Часто в специальной литературе указывается, что разработка миссии должна проводиться на основе анализа внешней и внутренней среды18 и др.:
«Факторы, учитываемые при выработке миссии:
· история фирмы;
· существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
· состояние внешней и внутренней среды фирмы;
· ресурсы, которые фирма может привести в действие для достижения целей фирмы;
· отличительные особенности, которыми обладает фирма»19.
Это совершенно верно, однако представляется, что для анализа внешней среды необходимо иметь инструмент для отбора ненужной информации. Так как внешняя и внутренняя среда поставляют практически неограниченное количество информации, выделить из нее необходимую можно только с использованием так называемых фильтров. Наиболее полезным из них является как раз миссия фирмы. Поэтому еще до начала целенаправленного анализа среды необходимо выразить словами предварительную формулировку миссии и затем уже уточнить ее в соответствии с результатами процесса разработки. Предварительная формулировка может быть получена очень просто ¾ необходимо сказать одним предложением то, чем занимается или хочет заниматься фирма, например, продает квартиры или выпускает стройматериалы.
Иногда оказывается трудно, а подчас и невозможно сформулировать миссию фирмы. Это может свидетельствовать о том, что фирма не сбалансирована, т. е. не существует единых целей внутри фирмы, интересы различных групп вступают в противоречие между собой и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей. Такая ситуация может сложиться также в том случае, если существует несколько подразделений фирмы, двигающихся в различных направлениях, как герои басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Если руководство компании серьезно заинтересовано в правильном формировании миссии, нужно преодолеть возникающие трудности, подойдя творчески к процессу ее создания. «Иначе, ¾ как отмечает А. И. Пригожин, ¾ если нам не удастся восстановить подлинную ценность миссии бизнес-организаций, то этим понятием скоро перестанут пользоваться, оно просто выйдет из управленческого словаря как бесполезное и даже нелепое. Будет очень жаль отдавать его на уничтожение вульгаризаторам. Ибо за ним стоит весьма ценный смысл. И руководители лишатся хорошего инструмента в работе над своим будущим»20.
О практическом применении смотрите в материале «Использование миссии для формирования корпоративной культуры и укрепления общих ценностей»
В практике отечественного бизнеса уже немалое количество компаний не только имеет собственную миссию, но и активно использует ее во взаимоотношениях с работниками, партнерами, потребителями. Например, торговый дом «Русьимпорт» имеет следующую миссию: «Безусловный и значимый рост культуры потребления настоящих вин в России, а также развитие данного рынка в целом». Исходя из этой миссии строится глобальная философия действий всего холдинга, которая основывается прежде всего на доскональном знании специфики вина как продукта и безукоризненной деловой репутации всех подразделений и сотрудников компании.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущей главе
1 Пригожин А. И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.
2 Там же.
3 Там же.
4 Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1998.
5 Там же.
6 Там же.
7 Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2004.
8 Голдман М. Теория управления в США и России: сравнительный анализ // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1.
9 Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 1998.
10 Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1998.
11 Там же.
12 Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ.; Под ред. Л. Г. Зайцева и М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
13 Гуйар Ф. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации. М.: ОАО Типография новости, 2000.
Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 1998. С. 300.
14 Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004.
15 Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.
16 Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1998.
17 Грюниг Р. Координация структурных параметров предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 4.
18 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Наука, 1991.
Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Дело, 1998.
Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2003.
Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ.; Под ред. Л. Г. Зайцева и М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
19 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарики, 1998.
20 Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Цель, пожалуй, самая беспокойная и насущная категория управления (и вообще ¾ бытия). Пониманию целеполагания очень мешают всякие очевидности и иллюзии. Они прикрывают тревожную суть этой работы. Между тем многие дисфункции и патологии организаций восходят истоками к качеству их целей.
А. И. Пригожин
Понятие цели
Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным видам работы, с помощью которых фирма может добиться успеха. Определению целей предшествует не только выбор миссии, но и, как правило, формулировка принципов деятельности фирмы. Именно в это время определяется суть рыночной ориентации фирмы и закладывается база взаимоотношений с партнерами, включая конкурентов.
Наиболее употребляемо понимание цели как планируемого результата. Можно привести и философский эквивалент того же понимания: «Цель есть... субъективное понятие как существенное стремление и влечение положить себя вовне»1, а также кибернетический вариант определения цели: «Утверждение, что система стремится к цели, означает, что ее действия сводят к минимуму рассогласование между наличным состоянием или величиной на выходе и некоторым заданным состоянием. Этому состоянию соответствует величина, обозначаемая термином «цель»2.
Цель выступает как единство мотивов, средств и результатов. Это значит:
¾ цель есть определенный мотив (потребность). Цель так относится к мотиву, как стакан воды ¾ к утолению жажды, сочинение поэмы ¾ к самовыражению и обладание властью ¾ к самоутверждению, а одна цель может удовлетворять несколько потребностей, как отдельная потребность может удовлетворяться через разные цели;
¾ цель образуется при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), т. е. при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности;
¾ понятие «цель» не тождественно понятию «результат», ибо взаимодействие мотивов со средствами производит отнюдь не только потребное. Ведь даже при достижении цели в результат привносятся другие следствия, не совпадающие с начальным, предполагаемым результатом. Достигнутая цель способна быть только частью результата; важно, что выбор цели субъектом существенно предопределен и ограничен «встроенными» мотивами (индивидуальные предпочтения, влияние окружающей среды, побочные цели и т. п.). Поэтому целеполагание не есть лишь дело свободы, воли субъекта3.
Цели организации ¾ конкретные конечные состояния системы или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе4. Цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности. Сложные, но достижимые цели помогают организации защититься от успокоенности, колебаний, внутрифирменного беспорядка, быть постоянно конкурентоспособной.
Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, стратегия ¾ как средство или способ достижения цели. Аристотель говорил, что не цель бывает предметом решения, а средства к цели.
Установление целей
В зависимости от изменения условий, возможностей, достигнутых результатов цели могут оставаться теми же, корректироваться или меняться. Новые цели появляются также в результате анализа информации, прошлых решений, т. е. на основе заключений, выводов. Рассматриваются новые альтернативы: ведут ли они к достижению цели быстрее, что для этого дополнительно требуется. Если требования новых альтернатив высоки и в ближайшее время не могут быть удовлетворены, то устанавливаются краткосрочные, но достижимые цели. К достижению больших и сложных целей идут постепенно, начиная с тех, которые имеют наибольший приоритет. При этом фиксируют достижение промежуточных целей.
Обычно перед руководством фирмы стоит проблема выбора из нескольких целей и задач таких, как обеспечение прибыльности компании, рост, стоимость капитала акционеров, удовлетворение потребностей потребителей и т. п. Как правило, выбор одной из целей приводит к тому, что руководство концентрируется на каком-то одном направлении и выполнение обязательств только перед одной заинтересованной в деятельности фирмы группой, а необходимо учитывать, по возможности, интересы всех заинтересованных групп (стейкхолдеров) (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Дата: 2018-12-28, просмотров: 415.