Примечание: 1 – семестр – для очной обучения, курс – для заочной формы обучения. 2 –форма промежуточной аттестации – зачет (З.).
3. Содержание и структура дисциплины
3.1. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины «Методология научных исследований»
№ п/п | Наименование тем | Содержание тем |
Тема 1. | Научное исследование в структуре научного познания | Теория вопроса. Наука как специфическая форма общественной деятельности. Цель науки. Наука как процесс познания. Наука как творческий процесс и как социальный институт. Основные принципы, функции и методы научного познания, методологический и научный категориальный аппарат научных исследований Цели исследования: объект, предмет, новизна, практическая значимость. Основные принципы, функции и методы научного познания, методологический и научный категориальный аппарат научных исследований Основные принципы, функции и методы научного познания. Методологический и научный категориальный аппарат научных исследований. Методы абстрактного мышления, системного анализа и синтеза как методологическая база научных исследований. Система управления и ее основные элементы. Исследование систем социального управления. Общенаучные и частные методы исследования системы социального управления. |
Тема 2. | Характер научного знания и его функции | Характер научного знания и его функции. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни знания. Философские основания науки. Взаимосвязь различных уровней знания. Структура научной дисциплины.. Исследовательские программы и их методология. Принципы и технологии системного анализа при исследовании и осмысления практического опыта в сфере экономики и управления. Технологии применения методов абстрактного мышления, системного анализа и синтеза в процессе научного исследования. |
Тема 3. | Системные характеристики методологии научного исследования | Законы и закономерности научного исследования. Методологические проблемы науки. Типология методологических проблем научного познания и ситуации их возникновения. Методы и средства научного познания, их общая характеристика. Классификация методов: философские, общенаучные, конкретно-научные, специальные. системные характеристики применения методов абстрактного мышления, системного анализа и синтеза в процессе научных исследований. Средства и методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, описание, эксперимент. Процедуры обработки эмпирических данных: обобщение, типологизация, классификация, периодизация. Средства и методы теоретического познания: обобщение и абстрагирование, анализ и синтез, логический и исторический методы, мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Основные принципы методологии. Основные принципы, функции и методы научного познания, методологический и научный категориальный аппарат научных исследований Современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем в сфере государственного управления |
Тема 4. | Виды квалификационных научных работ | Характеристика квалификационных научных работ. Методология подготовки научных работ. Использование принципов, функций и методов научного познания при подготовке научных работ. Методологический и научный категориальный аппарат научных работ. Методика использования при подготовке научных работ принципов абстрактного мышления, системного подхода и системного анализа и синтеза как методологической базы научных исследований. Современные методы диагностики, анализа социально-экономических проблем и методика их использования при подготовке научных работ. Применение принципов, функций и методов научного познания, методологического и научного категориального аппарата научных исследований при проведении научного исследования и подготовки научных работВиды научных работ: доклады на конференцию, на международный семинар, курсовые работы. Характеристика дипломного проекта. Диссертация как квалификационное научное исследование и ее структура. Магистерская диссертация. Подготовка кандидатской и докторской диссертации. . Технологии осуществления коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач научного исследования в области профессиональной деятельности и при подготовке магистерской диссертации. |
Тема 5. | Научный аппарат, структура и логика экономического исследования | Современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем в сфере экономического исследования. Современные методы принятия решений в сфере реализации социальной и экономической политики и их реализации на практике. Методологический и научный категориальный аппарат научных исследований в сфере экономики. Структура и логика научной работы в сфере экономики. Диспозиция исследования: объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и этапы экономического исследования. Характеристика научного метода исследования. Принципы и технологии системного анализа и осмысления практического опыта при экономическом исследовании. Методы оценки практического опыта экономического развития, накопленного в учебно- профессиональной деятельности. Технологии использования инструментов экономической политики в процессе научного исследования. Принципы, технологии и инструментарий проектного подхода как методологической базы экономического исследования Особенности и правила написания магистерской диссертации по проблемам экономического развития. |
Тема 6. | Оформление научного исследования | Использование основных принципов, функций и методов научного познания при поиске, отборе и анализе при теме научного исследования. Применение методологического и научного категориального аппарата научных исследований в работе с источниками информации, с научной литературой по теме научного исследования. Оформление научного исследования. Технологии осуществление коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач оформления научного исследования. Требования к оформлению библиографического списка, представлению цифрового материала в виде таблиц, схем, приложений. Цитирование как особая форма фактического материала. Оформление титульного листа, введения, основной части, заключения научного доклада на семинар, конференцию, международный семинар, курсовой работы и дипломного проекта (работы). |
Тема 7. | Методология исследований в сфере экономики и государственного управления и местного самоуправления | Специфика и общее значение методов исследования вопросов естественных и общественных наук. Основные принципы, функции и методы научного познания, методологический и научный категориальный аппарат научных исследований в сфере государственного и муниципального управления. Принципы и технологии системного анализа при исследовании и осмысления опыта государственного управления и местного самоуправления Принципы, технологии и инструментарий проектного подхода как методологической базы научных исследований в сфере государственного и муниципального управления. Современные методы принятия решений в сфере государственного и муниципального управленияи и их реализации на практике Построение моделей в экономике и в системе государственного и муниципального управления. Описательные, объяснительные, прогностические модели и модели принятия решений в системе государственного управления Теоретические и эмпирические методы в экономической и управленческой науке. Аналитические и синтетические научные положения в экономике и государственном и муниципальном управлении. Математические методы исследования. Равновесные и оптимизационные модели. Статические методы научного исследования. Методы оценки практического опыта государственного управления, накопленного в учебно- профессиональной деятельности. |
Структура дисциплины «Методология научных исследований»
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, академ. час./ астр. час. | Форма | |||||||
Всего | Аудиторная работа обучающихся с преподавателем | СР | ||||||||
Л | ЛР | ПЗ |
КСР | |||||||
Очная форма обучения | ||||||||||
Тема 1 | Научное исследование в структуре научного познания | 10/7,5 | 2/1,5 | 3/2,25 | 5/3,75 | О | ||||
Тема 2 | Характер научного знания и его функции | 10/7,5 | 2/1,5 | 3/2,25 | 5/3,75 | О, Д | ||||
Тема 3 | Системные характеристики методологии научного исследования | 10/7,5 | 2/1,5 | 3/2,25 | 5/3,75 | О, Э | ||||
Тема 4 | Виды квалификационных научных работ | 10/7,5 | 2/1,5 | 3/2,25 | 5/3,75 | О | ||||
Тема 5 | Научный аппарат, структура и логика экономического исследования | 10/7,5 | 2/1,5 | 3/2,25 | 5/3,75 | О, Д | ||||
Тема 6. | Оформление научного исследования | 10/7,5 | 2/1,5 | 3/2,25 | 5/3,75 | О | ||||
Тема 7. | Методология исследований в сфере экономики и государственного управления и местного самоуправления | 12/9 | 2/1,5 | 4/3 | 6/4,5 | О, Д | ||||
Промежуточная аттестация |
|
| З | |||||||
Всего: | 72/54 | 14/10,5 |
22/16,5 |
36/27 | ||||||
№ п\п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, академ. час./ астр. час. | Форма | ||||||||
Всего | Дата: 2018-12-28, просмотров: 262. |