Законность представляет собой принцип права, состоящий в требовании строгого и неукоснительного соблюдения нормативно-правовых актов, а также реального осуществления субъективных прав, при условии отсутствии произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц.
Согласно ст. 195 ГПК решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 3 УК, преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[233] полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
В Приказе Генпрокуратуры РФ от 09.06.2009 г. № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах»[234] признается, что состояние законности в налоговой сфере свидетельствует о распространенном характере нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. Органами местного самоуправления допускаются факты принятия неправомерных правовых актов в налоговой сфере и установления незаконных налогов и сборов. Налоговыми органами не в полной мере осуществляются функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимаются адекватные меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускаются нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Кредитными организациями (банками) несвоевременно исполняются либо не исполняются поручения налогоплательщиков или налоговых агентов о перечислении налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Имеют также место факты коррупционных проявлений и совершения иных уголовно наказуемых деяний. Существуют недостатки и в организации прокурорского надзора на данном направлении. Не всегда обеспечиваются системный подход к проводимой работе, качество надзорных мероприятий и адекватное реагирование на факты нарушений.
К числу элементов законности обычно относят:
1) совокупность идей, взглядов, принципов;
2) требование соблюдения и исполнения действующего законодательства.
К числу признаков законности причисляют:
1) всеобщность и общеобязательность требований законности;
2) объективный характер законности;
3) пресечение любых правонарушений;
4) неотвратимость наказания за противоправные деяния.
К числу принципов законности относятся:
1) единство законности;
2) всеобщность законности;
3) целесообразность законности;
4) реальность законности;
5) верховенство закона;
6) гарантированность основных прав и свобод человека.
7) принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение;
8) взаимосвязь законности и культурности.
Правопорядок
Правопорядок представляет собой такой порядок в обществе, при котором важнейшие общественные отношения урегулированы правом, а поведение субъектов правоотношений соответствует требованиям закона.
Правопорядок является целью правового регулирования.
Конституционный контроль
Конституционный контроль представляет собой деятельность компетентных государственных органов по обеспечению конституционной законности, верховенства конституции, её прямого действия на всей территории государства.
Обеспечение конституционной законности представляет собой систему мер, направленных на гарантирование, упрочение законности, на профилактику соответствующих ее нарушений.
Субъектами конституционного контроля являются:
1) глава государства, парламент и правительство (общеполитический конституционный контроль);
2) специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы);
3) судебные органы.
Согласно Федеральному конституционному закону от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1).
Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
4) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
5) дает толкование Конституции РФ;
6) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
7) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
8) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст. 3).
Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (ст. 5).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.