Системы мобилизации возможностей (ресурсов предприятия) в расчете на ожидаемый ход событий не пригодны для реагирования на события, развивающиеся слишком быстро, чтобы можно было заранее подготовить и вовремя принять необходимые решения.
Чтобы справиться с такими быстроменяющимися задачами, обусловленными поведением правительства, конкурентов, развитием технического прогресса и т. п., применяют управление путем ранжирования стратегических задач, которое предусматривает следующее:
1) устанавливается постоянное наблюдение за всеми тенденциями во внешней сфере: рыночными, техническими, общеэкономическими, политическими;
2) результаты анализа этих тенденций и оценка срочности решений докладываются высшему руководству предприятия как на регулярных совещаниях, так и просто по мере обнаружения новых опасностей или открытия новых возможностей;
3) руководство предприятия вместе со службой маркетинга (службой перспективного развития) делит все задачи на четыре категории:
а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного рассмотрения;
б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла;
в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;
г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие дальнейшего рассмотрения;
4) срочные задачи передаются на рассмотрение, изучение и принятие решений соответствующим подразделениям предприятия, либо в случае необходимости различным целевым оперативным группам;
5) принятие решений контролируется руководством с точки зрения возможных стратегических и тактических последствий;
6) высшее руководство постоянно пересматривает и обновляет список проблем и их приоритетность.
Управление «по слабым сигналам»
Очевидные и конкретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, называют сильными сигналами. Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называть слабыми сигналами.
При высоком уровне нестабильности появляется необходимость готовить решения еще тогда, когда из внешней среды поступают слабые сигналы. Если уровень нестабильности внешней среды находится в пределах 3,0-4,0 баллов, предприятие еще может себе позволить дожидаться более сильного сигнала, так как у него хватит времени подготовить решение к моменту, когда проблема назреет. Но при значениях нестабильности 4,5-5,0, когда ситуация меняется быстро, предприятие может опоздать с принятием рационального решения. Порядок действия в такой ситуации показан в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Действия фирмы при слабых сигналах о возникновении проблемы
В левой колонке таблицы перечислены пять стадий нарастания информации о новой проблеме. При движении сверху вниз видно, как сигналы становятся сильнее. Вначале (уровень I) внешняя среда только готовит неожиданности, на уровне IV известно достаточно, чтобы принять конкретные меры в ответ на возникшую опасность / возможность. На уровне V известно настолько много, что можно подсчитать прибыли и убытки как от возникшей ситуации, так и принятых контрмер.
По горизонтали перечислены нарастающие по силе контрмеры от уровня А (самые слабые ¾ обследование области нестабильности) до уровня F (самые сильные ¾ прямые контрмеры в ответ на опасности или возможности ¾ выход на новый рынок, переход к новой стратегии маркетинга, развертывание или свертывание производства).
Чтобы потенциал системы (ПС) давал информацию, должно быть налажено наблюдение, чувствительное к слабым сигналам. Кроме того, должно быть выработано положительное отношение к переменам, готовность к принятию рискованных решений, умение опираться не на прошлый опыт, а на новый, приобретаемый опыт.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 411.