Визуальная метафора, как экономичный (с точки зрения затрат времени и сил) способ работы с клиентом, добавляющий разнообразие в инструменты психотерапевтической работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Подобно тому, как в математике, мы целое математическое выражение, состоящее из большого количества знаков, можем принять за некий Х, также большой объем информации, который мы имеем, работая с собой или с клиентом, мы можем обозначить метафорой рисунка. Количество единиц информации, которое можно одновременно воспринять, составляет 7 +_2 . Решая задачи с помощью визуальной метафоры, мы можем большой информативный объем «укладывать» в 7 +_2. Мы выигрываем силы и время за счет приема аналогий , плюс использование самой быстрой репрезентативной системы - визуальной, c помощью которой (субмодальности ) мы кодируем информацию. И далее происходит следующее: человек рисует, потом что-то меняет в рисунке, потом меняется сам.


Работая с одной клиенткой в течение какого-то времени по поводу ее проблемных отношений в семье и убеждений о невозможности что-либо изменить , в один из сеансов, я попросила ее «нарисовать жизнь семьи в виде предметов или животных или растений, назвать их ». - «Но я не умею рисовать.»- « Попробуй представить себя художником - примитивистом или абстракционистом...» Во время ее работы можно было наблюдать, как много она вкладывает в этот рисунок, как сосредоточенно вырисовывает животных, выражая эмоции и отношение к персонажам - в рисунок . Затем я предложила ей нарисовать картинку на тему « Какой бы я хотела видеть свою жизнь, семью ?» Она снова задумалась и сказала: «Я хочу , чтобы все было по-другому...» и начала рисовать другую картинку «семейки животных». После окончания работы я спросила: «Ты уверена, тебе все здесь нравится, оптимально ли это для тебя и твоего окружения?» - «Да, я уверена, теперь я знаю как мне надо жить и действовать» Второй рисунок символизировал ее новую, самостоятельную жизнь - желание, осуществление которого она не могла себе позволить до нашей совместной работы. И работа с рисунками стала «последней соломинкой, переломившей спину верблюда», по-настоящему изменившей ее убеждения по поводу взаимоотношений с близкими.



В работе многих тренеров можно видеть работу с визуальной метафорой. В семинаре Роберта Дилтса по системному мышлению, проходившему в Московском Центре НЛП, было одно замечательное упражнение. В «пятерках» человек рассказывал о своем проблемном пространстве, и каждый участник группы должен был изобразить метафорически ( т.е. с использованием изображений предметов, явлений природы, животных и т.д.) свое понимание проблемы. В результате человек получал несколько карт- визуальных метафор своего проблемного пространства, что помогало ему более многомерно его осознать (и завершить ТОТЕ осознания самой проблемы - очертить ее границы, сформулировать, увидеть целиком). И используя эти же карты по аналогии, выбрать оптимальное решение метафорически, а затем и в переводе на собственную реальность.


Мой интерес к визуальной метафоре был почерпнут из различных семинаров , в основном - в Московском Центре НЛП, группе Интегральной графики Саши Любимова, в совместной работе с гештальттерапевтом Маргарет О`Брайен (Англия) в Китежском семейном детском доме, книги Вайолетт Оклендер («Окна в мир ребенка», из собственной «правополушарности», из собственного психотерапевтического опыта, и из любви к искусству. Я работала с детьми, проводила проективную рисуночную диагностику в школе («Рисунок семьи», «Несуществующее животное»и т.д.), многократно наблюдала поразительную связь между рисунком и реальной жизнью ребенка. Дети хорошо владеют языком рисунка, метафоры, для них рисовать - естественно, редко кто из них скажет, что не умеет рисовать, нет внутренней цензуры - пожалуй, тем и удивителен мир детского рисунка, что, присмотревшись повнимательнее, мы сможем прочесть по нему чувства и состояние ребенка, его радости, интересы, трудности. Например, «рисунок семьи» дает настолько точную информации о структуре семьи и эмоциональной жизни ребенка, что в процессе сбора информации остается лишь уточнять увиденное. Он выделяет значимых членов семьи, старательно прорисовывая детали или выделяя их размером, у тех, к кому испытывает неприязнь, будет лишь символический контур и т.д. Дружную семью дети рисуют , построив всех в ряд или круг, и взявшись за руки , а семью, где каждый сам по себе - в комнате с перегородками. Почти всех мам- у кухонной плиты... Как правило у каждого «художника» свой стиль - с повторяющимися закономерностями - из рисунка в рисунок. Присмотревшись к рисункам и немного понаблюдав за ребенком в процессе работы, можно достаточно точно определить его мета-программный профиль (ценности, фокус сравнений, ассоциация-диссоциация, размер разбивки, позиции восприятия, мотивация, референция, время). Это также можно использовать в работе - , например, в более точной подстройке и ведении.

Подводя некоторые итоги по затронутой теме (она всего лишь затронута, на самом деле - «черепах в ней - до самого верха и до самого низа...»), можно сказать, что проблема (пока она не переведена в стадию задачи) всегда находится в том месте, где есть незавершенность каких-то процессов; нет целостного восприятия, не завершен гештальт - как скажут гештальт- психологи . Или в переводе на язык НЛП - не завершен ТОТЕ процесса. Как правило, именно в этот период к консультантам и обращаются люди. Им необходимо что-то завершить, до- понять, до- думать, осознать. И изменения во внутренней психической жизни человека происходят, а ,соответственно, и меняется что-то в его реальной жизни тогда, когда завершены «открытые ТОТЕ» . Касается ли это планирования его будущего, осмысления настоящего или завершения процессов в прошлом. Работа с визуальной метафорой позволяет обозначать незавершенные внутренние процессы, буквально видеть их, осознавать и доводить до логического завершения. Что, безусловно, ценно для психотерапии. И , помимо этого, использование визуальной метафоры способствует возникновению чувства внутреннего порядка вследствие необходимой организации формы и цвета. Усиливается ощущение собственной личностной ценности. А в качестве дополнительного положительного эффекта - получение удовольствия от созданного произведения. .


Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.