а. – «Книга Создания»;
б. – «Тайный Ангел»;
в. – «Книга Зоар»;
г. – «Духовный поиск».
На каком языке написана «Книга Зоар»?
а. – на арамейском;
б. – на иврите;
в. – на арабском;
г. – на греческом.
Назовите основной труд Ари
а. - книга «Древо Жизни»;
б. – книга «Восемь врат»;
в. – книга «Врата намерений»;
г. – книга «Санхэдрин».
4. Назовите основоположника современной науки каббала.
а. – Хаим Виталь;
б. – Ари;
в. – Моисей Кордоверо;
г. – Бааль Сулам.
Назовите монументальный труд Бааль Сулама.
а. – «Зоар»;
б. – «Постижение высших миров»;
в. – «Развитие души»;
г. – «Учение Десяти сфирот».
Дополнительный материал
Из цикла бесед о каббале для российского телевидения
8 мая 2005 года
Нас окружает целый мир – воспринимаемая нами часть мироздания, то, что доступно нашим пяти органам чувств. Но с их помощью мы способны постичь лишь наш мир. Однако существует еще и внешняя, Высшая часть мироздания. У нас есть возможность проникнуть сквозь наш мир внутрь природы и ощутить Высший мир.
Как это происходит? Наш мир мы воспринимаем через пять органов чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Но существует еще дополнительный шестой орган чувств, называемый экраном. С его помощью можно проникнуть сквозь наш мир и увидеть глубинные, внутренние слои. Итак, человек должен обрести дополнительный орган чувств.
Рисунок 1 .
Как это сделать? Ответ на этот вопрос дает каббала – она рассказывает, как обрести экран.
Каким образом обрели экран Адам и Авраам? Они сделали это единственно силой своего стремления. Это были особые, очень тонкие души, которые одним своим устремлением смогли проникнуть сквозь оболочку нашего мира и начать ощущать его скрытые тонкие структуры. Благодаря непосредственному постижению, они развили в себе шестой орган чувств, экран, и затем изложили методику его создания – методику, которой сейчас может пользоваться каждый человек.
Итак, каббалистическая методика – это методика создания в каждом из нас шестого органа чувств. Поскольку из поколения в поколение человечество меняется, соответственно меняется и методика.
Авраам не успокоился на собственном духовном постижении и решил организовать школу. Почему? Он почувствовал, что вокруг него существует множество людей, которые тоже испытывают потребность проникнуть в Высший мир.
В Мидраше («Берешит Раба», глава 84) написано, что Авраам сидел у своего шатра и зазывал к себе проходящих мимо людей, среди которых жил. Он угощал их и рассказывал, что такое каббала, каковы ее возможности, и что она дает человеку. В результате, вокруг него собралась группа людей, из которых он постепенно воспитал каббалистов, то есть ощущающих и постигающих Высшее мироздание.
Затем, образовавшаяся группа переселилась на территорию древнего Израиля и стала называться Исраэль, устремленные к Высшему (исра-эль означает на иврите «прямо к Высшему»). Это был не народ, а именно каббалистическая группа, организовавшаяся под управлением Авраама из представителей племен, которые жили в Междуречье около 4000 лет назад. Далее, эта группа развивалась, совершенствовала каббалистическую методику, прошла периоды изгнаний, Египетского рабства, пока не появился следующий каббалист – Моисей, изложивший каббалу в самой известной в мире книге – в Библии. На иврите Пятикнижие Моисеево называется Тора, от слова Ор (свет).
Моисей
На следующем этапе развития каббалы Моисей создал книгу на так называемом языке ветвей – книгу аллегорий, в которой широко используются образы нашего мира. Он написал ее так, чтобы каждый человек мог сквозь наш мир раскрыть Высший мир, поскольку силы управления нисходят из Высшего мира на наш мир, порождая здесь объекты и предметы и образуя связи между ними. Для обозначения Высших сил, существующих в Высшей сфере, Моисей использовал их следствия в нашем мире.
Истинный смысл Торы
Людям, способным видеть только наш мир, кажется, что Тора говорит об устройстве земных дел, о взаимодействиях между людьми, о том, как должен вести себя человек, как общаться с другими членами коллектива, правильно жить в нем, как организовано человеческое общежитие и каковы его законы. На самом деле это абсолютно не так.
В Торе сквозь объекты нашего мира прописываются закономерности Высшего мира. Моисей излагает вещи довольно абстрактные: например, как строить Храм, как в нем работать, как выполнять какие-то непонятные ритуалы, называемые заповедями, большая часть которых в нашем мире вообще не имеет рационального объяснения (кроме нескольких, наподобие «Возлюби ближнего своего»). В основном, заповеди не имеют рационального объяснения, потому что описывают Высший мир словами нашего мира.
Поэтому обычные люди, читая Тору, полагают, что это историческое повествование. Каббалисты, читая ту же самую книгу, понимают, что она рассказывает о Высшем мире и о его законах.
Тора написана на языке причин и следствий, когда следствие в нашем мире дает название создавшей и удерживающей его силе. В духовном мире нет названий. Когда человек смотрит сквозь материальный объект, действие или силу, он называет всю цепочку, создавшую данный объект, именем этого объекта.
Возьмем для примера описанное в Библии нисхождение в Египет. Семь тучных лет и семь голодных лет в Египетском рабстве, бегство от фараона, переход через Красное море, вход в Синай, раскрытие Творца, затем сорокалетнее путешествие через пустыню, и так далее, до построения Первого Храма.
В нашем мире все это, несомненно, происходило: и разрушение Храма, и скитание по пустыне, и гора Синай, у подножья которой сейчас находится знаменитый монастырь Санта-Катарина, и все, что было создано в Египте во времена рабства – это исторические события. Тому есть археологические доказательства. Однако каббалисты, изучая Высшие силы сквозь земные объекты, явления и события, видят проекцию этих Высших сил, их влияние на наш мир. Они выясняют, к чему эти Высшие силы ведут.
Почему история Вселенной и человечества началась и развивается с определенного момента именно таким образом? К чему все это придет? Через исторические рассказы ученый-каббалист видит всю палитру воздействия Высших сил на наш мир. Более того: если мы исследуем эти силы на высшем уровне, то мы изучаем их не только относительно наших тел, но также и относительно наших душ.
Как бы то ни было, все, о чем говорится в Торе, в итоге исполнилось до конца ХХ века. Начиная с ХХ века, наступил особый период в истории человечества, когда оно вновь стало получать идущую от Адама каббалистическую мудрость. С помощью этой древней мудрости можно начать проникать внутрь природы, постигать ее корни, и, таким образом, найти смысл существования.
Человечество сегодня пребывает в тяжелом кризисе, который побуждает нас отыскивать причину нашего существования и его цель.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 3171.