Таблица 4
№ темы дисциплины. | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Семинар 1: «Политология как наука: предмет, методы, функции» | Семинар групповая дискуссия Учебные вопросы: 1. Содержание политологии как науки. Объект и предмет политологии. 2. Закономерности и методы исследования в политологии. 3. Функции политологии. 4. Применение политологии. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. | 4 |
2 | Семинар 2: «Исторические этапы развития политической мысли». | Семинар- групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
| 4 |
3 | Семинар 3: «Политические системы и политические режимы» | Семинар групповая дискуссия
Вопросы для обсуждения:
| 6 |
4 | Семинар 4: «Политика и власть». | Семинар групповая дискуссия Вопросы для обсуждения: 1. Сущность власти и ее структура. Природа подчинения. 2. Ресурсы, процесс и виды власти. 3. Политическая власть как особый вид власти. 4. Политическая легитимность. 5. Принципы классификации типов политической власти. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. | 6 |
5 | Семинар 5: «Государство в политической системе общества». | Вопросы для обсуждения: 1. Понятие государства и его природа. 2. Устройство современного государства. 3. Правовое социальное государство. 4. Тенденции в развитии современного государства. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. | 6 |
6 | Семинар 6: Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения». | Вопросы для обсуждения: 1. Партийные системы в современном обществе. 2. Политические партии и их доктрины. 3. Общественные движения и организации. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. | 6 |
7 | Семинар 7: Политическая культура и политическое сознание». | Вопросы для обсуждения: 1. Понятие политической культуры, ее признаки и типы. 2. Структура и функции политической культуры. 3. Политическое сознание: структура, типы, уровни. Дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. | 4 |
8 | Семинар 8: «Мировая политика и международные отношения» | Вопросы для обсуждения: 1. Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике. 2. Динамика межгосударственных отношений в 20 веке. 3. Основные тенденции развития современных международных отношений. Дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам. | 4 |
Самостоятельная работа
5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Таблица 5
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Тема 2. «Исторические этапы развития политической мысли». . |
| 4 |
Тема 8. «Мировая политика и международные отношения» |
| 4 |
5.4.2 Формы самостоятельной работы
Таблица 6
темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1. «Политология как наука: предмет, методы, функции». | Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. Необходимо подробно проанализировать содержание и специфику объекта изучения данной отрасли знаний, охарактеризовать основные структурные его элементы. Характеризуя систему закономерностей политологии, следует проанализировать их содержание, раскрыть специфику изучаемых взаимосвязей в социально-политической практике. Важно дать краткую характеристику отдельных методологических подходов, применяемых в политологии. необходимо показать связь политологии с другими социальными науками, уяснить вместе с тем ее специфику, которая, в свою очередь, наглядно проявляется через выполнение политологией определенных функций. Важно охарактеризовать особенности каждой из функций, показать их теоретическую и практическую направленности. Важно показать теоретическую и практическую ценность политологии, ее большое воспитательное значение в условиях перехода к правовому демократическому государству в новой России. | 4 |
Тема 2. «Исторические этапы развития политической мысли». | Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. При рассмотрении философско-этических концепций Древнего Мира целесообразно сосредоточить внимание на анализе учений Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона. Характеризуя религиозную концепцию Средневековья, следует остановиться на политических учениях Августина Блаженного и Фомы Аквината, а также теориях деятелей Реформации М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина. Важно охарактеризовать новую систему взглядов на государство, общество и личность, которая появляется в эпоху Возрождения. Здесь надо основное внимание сосредоточить на вопросах происхождения и основания государства, отраженных в концепциях Н. Макиавелли, Т. Мора, Г. Гроция, русских мыслителей периода становления Московского централизованного государства. Изучая гражданские концепции Нового Времени, нужно рассмотреть взгляды Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, А. Токвиля, русских ученых и практиков эпохи Просвещенного Абсолютизма. Рассматривая социальные концепции современности, важно показать все многообразие политических воззрений, которые появились на свет под воздействием реалий XX века. | 4 |
Тема 3. «Политическая системы и политические режимы». | Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. При изучении темы важно уяснить дефиниции таких ведущих категорий политической науки, как «политическая система общества», «политическая организация общества», «политические отношения», «политическая культура», «политические коммуникации». При рассмотрении структуры политической системы общества следует проанализировать социальную природу ее основных элементов, раскрыть специфику каждого из них применительно к российской действительности. В вопросе о функциях политической системы необходимо выделить их специфические особенности и дать краткую характеристику отдельных функций на фоне новой общественной ситуации в нашей стране. Важно охарактеризовать и особенности типологии политических систем общества. Здесь слушателям рекомендуется использовать два основных критерия классификации: степень централизации власти и тип ценностей, лежащих в основе политического устройства общества. | 6 |
Тема 4. «Политика и власть» | Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. Слушателям следует прежде всего сформулировать понятие власти и только после этого, исходя из ее имманентных признаков, показать сущность и структуру этого общественного явления (субъект и объект власти). По вопросу о ресурсах власти необходимо уяснить их определение, типологию и их роль как средства принуждения. Рассматривая третий вопрос плана, важно подробно охарактеризовать особый вид власти — политическую власть. Это удобнее сделать через анализ ее отличительных признаков, с которыми слушатели частично знакомы из ранее изученных государственно-правовых дисциплин. | 6 |
Тема 5. «Государство в политической системе общества». | Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. При рассмотрении первого вопроса слушатели должны обратить внимание на такие фундаментальные проблемы предлагаемой темы, как определение социальной сущности государства, выделение его признаков и свойств. Студенты должны уметь характеризовать устройство государства с точки зрения анализа его современных форм, главным образом, формы правления и формы территориальной организации. Слушатели должны пояснить суть правовой и социальной составляющих этого типа, рассмотреть диалектику взаимодействия правового и социального компонентов в условиях современного демократического государства. | 6 |
Тема 6. « Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения». | Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. Следует выяснить причины возникновения, место, роль политических партий в современном мире. Используя социально-классовый критерий, а также критерии организационной структуры и партийного руководства, слушатели должны уметь самостоятельно дифференцировать партийные системы в рамках политического спектра конкретной страны. Изучая виды политических партий, слушатели должны уметь провести связь между ними и идеологическими доктринами, на основе которых строится вся практическая деятельность этих объединений. Предлагается конкретно рассмотреть теорию и практику консерватизма (неоконсерватизма), либерализма (неолиберализма), социал-демократии. Особую проблему представляет изучение общественных организаций и движений. Важно определить их место и роль в политической жизни страны. | 6 |
Тема 7. «Политическая культура и политическое сознание». | Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. Необходимо осуществить анализ понятия, признаков и типов политической культуры, ее структуру и функции. Глубокому исследованию подлежат структура, типы и функции политического сознания. | 4 |
Тема 8. «Мировая политика и международные отношения». | Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. Характеризуя Межгосударственные отношения, студенты должны дать их определение. Необходимо также усвоить круг субъектов межгосударственных отношений, а также различать несколько уровней этих отношений. Особенно следует остановиться на специфических особенностях межгосударственных отношений как одной из разновидностей международных отношений. Важную смысловую нагрузку несет для студентов прослеживание эволюции межгосударственных отношений в XX веке. Основную суть процесса их развития составляет постепенный переход от конфронтации и принуждения к сотрудничеству и консенсусу государств на мировой арене. Необходимо отметить основные тенденции развития современных межгосударственных отношений , которые непосредственно связаны с главной реальностью наших дней, заключающейся в протекании мирового политического процесса в условиях ликвидации биполярной системы международных отношений. | 4 |
Итого: | 40 |
5.4.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Методические указания по освоению дисциплины (модуля):
Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины:
В лекционном материале необходимо особое внимание уделить проблемным аспектам, систематизировать исторические события, отвечать на поставленные в лекциях вопросы письменно.
Для анализа конкретных политических событий следует использовать следующую методику:
- изучить текст;
- сделать краткое письменное заключение по содержанию проблемы;
- письменно ответить на вопросы, поставленные для конкретного события.
В процессе обучения необходимо усвоить терминологию и уметь ею грамотно пользоваться.
Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.
Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Индивидуальные занятия не являются аудиторными. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов
При изучении курса «Политология» студентам следует уделять очень большое внимание самостоятельной работе как составляющей учебного процесса. Это обуславливается прикладным характером дисциплины, которая имеет множество примеров, как в повседневной реальной жизни, так и в практике правления государством на разных этапах истории.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (CPC) относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями.
Для успешного усвоения данной дисциплины необходимо, прежде всего, самостоятельно изучить текст лекций, ознакомиться с содержанием соответствующих разделов учебных пособий и нормативными источниками.
Изучив рекомендованную литературу, необходимо акцентировать внимание на основные термины и понятия, составляющие основное содержание конкретной темы, мысленно попытаться дать ответ на каждый из вопросов семинара, указанный в планах проведения занятия.
При пропуске лекционного занятия следует самостоятельно восполнить содержание изучаемой темы, обращаясь, при необходимости, к преподавателям кафедры за разъяснениями. Особое внимание следует обратить на выполнение заданий, которые преподаватель может предложить в конце лекционного занятия или на предыдущем семинарском (практическом) занятии.
При подготовке к зачету следует изучить предложенные вопросы и попытаться ответить на каждый из них. При каком-либо затруднении необходимо внимательно изучить соответствующие разделы пособий, вновь пытаясь сформулировать ответ на этот же вопрос.
Если какие-либо термины и темы вызывают затруднение при их самостоятельном изучении, то целесообразно обращаться за консультациями и разъяснениями к преподавателям кафедры.
Следует отметить, что подготовка к семинарским (практическим) занятиям и зачету может потребовать достаточно много времени, поэтому данный вид деятельности необходимо планировать заблаговременно.
Крайне важно с первых недель обучения в Университете Правосудия научиться пользоваться библиотекой, ее электронным каталогом, систематически работать с литературой, периодикой и доступными электронными ресурсами, Необходимо освоить возможности компьютера, научиться работать во всех программах Microsoft Office, освоить построение таблиц, диаграмм, графиков, составление слайдов для презентаций. Эти умения, а также активная работа в виртуальном классе помогут подготовить качественные доклады, рефераты, контрольные и курсовые работы, принять участие в научно-студенческих конференциях и сборниках.
Серьезным аспектом освоения данного учебного курса является осознание того, что любому выпускнику РГУП придется столкнуться с проблемами, которые изучаются в данном курсе, независимо от того будет ли выпускник работать в органах государственного и муниципального управления или в бизнес-структурах, на которые эти органы будут осуществлять управленческое воздействие.
При выполнении теоретических контрольных работ студенты должны не только применять знания теоретических вопросов, касающихся управления, но и показывать свое умение применять полученные знания в конкретных хозяйственных ситуациях.
Студенту необходимо постоянно обращаться к УМК, в котором отражена структура лекционного курса, планы семинарских занятий, тематика контрольных работ и рефератов, тестовые задания для самоконтроля и итогового контроля, рекомендована новейшая основная и дополнительная литература.
Самостоятельная работа учащихся имеет цель закрепления и углубления полученныхзнанийи навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), программного обеспечения (деловых игр), ресурсов ИНТЕРНЕТ, дополнительной литературы, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, рубежным аттестациям, и зачету.
Самостоятельная работа студентов включает:
- изучение и усвоение лекционного материала;
- подготовку к семинарским занятиям;
- изучение дополнительной литературы по разделам, указанным преподавателем;
- подготовку к зачету.
Содержание материалов для самостоятельной работы соответствует учебной программе изучаемой дисциплины.
Задачи проведения самостоятельной работы:
- сформировать желание исследовать исторические источники;
- выработать навыки усвоения литературного материала;
- максимально разобраться в изложенном материале;
- систематизировать и закрепить полученные знания, привести их в соответствие с вопросами семинара.
Этапы проведения самостоятельной работы. Учащийся должен:
- самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал по выбранной теме;
- изучить литературу, справочные и научные источники, включая зарубежные, по теме исследования;
- уточнить основные понятия по изучаемой теме;
- делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по рассматриваемому материалу;
- развивать умение четко и ясно излагать свои мысли письменно (реферат) или устно (доклад*).
Самостоятельная работа способствует формированию у учащихся основ системного мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по управленческим проблемам к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению.
*Доклад должен быть рассчитан на 3-5 минут. Обычно план доклада включает в себя:
- показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;
- определение сущности рассматриваемого предмета;
- основные элементы содержания и структура предмета рассмотрения;
- применение знания основ менеджмента на практике.
5.4.4.Написание курсовых работ - учебным планом не предусмотрено.
5.4.5.Методические указания для студентов по освоению дисциплины:
Дисциплина «Отечественная история» изучается на протяжении одного семестра со сдачей зачета. В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские (практические) занятия, в том числе и проводимые в интерактивных формах.
В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.
В процессе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умение аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой. Кроме того, на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен: изучить рекомендованную учебную литературу; дополнить конспекты лекций; изучить и законспектировать первоисточники по теме; подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания. По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.). В ходе изучения курса «Отечественная история» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций. При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм.
Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных исторических проблем. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ФГБОУВО «РГУП». Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, студент должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам.
Интерактивное общение в учебной аудитории проводится и в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании.
Метод анализа конкретной ситуации предполагает использование ранее накопленных студентом исторических знаний. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение предложенной исторической ситуации.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не уясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного материала.
5.4.6. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины
В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы деятельности: самостоятельная работа по освоению и закреплению материала; индивидуальная учебная работа в контактной форме предполагающая взаимодействие с преподавателем (в частности, консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала. Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся.
В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья возможно:
- использование специальных технических и иных средств индивидуального пользования, рекомендованных врачом-специалистом;
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь.
На лекционном занятии рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования.
Для освоения дисциплины (в т.ч. подготовки к занятиям, при самостоятельной работе) лицами с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность использования учебной литературы в виде электронного документа в электронно-библиотечной системе Book.ru имеющей специальную версию для слабовидящих; обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам посредством СЭО «Фемида»; доступ к информационным и библиографическим ресурсам посредством сети «Интернет».
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Дата: 2018-12-28, просмотров: 205.