По отношению к прибыли как одной из главных целей организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления в стратегическом менеджменте. Многообразие целей и задач организации приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность всех сотрудников.
Некоммерческие организации (НКО) ¾ это юридические лица, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Организации подобного рода ¾ неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, который играет существенную роль в социально-экономическом развитии ведущих рыночно-ориентированных стран.
В Российской Федерации в настоящее время на долю некоммерческих организаций приходится более 15,6% общего количества российских организаций и около 34 млн. жителей связаны с некоммерческим сектором, будучи либо сотрудниками, либо клиентами (адресатами помощи). Это почти четверть населения страны.
Необходимость использования стратегического управления в процессе совершенствования управления деятельностью некоммерческих организаций, помимо современной общей тенденции перехода к стратегическому управлению, учитывает и специфическую особенность непосредственно некоммерческих организаций: их большую (по сравнению с коммерческими организациями) зависимость от внешней среды, так цели уставной деятельности и источники дополнительных преимуществ НКО (привлечение добровольцев, получение грантов, благотворительной помощи и т. д.) в большинстве случаев носят внешний характер.
Стратегическое управление некоммерческими организациями существенно отличается от стратегического управления коммерческими организациями, так как целевое предназначение некоммерческих организаций жестко закреплено в учредительных документах НКО и не изменяется свободным образом, как это наблюдается в коммерческих организациях. Однако если некоммерческая организация, помимо уставной деятельности осуществляет и предпринимательскую деятельность, то стратегическое управление осуществляется с обязательными для предпринимательской деятельности НКО ограничениями (соответствие целям уставной деятельности, отсутствие возможности распределять прибыль между участниками и т. д.).
Следует также учитывать, что механизм управления некоммерческой организацией в нашей стране определяется ее учредительными документами и не может быть изменен в одностороннем порядке руководством НКО. Это связано с тем, что Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами регламентируются структура органов управления, порядок их формирования (назначение или избрание), сроки полномочий, компетенция и порядок принятия ими решений, выступлений от имени некоммерческой организации; особо выделяются основы управления некоммерческой организацией, характеризуется высший орган управления НКО, определяется исполнительный орган некоммерческой организации, указывается возможность создания постоянно действующего руководящего органа и устанавливаются полномочия, которые могут быть ему переданы высшим органом управления НКО.
Например, в соответствии с российским законодательством, основной функцией высшего органа управления некоммерческой организации является обеспечение соблюдения целей, ради которых была создана организация. На высший орган управления некоммерческой организацией возлагается решение следующих вопросов:
1) изменение устава некоммерческой организации;
2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
4) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
5) утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
6) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
7) участие в других организациях;
8) реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда) (Закон о некоммерческих организациях, ст. 29, п. 3).
Вопросы, предусмотренные п. 1-3, 8, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления. Учредительными документами НКО также может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных в указанных выше п. 4-7.
Таким образом, стратегическое управление некоммерческими организациями должно учитывать отличительные особенности или сущностные характеристики (рис. 1.2), свойственные всей совокупности некоммерческих организаций: нематериальность и социальная значимость целей, запрет на распределение прибыли между участниками, жесткое законодательное регламентирование механизма управления, предоставление услуг как распространенного конечного продукта деятельности, трудности мотивации труда и т. д.
Рис. 1.2. Сущностные характеристики некоммерческих организаций
Поэтому применение научного стратегического управления отдельно в НКО подразумевает не изменение механизма функционирования системы управления НКО, а изменение его ориентации (с внутренней на внешнюю), т. е. смещение акцентов внимания руководителей на потребителей, конкурентов, рынок и т. д. (в соответствии с современной концепцией управления) и изменение подхода к организации управления (от примитивно-интуитивного к научному).
На практике именно высшие органы управления некоммерческими организациями разрабатывают на долгосрочную перспективу (до пяти лет) стратегию развития организации в соответствии с требованиями внешнего рыночного окружения, осуществляют принятие стратегических решений.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущей главе
1 Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива / Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996.
2 Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 485.