С категорией развития тесно связано решение вопроса о соотношении обучения и психического развития. Выделяют три основные точки зрения на решение этого вопроса.
1 - развитие не зависит от обучения (Э.Торндайк). Обучение и развитие тождественны. Оба процесса совершаются равномерно и параллельно. Каждый шаг в обучении соответствует определенному шагу в развитии.2 - обучение плетется в хвосте развития (Ж.Пиаже): обучение зависит от развития, но само развитие от обучения не зависит, оно подчиняется природным законам. Обучение рассматривается как внешнее вмешательство в процесс развития, которое может лишь несколько задерживать или ускорять развитие, не изменяя его содержания. Если взрослые преждевременно навязывают ребенку понятия, то он не в состоянии овладеть ими. Роль обучения сводится к тому, что оно извне задает только содержание усваиваемого. Способ решения той или иной задачи ребенок находит сам, извне он не передается.
3 - обучение и воспитание идут впереди развития и ведут его за собой (Л.С.Выготский). Он вводит понятия «зона актуального» и «зона ближайшего развития». Первая - это то, что делает ребенок самостоятельно в данный момент, второе - то, что сейчас он делает при помощи взрослых, но вскоре будет делать самостоятельно. Трудные задания способствуют интенсивной умственной деятельности. Таким образом, обучение создает зону ближайшего развития ребенка. СЛ. Рубинштейн отмечает, что «ребенок не развивается сначала, а затем воспитывается и обучается, он развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития ребенка». Отечественная психология стоит на последней точке зрения.
Вопрос о соотношении воспитания и развития является еще более сложным, чем вопрос о соотношении обучения и развития. Григорий Силович Костюк, представляя решение данной проблемы отмечает, что в отечественной психологии и педагогике давно утвердилось положение об определяющей и ведущей роли воспитания в развитии личности ребенка. Он опровергает точку зрения бихевиористов, согласно которой психическое развитие ребенка есть копия тех воспитательных влияний, которые он испытывает на себе. Г.С. Костюк подчеркивает, что развитие ребенка - это следствие отбора, внутренней переработки всего того, что возникает в его жизненном опыте. Среда и воспитание являются необходимыми условиями развития ребенка. Источник же развития — внутренние противоречия, возникающие в жизни ребенка, его деятельности, его взаимоотношениях с окружающей общественной средой. Таковы, например, противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ребенка и уровнем развития его возможностей; между предъявляемыми к нему общественной средой и принимаемыми им требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками; между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Таковы также противоречия между возросшими внутренними возможностями ребенка, подростка или юноши, опережающими его образ жизни, и его объективными отношениями к среде, его положением в семье, в коллективе.
Итак, в отечественной психологии под психическим развитием принято понимать закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в преобразованиях количественных, качественных, структурных. Для психического развития характерен ряд закономерностей и механизмов.
Задания для самостоятельной работы
Составить схемы: «Закономерности психического развития», «Механизмы психического развития», «Структура самосознания», «Виды самооценки».
КОНСПЕКТЫ:
Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-linii-psihicheskogo-razvitiya-rebenka
Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php
Леонтьев Л.А. К теории развития психики ребенкаhttp://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php
Л. В. Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности
http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr10/994.php
Дата: 2018-12-28, просмотров: 314.