Развитие понимания речи и говорения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых, поэтому в это время надо создавать специальные условия для такого понимания. До этого речь уже была включена в уход за ребенком, являлась своеобразным сопровождением тех действий, которые взрослый производил по отношению к ребенку. Значение этой речи огромно: ребенок прислушивается к ней, понимает ее общий эмоциональный тон, а позже — выделяет в ней отдельные слова. Однако значение этой речи также и ограничено, так как для ребенка в ней недостаточно четко соотнесены слова с обозначаемыми ими предметами.

Собственно, общение ребенка и взрослого, формирующееся на первом году жизни, не требует от ребенка владения речью — он ею только овладевает. Однако это не означает, что младенец никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому у младенцев рано, еще на этапе доречевого общения, формируется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого.

Особый интерес как предпосылки будущего развития речи представляют вокализации. Сначала они имеют вид коротких, а позже певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга, радости, удовольствия (вскрики, взвизгивания) до напряженного сосредоточения (гуканье). Вокализации младенцев — доречевые, хотя некоторые могут напоминать знакомые слова. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием, не имеет предметной соотнесенности и не несет номинативной нагрузки — с его помощью ребенок еще вовсе не называет мужчину, и тем более — брата одного из родителей. Вокализации возникают, как правило, как сопровождение активных действий ребенка, служат главным образом голосовым аккомпанементом предметных действий. К концу 1 -го года вокализации используются для общения со взрослыми с целью привлечь их к себе, удержать возле себя.

В совокупности слушание речи взрослых и вокализации М. И. Лисина именовала голосовым общением — особой разновидностью личностного и делового ситуативного общения. При развитии голосового общения формируется речевой слух и отрабатываются речевые артикуляции. Младенец выделяет словесную речь из всех других звуков и более эмоционально реагирует на нее.

Развитие речевого слуха идет по пути все большей избирательности. Избирательное отношение к речевым звукам — первая ступень этого развития. К концу первого года жизни у детей наблюдается углубление анализа самих речевых звуков: выделяются два разных параметра — тембровый и тональный. Для речевых звуков главными образующими и константами являются специфические тембры. Речевой слух европейца — слух в своей основе тембровый.

Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым, поэтому появляются и новые средства коммуникации. Таким средством становится речь, вначале пассивная (понимание), затем активная (говорение).

Для овладения речью нужно отделять смыслоразличительные единицы языка от сопровождающих их звуковых компонентов. В большинстве языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются фонемы. Овладение речью возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который и начинает интенсивно формироваться в раннем детстве вместе со звуковысотным слухом.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова попытались описать этапы развития говорения: 1) этап гуканья и гуления, 2) этап лепета и лепетного говорения, 3) этап появления первых псевдослов, слов-предложений. Первоначально в вокализациях во время гуления—гуканья случайно появляются гортанные звуки «h», «к», «х», обычно без сопровождения гласного, реже — с «ы»: «Иы», «кы», «хы». К концу года эти согласные младенец произносит отчетливо, что свидетельствует о возможности дифференцированной работы отдельных мышц гортани. Вслед за гортанными появляются певучие звуки — то же гуление— гуканье, но не короткое, однократное, прерывистое, а долгое, нараспев. Ребенок очень хорошо гулит в 11—13 мес.

Во время гуления (а сначала без гуления) ребенок пускает пузыри слюны. Эта реакция свидетельствует о формировании дифференцированной иннервации губ. Первыми согласными, появляющимися в слоговых сочетаниях, являются губные согласные «б» и «м». На их основе к 4-му мес. сначала редко - случайно, потом повторно - в цепочку, появляются слоги «ба», «ма» (чаще «ба»). Далее все появляющиеся слоги будут произноситься повторно: «ба-ба-ба-ба» и т.п.

К 5 мес. появляются мягкие гласные «я» и «и», их можно услышать и в отдельном произнесении, но чаще в слоговом сочетании.

Из твердых гласных («а», «э», «ы», «у») «у» появляется чуть позднее, а «о» — к концу года. Их появление зависит от налаживания иннервации мышц гортани, губ и языка.

На 7—9-м мес. появляются «п», «т», «д», «н», зубные и зубно-носовое «нг», а на 9-м мес. можно услышать «в», «л», «с» и очень отчетливо «к» и "га". Позже всего появляются шипящие и свистящие звуки.

С 5—6-го мес. постепенно появляются подражательные голосовые реакции. Легче всего ребенку подражать словам, означающим названия часто употребительных предметов, животных, а также звукоподражательным словам. Часто произносится только первый слог:

«ки» = «киска», «ба» = «бабушка». Значительно реже ребенок подражает беспредметным звукам. Повторные называния закрепляются как условные рефлексы: при виде кошки ребенок говорит «ки», при виде матери — «ма» и т.д. Это — первые попытки называния. Звать ребенок еще не может, но называть — может. К 8—9 мес. могут появиться подражания называнию действия («пи-пи», «бо-бо», «ням-ням»).

На первом году ребенок может активно использовать (после 10 мес) от 1—5 до 7—16 слов. Первые слова Д. Б. Эльконин считал одним из свидетельств перехода ребенка от младенчества к раннему детству. Первые слова замечательны еще и тем, что ребенок, употребляя их, делает величайшее по смыслу, важнейшее для его дальнейшего развития открытие: он узнает, что всякая вещь, вообще всё имеет свое имя. Точнее говоря, с этого момента ему открывается связь между знаком и значением, начинает развиваться знаково-символическая функция сознания.

Первые слова называются псевдословами, так как отличаются особенностями:

1. между словами ребенка и словами взрослого есть резкие фонетические различия; звуковой состав слов ребенка отличен от звукового состава слов взрослых; это а) слова, не похожие на слова взрослых («ика» — «шкафчик», «адига» — «рыбий да!?» и т.д.); б) слова-обрывки слов взрослых, чаще — корни («ка» — «каша», «па» — «упала» и т.д.); в) слова, являющиеся искажением слов взрослых, но с сохранением их фонетического и ритмического рисунка («ти-ти» — «часы», «ниняня» — «не надо»);

2. звукоподражательные слова («ав-ав» — «собака», «му-му» — «корова»);

3. детские слова характеризуются многозначностью, так, «ака» может обозначать конфеты, ягоды, куски сахара, фишки мозаики; «ука» может означать целое предложение «Утки плавают в воде» и т.д.

Исходя из указанных особенностей, детскую речь этого периода называют автономной. Первым, кто описал и оценил ее значение, был Чарлз Дарвин. Из своеобразия детской речи следует и то, что общение с ее помощью должно отличаться от общения с помощью речи у взрослых. В это время общение оказывается возможным только между ребенком и теми людьми, которые понимают значение его слов (первая особенность), посвящены в «шифр» детской речи. Л. С. Выготский отмечал, что немецкие психологи долго называли детский язык «Ammensprache», т.е. языком кормилиц, нянек, так как считалось, что он искусственно создается взрослыми для детей и отличается тем, что понятен только людям, воспитывающим данного ребенка.

Безусловно, здесь есть определенные речевые искажения (вторая особенность): например, ребенку часто говорят «бо-бо» вместо «больно», а показывая на большой дом и большую лошадь, говорят «домик» и «лошадка» (когда, по остроумному замечанию Л. С. Выготского, нужно было бы говорить «домище» и «лошадища»). Но главное не в этом. Общение с детьми в это время возможно только в конкретной ситуации (третья особенность), где первые слова употребляются в тесной связи с действиями и тогда, когда предмет находится перед глазами.

И наконец, четвертая особенность детского автономного языка заключается в том, что возможные связи между отдельными словами весьма своеобразны: этот язык аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь (у взрослых это делается с помощью синтаксиса и этимологии).

Автономная детская речь — необходимый период в речевом развитии каждого нормального ребенка. По ней можно даже провести раннюю психологическую диагностику уровня речевого развития. Например, недоразвитие ребенка часто проявляется в изменении периода автономной речи. Для нормального ребенка автономная речь всегда является мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. Начало и конец автономной речи знаменуют собой начало и конец кризиса первого года жизни.

Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни связано с несколькими моментами.

Первый — развитие ходьбы. В конце первого—начале второго года жизни о ребенке нельзя уверенно сказать, ходящий он или не ходящий, ходьба уже есть или ее еще нет, что составляет противоречивое диалектическое единство. Любой ребенок проходит такую стадию. И если даже кажется, что ребенок «не ходил и вдруг пошел сразу», это значит, что мы имеем дело с латентным периодом возникновения и становления и относительно поздним выявлением ходьбы. Но зачастую после такого внезапного начала ходьбы наблюдается ее потеря, указывающая на то, что полного созревания еще не произошло. Только в раннем детстве ребенок становится ходящим, плохо, с трудом, но ходящим, и для него ходьба становится основной формой передвижения в пространстве.

Главное в обретаемом акте ходьбы, по Д. Б. Эльконину, — не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок. отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет мать, куда захочет. Ходьба поэтому — важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второй момент относится к речи, к появлению первого слова. В конце первого года жизни ребенка мы сталкиваемся с двойственным моментом, когда нельзя сказать, является ли он говорящим или еще нет. О ребенке, имеющем автономную, ситуативную, эмоционально окрашенную речь, понятную только близким, действительно невозможно сказать, есть у него речь или нет, потому что у него нет и речи в нашем смысле слова, но и нет бессловесного периода, поскольку он говорит. Таким образом, мы опять имеем дело с переходным образованием, отмечающим границы кризиса. Значение его то же: там, где было единство, становится двое — взрослый и ребенок (старая ситуация распалась и между ними выросло новое содержание — предметная деятельность).

Третий момент кризиса, по Л. С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании. Особенно они выявляются, когда ребенку в чем-то отказано, что-то запрещено: он кричит, бросается на пол, отказывается ходить (если уже ходит), бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д.

О развитии эмоциональной сферы младенца говорить довольно сложно. Первичным ярким проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Но дело в том, что эта реакция первоначально не дифференцирована: она адресуется всем и даже уродливой маске.

Появление улыбки и смеха обычно тесно связано с изменениями в когнитивном развитии. Однако частота улыбок, адресованных другим, зависит и от внешних обстоятельств. Установлено, что дети, воспитывающиеся дома, улыбаются чаще, и частота улыбок достигает у них максимального значения раньше на несколько недель, чем у детей, воспитываемых в детских домах (примерно в 4 мес.). Эта закономерность сохраняется в течение всего первого года жизни.

У младенцев старше 6 мес. можно обнаружить эмоциональную привязанность к определенным людям. Обычно, хоть и не всегда, первым объектом привязанности является мать. В течение 1—2-го мес. после возникновения признаков первой привязанности большинство детей начинают проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам. Признаки привязанности: объект привязанности лучше и быстрее других может успокоить и утешить ребенка; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за помощью и утешением; в присутствии объекта привязанности он реже испытывает страх. Например, в незнакомой обстановке годовалые дети реже проявляют явные признаки страха или намерение расплакаться, если в комнате находится мать. Ребенок готов общаться и играть с незнакомым человеком, если рядом находится кто-то из близких, но стоит его чем-то напугать или взволновать, он тут же обернется к объекту привязанности. Чтобы установить степень опасности ситуации, ребенок, как правило, также обращается к своему объекту привязанности. Например, ребенок, приближающийся к новому предмету, незнакомой игрушке, мгновенно остановится и поползет к матери, если на ее лице отразится испуг или она произнесет любую бессмысленную фразу испуганным голосом. Но если мать улыбнется и скажет что-то подбадривающим голосом, младенец снова поползет к игрушке.

С первого года жизни на лице ребенка отражаются страх, удивление, страдание, удовольствие. Первоначально они связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей (например, в еде), но к концу года распространяются на более широкий круг явлений (например, на общение со взрослыми) и на собственную деятельность ребенка (например, дотягивание до предмета и схватывание его, стояние и приседание в кроватке и т.д.). Еще психологи-классики отмечали, что развитие эмоциональной жизни идет по такой линии: сначала эмоция как конечный результат удовлетворения потребности; затем эмоция, формирующаяся в самом процессе деятельности; и, наконец, предвосхищающая эмоция.

С самых первых дней в поведении младенца наблюдаются заметные Различия. Одни дети много кричат, плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и бодрствуют вне всякого расписания; одни подвижны, постоянно ворочаются, передвигаются, другие способны подолгу сидеть и лежать тихо.

Такие различия, помимо того, что они вызываются окружающей обстановкой и поведением взрослых, связаны с различиями в темпераменте. Изучать темперамент маленьких детей очень сложно. Известны исследования американских психологов Томаса и Чесса (1977) которые анализировали темпераменты младенцев по следующим показателям: уровень активности, ритмичность (регулярность сна и еды) капризность, настороженность, устойчивость внимания, возбудимость порог реакции, готовность приспосабливаться к новым условиям.

Классифицируя детей по этим показателям, исследователи выделили 3 группы детей: спокойные, трудные и заторможенные. Спокойные дети (75% всех изученных) жизнерадостны, едят и спят в одно и то же время, хорошо адаптируются, их нелегко расстроить. Трудные дети (около 10%) капризны, потребность в еде и сне проявляют нерегулярно, боятся новых людей и ситуаций, отличаются повышенной возбудимостью. Заторможенные дети (примерно 15%) относительно неактивны и капризны, от нового пытаются устраниться или реагируют на него отрицательно, но чем более они осваиваются в новой ситуации, тем более адекватными становятся их реакции. К 7 годам у трудных детей появляется больше эмоциональных проблем, чем у детей других групп. Очевидно, родители таких детей иногда резко, раздраженно реагируют на их поведение, тем самым углубляя нервозность, свойственную детям от рождения.

Характеризуя эмоциональную жизнь младенца в целом, отметим следующее. В течение первых 3-4 мес., кроме «комплекса оживления», появляется ряд реакций, выражающих различные эмоциональные состояния. Одна из них характеризуется торможением двигательной активности и снижением сердечного ритма в ответ на неожиданное явление. Психологи называют такое состояние «удивлением в ответ на неожиданность»: младенец замирает, а потом пятится назад.

Для другой комбинации изменений характерны усиление двигательной активности, закрывание глаз, повышение сердечного ритма и плач. Эти изменения возникают в ответ на боль, холод и голод. Психологи называют такую реакцию «тревожным состоянием в ответ на физический дискомфорт».

Третья комбинация включает снижение мышечного тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые после кормления, и ее называют «расслаблением в ответ на удовлетворение потребности».

Четвертая комбинация включает двигательную активность, улыбку, радостный лепет при виде знакомого явления или при общении. Психологи называют эту комплексную реакцию «комплексом оживления» или «возбуждение при восприятии знакомого явления».

У 10-месячных младенцев появляются новые эмоциональные реакции. Одна из них — страх при встрече с незнакомым человеком или явлением. В такой ситуации у ребенка 8 мес. можно наблюдать испуганное выражение лица: губы поджаты, глаза расширены, брови подняты. Другую эмоцию, наблюдаемую также в возрасте около 8 мес., психологи назвали «гневом, вызванным разочарованием». Она появляется в виде сопротивлений и плача, когда прерывают какое-то занятие ребенка или из его поля зрения исчезает интересный объект. В первый год жизни младенцы реагируют также на проявление гнева или радости у других людей. Годовалые малыши, видя, что кто-то сердится, расстраиваются, а замечая проявления нежности между другими людьми, становились нежными или обнаруживали ревность.

Задания для самостоятельной работы

Конспекты

Плотникова Анна Леонидовна Структурная характеристика коммуникативного поведения младенца // Вестник ЧГПУ. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strukturnaya-harakteristika-kommunikativnogo-povedeniya-mladentsa

Меньшикова Елена Александровна К вопросу о психолого-педагогической природе познавательной потребности // Сибирский педагогический журнал. 2008. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihologo-pedagogicheskoy-prirode-poznavatelnoy-potrebnosti

Решить задачи

Задание 1. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всем телом.

Объясните это явление. Как в этом случае должна мама одевать малыша?

 

Задание 2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.

 

Задание 3. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения?

 

Задание 4. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют образованию вредных привычек у ребенка? Что такое «комплекс оживления»? Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка?

 

Задание 5. Многие родители обеспокоены тем, слышит ли их новорожденный ребенок.

 

Закономерны ли их опасения? Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слышать?

 

Задание 6. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения?

 

Задание 7. Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома говорит и говорит, напевая песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ещё ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

 

Задание 8. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

Почему это случилось?

 

Задание 9. В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями? Назовите приемы формирования действий с предметами.

 

Задание 10. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

 

Задание 11. Ниже описаны мнения родителей по поводу воспитания их малыша. В каждом случае укажите, чье мнение вы разделяете и почему.

 

а. Григорий: «С сыном что-то не так: ему не нравятся незнакомые люди. Как только его берет на руки незнакомый человек, он начинает плакать». Елена: «Он вполне нормальный ребенок. Ему уже почти годик и он умеет отличать наших друзей от незнакомцев. Он доверяет только тем, кого знает, а это абсолютно нормально для его возраста».

 

б. Мария: «Не надо класть Лару в кроватку, чтобы она сосала свою бутылочку в одиночестве. Во время кормления нам надо с ней разговаривать, чтобы она знала, что мы о ней заботимся». Олег: «Чепуха! Не надо отвлекать ее от еды. Ей уже полгода, и она должна учиться самостоятельности».

 

в. Анна: «Теперь, когда у нас появился ребенок, нам надо стать более организованными. Малыши должны есть через каждые четыре часа. Мне придется попортить себе нервы, стараясь соблюдать режим, но думаю, что так будет лучше для Андрюши». Александр: «Думаю, что Андрюша прекрасно обойдется безо всякого режима. Почему бы нам не кормить его тогда, когда он голоден? Ведь сами мы едим, как только проголодаемся».

 

г. Петр: «Пусть лучше малышка лежит в своей кроватке. Привыкнув к одному месту, она будет чувствовать себя увереннее. Если мы будем носить ее с места на место, у нее в голове все перепутается». Екатерина: «А я считаю, что мы должны дать дочке возможность видеть разные вещи, а не заставлять смотреть из своей кроватки на одни и те же предметы».

 

Задание 12. Опишите сходства и различия между взаимодействиями «мать - ребенок» и «отец - ребенок». Какая семейная атмосфера будет способствовать успешному развитию ребенка? Какова роль бабушек и дедушек в развитии младенца?

 

Задание 13. Определите, о каком явлении в развитии ребенка младенческого возраста идет речь?

• Подражает интонации взрослых, рассказывает; по интонации это предложение (вопросительное, восклицательное, повествовательное), а по содержанию «а-а».

 

• Малыш пробует разные звуки: «ла», «а-а», «агу», «да» и другие, их сочетания, пропевает их. Делает это по своей инициативе, находясь один.

• Малыш тянет себя за волосы, морщится, явно недоумевает, но не отпустил, пока не заплакал.

• Малыш лежит на спине, задирает вверх ножки, берет их руками, подтягивает в рот, пробует играть своими ножками в «ладушки».

• Дети охотно играют в «ку-ку», пряча лицо, закрывая его, а потом со смехом открывая, и повторяют это много раз.

• Ребенок в возрасте около года мало внимания обращает на игрушки, книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними.

• Упал предмет, вызвав громкий звук, ребенок сморщился, но не заплакал сразу, а только сморщился – готов плакать. Вопросительно смотрит на мать, словно спрашивает разрешения – стоит ли плакать.

• Cидя в ванне, ребенок пытался взять в руки отражение игрушки, лежащей на дне. После неудачных проб, догадался опустить руки в воду. Достал игрушку и очень обрадовался. Потом несколько раз погружал и вынимал ее.

• На запрещающую, строгую интонацию взрослого ребенок отвечает паузой, затем хмурится и возмущенно начинает аакать.

 

Задание 14.

Игры – упражнения для малышей 1-го года жизни.

Обсуждение. Проанализируйте игры. На развитие каких качеств они направлены? Сформулируйте предполагаемую цель каждой игры.

 

До 2 месяцев. 1) «Перевернись, малыш»: легонько подталкивая ребенка, помочь ему перевернуться со спины на живот за игрушкой, демонстрируемой перед лицом, передвигая её из стороны в сторону.

 

2) «Передвигая картинки»: в картонке с наклеенной картинкой проделать отверстие, продернуть ленточку, привязать к кроватке, привлекать внимание ребенка, картинки менять через несколько дней.

 

3) «Созерцание цвета»: цветные куски материи обернуть вокруг стоек кровати в различных сочетаниях цвета, слова к малышу: «Какие красивые цвета!»

 

3-6 месяцев. 1) Менять местонахождения ребенка – из комнаты в комнату, из кресла в кровать; держать предмет в руке, назвать его; потом еще один, еще один, затем назвать поочередно; спрятать за спину: «Где…? «Вот он».

 

2) «Тряси, тряси, тряси»: пустые коробки заполнить камешками, сухими зернами, плотно закрыть, дать ребенку, чередуя коробки с различными звучаниями.

 

3) «Толкание ножками»: держа ножки ребенка за лодыжки, согнуть в коленях, вытянуть – толкание; обе ножки одновременно, сопровождать стихом.

 

4) «Круглые книжки»: на коробочку наклеить картинки животных, людей, коробку катать, показывать картинки и рассказывать о них.

 

6-9 месяцев. 1) «Разговор по телефону»: приветствие, имя ребенка, 2-3 фразы, прикладывая трубку к уху малыша.

 

2) «Что за игрушка»: назвать и показать три игрушки подряд. Попросить ребенка взять мяч; куклу, кубик, - много раз.

 

3) «Игра в прятки»: спрятаться за столом, кустом; в разных местах разместить предметы, чтобы малыш подползал к ним.

 

9-12 месяцев. 1) «Пересыпаем крупу»: показать пересыпание крупы из одной миски в другую, предложить малышу; перелить воду из сосуда в сосуд.

 

2) «Игры в коробки»: показать, как снять и надеть крышку на коробку; сложить туда игрушки, кубики, мелкие предметы вынимать оттуда (предметы крупные, чтобы ребенок не проглотил).

 

3) «Кати мячик»: покатать, взяв руки малыша, мяч от себя.

 

4) «Забавы с лентой»: игрушки обернув лентами, тянуть их за ленту, найти игрушку.

 

5) «Игры с куклой»: показать и назвать части лица: волосы, нос, глаза, рот; причесывание; найти части тела.

 

6) «Игры с пальцами»: указывая на пальчик, говорить: это мама, папа, деда, баба, имя ребенка; спросить «Где мама? »

 

Задание 15. В чем значение такого фактора психического развития ребенка, как овладение прямой походкой?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 2801.