Визуальная метафора в работе с детьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Можете ли вы представить себе ребенка 6 лет (и даже старше) , который вам точно расскажет о том, с чего начался его невроз - тик, заикание или почему ему трудно общаться со сверстниками. Как правило и фильтр родительского внимания редко совпадает с тем, что на самом деле происходит в психической жизни ребенка, как он воспринимает события , происходящие вокруг него, в семье. Для того, чтобы терапия была эффективной, необходима хорошая диагностика, качественный сбор информации. Сделать это, напрямую задавая вопросы мета-модели, трудно или практически невозможно до тех пор, пока ребенок не научился устанавливать причинно-следственные отношения, анализировать. С помощью визуальной метафоры и фантазии-сюжета можно получить эту информацию в виде проекции психической жизни ребенка на плоскость рисунка, обозначить ее и уже используя рисунок, задавая вопросы, можно понять, как он воспринимает те или иные события. Используя рисунок и изображенных персонажей , мы переходим на метафорический язык и уже говорим не о ребенке и его проблемах, , а о жизни нарисованных персонажей. На стадии диагностики рисунок помогает увидеть - с чем , собственно, работаем. Можно дополнить эту информацию тем, что по этому поводу скажут нам взрослые, родители. Находим позитивные намерения и вторичные выгоды невроза или проблемного поведения . И переходим от диагностики к терапии, коррекции. И здесь можно использовать психодраму, игру в сказку, какие-то другие приемы. При точном попадании в карту ребенка-клиента, он отождествляется с героем, проживает какие-то события в его «шкуре», научается полезным навыкам и приобретает необходимые знания и умения.

Приведу случай из практики, когда я работала с семьей и поводом для обращения был лицевой тик у 6-летней девочки Кати. Тик начинался, когда девочке одевали шапку, чтобы вести ее в детский сад.. Я спросила какая у нее любимая сказка. Оказалось - «Волшебник Изумрудного города». Мы придумали с ней «волшебную» шапку (используя настоящую), одевая которую она могла превращаться в разных героев этой сказки - Элли, Тотошку, Дровосека, Льва, Страшилу..., и мы разыгрывали с ней сцены из этой сказки. Собрав ресурсы героев, переякорив, наконец, эту шапку, мы избавились от тика. ... Но, через 10 дней мама и дочка пришли снова - у тика, как оказалось, была масса вторичных выгод. И нам предстояло собрать информацию об оставшихся. Мама и дочь по-разному воспринимали ситуацию, складывающуюся в семье, мама не могла найти других причин невроза. И тогда на помощь пришел рисунок. Я попросила девочку, на минуту закрыв глаза, представить себя цветком - розовым кустом . Потом спросила: « Какой ты - розовый куст, ты растешь в поле, огороде, в саду, на окне? Ты большой или маленький , розовый куст? Кто или что тебя окружает, кто ухаживает за тобой? С кем ты дружишь, розовый куст?» И она нарисовала розовым фломастером цветок, а рядом с ним - огромную зеленую елку, ветви которой тянулись к розе. А еще она нарисовала своего маленького друга в виде фиолетового цветка. «А что будет, если розовый цветок вырастет в большой, мощный розовый куст?», - спрашивала я . Девочка рисовала новый рисунок, но елка снова хищно тянула свои лапы на втором и третьем рисунке, а у девочки опять появлялся тик. Я спросила у мамы о том, кого напоминает ей эта елка. Мама , подумав, сказала - «Это похоже на мою сестру, которая все время «задирает» дочку, мы живем с ней вместе...». Необходимая информация была получена. Мы продолжили работу. С девочкой , с мамой, их взаимоотношениями с сестрой. (Мама смогла найти взаимопонимание с сестрой по этому поводу). А девочка нарисовала большой фиоолетовый цветок рядом с собой. И елка больше не была ей страшна. И так мы разбирались со всеми вторичными выгодами этого тика, которых было немало в этой непростой семье, состоящей, практически из трех семей, тесно живущих под одной крышей. Тик привлекал внимание к девочке и к ее стремлению «навести мосты между родственниками». По мере нашей работы его становилось все меньше. Окончательно он пропал, когда мама вместе с девочкой смогли жить отдельно от родственников и у девочки появились свои интересные занятия, новые друзья, школа.

Возможность использовать рисунок как язык общения с миром ребенка подсказал и еще один случай. Личная история Даши - девочки из семейного детского дома - к 12 годам была полна жизненных драм. В момент нашей встречи, когда девочка попала в хорошую приемную семью , ее жизнь постепенно начала налаживаться и все же прошлое давало о себе знать негативными эмоциями, ночными страхами . Я проводила коррекционные занятия вместе с другими детьми, мы, прорабатывая разные чувства, рисовали на темы наведенных (подсказанных) фантазий. Я попросила детей представить себя маленькой лодочкой, которая выходит в открытое море. «Она плывет себе по морю, море спокойно. Но вдруг начинает дуть ветер, он дует все сильнее, поднимаются волны, они становятся все больше, захлестывая и раскачивая лодочку, свистит ветер, грохочут молнии... Продолжи историю маленькой лодочки, нарисуй ее на листе бумаги...» Ассоциировавшись с попавшей в беду лодочкой, девочка нарисовала метафоричную историю своей жизни. На первом рисунке мы видим изображение лодки, причем как бы нарисованное рукой 4-5 летнего ребенка (возрастная регрессия?). Далее - сам шторм. Во время работы с рисунком я разговариваю с ребенком, задаю вопросы, а Даша рассказывает: «Маленькой лодочке было страшно и холодно, но в море появились добрые рыбы, которые стали толкать лодочку к берегу, тут и шторм начал затихать». Она смотрела на свою картинку (добрыми рыбами, вероятно были ее приемные родители - действительно удивительные люди - в ее настоящем). Но она продолжила и нарисовала еще одну картинку, радующую своими красками - большой корабль, на котором люди танцуют ламбаду. Это было ее желаемое будущее. Интуитивно ребенок искал логического окончания своих драм и начала новой счастливой жизни. И это стало для меня подсказкой к использованию рисунков в терапии. Ведь обозначив, осознав свой драматический путь, прожив его маленькой лодочкой еще раз, и создав позитивную картинку настоящего и будущего, ребенок фактически изменил субмодальности своего опыта -в настоящем и будущем.


Я привожу здесь фрагменты работы с визуальной метафорой. Безусловно, такая работа дает хорошие результаты, но важно помнить, что это лишь один из инструментов для получения изменений. Для того, чтобы жизнь Даши по-настоящему наладилась в ее новой семье, чтобы ребенок смог преодолеть травмирующие воспоминания прошлого, необходима большая системная работа, воспитание, любовь, поддержка взрослых - ее новых родителей и воспитателей.

Говоря о работе с детьми, хотелось бы отметить, что работа с рисунком - это хороший способ для групповой коррекционной работы. Приведу еще один пример. Предстояло работать с детьми, пришедшими во второй класс к новому учителю. И так сложилось - по вине или беде учителя - что у детей этого класса было в целом негативное отношение к школе, недоверие, страхи, пробелы в знаниях. Новый учитель обратился ко мне с просьбой помочь что-то сделать с этими как - будто «замороженными» детьми. И плюс к колоссальной работе учителя по возвращению доверия детей к школе, мы вместе с ними учились выражать свои чувства, писали «незаконченные предложения» (с набором «ресурсов») : «Мой самый лучший день в школе...», «Больше всего на свете я люблю...» и т.д. А также рисовали. Вот одно из занятий. В начале урока мы поговорили о том, что запомнилось им в первом классе - что понравилось и что не понравилось . Потом попросила нарисовать картинки. Очень диагностичными были эти рисунки - кто-то из ребят нарисовал класс, в котором были одни парты, без людей, кто-то - огромного учителя, повернутого спиной, и очень маленького - себя, как-то было дискомфортно от многих из них. Далее я попросила детей нарисовать то, что хотелось бы изменить им в своем отношении к школе. «Как бы хотелось тебе чувствовать себя в школе?» - такова была тема второго рисунка . Дети сосредоточенно работали. В конце урока, мы собрали «негативные» картинке в общую кучу и просто убрали их подальше. А из «позитивных» сделали выставку в классе. С помощью этого приема, мы отрефлексировали чувства, обозначили их. И нарисовали себе «счастливое школьное будущее», как в стишке: «Что нам стоит дом построить - нарисуем , будем жить!»

Визуальная метафора в работе с собой.__


Пожалуй, психотерапевтическая работа с собой - одна из самых трудных. Но необходимость в такой работе периодически возникает - мы анализируем происходящие с нами события, планируем, размышляем, ставим проблемы, решаем задачи. Не всегда «под рукой» хороший психотерапевт или не всегда мы к нему обращаемся. Используя визуальную метафору, можно решать такие задачи самому, обращаясь к своему подсознательному опыту.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 255.