Соотношение обучения и развития, развития и воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С категорией развития тесно связано решение вопроса о соотношении обучения и психического развития. Выделяют три основные точки зрения на решение этого вопроса.

1 - развитие не зависит от обучения (Э.Торндайк). Обучение и развитие тождественны. Оба процесса совершаются равномерно и параллельно. Каж­дый шаг в обучении соответствует определенному шагу в развитии.2 - обучение плетется в хвосте развития (Ж.Пиаже): обучение зависит от развития, но само развитие от обучения не зависит, оно подчиняется при­родным законам. Обучение рассматривается как внешнее вмешательство в процесс развития, которое может лишь несколько задерживать или ускорять развитие, не изменяя его содержания. Если взрослые преждевременно навя­зывают ребенку понятия, то он не в состоянии овладеть ими. Роль обучения сводится к тому, что оно извне задает только содержание усваиваемого. Способ решения той или иной задачи ребенок находит сам, извне он не пере­дается.

3 - обучение и воспитание идут впереди развития и ведут его за собой (Л.С.Выготский). Он вводит понятия «зона актуального» и «зона ближайше­го развития». Первая - это то, что делает ребенок самостоятельно в данный момент, второе - то, что сейчас он делает при помощи взрослых, но вскоре будет делать самостоятельно. Трудные задания способствуют интенсивной умственной деятельности. Таким образом, обучение создает зону ближайше­го развития ребенка. СЛ. Рубинштейн отмечает, что «ребенок не развивается сначала, а затем воспитывается и обучается, он развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития ребен­ка». Отечественная психология стоит на последней точке зрения.

Вопрос о соотношении воспитания и развития является еще более сложным, чем вопрос о соотношении обучения и развития. Григорий Силович Костюк, представляя решение данной проблемы отмечает, что в отечествен­ной психологии и педагогике давно утвердилось положение об определяю­щей и ведущей роли воспитания в развитии личности ребенка. Он опроверга­ет точку зрения бихевиористов, согласно которой психическое развитие ре­бенка есть копия тех воспитательных влияний, которые он испытывает на се­бе. Г.С. Костюк подчеркивает, что развитие ребенка - это следствие отбора, внутренней переработки всего того, что возникает в его жизненном опыте. Среда и воспитание являются необходимыми условиями развития ребенка. Источник же развития — внутренние противоречия, возникающие в жизни ребенка, его деятельности, его взаимоотношениях с окружающей обществен­ной средой. Таковы, например, противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ребенка и уровнем развития его возможностей; между предъявляемыми к нему общественной средой и принимаемыми им требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения уме­ниями и навыками; между новыми задачами и сложившимися ранее привыч­ными способами мышления и поведения. Таковы также противоречия между возросшими внутренними возможностями ребенка, подростка или юноши, опережающими его образ жизни, и его объективными отношениями к среде, его положением в семье, в коллективе.

Итак, в отечественной психологии под психическим развитием принято понимать закономерное изменение психических процессов во времени, вы­раженное в преобразованиях количественных, качественных, структурных. Для психического развития характерен ряд закономерностей и механизмов.

Задания для самостоятельной работы

Составить схемы: «Закономерности психического развития», «Механизмы психического развития», «Структура самосознания», «Виды самооценки».

КОНСПЕКТЫ:

Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-linii-psihicheskogo-razvitiya-rebenka

Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php

Леонтьев Л.А. К теории развития психики ребенкаhttp://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php

Л. В. Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности

http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.