Групповые ценности, содействующие нарушению норм поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ценности определяют как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих во­круг него событий человек принимает решения и осуществля­ет свои действия.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. А это приводит к тому, что на детей большее влияние начинает оказывать его окружение, чем семья. И подростки легко попадают под влияние своих товарищей, так как у них ещё не до конца сформировалось собственное представление о себе и о мире, поэтому они готовы принимать чужие представления за свои собственные. Соответственно, если подросток попадает в ту группу, где произошёл сдвиг понятий о нормах и социальных ценностях, высока вероятность того, что он примет их, как единственно верные, а это в итоге приведёт к девиации. В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда подросток попадает в компанию, где мелкие кражи и мошенничество считаются нормой. И чтобы стать своим в этой группе, идентифицироваться с теми, кто в ней состоит, подросток тоже начинает воровать, хотя до этого ничего подобного не совершал.

Многие современные молодые люди последовательно осваивают широкий круг девиантных социальных норм и ролей, девиантной субкультуры в целом не только в среде преступников, правонарушителей и мест заключения, где они традиционно получали одобрение (уголовная этика, жаргон, татуировки, ритуалы, пренебрежение правом и сотрудниками правопорядка), но и в определенных кругах люмпенизированной и маргинальной молодежи, в обнищавших сообществах андеграунда. Из-за хронического падения уровня жизни, роста численности деклассированных социальных групп в современной России развивается социальная база различных форм девиантности. Девиантное поведение распространяется сегодня в среде молодежи еще и потому, что нередко не встречает научно осмысленной реакции со стороны семьи, школы, СМИ, других институтов государства. Способствует девиации и прогрессирующая незанятость молодых людей общественно полезным трудом. В определенной социальной среде стало престижным, «крутым» быть девиантом: наркоманом или вором, принадлежать к группировкам, поддерживать с ними связи.

Теории девиантного поведения Самыми первыми теориями девиантного поведения были биологические теории. В их основе лежало предположение, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.

Итальянский психолог Чезаре Ломброзо (1835–1909) предложил теорию врожденного преступника. Он был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно.

Американский врач Уильям Шелдон (1898–1977) подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения, поскольку определенное строение тела означает определенные личностные качества.

В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Сущность девиантного поведения с позиций биологического подхода. Биологические объяснения девиации фокусируются в основном на выявлении генетической предрасположенности к отклонениям.

Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения имеет давнюю историю, однако классические научные труды этого направления появились лишь в XIX в. Прежде всего это работы итальянского врача-психиатра Ч. Ломброзо, в которых он обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Он ввел понятие "врожденного преступника", которого можно определить по физическим, анатомо-антропологическим признакам, среди них, в частности: массивная, выдвинутая вперед нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха, низкий лоб и др. Используя в своей исследовательской практике антропометрический метод, он выделил около 37 характеристик "врожденного преступника". Наиболее радикальную теоретическую критику учения Ч. Ломброзо осуществил французский социальный психолог Г. Тард в конце XIX в., позже учение Ломброзо было признано научно несостоятельным.

В XX в. американский врач и психолог У. Шелдон обосновывал связь между типами соматофизического строения человека, его темпераментом и формами поведения. Он выделял три вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, которые коррелируют с тремя типами темперамента (висцерогония, соматотония, церебротония). Их сочетание указывает на конкретный психотип. Например, для церебротоников характерны сдержанность, чувствительность, социофобия, склонность к одиночеству; соматотоникам присущи потребность в удовольствиях, энергичность, стремление к господству и власти, склонность к риску, агрессивность, нечувствительность.

Важное место среди биологических теорий занимает эволюционный подход, предложенный английским естествоиспытателем Ч. Дарвином на основе законов естественного отбора и наследственности. Здесь различные аспекты человеческого поведения рассматриваются как проявление видовых наследственных программ. Австрийский естествоиспытатель К. Лоренц развил идеи Ч. Дарвина. Поведение человека он рассматривал изначально как агрессивное, основанное на инстинктах. Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека. Критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека.

Американский генетик Т. Морган открыл в 1912 г., что гены находятся в хромосомах. Американский генетик У. Пирс в середине 60-х гг. XX в. пришел к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию.

Английский психологи и социолог Г. Айзенк, изучая поведение заключенных, пришел к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты, а это, в свою очередь, детерминировано на генетическом уровне.

Девиация с точки зрения социологической теории аномии Э.Дюркгейма и Р.Мертона. Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Развитие теории Дюркгейма продолжил Роберт Мертон 1938. Если для Дюркгейма аномия означает неспособность об­щества регулировать естественные импульсы и желания индиви­дов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно оказываются «естественными», а чаще бывают обусловлены ци­вилизаторской деятельностью самого общества. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Социальная структура ограничивает способность определенных обществен­ных групп удовлетворять свои желания. Она оказывает давление на определенные личности в обществе, заставляя их вести себя не конформистски, а противоправно. Высшей целью западной цивилизации является достижение материального благополучия, бла­госостояния. Это накапливающееся благополучие в принципе приравнивается к личным ценностям и заслугам и связывается с высоким престижем и социальным статусом. Люди без денег де­градируют. Цивилизация в западном индустриальном обществе толкает всех индивидуумов к тому, чтобы стремиться к возможно большему благополучию. В то же время существует эгалитарная, уравнительная идеология, заставляющая людей думать, что каж­дый член общества имеет одинаковые шансы добиваться благополучия. Однако никто не ожидает, что все люди достигнут этой це­ли, хотя каждый надеется хотя бы приблизиться к ней, в против­ном случае его будут считать лентяем и лишенным честолюбия. Когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам.

Психологические объяснения девиантного поведения. Психологический подход, часто применявшийся к анализу криминального поведения, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Так, причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.