Способы профилактики и борьбы с девиантным поведением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К методам профилактики девиантного поведения следует отнести следующие: Воспитательные беседы; Предупреждение возможных зависимостей; Разработка индивидуальных образовательных программ; Психологические тренинги. Воспитательные беседы относятся к одному из распространенных методов, который применяется для реабилитации девиантного поведения у людей. Беседы могут быть эффективны в выявлении причин девиантного поведения, поскольку исследователями давно доказано, что оно не возникает спонтанно, а имеет ряд факторов, его провоцирующих. К тому же, стоит отметить, что дети и подростки чаще всего подвержены влиянию асоциальных аспектов жизни, и поэтому они нуждаются в том, чтобы разговаривать о возникающих проблемах, а не испытывать давление и полноценное наказание, которое может лишь усугубить их состояние.

Немаловажной является методика по предупреждению зависимостей, которые являются ключевыми факторами девиантного поведения людей. Именно такие люди в большей степени нуждаются в абсолютно любых профилактических мерах, которые позволят им не просто забыть о зависимости на время, а полностью избавиться от нее и ее опасных последствий. Любая аддикция приводит к тому, что личность начинает деградировать. Снижается уровень удовлетворения жизнью, человек находит удовольствие лишь в том, чтобы употребить наркотик или алкоголь. В этом случае профилактика девиантного поведения не обходится без предупреждения возможностей формирования зависимостей. В первую очередь, здесь профилактика должна начинаться с эффективной работой над самим собой, а также с устранения вредных привычек, убивающих личность.

Психологи подтверждают тот факт, что девиация является результатом дисгармонии в самом человеке, его неудовлетворенности в собственном теле, в своем уровне жизни, здоровье, а также в общении с близкими людьми. Весомое профилактическое воздействие против отклоняющегося, асоциального поведения могут оказывать и специальные образовательные программы, которые разрабатываются с учетом особенностей личности девианта и причин его отклоняющегося поведения. Образовательные программы действуют таким образом, что четко информируют молодых людей о всех возможных последствиях их необдуманных шагов и действий, которые они совершают в угоду удовлетворения личных потребностей, не учитывая особенности жизни окружающих. Например, пропаганда спорта и здорового образа жизни – это один из методов профилактики формирования всякого рода поведенческих отклонений. Девиантное поведение продиктовано неспособностью найти свое место в мире, а также теми неблагоприятными условиями, с которыми сталкивается человек. Иногда проблемы идут из семьи: неблагополучные семьи преподают своим детям пример, и они перенимают его, не до конца осознавая, что насилие, жестокость и грубое обращение – это те виды поведения, которые далеки от нормального. В таком случае образовательные программы нацелены на то, чтобы оказать специальное профилактическое влияние на сознание человека, в особенности на сознание подрастающего поколения. Профилактика девиантного поведения необходима также для того, чтобы формировать положительный образ «я», которые будет примером для окружающих, и не будет отклоняться от общепринятых норм и традиций, а также правил поведения и нравственности. Время от времени в человеке накапливается негативная энергия, и справиться с ней можно лишь благодаря работе со специалистом. Хорошей профилактикой от нервного срыва и иных психических отклонений служат специальные тренинги, которые могут касаться различных тематик. Такие мероприятия направлены на то, чтобы минимизировать конфликтные ситуации, а также снизить эмоциональное напряжение индивида, которое чаще всего становится причиной опасного поведения и истощения, когда человек перестает контролировать самого себя и свои действия, чем может навредить окружающим. В качестве профилактики девиантного поведения тренинги подходят идеально. Психологические тренинги особенно необходимы, если человек сталкивается с тяжелой жизненной ситуацией и не видит выхода из нее.

Социологические методы изучения девиантного поведения. Среди социологических методов, заимствованных девиантологами, числятся опросы и интервью. Основные этапы проведения опроса включают составление анкеты, ее пилотажную проверку, формирование выборки (с соблюдением репрезентативности), собственно опрос, обработка, анализ и интерпретация результатов.

По отношению к составлению анкеты важно соблюдать несколько принципиальных требований. Во-первых, тематический подбор вопросов, которые должны максимально соответствовать изучаемой проблеме. Во-вторых, приемлемая структура вопросов - закрытые и открытые вопросы Ответы на первый тип вопросов легче анализировать, но свободное мнение респондента в этом случае подгоняется под шаблон, что снижает информативность ответов. Свободные ответы информативны и отражают действительное мнение респондента, но их труднее анализировать. Так же необходимо следить за тем, чтобы вопросы не подталкивали респондента к какому-то определенному ответу. В третьих, вопросы должны формулироваться так, что бы респондент их легко понимал.

Разновидностью опросного метода можно считать интервью. Интервью делятся на структурированные (имеющие четкий план задаваемых вопросов), частично структурированные и не структурированные интервью.

Проводить интервью достаточно сложно, но информация получаемая в результате, обычно значительно глубже и интереснее, чем в опросах.

Далее, среди методов, заимствованных у социологов, стоит отметить метод анализа документов. Все документы можно условно разделить на две большие группы - личные и официальные. Среди последних особую группу составляют печатные издания - пресса. Поиск информации в официальных документах можно вести по-разному. Можно, например, сравнить между собой конкурирующие в печатных изданиях точки зрения по какому-то вопросу (скажем, по проблеме наркомании, или детской беспризорности). Можно составить рейтинг упоминаемых в прессе девиантологических проблем, или отдельно анализировать криминальную хронику. К официальным документам относится так же официальная статистическая информация.

Личные документы - это, прежде всего, дневники, письма и фотографии. Изучение писем и фотографий позволяет реконструировать внутренний мир человека. В этом случае взгляды, привычки и проблемы человека предстают перед исследователем в “чистом” виде. Изучая личные документы, ученый получает бесценную возможность взглянуть на интересующие его проблемы глазами того, кого он изучает. Во вторую очередь к личным документам следует относить документы в буквальном смысле - свидетельства, удостоверения, характеристики и прочее.

Роль социализации в предупреждении девиантного поведения. Социальные нормы регулируют общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом. Сюда можно включить и нравственные и эстетические и правовые нормы. Следует отметить, что социальные нормы определяют исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, границу, интервал допустимого поведения, деятельности людей. Социальная норма находит свое воплощение в законах и традициях, в образе жизни большинства населения. Так, правовые нормы оформлены в виде свода законов, и их нарушение влечет за собой наказание, предусмотренное по закону. Нарушение нравственных и эстетических норм вызывает общественное порицание, осуждение. В любом случае общество реагирует на нарушение санкциями по отношению к нарушителю. Исходя из этого, можно предположить, что когда мы говорим о девиантном поведении, то подразумеваем отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

Индивид в процессе жизнедеятельности усваивает общепринятые нормы, систему разрешенных и запретных действий ("можно" - "нельзя"), которые исполняют роль внешних границ и с которыми человек соотносится, программируя свое поведение. Во взаимодействии со средой (в деятельности, активности, в образовании и воспитании, в усвоении социального опыта) происходит расширение или сужение границ, то есть их простраивание. Границы приобретают упорядоченность, обобщенность, нагруженность, объем, устойчивость и пр., другими словами, формируются их качественно-количественные характеристики, которые проявляются в многообразных функциях границ, в том числе и регулятивной. В подростковом периоде особенно интенсивно происходит интернализация сложных систем норм поведения и осуществляется переход к использованию подростком сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения на основе усвоенных норм.

Роль наказания и поощрения в профилактике девиантного поведения подростка. Правонарушения психически здоровых подростков не должны оставаться без наказания. Мера наказания, как правило, определяется уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях, в зависимости от тяжести правонарушения и возраста нарушителя закона. Однако помимо мер пресечения, целесообразно разобраться в причинах возникновения такого поведения. Для этого необходимо обратиться к психологу, который проведёт с ребёнком диагностику и поможет разобраться, из-за чего возникла такая проблема. В любом случае проявление девиантного поведения у подростка не должно быть пущено на самотёк. Зачастую беседа с психологом, которая была проведена вовремя, помогает понять проблему ребёнка и найти пути её решения. Это, в свою очередь, поможет избежать проявлений девиантного поведения в будущем. А именно: поможет подростку научиться реализовывать свои потребности, не прибегая к совершению уголовно и административно наказуемых деяний, а также снизит риск возникновения алкогольной и наркотической зависимости. Профилактика девиантного поведения достаточно проста

Поощрение стремления подростков к изменению дезадаптивных форм поведения и минимиза­ция вреда от такого поведения. Это – работа с теми, у кого отклоняющееся поведение приобрело устойчивые формы. В данном слу­чае усилия направляются на фор мирование у челове­ка желания уменьшить и прекратить различные проявления этого поведения.

Правовые основы охранно-защитных мер по социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних. Конституция Российской Федерации содержит целый ряд статей, как непосредственно, так и опосредованно регламентирующих правовой статус несовершеннолетних. Так, ч. 1 ст. 38 «Обязанность государства защищать материнство, детство и семью. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип» была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека. Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Часть 2 ст. 38 четко прописывает, что забота о детях, их воспитание – есть равное право и обязанность родителей. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19).

Прямое отношение к лицам, не достигшим совершеннолетия, имеет ст. 43, которая в ч. 1 провозглашает право на образование. В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Обращаясь непосредственно к правовому статусу подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, отметим, что их место в системе правоохранительных органов не определяется конституционным законодательством, состоящим из федеральных конституционных законов и федеральных законов, к которым отсылает Конституция Российской Федерации. Основной отраслевой Федеральный закон Российской Федерации № 3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. (Принят Государственной Думой 28 января 2011 г., одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г.) также не использует термин «подразделения по делам несовершеннолетних», не упоминает среди основных задач полиции предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Утративший силу Закон Российской Федерации «О милиции» тоже не использовал термин «подразделения по делам несовершеннолетних». Целесообразно было еще до принятия нового Федерального закона Российской Федерации «О полиции» дополнить ст. 9 Закона «О милиции», где были перечислены основные задачи милиции общественной безопасности, пунктом «предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому».

Федеральный закон «О полиции» содержит статьи, затрагивающие деятельность полиции по отношению к несовершеннолетним. Так, ст. 12, касающаяся обязанностей полиции, говорит о необходимости выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний. Речь идет также об обязанности осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации.

Характеристика личностей девиантов, их жизненных ситуаций, ценностей, карьеры в девиантной субкультуре. Девиантная личность - Личность, имеющая в своем поведении значительные отклонения (определение в широком смысле). В узком смысле девиантная личность имеет отклонения, которые а) заметны и очевидны для окружающих и б) в основном осуждаются ими.

      Для многих молодых людей сегодня не считаются предосудительными традиционно негативные социальные роли. Карьера проститутки, рэкетира, торговца наркотиками, афериста, группировщика многим школьным неудачникам и социальным аутсайдерам, не имеющим перспективы получить хорошее образование, престижную и высокооплачиваемую работу, кажется вполне приемлемой, а иногда - единственно возможной.

Особое значение приобретает девиантная социализация несовершеннолетних в рамках криминальных группировок. Членство в них дает несовершеннолетним не только определенную материальную обеспеченность, но и чувство защищенности, принадлежности. Ведь хорошо известно, что уголовные авторитеты доверяют группировщикам подержанный транспорт, стимулируют занятие рекетом, проституцией, наркоторговлей.

Исследования грабителей, проведенные американскими девиантологами Гринвудом и Лавином в 1977 году, привело их к открытию двух основных типов девиантных карьер: «интенсивной» и «прерывистой». Исследователи установили, что интенсивная карьера девианта особенно социально опасна, так как она складывается у несовершеннолетних, вовлеченных в преступные роли в раннем возрасте, и продолжается длительное время. Такие девианты тщательно планируют и часто совершают преступления, совершенствуя воровские навыки. Девианты с прерывистой карьерой совершают преступления нерегулярно и менее профессионально.

Знания о типах и механизмах формирования девиантной карьеры, освоении преступных ролей особенно важны для осуществления мер социального контроля и профилактики в молодежной среде. Например, известно, что ранний контакт с милицией несовершеннолетнего, повлекший за собой судебное разбирательство, во многом ведет к новым преступлениям, так как подростку судебным решением часто навешивается ярлык «правонарушителя». Этот факт заметно нарушает его обычные социально одобряемые связи, ограничивает легитимные возможности социализации, ведет к социальной изоляции. В итоге он подталкивает подростка к выбору девиантной карьеры.

В среде молодых людей очень часто поначалу формируются прерывистые девиантные карьеры и лишь затем интенсивные. Их специфика во многом обусловлена низким уровнем развития морали несовершеннолетних, что проявляется во вседозволенности. Неслучайно ряд отечественных исследований показывает, что отношение к асоциальным и противоправным поступкам и преступлениям у части молодежи носит характер «скользящей морали». В частности, Я.Гилинский делает вывод, что «у многих молодых людей кражи, рэкет, спекуляция, незаконные валютные операции, проституция не считаются преступлениями».

Эффект «скользящей морали» усиливается в настоящее время, поскольку происходит дальнейшее ослабление социальных норм, гарантий, защищавших традиционные ценности: трудолюбие, образованность, честность, порядочность, воспитанность. Слишком прямолинейно, негибко и потому недостаточно эффективно работает система социального контроля.

Влияние современной российской ситуации на процессы девиантного поведения. Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий.

Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого — развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России.

В рамках концепции Мертон отталкивается от того, что девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Понятие аномии в науку ввел основоположник социологии девиантного поведения Эмиль Дюркгейм (1858–1917).

Под аномией Дюркгейм понимал состояние общества, когда отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Главное для Дюркгейма в общественной жизни – социальная солидарность, и всяческие отклонения от нее он считает проявлением социальной дезорганизации. Дюркгейм подчеркивал необходимость именно социологического подхода к проявлениям социальной патологии как социально детерминированным явлениям.

Состояние аномии способствует усугублению различных форм девиантного поведения. Вообще же общество без социальной патологии невозможно. Дюркгейм считает, что преступность – нормальное явление потому, что общество без преступности невозможно.

 

 

Контрольная работа

 

Контрольная работа состоит из написания реферата (до 10 страниц текста) и словаря терминов

 Методические указания по подготовке к 

Реферат - краткое изложение книги, статьи, научного исследования. К реферативной форме изложения прибегают для систематизации, анализа информации какого-либо большого по объему материала, содержащегося в нескольких источниках.

Студент готовит реферат по определенной теме, предложенной преподавателем или выбранной самим студентом. Реферат сдается в письменном виде преподавателю. Он должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ к оформлению научных работ. 

Требования к написанию реферата по форме:

Стандартный объем реферата не менее 15 машинописных страниц на листах формата А 4.

Работа имеет следующие элементы: титульный лист (оформляется в соответствии со стандартом предприятия), содержание, основная часть (выполненные задания), заключение, список использованных источников, приложение.

      «Титульный лист»  реферата является первым листом текста. Образец титульного листа реферата приведен в приложении А. «Содержание» должно включать перечень основных структурных элементов реферата. Названные в «Содержании» разделы должны быть отражены в тексте. Введение должно содержать общую постановку цели и задач реферата, оценку современного состояния научного изучения проблемы, исходные данные для изложения темы. Основная часть раскрывает суть проблемы, отражает анализ трактовок разных авторов. В Заключении представляют выводы, сформулированные на основе решения задач, поставленных во введении, подводятся итоги проделанной исследовательской работы.

     3) Все страницы текста работы должны иметь сквозную нумерацию. Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится.

4) В тексте все основные части реферата - содержание, задания и его разделы, библиографический список должны начинаться с новой страницы.

5)Приложение «Компьютерная презентации реферативного исследования» дается на бумажном носителе. Каждый лист приложения имеет название и нумеруется.

Требования к внешнему виду текста реферата:

 поля – верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3,0 см, левое – 1,0 см;

 шрифт – Times New Roman. Номер шрифта – 14;

 межстрочный интервал – 1,5;

 абзацный отступ – 1,25;

 выравнивание по ширине.

Требования к реферату по содержанию:

 Все разделы реферата подчинены раскрытию темы.

Текст реферата должен отвечать следующим требованиям:

логичности и последовательности;

 точности приведенных сведений;

ясности изложения материала научным языком;

грамотности, стилистической обработке текста.

Список использованных источников, оформляется в соответствии со стандартными требованиями к библиографическому описанию ГОСТ 7.1 – 2003. Порядок расположения источников: нормативные акты, книги, печатная периодика, источники на электронных носителях (интернет источники). Источники идут в алфавитном порядке сначала на русском языке, затем на иностранных языках. Нормативные акты располагаются в следующем порядке: международные акты, Конституция России, кодексы, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, документы отдельных федеральных ведомств, законы субъектов РФ, распоряжения правительства субъектов, губернаторов .

При написании реферата обязательны цитирование, ссылки на источники и статистические данные. Поэтому сразу же при изучении литературных источников следует полно и правильно оформлять библиографические данные.

 Тематика рефератов 

Криминализация в современном Российском обществе.

 

Пример библиографического описания для библиографического списка

Оформление монографии: 

Теория девиаций: основные понятия, методы исследования [Текст] / Под ред. С.П. Иванова. - М.: «Наука», 2015. – 496 с.

Оформление статьи из журнала, газеты: 

Иванова, З.Я. Профилактика правонарушений в работе с детьми в микрорайоне [Текст] / З.Я. Иванова // Социальный мир. - 2016. –№ 14. – С. 21 - 25.

Оформление электронных ресурсов:

Советы постороннего [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.portal -slovo. ru.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 490.