Антисоциальное (диссоциальное) личностное расстройство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной характеристикой антисоциального личностного рас­стройства (АЛР) служит явное пренебрежение правами других лю­дей (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, 2010). В анамнезе человека с таким расстройством должны быть повторяющиеся нарушения со­циальных норм и правил, этических нормативов, прав окружающих людей. Выделяют четыре типа поведения человека с антисоциаль­ным личностным расстройством: агрессия по отношению к людям и животным; разрушение собственности; лживость или воровство; се­рьезные нарушения принятых правил.

В классификаторе DSM - IV  (АПА, 1994) выделены следующие признаки расстройства, для диагностирования наличия которого не­обходимо наличие трех и более из нижеперечисленных пунктов.

1. Неспособность соответствовать социальным нормам, уважать законы, проявляющиеся.в систематическом их нарушении, приво­дящим к арестам.

2. Лицемерие, проявляющееся в частой лжи, использовании псев­донимов, или обмане окружающих с целью извлечения выгоды.

3. Импульсивность или неспособность планировать наперед.

4. Раздражительность и агрессивность, проявляющиеся в частых драках или других физических столкновениях.

5. Рискованность без учета безопасности для себя и окружающих.

6. Последовательная безответственность, проявляющаяся в по­вторяющейся неспособности выдерживать определенный режим ра­боты, или выполнять финансовые обязательства.

7. Отсутствие сожалений, проявляющееся в рационализации или безразличном отношении к причинению вреда другим, дурного об­ращения с другими, или воровства у других людей.

Достаточно часто у людей с антисоциальным расстройством на­блюдается дополнительная симптоматика типа синдрома «Икара».

По степени нарушения поведения расстройство делят на три группы: мягкое, умеренное и тяжелое.

Рассматривая причины формирования такого расстройства, на первое место ставят агрессию и жестокое обращение родителей с детьми. В первую очередь это касается физического насилия и пре­небрежения. Важное значение в симптоматике заболевания играет школьная среда. При заботливом и сочувствующем отношении к ре­бенку со стороны учителей негативные симптомы могут сглаживать­ся и, наоборот, при непринятии и агрессии — увеличиваются. Неко­торые авторы отмечают, что антисоциальное расстройство является следствием прямого усвоения асоциальных паттернов поведения ро­дителей.

Консультирование и терапия клиентов с антисоциальным лич­ностным расстройством крайне затруднены из-за ряда параметров: во-первых, такие личности не склонны к терапии и не могут выстро­ить необходимый для работы терапевтический альянс; во-вторых, работа с такой личностью часто превращается в своеобразную игру «кто кого». Ц.П. Короленко (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, 2010), отмечает, что действительно эффективных методов коррекции антисоциального расстройства в настоящий момент нет. Единствен­но надежным методом можно считать профилактическое изъятие ре­бенка из семьи с антисоциальным поведением.

С. Лилиенфельд (цит. по Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, 2010) предлагает список правил поведения с лицами с АЛР. Он называет этот список «Путеводителем для выживания с антисоциальными ли­цами».

1. Консультант должен знать, с кем имеет дело.

2. Необходимо быть начеку и стараться не обращать особого вни­мания на проявление по отношению к вам положительного отноше­ния, улыбок, эмоционально окрашенного разговора. Часто это лишь тактика манипулирования, применяемая асоциальной личностью.

3. Нужно быть особенно бдительными в ситуациях повышенно­го риска.

4. Рекомендуется провести самоанализ, позволяющий осознавать сильные и слабые стороны своей личности.

5. В случаях вынужденного длительного контакта с антисоциаль­ными личностями необходимо получить профессиональный совет.

Одним из направлений работы с клиентами с асоциальным лич­ностным расстройством является работа с моральными вопросами и пониманием потребностей других людей. Кроме того, существуют программы по повышению социализации, самооценки, преданно­сти идеалам группы.

Среди видов консультирования рекомендуют комплекс воздей­ствия: индивидуальное консультирование, групповое и семейное воздействие.

В любом случае работу с клиентом с асоциальным поведением не­обходимо строить по когнитивному алгоритму.

1. Выявить тип делинквентного поведения.

2. Выявить причины возникновения делинквентного поведения.

3. Определить цель, которую клиент достигает при помощи де­линквентного поведения.

4. Довести до сознания клиента специфику дисфункциональности системы убеждений.

5. Выявить другие (социальные) пути достижения тех же целей.

6. Сформировать новые (социальные) типы поведенческих реак­ций.

7. Развитие большей компетентности в сфере социального функ­ционирования личности.

Важным в процессе консультирования является формирование мотивации клиента, направленность его на потребность в социаль­ном поведении.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.