Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля над законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий, судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

       

1 Козлов Ю.М. определяет административно-правовое отношение как «урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой». См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. - С. 80.

2 Согласно монистической концепции объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются регулированию со стороны правовых норм. В то же время в соответствии с плюралистической концепцией объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения. Вторая концепция считается более современной и разделяется большинством специалистов. См.: Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2001. — С. 530.

3 Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. — М., 1974; Козлов Ю.М. Административные правоотношения. — М., 1976.

4 Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. — М., 1961; Манохин В.М. Советская государственная служба. — М., 1966; Петров Г.И. Советское административное право. — М., 1961.

5 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. — М., 2000. - С. 48.

6 Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт.

7 Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные, координационные и реординационные, получившее широкое распространение в 80-е годы XX в. См. подробнее: Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. — М., 1987; Юсупов В.А. Теория административного права. — М., 1985.

8 Д.Н. Бахрах отмечает, что горизонтальные административные правоотношения в 90-х годах XX в. получили широкое распространение, появилась новая разновидность источников административного права — административный договор. См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. — С. 47.

9 Стартов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х т. — Т. 1: История. Наука. Предмет. Субъекты. — М., 2002. — С. 415.

10 Данные отношения не могут возникать между гражданами и общественными объединениями.

11 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекции. – Саратов, 2001. – С. 38-52.

Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Понятие и виды субъектов административного права

Понятие и виды субъектов административного права

Понятие

Субъект административного права — это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус

Понятие

Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права.

Элементы

Административная правоспособность — это возможность субъекта вступать в правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера.

Общие признаки административной правоспособности1
  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения:
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане.

Административная дееспособность2 — это способность своими действиями реализовать административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность за свои действия.

Виды3

Индивидуальные

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • государственные служащие или должностные лица.

Коллективные

Государственные Выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством (органы государства, государственные предприятия и учреждения). Негосударственные Не выполняют государственные задачи и функции, не финансируются государством и не управляются государством (общественные объединения граждан, профсоюзы, спортивные организации, кооперативные объединения и объединения по различным интересам).

Схема 1. Виды субъектов административного права

Дата: 2018-12-28, просмотров: 488.