Правотворчество состоит из следующих стадий:
1) законодательная инициатива со стороны строго определенных Конституцией субъектов права;
2) решение компетентного органа о необходимости издания акта;
3) подготовка концепции и проекта нормативного акта;
4) обсуждение проекта нормативного акта в комиссиях, комитетах, палатах, на сессиях законодательного органа;
5) принятие нормативного акта в определенном порядке;
6) опубликование нормативного акта.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).
Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч. 2 ст. 104).
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 105).
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105).
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч. 4 ст. 105).
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 5 ст. 105).
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107).
Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ч. 2 ст. 107).
Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108):
1) об условиях и введении чрезвычайного положения, режиме военного положения (ст. 56, 87, 88);
2) о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционного статуса РФ (ст. 65, 66, 137);
3) о государственном гербе, флаге, гимне РФ (ст. 70);
4) о референдуме (ст. 84);
5) об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);
6) о деятельности Правительства (ст. 114);
7) о судебной системе РФ, о порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и иных федеральных судах (ст. 118, 128);
8) о Конституционном Собрании (ст. 135).
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 2 ст. 108).
Особые правила установлены Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», согласно которому референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании (п. 1 ст. 2).
Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ (п. 1 ст. 6).
На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ (п. 2 ст. 6).
На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 4 ст. 6).
На референдум не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (п. 5 ст. 6).
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, — при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
2) Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;
3) федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором РФ и Федеральным конституционным законом «О референдуме» (п. 1 ст. 14).
Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении (п. 2 ст. 83).
Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения (п. 4 ст. 83).
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме (п. 5 ст. 83).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 195.