Государственный бюджет – это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственный бюджет – основной финансовый план правительства страны. По содержанию госбюджет является централизованным фондом денежных средств. По назначению – инструментом перераспределения национального дохода страны.

Основные функции госбюджета:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В практике хозяйствования применяются различные методы формирования государственного бюджета. Автоматический метод – это включение в бюджет будущего года сумм по отдельным статьям в размере прошедшего года с учетом имеющихся законодательных изменений (например, изменение налоговых ставок, установление новых налогов, отмена каких-либо видов налогов и пр.). Статистический метод – это включение в бюджет сумм, взятых из прошедшего года с поправочным коэффициентом. Поправочный коэффициент устанавливается статистически исходя из среднего процента прироста или уменьшения доходов и расходов за несколько предыдущих лет. Метод непосредственных оценок является самым современным и в настоящее время применяется в наиболее развитых странах – США, Англии, Германии и др. При этом методе размеры бюджетных назначений на предстоящий год устанавливаются на основе изучения динамики показателей хозяйственной конъюнктуры. Этот метод – комбинированный и может быть применен лишь при наличии определенных условий в конкретной стране. К таким условиям относятся следующие: развитая система достоверной экономической информации; высокий уровень использования новейшей вычислительной техники; техника и опыт макроэкономического прогнозирования.

Бюджеты подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные (экстраординарные). Чрезвычайные бюджеты создаются в особом порядке без парламентского контроля и не публикуются.

Бюджетная система страны – это совокупность бюджетов административно-территориальных единиц государства и бюджетов самостоятельных государственных учреждений. Организационное построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства. Так, бюджетная система может состоять из двух звеньев – государственного бюджета и местных бюджетов. Такая система называется унитарной. Известна и федеративная бюджетная система, когда присутствует и третье звено – бюджеты штатов, кантонов, областей, республик и др.

Кроме официального государственного бюджета имеются внебюджетные фонды и специальные счета, которые находятся в полном распоряжении правительства и законодательными органами не утверждаются.

 

Баланс доходов и расходов. Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса:

а) аккумуляцию доходов в руках государства – "доходы" бюджета;

б) использование аккумулированных денежных средств для удовлетворения государственных нужд – "расходы" бюджета.

Доходы и расходы бюджета – две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Бюджет страны – это балансовая форма доходов и расходов.

Доходы госбюджета включают в себя следующие статьи: налоговые поступления (до 85% всей доходной части); доходы от государственной предпринимательской деятельности; доходы от внешней торговли; прочие доходы (штрафы, неустойки, доходы от лотерей, выморочное имущество и пр.).

Масштаб аккумулированных денежных средств в бюджете называется "государственной квотой" и измеряется в процентном отношении к ВВП:


                              Σ D

                   К′  =                       100%

                                 ВВП

Государственная квота является важным макроэкономическим показателем. В различных странах эта величина разная: Швеция – до 70%; Франция и Германия – до 50%; Япония и США – около 30 %; Россия – свыше 40%.

Расходы государства включают в себя примерный перечень следующих статей: социальные программы; экономические программы; военные расходы; управленческие расходы; обслуживание государственного долга; бюджетные резервы.

В идеальном варианте сумма статей доходов должна быть равной сумме статей расходов. Однако в практике хозяйствования неизбежны отклонения от такого равенства. Если доходы превышают расходы, возникает профицит госбюджета. Если расходы больше доходов, возникает дефицит государственного бюджета. Основные причины бюджетного дефицита: спад общественного производства; рост издержек производства; рост затрат на военно-промышленный комплекс; завышенные социальные программы; рост оборота теневого капитала; падение финансовой дисциплины; непроизводительные расходы – рост бюрократического аппарата, хищения и пр. Способы погашения дефицита: государственные займы – внешние и внутренние; ужесточение налогообложения; эмиссия денег; неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма; секвестр – сокращение статей расходной части бюджета и др.

Дефицит госбюджета бывает:

1) активный – если в процессе использования госбюджета расходовали больше запланированного;

2) пассивный – недобор доходов (кризис производства, массовое разорение населения, недоплаты налогов).

Показатель бюджетного дефицита:

                                 Σ дефицита

                   К =                                       100%           

                                      ВВП

Опасная величина дефицита – свыше 2,5%.

 

Государственный долг. Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за все время существования государства бюджетных дефицитов. Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг – это задолженность иностранным государствам, организациям и отдельным иностранным лицам. Внутренний долг – это долг своему населению. Общие негативные последствия государственного долга: возможность банкротства нации; опасность переложения долга на будущие поколения. Побочные негативные последствия государственного долга: рост неравенства в доходах среди населения страны; рост налогов и, соответственно, - погашение стимулов роста активности предпринимательства; снижение авторитета страны на международной арене; обеднение страны за счет выплаты процентов по международным кредитам; психологический эффект – неуверенность населения в будущем благополучии страны.

Наиболее опасным по своим экономическим и социальным последствиям является внешний долг.

В настоящее время сформировались общепризнанные способы погашения внешнего государственного долга.

Традиционный способ – выплата долгов за счет золотовалютных резервов страны (если они есть).

Реструктуризация (консолидация) – организация помощи должникам со стороны кредиторов. Созданы два специальных клуба (Парижский и Лондонский), которые принимают решения об отсрочке выплат, о частичном или полном списании долга, о продаже долга и др.

Конверсия долга – превращение долга в иностранные инвестиции. В счет долга кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, права на участие в приватизации государственной собственности и т.д. В таком случае реальные финансовые ресурсы и новые технологии из-за рубежа не поступают, но внешний долг уменьшается.

Льготные кредиты международных банков. Страны-должники обращаются к международным банкам или организациям (например, к МВФ) с просьбой займа специально для выхода из кризисной ситуации. Банки изучают ситуацию, выдают льготные кредиты и предъявляют жесткие требования по ликвидации кризисной ситуации. Для контроля применяют систему траншей. При этом способе деньги могут даже не поступать в страну, а сразу же перечисляются кредиторам.

 

§ 3.Налоговая система страны.

 

Налоги – это обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в определенных законом размерах и в установленные сроки. Налоги возникают с появлением государства и вызваны его потребностями в определенных ресурсах.

Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Уровень налоговых сборов определяется необходимостью реализации национальных программ (например, программы социальной защиты, программы охраны окружающей среды и др.), военных расходов, охраной правопорядка и т.д. Фискальная функция связана с обеспечением устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция определяет базовый уровень налогов.

Стимулирующая функция состоит в воздействии государства на общественное воспроизводство. Используя величину налогов, государство может стимулировать, ограничивать и контролировать воспроизводство в целом и развитие отдельных отраслей. Реализуя вышеназванные функции, государство может решать стратегические задачи.

Все виды налогов, взимаемых в стране, составляют налоговую систему.

В любой стране, по субъектам платежа (кто платит), выделяются два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги – это платежи лиц, получающих доход или имеющих собственность. Прямые налоги уплачивают работники, предприниматели, собственники. Это могут быть как физические, так и юридические лица. Для физических лиц объектом квоты платежа служит имущество в любой форме (земля, жилье, автомобили, денежные сбережения и пр.) или доход (зарплата, дивиденд, процент и пр.). Юридические лица (предприятия, организации, банковские и страховые компании и пр.) уплачивают налог на прибыль; налог с дивидендов или процентов, полученным по ценным бумагам; налог с доходов от долевого участи в других предприятиях. При исчислении налога на прибыль используют показатели валовой, налогооблагаемой и чистой прибыль. Валовая – это общая балансовая прибыль, возникающая после реализации товаров, услуг и иного имущества, а также включающая внереализационные доходы. Налогооблагаемая прибыль – это валовая прибыль за вычетом доходов, которые освобождаются от налогов или облагаются в особом порядке. Так, освобождается от налогов прибыль, полученная от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции; налогообложение доходов от ценных бумаг предусмотрено по более низким ставкам по сравнению с основной ставкой налога на прибыль. Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Косвенные налогиэто надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг. В мировой практике используются следующие виды косвенных налогов: акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС); фискальные монопольные налоги таможенные пошлины. Акцизный налог – определенная государством надбавка к цене на отдельные виды товаров, которые называются подакцизными товарами. В каждой стране государство четко определяет список таких подакцизных товаров. Критерий выделения товаров в такой список может быть разным. В развитых странах, как правило, в подакцизные товары входят такие, которые пользуются повышенным спросом и не относятся к жизненно необходимым товарам. В России к подакцизным товарам относятся: ликероводочные изделия; табачные изделия; деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов; ювелирные изделия; меховые изделия (кроме овчинных); одежда из натуральной кожи и др. Акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы продаваемого товара. Покупатели данных товаров и являются плательщиками акцизного косвенного налога.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, который возникает в процессе движения товаров от производителя к потребителю. Добавленная стоимость определяется как разница между ценой продаваемых товаров и величиной производственных или коммерческих издержек. Государство устанавливает налоговую ставку на добавленную стоимость, и эта величина добавляется к цене товара. В итоге этот налог оплачивают покупатели, то есть – население. Этим налогом облагаются все виды продаж товаров: обычная торговля; бартерные торговые сделки; продажа предприятий собственным работникам; все посреднические услуги и т.д.

Таможенные пошлины – сбор с ввозимых, вывозимых или транзитных товаров. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционистские, антидемпинговые и преференциальные. Фискальные таможенные пошлины вводятся с целью пополнения государственного бюджета. Протекционные таможенные пошлины вводятся с целью защиты отечественного рынка от проникновения иностранных товаров. При этом отечественные предприниматели бывают защищены и от конкуренции со стороны иностранных предпринимателей. Демпинговые ("бросовые") цены применяются иностранными конкурентами с целью проникновения на чужой рынок и завоевания его. Защищая национальную экономику, государство вводит антидемпинговые таможенные пошлины, которые, в принципе, являются протекционистскими мерами. Преференциальные ("льготные") пошлины устанавливаются либо на определенный вид импортного товара, в котором заинтересована страна, например, новые технологии; либо на весь импорт из определенной страны в соответствии с политическим или экономическим договором.

Совокупность правил налогообложения, устанавливаемых государством законодательным путем, образует налоговый механизм. Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налоги; что подлежит налогообложению (доходы, имущество, товары); из какого дохода уплачивается налог (зарплата, прибыль, рента, дивиденд); в каких единицах измеряется объект налогообложения (в денежных единицах, в гектарах и др.). Налоговый механизм включает в себя понятие и виды налоговых ставок. Ставка налога – это величина налога с единицы объекта налогообложения (в %). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.

Твердая ставка – абсолютная сумма платежа на единицу обложения независимо от дохода, который дает владельцу этот объект.

Пропорциональная ставка – одинаковый процент с дохода независимо от его величины.

Прогрессивная ставка – возрастающий процент платежа по мере роста дохода.

Регрессивная ставка – снижение процента платежа по мере роста дохода.

Налоговый закон также определяет налоговую льготу - полное или частичное освобождение от налога (например, установление необлагаемого минимума).

В каждой стране создается своя система взимания налогов. В хозяйственной практике большинства стран наибольшее распространение получили три способа взимания налогов: кадастровый, "у источника", и по декларации. Кадастровый способ основан на использовании реестров классификации типичных объектов (земли, домов, месторождений) по их внешним признакам. Для таких типичных объектов устанавливается средняя доходность, и от величины этого предполагаемого дохода определяется квота налогового платежа. Изъятие "у источника" означает вычет бухгалтерией суммы налога из дохода работника еще до получения этого дохода самим работником. Способ изъятия по декларации предполагает добровольное заполнение налогоплательщиком декларации (письменного сообщения) о совокупном годовом доходе. Сокрытие или искажение величины доходов, подлежащих налогообложению, относится к уголовному правонарушению.

Официальным представителем в налоговой сфере является налоговая инспекция – государственное учреждение, осуществляющее контроль за применением законодательства о налогах. Для выявления крупных нарушений в области налогового законодательства инспекция может использовать свое внутреннее подразделение – налоговую полицию.

Хозяйственный опыт показывает, что в каждой стране наиболее рациональной является вертикальная, состоящая из нескольких уровней, налоговая система. Поэтому в России в целом сформирована система, состоящая из федеральных, республиканских и местных налогов. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, налог на прибыль с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог с наследного имущества и дарений. К республиканским (краевым и областным) относятся: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной и курортный налоги. К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы на содержание муниципальной милиции, на благоустройство и другие цели.

 

Принципы             За долгое время существования налогов

налогообложения. налогов человечество накопило значительный опыт и выработа-

ло определенные правила налогообложения. Значительный вклад в теорию налогов внес английский экономист А. Смит, который обосновал основные принципы.

Принципы понимаются как желательные качества налогообложения. А. Смит определил следующие качества.

1. Принцип справедливости. Каждый должен участвовать в покрытии расходов государства соразмерно получаемого дохода.

2. Принцип определенности. Размер налога должен быть не произвольным, а точно определенным. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Принцип удобности. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Принцип экономии. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает государству.

Эти принципы являются аксиомой налоговой политики и развиваются в соответствии с требованиями нового времени.

График 45.

Ставка                     Кривая Лаффера

налогооб-

ложения,              

в %                     

       40

          Запретительная зона          

          

       30                

          

              Нормальная зона

       15                                                                                      

       10                                                                             

          5                                                 D           

                                0                                                                                     

                                                       Доходы в бюджет

 

Так, важный принцип современной налоговой системы – налог не должен уничтожать стимулы развития производства. Американский ученый А.Лаффер на основе фактического материала вывел и обосновал утверждение, согласно которому оптимальный уровень налогов не должен превышать 30% - 50% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Лэффер показал, что рост ставки налога не всегда ведет к росту государственных доходов. Если налоговая ставка превышает оптимальную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А один и тот же объем доходов в государственный бюджет можно осуществить и при высоких, и при низких налоговых ставках. Это положение показано выше, на графике 45. 

Более низкая налоговая ставка стимулирует развитие предпринимательства, в результате чего возрастает число объектов налогообложения (появляются новые предприятия, увеличивается занятость рабочей силы). И, наоборот, с ростом налоговой ставки часть предпринимателей разорится, другая часть будет максимально использовать уловки и приемы уклонения от налогов, и в общем закономерный результат – поступления в государственный бюджет сократятся.

Современные системы налогообложения руководствуются и другими принципами. К ним относятся, например, четкая определенность – кто, сколько, кому и когда должен уплачивать налог; простота системы ставок и взимания; оптимальное соотношение между стабильностью и гибкостью; использование мирового опыта взимания налогов и др.

 

§ 4.Фискальная (бюджетная) политика.

 

Фискальная политика это комплекс мер государства, направленных на изменение правил изъятия налогов и расходования средств госбюджета.

Цели фискальной политики:

- повышение темпов экономического роста;

- достижение высокого уровня занятости;

- сглаживание амплитуды колебаний экономического цикла;

- контроль за уровнем инфляции.

Воздействовать на развитие экономики правительство может двумя способами: а) расходованием бюджетных средств; б) сокращением доходов госбюджета за счет снижения налогов.

Использование государственных расходов в качестве рычага экономического подъема формирует бюджетно-расходную фискальную политику. Государственные расходы – это использование бюджетных средств на содержание правительственных структур: аппарата управления, армии, органов внутреннего правопорядка. К государственным расходам относятся также трансфертные платежи и государственные закупки.

Государственные расходы оказывают столь же непосредственное воздействие на объем производства ВВП, как и инвестиции предпринимателей.

Государственные расходы обладают также мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (Mg) показывает, насколько возрастет ВВП в результате роста государственных расходов:

Mg =

Δ ВВП

Δ G

Использование величины налогов в качестве рычага экономического подъема формирует бюджетно-доходную часть фискальной политики. Рост налогов ведет к сокращению ВВП, а снижение налогов – к росту ВВП. Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов, что, в конечном счете, проявляется в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для предприятий ведет к росту их доходов и, следовательно, к росту спроса на инвестиционные товары.

Снижение налогов также вызывает мультипликационный эффект. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора государственных расходов, так как при сокращении налогов часть возникшего дополнительного дохода населения уходит в сбережения, и рост совокупного спроса отстает от уровня снижения налогов.

Таким образом, и рост государственных расходов, и снижение налогов воздействуют на экономику в одном направлении – стимулируют экономический рост, обеспечивают высокую занятость, уменьшают циклические спады. Однако темпы и отдача у них разные.

Фискальная политика осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы – это бюджетное финансирование четко выделенных направлений, таких, как расширенное воспроизводство, развитие инфраструктуры, развитие науки, структурная перестройка, содержание ВПК и др. Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. Такое воздействие может осуществляться путем использования налоговых льгот, изменения необлагаемого минимума доходов, политики ускоренной амортизации и т.д.

В зависимости от способов организации различают два вида фискальной политики: дискреционная и автоматическая политика.

Дискреционная политикаэто сознательное регулирование государством своих расходов и налогообложения в целях улучшения экономического состояния страны. Например, в фазе кризиса проводится политика экономического роста, а в фазе подъема – политика сдерживания деловой активности. Во время подъема производства государство сдерживает и ограничивает доступ предпринимателей к деньгам. Кредиты становятся дорогими и труднодоступными. В результате этого - инвестиционные вложения в экономику ограничиваются и рост экономики тормозится. Во время кризиса государство обеспечивает доступный и дешевый кредит. В результате кризисный спад быстро преодолевается и совершается переход к фазе подъема. Таким образом государство манипулирует ценой денег, делая их дешевыми или дорогими. С такой же целью государство может маневрировать налогами: в период подъема, при прежних ставках, поступления налогов увеличиваются, во время кризисного спада - снижаются. При росте налогов предприниматели сокращают инвестиции, а у населения уменьшается покупательная способность. В результате подъем производства тормозится. При снижении налогов все происходит в противоположном направлении. Государство также целенаправленно использует величину бюджетных расходов. Во время кризисов государство увеличивает бюджетные расходы на закупки товаров и услуг, на социальные программы и создание дополнительных рабочих мест, на развитие инфраструктуры. Во время подъема все эти расходы значительно сокращаются.

Все эти меры правительство проводит осознанно, постепенно и целенаправленно: определяет необходимость мер, рассчитывает величину необходимых изменений, просчитывает последствия, проводит поправки в законодательстве. Все это требует столь много времени, что иногда оказывается неэффективным.

Автоматическая политика предполагает применение встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторыэто такой экономический механизм, который регулирует экономику страны автоматически, без видимого вмешательства государства. Автоматическими стабилизаторами являются: а) прогрессивная система налогообложения; б) дифференцированная система государственной социальной помощи.

В период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности и сдерживание экономического роста. В период экономического спада налоговые поступления автоматически сокращаются, что вызывает рост совокупного спроса и подъем производства.

Система социальной защиты препятствует сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы государственные выплаты сокращаются, что сдерживает рост совокупного спроса.

В настоящее время в развитых странах целью финансовой политики является обеспечение равновесия экономики в целом, а не только государственного бюджета. При этом, как правило, возникает и увеличивается государственный долг. Правительства развитых стран полагают, что последствия государственного долга для страны менее губительны, чем нарушение экономического равновесия в целом. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия.

 

Выводы:

1. Финансовая система страны – это совокупность экономических отношений по поводу образования, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов в стране. Финансовая система включает четыре уровня отношений.

2. Основным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет – ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства. Государственный бюджет строится как баланс между доходами и расходами правительства страны. Превышение доходов над расходами образует профицит, а превышение расходов над доходами – дефицит госбюджета.

3. При формировании госбюджета используются автоматический и статистический методы. Самым современным и перспективным является метод непосредственных оценок.

4. Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за вычетом профицитов.

5. Налоги – это обязательные сборы и платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством в определенных законом размерах. Налоги выполняют фискальную и стимулирующую функции.

6. Все виды налогов и способы их взимания образуют налоговую систему страны. Налоги бывают прямые и косвенные, прогрессивные и регрессивные и т.д.

7. Величина налогообложения оказывает влияние на развитие предпринимательства в стране, уровень инвестиций и на мировые экономические связи.

8. Меры государства по распределению и использованию финансовых ресурсов формируют фискальную политику в стране.

9. Фискальная политика распадается на бюджетно-доходную и бюджетно-расходную. Бюджетно-расходная – это воздействие на деловую активность в стране с помощью государственных расходов (закупки, кредиты, трансферты, дотации). Бюджетно-доходная политика – это воздействие в том же направлении с помощью изменения величины налогообложения. При этом возникает эффект мультипликатора государственных вложений и налоговый мультипликатор.

 

Термины и понятия:

Финансы. Финансовая система. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. Бюджетный профицит. Государственный долг. Налоговая система. Прямые налоги. Косвенные налоги. Фискальная политика. Автоматическая налоговая политика. Дискреционная политика. Мультипликатор.

Вопросы и учебные задания:

1. Перечислите источники доходной части госбюджета и определите их значение для экономики страны.

2. Каковы причины возникновения дефицита госбюджета?

3. Каковы особенности формирования российских госбюджетов?

4. Проанализируйте фактический бюджет российского государства за последний год и определите удельный вес отдельных статей расходной части. Сделайте выводы.

5. Сформулируйте и обоснуйте свои предложения российскому правительству по составлению государственного бюджета.

6. Проанализируйте достоинства и недостатки всех методов формирования госбюджета.

7. Прогрессивные или регрессивные налоги в России в настоящее время?

8. Какие принципы налогообложения действуют сегодня в России?

9. Какое влияние на государственный бюджет оказывает теневая экономика?

10. Дискреционная или автоматическая финансовая политика используется в настоящее время в России? Обоснуйте свое утверждение.

11. Какие способы повышения собираемости налогов используются в настоящее время в России? Чем обусловлена деятельность налоговой полиции?

12. Сравните значение понятий "налоговая лазейка" и "уклонение от налогов" и обоснуйте свои выводы. Какое из этих понятий проявляется в российской практике?

13. Может ли Россия обойтись без внешних займов? Ваши предложения на этот счет.

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 226.