В решении вопроса о движущих силах развития принято выделять два основных ответа, две основных концепции:
1. Метафизическая: психическое развитие рассматривается как количественные изменения, происходящие в психике ребенка (уменьшение или увеличение чего-либо): с возрастом увеличивается словарный запас, уменьшается количество ошибок, увеличивается объем кратковременной памяти. Движущих сил нет или они непознаваемы: Бог есть субъект. Психическое развитие считается самопроизвольным, спонтанным процессом, т.е. развитие идет само по себе.
2. Диалектическая: психическое развитие - это не столько количественные, сколько качественные изменения, происходящие в психике ребенка. Показателями психического развития являются новообразования (новые психические качества личности и деятельности, которые возникают в данный возрастной период). Движущей силой развития являются противоречия. В каждом возрасте они свои. Благодаря возникновению, наличию и разрешению противоречий и происходит психическое развитие ребенка.
Можно выделить два основных вида противоречий: внешние и внутренние. Первые - это противоречия между требованиями к ребенку и его возможностями. Пример данного противоречия можно найти в работах Лидии Ильиничны Божович: противоречие между бедным словарным запасом и стремлением быть понятым стимулирует развитие речи ребенка. Вторые -это противоречия между новыми потребностями, стремлениями ребенка и возможностями их реализации. Примером может служить стремление к самостоятельности трехлетнего ребенка. С одной стороны, существует потребность в эмансипации от взрослого, с другой - малыш в этом возрасте реально очень мало, что может сделать сам. Разрешение противоречий поднимает то или иное качество на новую ступень развития. Таким образом, психическое развитие происходит благодаря процессу возникновения и разрешения противоречий.
Итак, психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в преобразованиях.количественных, качественных, структурных.
Психическое развитие, согласно Л.С. Выготскому, имеет общественно-историческую природу: сущность психического развития человека заключается в овладении общественно-историческим опытом, выработанным и накопленным в истории человечества.
Факторы психического развития:
Факторы - те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное, и даже определяющее значение в развитии. Выделяют следующие факторы развития: наследственность, среда (природная и социальная), воспитание и активность ребенка. Длительный период последний фактор не рассматривался психологами и педагогами. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что внутренняя активность ребенка является одним из факторов психического развития, был Л.С. Выготский.
На протяжении столетий ученые решали вопрос о том, какой фактор является главенствующим в психическом развитии. В связи с решением этого вопроса было 3 основных концепции:
1. Биогенетические или биологизаторские (К.Бюлер, Ч.Ломброзо и др.). Биологизаторы признают природные факторы как решающие в психическом развитии человека. Среда рассматривается как регулятор или проявитель того, что дано человеку от природы. Воспитание - внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс проявления природных
2. Социологизаторские (Дж. Локк, Дюркгейм, П. Жане и др.). В психическом развитии важна человеческая наследственность, но среда - фатальный фактор в развитии человека.
3. Диалектико-материалистическая точка зрения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, СЛ. Рубинштейн и др.). Два предыдущих подхода отрицают собственную активность личности, сводя психическое развитие к реализации генетической программы или внешней социальной среды. Поэтому главный их недостаток — игнорирование активности личности.
Существуют биологические факторы, природные задатки. Ладыгина-Котс воспитывала детеныша шимпанзе и своего ребенка в одинаковых условиях. Наблюдения за их психическим развитием показали, что без человеческой наследственности не может быть человека.
Итак, природные свойства ребенка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальному наследованию (в процессе воспитания и обучения).
В настоящее время споры утихли, поскольку полученные в исследованиях данные позволили сделать вывод о том, что и наследственность и среда, и воспитание, а еще более того, внутренняя активность ребенка играют значимую роль в психическом развитии. И однозначно разрешить вопрос о том, какой из факторов является ведущим в психическом развитии, вряд ли когда-либо удастся.
закономерности психического развития.
Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений. В отечественной дсихологии принято выделять ряд закономерностей психического развития.
1. Изменения, происходящие в процессе развития, носят необратимый характер.
2. Направленность (способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими).
3. Целостность, которая выявляется во взаимосвязанности всех психических функций, развивающихся в структуре формирующейся личности (психическое развитие человека - это развитие целостной личности);
4. Стадиальность - последовательный переход от одной ступени развития к качественно другой. Каждая стадия имеет непреходящее значение для развития в целом; каждая стадия имеет внутренний потенциал развития, обращенный в будущее и подготавливающий переход на следующую стадию: чем более полноценно и гармонично развиваются ранние формы психики, тем более богатым будет последующее развитие.
Таким образом, процесс развития всегда является единым и целостным. В нем преемственно связаны все его ступени, или стадии. При этом весь процесс развития в целом совершается не гладко, не равномерно, но непрерывно.
5. Неравномерность развития - выражается в трех основных аспектах. Во-первых, в том, что различные психические проявления, психические свойства личности и психические функции находятся на разных уровнях развития. На каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение отношений между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.
Так, например, в младшем возрасте сознание недифференцировано. Сначала ведущую роль играет восприятие. Это доминирующий психический процесс. Другие функции обслуживают восприятие, которое тесно слито с эмоциями. Остальные функции находятся на периферии сознания. Так, до трех лет ребенок не пытается вспомнить — он видит. Узнает, вспоминает связанные с предметом или человеком ситуации. Период доминирования функции - это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития.
Во-вторых, неравномерность выражается также в том, что онтогенез, по Л.С. Выготскому, представляет собой смену критических и литических возрастов. Литические характеризуются медленным эволюционным течением. Это плавное, незаметное внутреннее изменение личности ребенка. Развитие в этот период осуществляется за счет «микроскопических» изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Критические периоды - это периоды бурного революционного развития. Кризис - это кульминация микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода. Критические периоды - это вехи на пути взросления. Благодаря исследованиям Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина и др., в отечественной психологии выделяют кризисы: новорожденности, 1 года, трех лет, 7 лет, 10,12-13, 15, 17 лет.
В-третьих, по Л.С. Выготскому и Натану Семеновичу Лейтесу, в онтогенезе существуют сензитивные периоды развития психических свойств и качеств личности. Эти периоды обеспечивают оптимальный отклик на определенное воздействие, выражающийся в быстром росте соответствующей функции. Повышенная чувствительность к определенного рода воздействию иногда постепенно, а иногда резко теряется. Так, например, возраст 2-3 года является сензитивным периодом овладения речью, 5-6 лет - обучения чтению и т.д.
6. Гетерохронность — разновременность развития различных систем и психических свойств. Так, физическая зрелость (соматическая, половая) определяется биологическими закономерностями. Развитие же личности определяется социальными условиями, и оно не совпадает с физическим развитием. Гетерохронность различных форм индивидуального развития человека (онтогенетической, личностно-биографической, субъектно-практической), по Б.Г.Ананьеву, является одним из показателей внутренней противоречивости процесса развития.
7. Цикличность - развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на год будет очень большим, если ребенку два года и незначительным, если ему 17. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы характерны как для отдельных психических функций, так и для развития психики в целом.
8. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие это не только количественные, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок - не маленький взрослый, психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше и будет потом. О метаморфозах детского развития первым заявил в своих трудах Пьер Жанэ. Его мысль была поддержана Л.С. Выготским. Жанэ говорил о метаморфозе языка в волю: то, что называется волей, есть речевое поведение. Нет воли без речи. Речь входит в волевое действие то в скрытом, то в открытом виде. Воля есть не что иное, как превращение речи в исполнение действия, все равно другим или самим собой.
9. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка: то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает и преобразуется, например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать. Если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: дети, переходя в новый возраст, сохраняют старые детские черты.
Итак, развитие психики рассматривается как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах является взрослый.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 343.