Движущие силы и факторы психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В решении вопроса о движущих силах развития принято вы­делять два основных ответа, две основных концепции:

1. Метафизическая: психическое развитие рассматривается как количе­ственные изменения, происходящие в психике ребенка (уменьшение или увеличение чего-либо): с возрастом увеличивается словарный запас, умень­шается количество ошибок, увеличивается объем кратковременной памяти. Движущих сил нет или они непознаваемы: Бог есть субъект. Психическое развитие считается самопроизвольным, спонтанным процессом, т.е. развитие идет само по себе.

2. Диалектическая: психическое развитие - это не столько количествен­ные, сколько качественные изменения, происходящие в психике ребенка. Показателями психического развития являются новообразования (новые пси­хические качества личности и деятельности, которые возникают в данный возрастной период). Движущей силой развития являются противоречия. В каждом возрасте они свои. Благодаря возникновению, наличию и разреше­нию противоречий и происходит психическое развитие ребенка.

Можно выделить два основных вида противоречий: внешние и внутрен­ние. Первые - это противоречия между требованиями к ребенку и его воз­можностями. Пример данного противоречия можно найти в работах Лидии Ильиничны Божович: противоречие между бедным словарным запасом и стремлением быть понятым стимулирует развитие речи ребенка. Вторые -это противоречия между новыми потребностями, стремлениями ребенка и возможностями их реализации. Примером может служить стремление к са­мостоятельности трехлетнего ребенка. С одной стороны, существует потреб­ность в эмансипации от взрослого, с другой - малыш в этом возрасте реально очень мало, что может сделать сам. Разрешение противоречий поднимает то или иное качество на новую ступень развития. Таким образом, психическое развитие происходит благодаря процессу возникновения и разрешения про­тиворечий.

Итак, психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в преобразованиях.количественных, каче­ственных, структурных.

Психическое развитие, согласно Л.С. Выготскому, имеет общественно-историческую природу: сущность психического развития человека заключа­ется в овладении общественно-историческим опытом, выработанным и нако­пленным в истории человечества.

Факторы психического развития:

Факторы - те постоянно действующие обстоятельства, которые име­ют существенное, и даже определяющее значение в развитии. Выделяют сле­дующие факторы развития: наследственность, среда (природная и социаль­ная), воспитание и активность ребенка. Длительный период последний фак­тор не рассматривался психологами и педагогами. Одним из первых, кто об­ратил внимание на то, что внутренняя активность ребенка является одним из факторов психического развития, был Л.С. Выготский.

На протяжении столетий ученые решали вопрос о том, какой фактор яв­ляется главенствующим в психическом развитии. В связи с решением этого вопроса было 3 основных концепции:

1. Биогенетические или биологизаторские (К.Бюлер, Ч.Ломброзо и др.). Биологизаторы признают природные факторы как решающие в психиче­ском развитии человека. Среда рассматривается как регулятор или прояви­тель того, что дано человеку от природы. Воспитание - внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс проявления природных

2. Социологизаторские (Дж. Локк, Дюркгейм, П. Жане и др.). В пси­хическом развитии важна человеческая наследственность, но среда - фаталь­ный фактор в развитии человека.

3. Диалектико-материалистическая точка зрения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, СЛ. Рубинштейн и др.). Два предыдущих под­хода отрицают собственную активность личности, сводя психическое разви­тие к реализации генетической программы или внешней социальной среды. Поэтому главный их недостаток — игнорирование активности личности.

Существуют биологические факторы, природные задатки. Ладыгина-Котс воспитывала детеныша шимпанзе и своего ребенка в одинаковых усло­виях. Наблюдения за их психическим развитием показали, что без человече­ской наследственности не может быть человека.

Итак, природные свойства ребенка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальному наследованию (в процессе воспитания и обучения).

В настоящее время споры утихли, поскольку полученные в исследовани­ях данные позволили сделать вывод о том, что и наследственность и среда, и воспитание, а еще более того, внутренняя активность ребенка играют значи­мую роль в психическом развитии. И однозначно разрешить вопрос о том, какой из факторов является ведущим в психическом развитии, вряд ли когда-либо удастся.

закономерности психического развития.

Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, сущест­венная связь явлений. В отечественной дсихологии принято выделять ряд за­кономерностей психического развития.

1. Изменения, происходящие в процессе развития, носят необратимый ха­рактер.

2. Направленность (способность к накапливанию изменений, «надстраива­нию» новых изменений над предшествующими).

3. Целостность, которая выявляется во взаимосвязанности всех психиче­ских функций, развивающихся в структуре формирующейся личности (пси­хическое развитие человека - это развитие целостной личности);

4. Стадиальность - последовательный переход от одной ступени развития к качественно другой. Каждая стадия имеет непреходящее значение для разви­тия в целом; каждая стадия имеет внутренний потенциал развития, обращен­ный в будущее и подготавливающий переход на следующую стадию: чем бо­лее полноценно и гармонично развиваются ранние формы психики, тем бо­лее богатым будет последующее развитие.

Таким образом, процесс развития всегда является единым и целостным. В нем преемственно связаны все его ступени, или стадии. При этом весь процесс развития в целом совершается не гладко, не равномерно, но непре­рывно.

5. Неравномерность развития - выражается в трех основных аспектах. Во-первых, в том, что различные психические проявления, психические свойства личности и психические функции находятся на разных уровнях развития. На каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение от­ношений между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

Так, например, в младшем возрасте сознание недифференцировано. Сна­чала ведущую роль играет восприятие. Это доминирующий психический процесс. Другие функции обслуживают восприятие, которое тесно слито с эмоциями. Остальные функции находятся на периферии сознания. Так, до трех лет ребенок не пытается вспомнить — он видит. Узнает, вспоминает свя­занные с предметом или человеком ситуации. Период доминирования функ­ции - это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития.

Во-вторых, неравномерность выражается также в том, что онтогенез, по Л.С. Выготскому, представляет собой смену критических и литических воз­растов. Литические характеризуются медленным эволюционным течением. Это плавное, незаметное внутреннее изменение личности ребенка. Развитие в этот период осуществляется за счет «микроскопических» изменений лично­сти ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкооб­разно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Критические периоды - это периоды бурного революционного развития. Кризис - это кульминация микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода. Критические периоды - это вехи на пути взросления. Благодаря исследованиям Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина и др., в отечественной психологии выделяют кризисы: новорожденности, 1 года, трех лет, 7 лет, 10,12-13, 15, 17 лет.

В-третьих, по Л.С. Выготскому и Натану Семеновичу Лейтесу, в онтоге­незе существуют сензитивные периоды развития психических свойств и ка­честв личности. Эти периоды обеспечивают оптимальный отклик на опреде­ленное воздействие, выражающийся в быстром росте соответствующей функции. Повышенная чувствительность к определенного рода воздействию иногда постепенно, а иногда резко теряется. Так, например, возраст 2-3 года является сензитивным периодом овладения речью, 5-6 лет - обучения чте­нию и т.д.

6. Гетерохронность — разновременность развития различных систем и психических свойств. Так, физическая зрелость (соматическая, половая) оп­ределяется биологическими закономерностями. Развитие же личности опре­деляется социальными условиями, и оно не совпадает с физическим развити­ем. Гетерохронность различных форм индивидуального развития человека (онтогенетической, личностно-биографической, субъектно-практической), по Б.Г.Ананьеву, является одним из показателей внутренней противоречивости процесса развития.

7. Цикличность - развитие имеет сложную организацию во времени. Цен­ность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на год будет очень большим, если ребенку два года и незначительным, если ему 17. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Перио­ды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, зату­хания. Такие циклы характерны как для отдельных психических функций, так и для развития психики в целом.

8. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие это не только количест­венные, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в дру­гую. Ребенок - не маленький взрослый, психика ребенка своеобразна на каж­дой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше и будет потом. О метаморфозах детского развития первым заявил в своих тру­дах Пьер Жанэ. Его мысль была поддержана Л.С. Выготским. Жанэ говорил о метаморфозе языка в волю: то, что называется волей, есть речевое поведение. Нет воли без речи. Речь входит в волевое действие то в скрытом, то в откры­том виде. Воля есть не что иное, как превращение речи в исполнение дейст­вия, все равно другим или самим собой.

9. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка: то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает и преобразуется, например, нау­чившись говорить, ребенок перестает лепетать. Если инволюционные про­цессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: дети, переходя в новый воз­раст, сохраняют старые детские черты.

Итак, развитие психики рассматривается как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, каче­ственных и структурных преобразованиях. В отечественной психологии раз­витие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накоплен­ных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах является взрос­лый.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 310.