Проблема предотвращения насилия остается чрезвычайно актуальной на протяжении многих лет. Она связана со многими практическими вопросами этического, гуманистического, социально- экономического, правового, медицинского и образовательного характера, решать которые можно только совместными усилиями целого ряда специалистов.
Специфическая особенность данной ситуации для России заключатся в том, что обсуждение проблемы насилия до недавнего времени было под негласным запретом. Это привело к тому, что остаются нерешенными множество вопросов методического и практического характера.
Некоторые авторы говорят о том, что насилие не распространено в жизни нашего общества, однако по данным министерств образования и здравоохранения жертв жестокого обращения достаточно много.
Синдром жестокого обращения (насилия) — это достаточно широкий комплекс воздействия, связанный с угрозой для физического и психического здоровья и жизни, человека.
Традиционно выделяют четыре вида жестокого обращения:
· физическое насилие, связанное с нанесением физических травм и телесных повреждений;
· сексуальное насилие, включая насильственное вовлечение в различные формы сексуальной активности;
· пренебрежение потребностями ребенка, когда родители или их замещающие лица не обеспечивают ребенка максимально необходимым, включая одежду, гигиенические условия, условия для проживания, питания;
• эмоциональное или психологическое насилие, связанное с аспектами воспитания, унижения, превращения в «козла отпущения» и т.д.
Семьи, в которых существует насилие, разнообразны. Проводя анализ факторов, приводящих к насилию, необходимо помнить, что факторы касаются как социальных, так и психофизиологических аспектов самой семьи, ребенка, специфики социального и межличностного взаимодействия. Так, ребенок, имеющий психофизиологические отклонения развития, является уязвимым по отношению к организации жестокого обращения с ним. В настоящий момент наиболее обсуждаемыми являются вопросы насилия над детьми.
Термин «насилие над детьми» ( Child abuse and neglect, синдром CAN ) впервые был использован в США для обозначения комплекса явлений, связанных с негативным влиянием на психологическое и физическое состояние ребенка. В данное понятие входит широкий спектр действий, наносящих ребенку вред со стороны тех, которые опекают и заботятся о нем. По мнению многих авторов (Н.К. Асано- ва, 1997, В.Л. Васильев, И.И. Мамайчук, 1993), эти действия создают серьезную угрозу здоровью и безопасности ребенка. В первую очередь нарушается его право на защиту, поддержку и заботу, снижается ощущение физического и психологического благополучия. К категории действий насильственного характера относятся: мучение, жестокое обращение, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, которые влекут за собой психологические или физические травмы и заболевания.
Таким образом, насилие (или как принято обозначать в России, «жестокое обращение с детьми») приводит к целому комплексу изменений негативного характера, затрудняющих жизнь человека, делая его неадаптивным в социальных отношениях, искажая его личностные качества, снижая ощущение благополучия. На самом деле, ребенок, подвергающийся различному типу насилия, в дальнейшем имеет определенные личностные поведенческие особенности, которые нарушают отношение к обществу и формируют процесс воспроизводства ситуации общественной жестокости. Достаточно часто дети, которые испытывали различные формы насилия над собой, формируют стигмацию, которая в дальнейшем может привести к двум типам поведения: виктимному (жертвенное) и агрессивному.
Многочисленные исследования выявили, что факты насилия не проходят для ребенка бесследно. Экспериментальные исследования разных авторов показали, что последствия насилия, пережитого в детстве, чаще всего носят долговременный характер, а его жертвы страдают различными заболеваниями: депрессией { Green , 1985, Ильина, 1998, Wijma et al ., 2000, Zlotnick et al ., 2001), разной формой тревоги (Gold et al , 1999), постгравматическим стрессовым расстройством (Bernstein et al ., 1998, Kaplan , 2000), наркоманией ( Hall , 2000), склонностью к суициду ( Thakkar et al ., 2000), рискованному сексуальному поведению (Мамайчук, 2002), нарушением временного представления и т.д.
Изучение различных аспектов влияния фактов насилия выявило многообразную картину патологий, в возникновении которых одну из главных ролей играет какая-либо форма пережитого ребенком в детстве насилия. В отечественной и зарубежной психологии принято выделять специфику последствий, связанных с травмой сексуального характера, однако последствия физического жестокого обращения (избиения, игнорирования) не менее, а, возможно, более тяжелые. К основным последствиям физического насилия над детьми относят: невозможность контролировать собственную импульсивность, снижение способности к самовыражению, тотальное недоверие к людям, депрессивные состояния. Авторы, исследующие эмоциональное состояние детей после травмы, отмечают острые состояния страха, возникающие сразу после травмы ( Green , 1985, С.В. Ильина, 1998). Отсроченные последствия жестокого обращения с ребенком или физического насилия над ним могут быть выражены в комплексе реакций: формирование садистских наклонностей, генерализированная виктимность, размытость и недифференцирован- ность представления о себе, пограничные личностные черты.
Продолжающиеся на протяжении ряда лет наши исследования специфики травматизации в результате пережитого насилия и его коррекции позволяют выделить следующие результаты. Опыт сексуального насилия в жизни ребенка приводит к формированию таких черт личности, как негативный образ «Я», беспомощность, чувство вины, соматические проблемы, тревожность, нарушение временной перспективы, внутренняя конфликтность, нарушение привязанности. Девочки, пережившие сексуальное насилие, обладают крайней чувствительностью в межличностных контактах (это говорит о психологической зависимости или склонности к созависимым отношениям), испытывают различные симптомы депрессии, имеют низкую самооценку. Практически у всех исследованных девочек с сексуальным насилием в анамнезе присутствуют черты виктимного поведения, наблюдается пассивность в защите собственных интересов, снижение принятия своего тела. У некоторых отмечается склонность к бродяжничеству, самостигмация, употребление алкоголя, наркотических и психотропных препаратов, склонность к риску, особенно в сексуальных отношениях. В целом многие из перечисленных проявлений свойственны людям и с другой формой насилия в детстве. Однако выделяются и специфические черты, связанные с повышенной сексуализированностью жертв, проявляющиеся в форме сексуальной провокации, либо в виде полного отказа от сексуальных отношений.
Для людей с опытом физического жестокого обращения характерны следующие черты: повышенная агрессивность, которая часто реализуется как аутодиструкция, тревожность, низкая социальная адаптированность, депрессивность, нарушение самоинтереса. Среди поведенческих реакций с высокой степенью достоверности присутствуют — самостигмация, употребление алкоголя, наркотических препаратов, склонность к риску, агрессия, некритическое поведение, стремление к доминированию.
Также многочисленны последствия эмоционального насилия, нарушение телесных и психологических границ в сочетании с постоянным поиском аффелятивной стимуляции создают повышенную готовность к формированию виктимного поведения широкого спектра. Специфика содержания эмоциональной сферы заключается в контрастных переживаниях, связанных с постоянным поиском позитивных эмоций от переживаний любви, близости, доверия, и столь же постоянной фрустрации этих потребностей, вызывающей враждебность, гнев, агрессию и другие аффективные состояния. По сути, такие внутренние эмоциональные переживания сводятся по структуре к трем обобщенным характеристикам: зависимости, фрагментарности (отсутствие интегрированности), низкой дифференцированности. Е.Т. Соколова, рассматривая специфику воздействия эмоционального насилия над ребенком, отмечает, что неразвитость или разрушение эмоциональных отношений с близкими, часто становиться основой развития пограничной структуры личности (Е.Т. Соколова, С.В. Ильина, 2000). Автор отмечает дифференцированность воздействия: так неразвитость отношений с ближайшим окружением лежит в основе формирования психопатического варианта аномалий, а нарушения отношений находятся в основе неврастенического варианта. Е.Т. Соколова выделяет два полярных синдрома — аффективной тупости и аффективной зависимости и, соответственно, два направления аномального развития «Я». Синдром «аффективной тупости» характеризуется холодностью, отсутствием чувства общности с другими людьми, ощущением себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, и, как следствие, отвержения себя и других. При синдроме «аффективной зависимости» возникает неутолимая потребность любви, постоянный страх потери объекта привязанности. Для такой личности характерна зависимость и тревожная неуверенность в себе и других (Е.Т. Соколова, С.В. Ильина, 2000).
Последствия ситуаций, классифицируемых как психологическое насилие, столь же серьезны. Достаточно часто ребенок в ситуации психологического насилия смещает в своем сознании зоны своей ответственности и пытается отвечать за области, по сути, его не касаюшиеся. Так, например, попытки решать родительские проблемы могут приводить в чрезмерной ответственности за других, при отсутствии удовлетворения собственных потребностей. В результате будут формироваться такие личностные черты, как: зависимость от актуальных потребностей, желаний и страхов остальных членов семьи, нарушение ощущения безопасности, отсутствие в принятии со стороны родителей, низкая спонтанность. Все вышеперечисленное соответствует созависимому типу личности.
Характерными чертами ребенка с психологическим насилием в анамнезе будут нарушение границ «Я» (их хрупкость и проницаемость), обесценивание чувств (и утрата способности к их выражению), нарушение способности к выстраиванию эмоциональной близости с окружающими.
Многие исследователи феномена насилия, к которому относят неадекватные стили родительского воспитания, патологическую родительскую установку, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и т.п., отмечают, что любые формы насилия нарушают отношения привязанности, делая привязанность невозможной или сверхценной. Это ложиться в основу многих личностных расстройств. По результатам наших исследований существуют достоверные взаимосвязи между нарушением стратегий родительского воспитания и формированием виктимных форм поведения в последующем.
Очевидно, что столь же значительную роль играет факт переживания насилия в этиологии формирования социально-психологической патологии. Известно, что подростки, склонные к алкоголизму и наркомании, значительно чаще, чем в общем по популяции, подвергались насилию. До 80% людей, так или иначе совершающих насильственные действия, сами в более раннем возрасте подвергались жестокому обращению со стороны близких или были свидетелями насилия в семье. Жертвы насилия впоследствии через механизм идентификации с агрессором сами становятся агрессорами совершая криминальные действия (Н.К. Асанова, 1997).
Большую роль пережитое в детстве насилие играет и в формировании виктимного поведения у детей и подростков. По нашим данным (О.О. Андронникова, 2005), основным фактором возникновения агрессивного виктимного поведения является агрессивный или властный способ воспитания в семье, демонстрируемый в большей степени отцом. Как методы воспитания в данном случае часто используются физические наказания, избиения, психологическое унижение, крик. При этом ребенок испытывает внутреннюю тревогу и депрессию, но склонен скрывать это, вымещая данные чувства на окружающих. Самоповреждающий и суицидальный тип виктимного поведения связан с враждебным отношением со стороны обоих родителей при значительной непоследовательности воспитательных воздействий. Такой подросток склонен к употреблению алкоголя, наркотиков, риску. Пассивное виктимное поведение (так называемая пассивная жертва) формируется при наличии внутренней семейной напряженности, тревожности при гиперопеке со стороны матери. Часто это семьи с внутренним неблагополучием, алкоголизацией. Данный тип подростка характеризуется тревожностью, доверчивостью, застенчивостью, внутренней напряженностью, высоким чувством вины. Часто в данном случае формируется созависимое поведение. Подростки, склонные к риску, характеризуются внутренней фрустрацией, раздражительностью, а также душевной мягкостью, зависимостью от мнения группы, беспечностью. Специфика отношения в семьях таких детей характеризуется безразличием к эмоциональным потребностям ребенка (О.О. Андронникова, 2005).
Нарушения, возникающие вследствие пережитого насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Это приводит к долгосрочным последствиям, влияющим на специфику адаптации к среде, и ставит вопросы самопринятия.
Таким образом, возникает необходимость психологической помощи детям, пережившим насилие. Особую категорию составляют дети, переживающие насилие в собственной семье. Психологическая депривация этой категории детей значительно более выражена, а базовое доверие к миру подорвано.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.