с семьей обычно содержит в себе ряд элементов, ор­ганизуемых с учетом выявленной на диагностическом приеме ин­формации. Во-первых, это установление доверия с членами семьи,

в первую очередь с матерью, а через нее с отцом. Кроме того, необ­ходимо сформировать позитивное ожидание перемен в случае пси­хологической работы с ребенком и со всей семьей. Необходимо сформировать мотивацию для того, чтобы семья позволила случить­ся тем изменениям, которые нужны для прекращения насилия. Во- вторых, необходимо расширить круг поддерживающих взрослых. Не­обходимо таким родителям оказывать помощь в формировании адек­ватных навыков воспитания ребенка, организуя поддержку со сто­роны других значимых социальных институтов, например школы.

Психотерапевтическая помощь ребенку должна быть осуществле­на с использованием специфичных для ребенка подходов. В первую очередь это игровая психотерапия, которая позволяет ребенку отре­агировать произошедшее травматическое событие и сформировать возможности для решения возникающих сложностей.

Рассматривая последствия жестокого обращения с ребенком, не­обходимо отметить, что главным индикатором возникновения се­рьезных проблем у ребенка вследствие жестокого обращения с ним является нарушение социального поведения, проявляющегося в по­стоянных неудачах, неумении выстраивать социальные контакты, формирование диффузной привязанности, несоответствия поведе­ния его возрасту. При наблюдении за игровым поведением ребенка, испытывающим жестокое обращение к себе, отмечают несколько важных проявлений игрового контекста:

· достаточно часто игры ребенка с жестоким обращением являют­ся агрессивными;

· такие дети любят играть в диссациативную игру, персервативную, регрессивную игры, часто игра носит сексуализированный харак­тер;

· особой темой для игры таких детей является игра в заботу.

При работе с ребенком, страдающим от жестокого обращения, необходимо учитывать несколько важных условий:

· нужно соблюдать границы, которые сам ребенок выстраивает, и помнить, что опыт такого ребенка может сильно настораживать его при попытке прикосновения. Прежде чем прикасаться к ре­бенку, следует посмотреть, позволяет ли он это делать;

· ребенку, страдающему от жестокого обращения со стороны бли­жайшего окружения, важно, чтобы он имел доступ к игрушкам, связанных с выражением агрессии и агрессивных паттернов. Это должны быть игрушки, способствующие отражению агрессии: пи­столеты; мечи, с которыми можно играть, ролевым образом сбра­сывая агрессию. Кроме того, нужны игрушки, дающие возмож­ность спрятаться: одеяла; домики. Обучающие игры, которые по­зволили бы сформировать новые типы поведения;

· работая с таким ребенком, необходимо обратить внимание на специфику механической игры ребенка и сопровождать его в игре, обозначая словами все действия или послания, которые он передает через игровое взаимодействие. Когда послание ребенка, связанное с его психотравмой, выражено в виде слов, рисунков или игры, понято и получило абсессивное разыгрывание, то уро­вень травматизации, полученный из опыта жестокого обращения, потихоньку сходит «на нет» и становится возможным разрешение проблем.

Работая с такими детьми, необходимо помнить, что должна быть специфическая игровая комната, наполненная всем необходимым для игровых процессов. В первую очередь это должен быть кабинет достаточно светлый и чистый, имеющий большое количество игру­шек для отыгрывания тех или иных травматических ситуаций.

Среди методов, используемых при работе с детьми, переживши­ми опыт жестокого обращения, считаются эффективными — визуа­лизация, гештальт-терапия, поведенческая психотерапия, критич­ная мультимодальная модель консультирования, арт-терапия, музыко-терапия, ТДТ. Так или иначе, все эти направления способ­ствуют развитию творчества ребенка и воссоздают целостный образ его «Я».

Необходимо помнить, что ребенок, переживший насилие, может крайне болезненно реагировать на телесные прикосновения, поэто­му вступать в телесный контакт, трогать ребенка, обнимать его сле­дует крайне осторожно, предварительно определив, что ребенок не против возникновения такого контакта. При этом необходимо обра­щать внимание на то, что ребенок — жертва насилия достаточно ча­сто испытывает страх при встрече с незнакомыми взрослыми, поэто­му необходимо, чтобы было время, для того чтобы ребенок смог адаптироваться к присутствию другого человека.

Мотивация для вступления в консультативный контакт у таких детей отсутствует. Мало того, дети, пережившие сексуальное наси­лие, никогда не обращаются самостоятельно на консультацию. Это связано с тем, что, испытывая негативные чувства, связанные с пси­хотравмой, ребенок любое дополнительное переживание расцени­вает как негативное. Необходимо помнить, что дети, пережившие физическое или эмоциональное насилие, испытывали боль от тех людей, которых они любили, — это нарушает возможность выстра­ивания первичных доверительных отношений и делает этих детей достаточно трудными для консультативного альянса.

Выстраивая консультативное взаимодействие необходимо пом­нить, что у детей — жертв насилия формируются изменения во всех трех аспектах жизни — когнитивные, поведенческие, эмоционально­регуляторные. Если мы говорим о когнитивных изменениях, возни­кающих у детей в результате физического насилия, то на этом уров­не будет проявляться крайне низкая самооценка, иррациональные разрушительные мысли, в первую очередь связанные с принятием на себя ответственности за происходящие события. То есть такой ре­бенок винит себя и считает, что он был недостаточно хорош, осторо­жен и т.д. Именно по его вине случилась данная ситуация. При том агрессор достаточно часто поддерживает ребенка в этом убеждении, говоря, что «...ты сам виноват ... не успел отойти ... не успел подойти ... недостаточно хорошо выполнял все, что тебе говорили». У таких де­тей часто возникают нарушения, связанные с принятием решений или с поиском выхода из сложной ситуации. На эмоционально­регуляторном уровне для такого ребенка превалирующим являются чувства страха, тревожности, злости, гнева, вины, различные фобиче­ские реакции и депрессивные состояния. Поведенческий уровень так­же изменяется. Такие дети характеризуются частыми драками, слеза­ми, низкой учебной успеваемостью, ночными кошмарами, изоляци­ей или конфликтами с окружающими. При этом необходимо помнить, что их поведение может быть сексуализированно, особенно если мы говорим о жертвах сексуального насилия. Такие дети принимают спе­циализированные особые поведенческие реакции, позволяющие им проиграть психотравму еще раз. Консультирование таких детей осложняется еще и тем, что возникает ситуация отрицания наличия насилия. Многие дети боятся говорить о том, что насилие над ним существует, так как бояться различного типа наказаний для себя и своих близких, являющихся насильниками.

Консультирование по вопросам насилия крайне болезненно и вы­зывает у ребенка фрустрацию. Однако несмотря на болезненность переживаний, нам необходимо помочь ребенку справиться с данной ситуацией. Н.О. Зиновьев, Н.Ф. Михайлова (2003) выделяют следу­ющие основные рекомендации по консультированию детей, подверг­шихся насилию:

1. определение проблемы посредством активного слушания. Не­обходимо вступить с ребенком в контакт, позволить ему привыкнуть к консультанту, освоиться. После этого, когда ребенок становится готовым обсуждать проблему, необходимо выяснить три момента — в чем состоит проблема, которая не разрешена; что чувствует ребенок в отношении этой проблемы; что ребенок ждет от специалиста;

2. уточнение ожиданий ребенка. То есть психолог должен точно сформулировать для себя ожидания, которые у ребенка есть, от ра­боты. Если единственное ожидание от специалиста — покарать обид­чика, то тогда психолог некомпетентен помочь. При таких ожидани­ях необходимо предложить другие варианты помощи;

3. уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения про­блемы. Необходимо помнить, что ребенок в любом случае уже совер­шал какие-либо поступки, чтобы справиться с последствиями раз­рушительной проблемы. Задача консультанта не осуждать разум­ность или логичность данных поступков, а помочь ребенку осознать их и наметить шаги, которые действительно помогли бы двигаться в намеченном направлении;

4. поиск новых путей решения проблемы. Прежде всего исполь­зовать метод мозгового штурма, чтобы придумать качественно но­вые шаги достижения решения;

5. заключение договоренности с ребенком, связанное с перене­сением из намеченного плана действий непосредственно в действие;

6. завершение сессии. Обычно в конце сессии необходимо под­вести итоги для того, чтобы осознать собственную эффективность в рамках консультативного взаимодействия и чтобы ребенок мог чет­ко сформулировать то, что происходит.

Достаточно часто для консультирования детей, переживших на­силие, используют групповые методы психотерапии, однако необ­ходимо помнить, что задача помощи ребенку в преодолении психо­травмирующей ситуации должна учитывать готовность ребенка к групповому консультированию. Процесс группового консультиро­вания чаше направлен на социализацию ребенка. Однако если не ре­шены более ранние, приоритетные задачи, связанные с прорывом капсулирования ситуации психотравмы, ее обсуждения и отреагиро­вания, то групповое консультирование может быть не показано. Чаще всего групповое консультирование имеет тематическое направ­ление — тренинг для детей, переживших психотравму, или тренинг для детей, переживших насилие.

При оказании непосредственной помощи детям необходимо ис­пользовать огромное количество методов консультирования, позво­ляющих ребенку отреагировать возникающие проблемы. В первую очередь используются: информирование, работа с метафорой, уста­навливание логических закономерностей, навыки утверждения, убеждения, парадоксальная интенция, релаксация, формирование позитивного настроя, ролевого разыгрывания, анализа ситуации и т.д. Очень важно, чтобы ребенок в процессе консультирования дей­ствительно чувствовал себя комфортно и защищенно и мог вместе с психологом идти по этапам преодоления травмирующей ситуации.

Существует несколько особенностей работы с детьми и самих де­тей, которые становятся не просто жертвами жестокого обращения, но жертвами сексуальных домогательств, сексуального насилия.

Эти дети имеют следующие специфические особенности. Во- первых, они демонстрируют явную травмогенность сексуализации, поглощены вопросами секса и имеют различные формы сексуализи- рованного поведения. Часто даже маленькие дети, являющиеся жерт­вами сексуального насилия, используют формы сексуализированного поведения для манипуляции другими людьми или получения вы­год. Кроме того, эти дети испытывают избыточные сексуальные по­знания, которые начинают демонстрировать сверстникам, навязывать младшим детям сексуализированные действия. Эти дети настороже­ны и очень осторожно относятся к окружающим взрослым.

Существует несколько характеристик, которые являются след­ствием сексуализированного обращения с ребенком: стигматизация, ощущение предательства и ощущения беспомощности. Все эти три показателя придают специфические характерологические особенно­сти детям и нуждаются в отслеживании и отработке в рамках психо­логического консультирования и психотерапии жертв сексуального насилия.

Стигматизация будет характеризоваться тягой к другим людям, чувствующим на себе клеймо. Цель такой тяги связана с попыткой уменьшить чувство изоляции и желание находиться среди себе по­добных. Часто это общество наркоманов, проституток, людей, склонных к алкоголизму, и т.д. Специфической особенностью нали­чия стигматизации будет саморазрушающее поведение, проявля­ющиеся в виде неадекватных паттернов: склонности к алкоголю, наркотикам, деструкции. Достаточно часто в рамках стигматизации формируется повышенная зависимость и прилипчивость, особенно характерная для маленьких детей. Имеется искаженное суждение о надежности взрослых, так как взрослый человек, являющийся ис­точником сексуальной травматизации, перестает быть надежным. Такие дети взрослым не верят и ожидают от них негативных поступ­ков. Достаточно часто такие дети устанавливают взаимоотношения с другими людьми через отношения физического или сексуального насилия, поэтому они часто являются в дальнейшем жертвами фи­зического или сексуального насилия. Они испытывают враждебность к окружению, склонны к асоциальному поведению и правонаруше­нию.

Предательство. Ощущение предательства является основной те­мой переживания этих детей. Связано ощущение с несколькими па­раметрами: во-первых, переживание депрессии и горя, связанного с потерей значимого человека, который реализует акт насилия; во- вторых, искажение отношений вообще ко всем людям (взрослый че­ловек воспринимается как ненадежный в принципе); в-третьих, со склонностью к асоциальному поведению.

Достаточно часто дети — жертвы сексуального насилия испыты­вают чувство беспомощности, которое может проявляться в виде ноч­ных кошмаров, фобий, настороженности, большого количества со­матических жалоб. Дети, испытывающие чувство беспомощности, часто возвращаются к ситуации реаптимизации, т.е организации по­вторной ситуации угрозы их здоровью, в том числе сексуального, связанного с бессознательной попыткой совладать с ситуацией и до­биться контроля над ней. Такие дети часто испытывают отчаяние, депрессию, приводящую к попыткам самоубийства. Достаточно ярко выражены трудности в обучении, склонность к побегам из дома и необычайно высокая потребность к управлению собой и окружающи­ми. Часто, избирая агрессивный путь идентификации, такие дети ха­рактеризуются делинквентным, агрессивным поведением со склон­ностью издеваться над другими.

При работе с психотравмой детей — жертв сексуального насилия необходимо помнить, что единственным способом работы с сексу­альной травматизацией является игра. Использование символиче­ской игры, анатомически правильных кукол, позволяет ребенку дис­социироваться от травматических ситуаций и пережить полученную психотравму.

Среди методов оказания помощи детям, переживающим сексу­альное насилие и жестокое обращение, выделяются тренинги с деть­ми. В их задачи входит эмоциональная коррекция ребенка, формиро­вание новых социальных навыков, развития волевой сферы и сферы контроля. Очень важный элемент как в тренинге, так и в индивиду­альной терапии — это формирование позитивной «Я»-концепции. Дело в том, что у многих детей — жертв насилия как сексуального, так и физического формируется чувство вины, разрушающее «Я»- концепцию. Чувство вины позволяет оправдать насильника и придать хоть какое-нибудь смысловое обеспечение произошедшей травмати­ческой ситуации. Многие дети сами обвиняют себя в произошедшем, считают, что они виноваты в том, что родитель был груб или произ­вел сексуальное насилие над ними.

Важным направлением работы с такими детьми будет снижение уровня тревоги и обеспечение ощущения доверия к окружающему миру. Разрушение базового доверия к миру, возникающее вследствие сексуального или физического насилия по отношению к таким де­тям, является одним из основополагающих нарушений, формиру­ющих неадекватную ситуацию.

Итогом адекватной работы с детьми — жертвами сексуального и физического насилия должно быть восстановление психологическо­го и физического комфорта ребенка и способность его к расшире­нию ролевого репертуара для более эффективной социализации.

Нам кажется, что возникла насущная потребность поиска такой модели и таких способов оказания психологической помощи де­тям — жертвам насилия, которые могли бы быть органично включе­ны в обыденную жизнь ребенка. Это означает, что необходимо соз­дать среду, обладающую рядом возможностей для реабилитации и развития ребенка, которая бы при этом сохранила все черты обыден­ной жизни ребенка. Как модель, приближенная к необходимой, мо­жет рассматриваться комплексная модель психологического сопро­вождения семьи. По сути, это специально организованный процесс, в основные задачи которого входит создание условий для преодоле­ния свойственного ребенку отчуждения (от себя, других людей, мира в целом). Требования к этим условиям будут: создание безопасных условий, позволяющих реконструировать субъективный образ мира и восстановить связи человека с самим собой, с людьми, обществом.

Организация модели комплексного сопровождения семьи долж­на базироваться на следующих принципах:

· принцип события: основой является создание пространства со­вместного бытия ребенка и окружающих его людей, в процессе переживания которого ребенок осознает и переструктурирует себя и свои отношения с окружающим его миром (образ мира), осва­ивает новые, более продуктивные способы отношений с челове­ком, социумом;

· индивидуальный подход, связанный с планированием воздей­ствия с опорой на индивидуальную структуру ресурсов ребенка;

· отсутствие жесткого программирования результатов. Так как нет возможности заранее выяснить индивидуальную линию развития и преодоления последствий насилия;

· в планировании воздействия опора должна быть на естественные закономерности онтогенетического развития с учетом специфи­ки проживания кризисных периодов жизни;

· принцип реальности, направленный на принятие опыта насилия как факта жизни ребенка, без попыток игнорировать жизненную реальность.

Сопровождение семьи с ребенком, который подвергался наси­лию, имеет ряд стадий.

1) Создание максимально возможного безопасного пространства. Обеспечением психологической, юридической, физической безо­пасности ребенка в семье занимаются группа специалистов соответ­ствующего профиля: психологи, социальные работники, юристы. Важным моментом сопровождения является работа с теми, кто от­вечает за ребенка и его состояние. Необходимо проводить информа­ционное консультирование, мотивировать на изменение отношения к ребенку, специфики внутрисемейной ситуации.

2) Работа с родителями. Специфика работы варьируется от степе­ни участия родителей в организации ситуации насилия.

3) Расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь маме в подборе школы для ребенка, где он мог бы получать поддержку классного руководителя и школьного психолога.

4) Терапевтическая работа с ребенком. В первую очередь это ра­бота по отреагированию чувств и травматического опыта. Необходи­мо позволить ребенку поверить в возможность светлого будущего, актуализировать желание жить, вернуть смысл жизни.

5) Отреагирование разрушительных чувств: агрессии, вины, страха, гнева.

6) Признание ценности жизни, ценности себя как отдельной, не­зависимой личности.

7) Изменение отношений с окружающими людьми, научение вос­принимать себя в мире как часть мира, общества. Переструктурирование отношения к людям.

8) Появление новых жизненных ролей и моделей поведения. Многообразие моделей делает человека более уверенным в своих си­лах, дает ощущение коммуникативной компетентности.

9) Наработка базового уровня безопасности, которое сформиру­ет готовность к изменениям в жизни ребенка, за пределами переход­ного пространства.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 199.