Основные этапы развития процесса девиации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Создание норм. Можно сказать, что если нет нормы, то нет и девиации.

2. Сущность норм: В обществе существуют различные нормы. Они отличаются по степени строгости, и их нарушение влечет за собой разные виды наказаний. Соблюдение некоторых норм контролируется группами, к которым принадлежит человек - имеются в виду друзья, семья и сослуживцы. Например, громкое рычание, вероятно, вызвало бы сердитое замечание друзей или члена семьи, а опоздание на работу могло бы привести к сокращению зарплаты. Соблюдение других норм контролируется государством - эту функцию осуществляют такие правоохранительные органы, как суды и тюрьмы. Автомобилисты не должны превышать предела допустимой скорости; за нарушение этой нормы их штрафуют (если превышение скорости будет обнаружено). Одни нормы важнее, чем другие.

3. Оценка поведения с точки зрения девиации. Должна быть в наличии группа, которая реагирует на данное поведение и дает ему оценку.

4. Навешивание ярлыка девианта. Переход от оценки поступка как девиантного к "наклеиванию" ярлыка девианта на человека обычно осуществляется в результате своего рода обработки информации о его поведении. Как правило, эту "обработку " выполняет какое-либо учреждение. В психиатрических больницах диагнозы людям, страдающим умственными расстройствами, ставят с помощью некоторой диагностики, а суды выносят приговоры лицам, совершившим преступление. В обоих случаях наблюдается один и тот же результат: на человека "наклеивают ярлык" девианта, если он болен или ему предъявлено обвинение.

5. Стигматизация. Стигмой (клеймо) называется какой-либо порок, свойственный человеку или группе. Люди, отмеченные этим пороком, подвергаются наказанию, изоляции или унижениям со стороны окружающих. Формируется отношение окружающих к человеку, нарушающему нормы. Наказание может быть сравнительно мягким - порой люди просто проявляют холодное равнодушие по отношению к девианту; оно может быть я суровым: помещение в психиатрическую больницу или тюрьму.

6. Эффект стигматизации. Это вживание в образ девианта, ролевое поглощение. Формирование девиантного поведения завершено.

Иногда люди упорно отказываются считать себя девиантами, т.е. избегают эффекта стигматизации, прибегая к различным способам

а). пытаются «нейтрализовать» наклеенный на них ярлык. Признаются в совершении девиантного поступка, а затем каким-то образом оправдывают его, например, фразой «Все так делают»

б).человек произвольно по собственному вкусу выстраивает систему ценностей таким образом, что она допускает нарушение конкретной нормы.

Стигматизация — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана.

Особенности поведения алкоголиков в семье. Пьющий родственник все чаще остается эмоционально равнодушным, а порой - и отвергающим интересы и внимание членов семьи.

Страдают и супружеские отношения. Алкоголик словно "стряхивает" с себя обязательства по отношению к детям и к пожилым членам семьи. Интересы семьи и алкоголика начинают расходиться - однако созависимая семья, как правило, следует за зависимым, пытаясь его "исправить" и "улучшить".

Присутствуют и такие моменты: холодность, отстраненность, грубость, вспышки ярости, одновременно с безразличием к делам семьи.

Относительность девиантного поведения. Практически нет таких форм поведения, которые во всех обществах (группах), рассматривались бы как девиантные, или наоборот, как допустимые. Девиантность поведения всегда определяется лишь по отношению к конкретной группе, поэтому многие формы поведения могут быть девиантными по отношению к одним группам и конформными - по отношению к другим.

Девиантное поведение - это не всегда негативное явление, точно также как конформизм - далеко не всегда благо.

Роль социальных служб в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, педагогическим, социально-психологическим. Условиями успешности коррекционной работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком. В работе с развивающейся личностью следует выделить: первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 612.