Тема 1. Политология как наука: предмет, методы, функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Курс 2

Семестр 2

Форма обучения очная

Срок освоения ООП по форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

 

 

Воронеж - 2017

Составитель:

Савушкин Л.М., доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

 

 

Рецензент: __Кочетова Л.В., кандидат экономических наук, доцент

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)

                     ________________ «__» _______ 2017г.

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) _40.03.01 -     Юриспруденция       (квалификация (степень) «бакалавр»)

 

Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № ___ «__» ________ 2017 г.

 

 

Зав. кафедрой  Кочетова Лариса Васильевна, кандидат экономических наук,

                  доцент

              

_______________ «__» ________ 2017г.

 

 

Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.

 

© ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный  университет правосудия», 2017

© Савушкин Леонид Михайлович, 2017

 

Оглавление

 

1.Цели освоения дисциплины ………………………………………………….4

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ……………………………………………………………………………..4

3.Требования к результатам освоения дисциплины …………………………. 6 4.Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………  10

5. Содержание дисциплины ………………………………………………….  10

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
 промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ……………  31

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..   44

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………. 45

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины  «Политология» являются:

- подготовка политически грамотных сотрудников судебной системы, способных ориентироваться в сложном потоке социально-политической жизни и принимать в своей профессиональной деятельности ответственные и квалифицированные решения по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина;

- формирование у слушателей высокого уровня политической и правовой культуры;

- выработка  научного понимания политических процессов, способности самостоятельно анализировать социально-политическую информацию;

 - формирование представления о сущности и содержании политической сферы общественной жизни, об основных субъектах, движущих силах политического процесса;

- познание сущности, структуры и функций политической системы общества, содержания, механизма функционирования политического процесса;

- выработка навыков самостоятельного анализа современной политической жизни России, основных проблем и тенденций современного мирового политического процесса.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной

программы (ООП)

 

«Политология» относится к профессиональному циклу базовой части подготовки бакалавров.

Представляет собой прикладную научную дисциплину, в которой ис-пользуются результаты исследований и разработок других отраслей науки. Курс «Политология» связан с рядом гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Для изучения данной дисциплины, необходимо освоение содержания следующих дисциплин: «История Отечества»,  «Философия права», «Социология права», «Логика», «Русский язык и деловая документация», «Экономика».

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться при изучении дисциплин: «Профессиональная этика и служебный этикет», «Социология», «Философия». 

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен 


Знать:

- предметную область политологии;

- место и роль политологии  в системе общества;

- смысл и содержание различных периодов политических событий, их хронологические рамки;

 - политическую эволюцию общественного развития, выдающихся представителей, направлений и школ в политической науке;

- основные направления развития политологии в современных условиях, работы известных политологов  современности;

- формы и методы научных исследований в области политологии;

- роль  политической науки  в развитии культуры общества и личности.

Уметь:                                                         

- применять принципы историзма, формы и методы познания политического процесса в профессиональной деятельности;

- осмысливать и формулировать профессионально значимые политические  события с учетом специфики юридической деятельности;

- применять полученные знания для постановки и анализа политико-социальных проблем;

- самостоятельно изучать и анализировать политическую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры.

Владеть навыками:

- политического анализа различных подходов к пониманию происхождения государства и права;

- постановки и разрешения политических проблем организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности;

- политического   анализа социокультурных  факторов функционирования и эволюции правовой деятельности;

- анализа системы современных методов оценки современности в процессе практической юридической деятельности;

- анализа социально-политических проблем современной правовой деятельности, борьбы с проявлениями коррупции.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими  общепрофессиональными компетенциями:

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);

- способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Политология» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Таблица 1

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения

                Общекультурные компетенции (ОК):

 

1. ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Лекции, семинары, самостоятельная работа. . 
2 ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Лекции, семинары, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.

                                Общепрофессиональные компетенции

3 ОПК-3 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Лекции, семинары, самостоятельная работа. . 
4 ОПК-4 способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу Лекции, семинары, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.

                                      Профессиональные компетенции

5 ПК-2 способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой.
6 ПК-9 способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина Лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой.

Изучение курса «Политология» дает возможность овладеть основами политических знаний, изучить особенности  эволюции политического  процесса, его теоретических основ, современного состояния и основных направлений развития. В процессе освоения материала студенты получают теоретические знания, которые закрепляются на практических занятиях.

В прикладном плане курс ориентирован на развитие умения студентов ориентироваться в современной обстановке;  на формирование у студентов национально-политического  самосознания, на целостное видение политического  процесса в единстве всех его характеристик.

 

В результате изучения данного курса студенты должны:

иметь представление:

- об основных закономерностях и направлениях мирового политического процесса;

- о многовековом историко-политическом  пути России, его самобытности;

- об опыте и тенденциях становления и развития российской государственности;

- о влиянии прошлого на судьбу современной России.

Знать:

- предметную область политологии;

- место и роль политологии  в системе общества;

- смысл и содержание различных политических периодов, хронологические рамки политических  событий.

- политическую эволюцию общественного развития, выдающихся представителей, направлений и школ в политической науке;

- основные направления развития политологии  в современных условиях, работы известных политологов современности;

- формы и методы научных исследований в области политологии;

- роль  политической науки  в развитии культуры общества и личности.

Уметь:                                                         

- применять принципы историзма, политического плюрализма, формы и методы познания в профессиональной деятельности;

- осмысливать и формулировать профессионально значимые политические  события с учетом специфики юридической деятельности;

- применять полученные знания для постановки и анализа политико-социальных проблем;

- самостоятельно изучать и анализировать политическую  литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры.

Владеть навыками:

- политического   анализа различных подходов к пониманию происхождения государства и права;

- постановки и разрешения политических  проблем организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности;

-политического   анализа социокультурных факторов функционирования и эволюции правовой деятельности;

- анализа системы современных методов оценки современности в процессе практической юридической деятельности;

- анализа социально-политических   проблем современной правовой деятельности, борьбы с проявлениями коррупции.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по семестрам
2
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72  
Аудиторные занятия 32
Лекции     16
Семинары или практические занятия     16
Самостоятельная работа (СРС)   40
Форма  аттестации   Зачет

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Тема 4. Политика и власть

Роль и место политики в жизни современных обществ. Институциональные аспекты политики. Политика как общественное явление, как регулятор общественных отношений. Условия возникновения и функционирования политики. Содержание мира политики субъекты, объекты, виды, функции. Политическая жизнь и властные отношения. Политические отношения и процессы.

Взаимоотношение политики с другими сферами жизни общества. Политика и право. Политика и экономика. Политика и идеология. Политика и религия.

Власть как основа политики. Основные подходы к исследованию власти. Сущность, основные признаки и формы проявление власти. Виды власти.

Политическая власть – основной механизм удовлетворения социальных интересов. Сущность, особенности и закономерности функционирования политической власти. Структура политической власти. Политическая и государственная власть: общее и особенное. Субъекты и объекты политической власти. Социальные функции политики.

Основания и ресурсы политической власти: экономические, социальные, психологические, информационные и другие формы реализации политической власти. Господство, координация, руководство, управление, организация, контроль.

Принцип разделения властей.

Легитимность и легальность политической власти. Типы легитимности.

Бюрократия и власть. Причины бюрократизации власти, злоупотребления ею и пути преодоления.

Таблица 3

Тематический план

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия Самостоятельная работа 1 Тема №1. Политология как наука: предмет, методы, функции. 8 2 2 4 Семинар- дискуссия 2 Тема №2. Исторические этапы развития политической мысли. 8 2 2 4   Семинарское занятие 3 Тема №3. Политические системы и политические режимы.   10 2 2 6 Семинарское занятие 4 Тема №4. Политика и власть.     10 2 2 6 Интерактивная лекция   5 Тема №5. Государство в политической системе общества.     10 2 2 6 коллоквиум (семинарское занятие) 6 Тема №6. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения     10 2 2 6 Коллоквиум (семинарское занятие) 7 Тема №7. Политическая культура и политическое сознание     8 2 2 4 Семинар - дискуссия 8 Тема №8. Мировая политика и международные отношения. 8 2 2 4 Семинар-дискуссия 9 ВСЕГО 72 16 16 40   10 зачет             % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 50% 12,5% 37,5%    

 

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50 %.

 

 

Самостоятельная работа

5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

   

                                                                                       Таблица 5

№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Тема 2. «Исторические этапы развития политической мысли».  .
  1. Структурный функционализм, идея общественной солидарности Э.Дюркгейма.
  2. Политический бихевиоризм и психологические методы изучения политического поведения (Г.Д.Лассуэл).
  3. Классическая теория элитизма (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс).
  4. Теория социально-политических конфликтов (Р. Дарендорф, М. Дюверже и др.)
 
4
Тема 8. «Мировая политика и международные отношения»  
  1. Концепция «конца истории» Ф.Фукуямы.
  2. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.
  3. Геополитические концепции З. Бжезинского.
  4. Мир-системный анализ И. Валлерстайна.
4

5.4.2 Формы самостоятельной работы

                                                                                       Таблица 6

 темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
Тема 1. «Политология как наука: предмет, методы, функции».   Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. Необходимо подробно проанализировать содержание и специфику объекта изучения данной отрасли знаний, охарактеризовать основные структурные его элементы. Характеризуя систему закономерностей политологии, следует проанализировать их содержание, раскрыть специфику изучаемых взаимосвязей в социально-политической практике. Важно дать краткую характеристику отдельных методологических подходов, применяемых в политологии. необходимо показать связь политологии с другими социальными науками, уяснить вместе с тем ее специфику, которая, в свою очередь, наглядно проявляется через выполнение политологией определенных функций. Важно охарактеризовать особенности каждой из функций, показать их теоретическую и практическую направленности. Важно показать теоретическую и практическую ценность политологии, ее большое воспитательное значение в условиях перехода к правовому демократическому государству в новой России. 4
Тема 2. «Исторические этапы развития политической мысли». Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. При рассмотрении философско-этических концепций Древнего Мира целесообразно сосредоточить внимание на анализе учений Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона. Характеризуя религиозную концепцию Средневековья, следует остановиться на политических учениях Августина Блаженного и Фомы Аквината, а также теориях деятелей Реформации М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина. Важно охарактеризовать новую систему взглядов на государство, общество и личность, которая появляется в эпоху Возрождения. Здесь надо основное внимание сосредоточить на вопросах происхождения и основания государства, отраженных в концепциях Н. Макиавелли, Т. Мора, Г. Гроция, русских мыслителей периода становления Московского централизованного государства. Изучая гражданские концепции Нового Времени, нужно рассмотреть взгляды Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, А. Токвиля, русских ученых и практиков эпохи Просвещенного Абсолютизма. Рассматривая социальные концепции современности, важно показать все многообразие политических воззрений, которые появились на свет под воздействием реалий XX века. 4
Тема 3. «Политическая системы и политические режимы». Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. При изучении темы важно уяснить дефиниции таких ведущих категорий политической науки, как «политическая система общества», «политическая организация общества», «политические отношения», «политическая культура», «политические коммуникации». При рассмотрении структуры политической системы общества следует проанализировать социальную природу ее основных элементов, раскрыть специфику каждого из них применитель­но к российской действительности. В вопросе о функциях политической системы необходимо выделить их специфические особенности и дать краткую характеристику отдельных функций на фоне новой общественной ситуации в нашей стране. Важно охарактеризовать и особенности типологии политических систем общества. Здесь слушателям рекомендуется использовать два основных критерия классификации: степень централизации власти и тип ценностей, лежащих в основе по­литического устройства общества. 6
Тема 4. «Политика и власть»   Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы.  Слушателям следует прежде всего сформулировать понятие власти и только после этого, исходя из ее имманентных признаков, показать сущность и структуру этого общественного явления (субъект и объект власти). По вопросу о ресурсах власти необходимо уяснить их определение, типологию и их роль как средства принуждения. Рассматривая третий вопрос плана, важно подробно охарактеризовать особый вид власти — политическую власть. Это удобнее сделать через анализ ее отличительных признаков, с которыми слушатели частично знакомы из ранее изученных государственно-правовых дисциплин.   6
Тема 5. «Государство в политической системе общества». Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. При рассмотрении первого вопроса слушатели должны обратить внимание на такие фундаментальные проблемы предлагаемой темы, как определение социальной сущности государства, выделение его признаков и свойств. Студенты должны уметь характеризовать устройство государства с точки зрения анализа его современных форм, главным образом, формы правления и формы территориальной организации.  Слушатели должны пояснить суть правовой и социальной составляющих этого типа, рассмотреть диалектику взаимодействия правового и социального компонентов в условиях современного демократического государства. 6
Тема 6. « Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения». Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. Следует выяснить причины возникновения, место, роль политических партий в современном мире. Используя социально-классовый критерий, а также критерии организационной структуры и партийного руководства, слушатели должны уметь самостоятельно дифференцировать партийные системы в рамках политического спектра конкретной страны. Изучая виды политических партий, слушатели должны уметь провести связь между ними и идеологическими доктри­нами, на основе которых строится вся практическая деятельность этих объединений. Предлагается конкретно рассмотреть теорию и практику консерватизма (неоконсерватизма), либерализма (неолиберализма), социал-демократии. Особую проблему представляет изучение общественных организаций и движений. Важно определить их место и роль в политической жизни страны. 6
Тема 7. «Политическая культура и политическое сознание». Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. Необходимо осуществить анализ понятия, признаков и типов политической культуры, ее структуру и функции. Глубокому исследованию подлежат структура, типы и функции политического сознания. 4
Тема 8. «Мировая политика и международные отношения». Самостоятельное изучение темы с помощью учебной литературы. Характеризуя Межгосударственные отношения, студенты должны дать их определение. Необходимо также усвоить круг субъектов межгосударственных отношений, а также различать несколько уровней этих отношений. Особенно следует остановиться на специфических особенностях межгосударственных отношений как одной из разновидностей международных отношений. Важную смысловую нагрузку несет для студентов прослеживание эволюции межгосударственных отношений в XX веке. Основную суть процесса их развития составляет постепенный переход от конфронтации и принуждения к сотрудничеству и консенсусу государств на мировой арене.  Необходимо отметить основные тенденции развития современных межгосударственных отношений , которые непосредственно связаны с главной реальностью наших дней, заключающейся в протекании мирового политического процесса в условиях ликвидации биполярной системы международных отношений.   4
Итого: 40

5.4.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Методические указания по освоению дисциплины (модуля):

 

Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины:

В лекционном материале необходимо особое внимание уделить проблемным аспектам, систематизировать исторические  события, отвечать на поставленные в лекциях вопросы письменно.

Для анализа конкретных  политических  событий  следует использовать следующую методику:

- изучить текст;

- сделать краткое письменное заключение по содержанию проблемы;

- письменно ответить на вопросы, поставленные для конкретного события.

В процессе обучения  необходимо усвоить терминологию и уметь ею грамотно пользоваться.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Индивидуальные занятия не являются аудиторными. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов

При изучении курса «Политология» студентам следует уделять очень большое внимание самостоятельной работе  как составляющей учебного процесса. Это обуславливается прикладным характером дисциплины, которая имеет множество примеров, как в повседневной реальной жизни, так и в практике правления государством на разных этапах истории.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (CPC) относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями.

Для успешного усвоения данной дисциплины необходимо, прежде всего, самостоятельно изучить текст лекций, ознакомиться с содержанием соответствующих разделов учебных пособий и нормативными источниками.

Изучив рекомендованную литературу, необходимо акцентировать внимание на основные термины и понятия, составляющие основное содержание конкретной темы, мысленно попытаться дать ответ на каждый из вопросов семинара, указанный в планах проведения занятия.

При пропуске лекционного занятия следует самостоятельно восполнить содержание изучаемой темы, обращаясь, при необходимости, к преподавателям кафедры за разъяснениями. Особое внимание следует обратить на выполнение заданий, которые преподаватель может предложить в конце лекционного занятия или на предыдущем семинарском (практическом) занятии.

При подготовке к зачету следует изучить предложенные вопросы и попытаться ответить на каждый из них. При каком-либо затруднении необходимо внимательно изучить соответствующие разделы пособий, вновь пытаясь сформулировать ответ на этот же вопрос.

Если какие-либо термины и темы вызывают затруднение при их самостоятельном изучении, то целесообразно обращаться за консультациями и разъяснениями к преподавателям кафедры.

Следует отметить, что подготовка к семинарским (практическим) занятиям и зачету может потребовать достаточно много времени, поэтому данный вид деятельности необходимо планировать заблаговременно.

Крайне важно с первых недель обучения в Университете Правосудия научиться пользоваться библиотекой, ее электронным каталогом, систематически работать с литературой, периодикой и доступными электронными ресурсами, Необходимо освоить возможности компьютера, научиться работать во всех программах Microsoft Office, освоить построение таблиц, диаграмм, графиков, составление слайдов для презентаций. Эти умения, а также активная работа в виртуальном классе помогут подготовить качественные доклады, рефераты, контрольные и курсовые работы, принять участие в научно-студенческих конференциях и сборниках.

Серьезным аспектом освоения данного учебного курса является осознание того, что любому выпускнику РГУП придется столкнуться с проблемами, которые изучаются в данном курсе, независимо от того будет ли выпускник работать в органах государственного и муниципального управления или в бизнес-структурах, на которые эти органы будут осуществлять управленческое воздействие.

При выполнении теоретических контрольных работ студенты должны не только применять знания теоретических вопросов, касающихся управления, но и показывать свое умение применять полученные знания в конкретных хозяйственных ситуациях.

Студенту необходимо постоянно обращаться к УМК, в котором отражена структура лекционного курса, планы семинарских занятий, тематика контрольных работ и рефератов, тестовые задания для самоконтроля и итогового контроля, рекомендована новейшая основная и дополнительная литература.

Самостоятельная работа учащихся имеет цель закрепления и углубления полученныхзнанийи навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), программного обеспечения (деловых игр), ресурсов ИНТЕРНЕТ, дополнительной литературы, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, рубежным аттестациям, и зачету.

   

Самостоятельная работа студентов включает:

- изучение и усвоение лекционного материала;

- подготовку к семинарским занятиям;

- изучение дополнительной литературы по разделам, указанным преподавателем;

- подготовку к зачету.

Содержание материалов для самостоятельной работы соответствует учебной программе изучаемой дисциплины.

Задачи проведения самостоятельной работы:

- сформировать желание исследовать исторические источники;

-  выработать навыки усвоения литературного материала;

- максимально разобраться в изложенном материале;

- систематизировать и закрепить полученные знания, привести их в соответствие с вопросами семинара.

 

Этапы проведения самостоятельной работы. Учащийся должен:

- самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал по выбранной теме;

- изучить литературу, справочные и научные источники, включая зарубежные, по теме исследования;

- уточнить основные понятия по изучаемой теме;

- делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по рассматриваемому материалу;

- развивать умение четко и ясно излагать свои мысли письменно (реферат) или устно (доклад*).

 

Самостоятельная работа способствует формированию у учащихся основ системного мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по управленческим проблемам к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению.

*Доклад должен быть рассчитан на 3-5 минут. Обычно план доклада включает в себя:

- показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

- определение сущности рассматриваемого предмета;

- основные элементы содержания и структура предмета рассмотрения;

- применение знания основ менеджмента на практике.

 

 

5.4.4.Написание курсовых работ - учебным планом не предусмотрено.

5.4.5.Методические указания для студентов по освоению дисциплины:

Дисциплина «Отечественная история» изучается на протяжении одного семестра со сдачей зачета. В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские (практические) занятия, в том числе и проводимые в интерактивных формах.

В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В процессе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умение аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой. Кроме того, на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен: изучить рекомендованную учебную литературу; дополнить конспекты лекций; изучить и законспектировать первоисточники по теме; подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания. По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.). В ходе изучения курса «Отечественная история» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций. При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм.

Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных исторических проблем. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ФГБОУВО «РГУП». Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, студент должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам.

Интерактивное общение в учебной аудитории проводится и в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании.

 Метод анализа конкретной ситуации предполагает использование ранее накопленных студентом исторических знаний. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение предложенной исторической ситуации.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не уясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного материала.

 

5.4.6. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины

В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы деятельности: самостоятельная работа по освоению и закреплению материала; индивидуальная учебная работа в контактной форме предполагающая взаимодействие с преподавателем (в частности, консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала. Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся.

В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья возможно:

- использование специальных технических и иных средств индивидуального пользования, рекомендованных врачом-специалистом;

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь.

На лекционном занятии рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования.

Для освоения дисциплины (в т.ч. подготовки к занятиям, при самостоятельной работе) лицами с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность использования учебной литературы в виде электронного документа в электронно-библиотечной системе Book.ru имеющей специальную версию для слабовидящих; обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам посредством СЭО «Фемида»; доступ к информационным и библиографическим ресурсам посредством сети «Интернет».

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Компетенций

 

Для определения того, как студенты усваивают изученный материал, осуществляется текущий и промежуточный контроль на основе разработанных и утвержденных вопросов (включая тесты и практические задания).

Контроль успеваемости студентов проводится с целью определения уровня их теоретической подготовки и степени готовности к выполнению практических задач.

Контроль успеваемости студентов осуществляется по комплексной рейтинговой системе, которая учитывает не только посещение занятий и активное выступление на них, но и написание студентами сообщений и рефератов, подготовку конспектов нормативно-правовых актов и материалов судебной практики, решения задач (казусов), проведение научно-исследовательской работы (подготовка статей и выступление на научно-практических конференциях или семинарах; участие в конкурсах), а также сдача зачета по дисциплине.

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра в следующих формах:

- устный опрос (групповой или индивидуальный);

- выполнение контрольного задания;

- фронтальный экспресс-опрос группы;

- мини-конференция («круглый стол»);

- коллоквиум;

- семинар в диалоговом режиме;

- Кейс-метод (анализ конкретных ситуаций)

            

Текущий контроль успеваемости также может быть проведен в виде контрольного тестирования студентов, и в этом случае он проводится не позднее 10-и дней до сдачи итогового зачета по дисциплине, изученной в полном объеме.

Заключительным этапом учебного процесса и средством конечной оценки знаний является сдача зачета (промежуточный контроль), который дает преподавателю возможность проверить полученные студентами знания и умения.

Решение о возможности допуска к прохождению промежуточного контроля, принимается преподавателем с учетом прохождения студентами других форм текущего контроля.

Зачет может быть проведен в традиционной форме – в виде устного ответа на вопросы, в форме тестирования, в виде собеседования, письменно, или по совокупности полученных в ходе изучения дисциплины положительных оценок. Как правило, студентам предлагается не менее двух вопросов, которые могут включать и практическое задание (кроме тестов).

Профессиональные способности, знания, навыки и умения оцениваются в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по следующим критериям:

 

       

Таблица 8

                                                                  

Требования к результатам освоения дисциплины Оценка или зачет
Студент: Знает: - предметную область политологии; - место и роль политологии в системе общества; - смысл и содержание различных периодов политических событий, их хронологические рамки;  - политическую эволюцию общественного развития, выдающихся представителей, направлений и школ в политической науке; - основные направления развития политологии в современных условиях, работы известных политологов современности; - формы и методы научных исследований в области политологии; - роль политической науки в развитии культуры общества и личности. Умеет:                                                                            - применять принципы историзма, формы и методы познания политического процесса в профессиональной деятельности; - осмысливать и формулировать профессионально значимые политические события с учетом специфики юридической деятельности; - применять полученные знания для постановки и анализа политико-социальных проблем; - самостоятельно изучать и анализировать политическую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры. Владеет  навыками: - политического анализа различных подходов к пониманию происхождения государства и права; - постановки и разрешения политических проблем организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности; - политического анализа социокультурных факторов функционирования и эволюции правовой деятельности; - анализа системы современных методов оценки современности в процессе практической юридической деятельности; - анализа социально-политических проблем современной правовой деятельности, борьбы с проявлениями коррупции. При этом студент может допускать незначительные ошибки или неточности при ответе. зачтено
Студент: Не знает: - предметную область политологии; - место и роль политологии в системе общества; - смысл и содержание различных периодов политических событий, их хронологические рамки;  - политическую эволюцию общественного развития, выдающихся представителей, направлений и школ в политической науке; - основные направления развития политологии в современных условиях, работы известных политологов современности; - формы и методы научных исследований в области политологии; - роль политической науки в развитии культуры общества и личности. Не умеет:                                                                        - применять принципы историзма, формы и методы познания политического процесса в профессиональной деятельности; - осмысливать и формулировать профессионально значимые политические события с учетом специфики юридической деятельности; - применять полученные знания для постановки и анализа политико-социальных проблем; - самостоятельно изучать и анализировать политическую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры. Не владеет  навыками: - политического анализа различных подходов к пониманию происхождения государства и права; - постановки и разрешения политических проблем организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности; - политического анализа социокультурных факторов функционирования и эволюции правовой деятельности; - анализа системы современных методов оценки современности в процессе практической юридической деятельности; - анализа социально-политических проблем современной правовой деятельности, борьбы с проявлениями коррупции. При этом студент допускает грубые ошибки или неточности при ответе. не зачтено

Зачет может проводиться как в устной форме, так и в виде контрольного тестирования. При проведении зачета в устной форме разрабатываются билеты по учебной дисциплине. Каждый билет состоит из двух вопросов.

     У студентов очной формы обучения оценка успеваемости осуществляется по 100-бальной шкале в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов» от 23 марта 2017 года № 89, с учетом:

· оценки посещаемости занятий;

· оценки результатов учебных занятий и научной работы студента в семестре;

· оценки итоговых знаний в ходе экзамена (зачёта).

 

Распределение максимальных баллов по видам работы выглядит следующим образом:

                                                Таблица

(для односеместровых дисциплин)

№ п/п Вид отчетности Баллы
1. Оценка качества результатов учебных занятий и научной работы студента в семестре до 26  
2. Оценка посещаемости лекционных и практических занятий до 14

         В том случае, если студент по итогам посещаемости и работы в семестре не не набрал 21 балла, то в ведомость промежуточной аттестации преподавателем прпроставляется отметка «неудовлетворительно» или «не зачтено»

3. Оценка знаний, продемонстрированных на экзамене (зачёте)* до 60  
4. Итого**: до 100

* Рейтинговые баллы, полученные обучающимися, на экзамене (зачёте) переводятся в традиционные оценки следующим образом:

 

15 и менее – неудовлетворительно

                                     16-40 – удовлетворительно

                                     41-50 – хорошо

                                     51-60 – отлично

 

                                     15 и менее – не зачтено

                                     16-60 – зачтено

** Итоговый рейтинговый балл по дисциплине представляет собой сумму баллов, набранных студентами по указанным в таблице 1и 2 видам работ, которая переводится преподавателем в традиционную оценку:

          

                                     36 и менее - неудовлетворительно        

                                     37 - 58 – удовлетворительно                     

                                     59 -79 – хорошо                                          

                               80 - 100 – отлично

 

                              36 и менее – не зачтено

                              37-100 - зачтено

 

и выставляется в зачётно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

                                         

 

 

У студентов заочной формы обучения оценка успеваемости осуществляется также по 100-бальной шкале в соответствии с Положением «О балльной системе оценки знаний обучающихся по очно-заочной и заочной форме обучения» от 23 марта 2017 года № 88, с учетом:

· оценки посещаемости занятий;

· оценки качества работы студента;

· оценки за контрольную работу;

· оценки итоговых знаний в ходе экзамена (зачёта).

 

Распределение максимальных баллов по видам работы выглядит следующим образом:

                                            Таблица

(для односеместровых дисциплин)

№ п/п Вид отчетности Баллы
1. Оценка качества результатов учебных занятий и научной работы студента в семестре до 10
2. Оценка посещаемости лекционных и практических занятий до 10
3. Оценка контрольной работы до 20

В том случае, если студент по итогам посещаемости и работы в семестре не набрал 21 балла, то в ведомость промежуточной аттестации преподавателем проставляется отметка «неудовлетворительно» или «не зачтено»

4. Оценка знаний, продемонстрированных на экзамене (зачёте)* до 60  
  Итого**: до 100

* Рейтинговые баллы, полученные обучающимися на экзамене (зачёте), переводятся в традиционные оценки следующим образом:

 

15 и менее – неудовлетворительно

                                     16-40 – удовлетворительно

                                     41-50 – хорошо

                                     51-60 – отлично

 

                                     15 и менее – не зачтено

                                     16-60 - зачтено

 

** Итоговый рейтинговый балл по дисциплине представляет собой сумму баллов, набранных студентами по указанным в таблицах 3 и 4 видам работ, которая переводится преподавателем в традиционную оценку:

          

                                     36 и менее - неудовлетворительно        

                                     37 - 58 – удовлетворительно                     

                                     59 -79 – хорошо                                          

                               80 - 100 – отлично

 

                              36 и менее – не зачтено

                              37-100 - зачтено

 

и выставляется в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

                                     

Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

1. Политология как наука.

2. Политика как социальное явление.

3. Политика и экономика.

4. Политика и религия.

5. Античный греческий полис в учениях о государственном устройстве Пла­тона и Аристотеля.

6. Макиавеллизм в политике.

7. Традиции авторитаризма и либерализма в истории российской политиче­ской мысли.

8. Авторитет власти и власть авторитета.

9. Типология власти у Платона и Аристотеля.

10. Власть и личность.

11. Сравнительная характеристика автократического, олигархического и де­мократического типов власти.

12. Уровни и формы функционирования политической власти.

13. Понятие и сущность политической системы общества.

14. Типы и модели политических систем.

15. Политические институты.

16. Политические партии.

17. Общественные организации и движения.

18. Личность как субъект политики.

19. Социальные группы как субъекты политики.

20. Конфликт и консенсус в обществе, их проявление в политике.

21. Политическое лидерство.

22. Политическая элита.

23. Основания и ресурсы политической власти.

24. Место права в политической жизни.

25. Политическое поведение.

26. Политика и нравственность.                                                                        

27. Политические отношения.

28. Политический процесс.

29. Политические технологии.

30. Политическая модернизация.

31. Специфически национальные аспекты российской политической традиции.

32. Проблемы политической модернизации в современной России.

33. Становление новой российской государственности.

34. Понятие и сущность политической культуры.

35. Политическое сознание и политическая культура.

36. Социальная политика.

37. Социальное и национальное.

38. Политическая идеология как форма политической мысли.

39. Политические идеологии современности.

40. Формирование современных политических идеологий в России.

41. Общая характеристика стратегии и тактики наиболее влиятельных полити­ческих партий современной России.

42. Основные положения идеологии либерализма и неолиберализма.

43. Понятие и сущность консерватизма. Неоконсерватизм.

44. Политическая идеология солидаризма и теория общества всеобщего бла­годенствия.

45. Взаимосвязь политики и преступности. Теневая политика.

46. Политические средства борьбы с преступностью.

47. Международные отношения и политика в современном мире.

48. Национальный интерес и международная политика.

49. Современные геополитические проблемы.

50. Глобальные проблемы современности.


                     Примеры тестовых заданий


ПЕРЕЧЕНЬ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

Вариант I (А, Б, В, Г, Д)

51. Политология как наука.

52. Политика как социальное явление.

53. Политика и экономика.

54. Политика и религия.

55. Античный греческий полис в учениях о государственном устройстве Пла­тона и Аристотеля.

56. Макиавеллизм в политике.

57. Традиции авторитаризма и либерализма в истории российской политиче­ской мысли.

58. Авторитет власти и власть авторитета.

59. Типология власти у Платона и Аристотеля.

60. Власть и личность.

 

Вариант II (Е, Ж, З, И, К)

61. Сравнительная характеристика автократического, олигархического и де­мократического типов власти.

62. Уровни и формы функционирования политической власти.

63. Понятие и сущность политической системы общества.

64. Типы и модели политических систем.

65. Политические институты.

66. Политические партии.

67. Общественные организации и движения.

68. Личность как субъект политики.

69. Социальные группы как субъекты политики.

70. Конфликт и консенсус в обществе, их проявление в политике.

 

Вариант III (Л, М, Н, О, П, Р)

71. Политическое лидерство.

72. Политическая элита.

73. Основания и ресурсы политической власти.

74. Место права в политической жизни.

75. Политическое поведение.

76. Политика и нравственность.                                                                        

77. Политические отношения.

78. Политический процесс.

79. Политические технологии.

80. Политическая модернизация.

 

Вариант IV (С, Т, У, Ф, Х, Ц)

 

81. Специфически национальные аспекты российской политической традиции.

82. Проблемы политической модернизации в современной России.

83. Становление новой российской государственности.

84. Понятие и сущность политической культуры.

85. Политическое сознание и политическая культура.

86. Социальная политика.

87. Социальное и национальное.

88. Политическая идеология как форма политической мысли.

89. Политические идеологии современности.

90. Формирование современных политических идеологий в России.

 

Вариант V (Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я)

 

91. Общая характеристика стратегии и тактики наиболее влиятельных полити­ческих партий современной России.

92. Основные положения идеологии либерализма и неолиберализма.

93. Понятие и сущность консерватизма. Неоконсерватизм.

94. Политическая идеология солидаризма и теория общества всеобщего бла­годенствия.

95. Взаимосвязь политики и преступности. Теневая политика.

96. Политические средства борьбы с преступностью.

97. Международные отношения и политика в современном мире.

98. Национальный интерес и международная политика.

99. Современные геополитические проблемы.

100. Глобальные проблемы современности.



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

1. Политология, ее место и роль в системе наук об обществе.

2. Объект, предмет и методы политической науки.

3. Основные школы и течения науки о политике.

4. Политика как общественное явление, ее структура, функции и роль.

5. Политическая жизнь и ее основные характеристики.

6. Политическая мысль Древнего мира и Античности.

7. Политические идеи средневековья.

8. Возрождение и политика.

9. Политическая мысль Нового Времени.

10. Политические учения периода буржуазных революций.

11. Развитие политической мысли в России.

12. Политическая наука в ХХ веке.

13. Политическое сознание и политическая идеология.

14. Консерватизм.

15. Либерализм.

16. Социал-реформизм.

17. Социализм.

18. Коммунизм.

19. Анархизм.

20. Экстремистские идеи и концепции (фашизм, расизм, национализм).

21. Политическая культура общества.

22. Власть, политическая власть.

23. Концепция происхождения власти.

24. Разделение властей.

25. Механизм осуществления власти в обществе.

26. Политическая система, ее сущность и структура.

27. Типология политических систем.

28. Политическая жизнь и ее основные характеристики.

29.  Монархические политические системы.

30. Президентские политические системы.

31. Парламентские политические системы.

32. Политическая система советского типа.

33. Государство в политической системе.

34. Правовое государство.

35. Политические партии, их назначение и роль.

36. Типология политических партий.

37. Основные партии и движения в Российской Федерации.

38. Политическая элита.

39. Гражданское общество и политика.

40. Личность в политике. Политическая социализация личности.

41.  Лидерство в политике.

42. Политический режим. Типология политических режимов.

43. Тоталитарный политический режим.

44. Авторитарный политический режим.

45. Либеральный политический режим.

46. Демократия.

47. Демократический политический режим.

48.  Динамика политических режимов в России.

49. Прогнозирование в политике.

50. Внешняя политика государства.

51. Международные отношения.

52. Национально-государственные отношения России.

53. Россия в системе современных международных отношений.

54.  Институты международных отношений.

55. Политические технологии, их сущность и содержание.

56. Избирательные технологии.

57. Креативные технологии.

58. Политическая аналитика и прогностика.

59. Выборы как институт демократии.

60. Особенности становления гражданского общества России.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины



Литература

Основная

1. Пушкарева Г.В. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 295с.

2. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Юрайт, 2017. – 404с.

3. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 400с.

 

                                               Дополнительная:

1. Баранов Н.А. Легитимность власти: политический опыт России / Н.А. Баранов // Социально-гуманитарные знания. — 2008 .— № 1 .— С. 18-29 .

2. Дюверже М. Политические партии / Морис Дюверже ; пер. с фр. – М. : Академический Проект, 2002. – 558 с. – (Концепции).

3. Забугина В.С. Из истории российского парламентаризма : курс лекций / В.С. Забугина ; Рос. акад. гос. службы при резиденте РФ, Воронежский филиал .— Воронеж : ВФ РАГС, 2007 .— 90 с.

4. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем: учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017. – 370с.

5. Левенков П.В. Многопартийность или множественность партий? / П.В. Левенков // Российский юридический журнал : научно-теоретическое, информационное и практическое издание / учредители: Министерство юстиции РФ, Уральская государственная юридическая академия .— Екатеринбург., 2009 .— № 3 (66) .— С.192-197 .

6. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли ; пер. с итал. – М. : Эксмо; СПб. : Мидгард, 2006. – 976 с.

7. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Политология для юристов. – 2-е изд., пер. и доп..- М.: Юрайт, 2017. – 383с.

8. Мамут Л.С. Современная российская государственность и культура демократии / Л.С. Мамут // Государство и право.— М., 2009 .— № 1 .— С. 5-14 .

9. Михайлов С.Н. Коррупция как объект политологического исследования / С.Н. Михайлов // Социально-гуманитарные знания. — 2008 .— № 1 .— С. 233-241 .

10. Осинцев Д.В. Об ассимиляции властей / Д.В. Осинцев // Российский юридический журнал : научно-теоретическое, информационное и практическое издание / учредители: Министерство юстиции РФ, Уральская государственная юридическая академия .— Екатеринбург, 2008 .— № 5 .— С. 26-37 .

11. Пайпс Ричард. Московские центры. Политический фронт в гражданской войне в России / Р. Пайпс // Вопросы истории / учредители: ООО "Редакция журнала "Вопросы истории" Российская академия наук, Российская академия наук ; под ред. А.А. Искандерова .— М., 2009 .— № 2.— С. 51-67 .

12. Политология: учебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / сост. Л.М. Савушкин; Центральный филиал Российской академии правосудия. – Воронеж: Научная книга, 2006. – 45 с.

13. Сергиенко В.Ю. Когда появлись "правые" и "левые". У истоков политической традиции / В.Ю. Сергиенко // Новая и новейшая история. — 2007.— № 4 .— С. 182-187.

14. Серегин А.В. Тоталитарные государственные режимы в условиях монархической формы правления / А.В. Серегин // Государственная власть и местное самоуправление : практический и информационный журнал .— М., 2008 .— № 7 .— С. 44-48 .

15. Солодухин К.А. Власть как предмет юридико-политической науки / К.А. Солодухин // Государство и право.— М., 2009 .— № 12.— С. 96-100 .

Дисциплина: «Политология»

Курс: 1

 

Наименование, автор или редактор, издательство, год издания, кол-во страниц

Вид издания

ЭБС (указать ссылку)

Кол-во печатных изд.

в библиотеке вуза

1 2

3

Основная литература

Пушкарева Г.В. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 295с. ЭБС «Biblio-online/ru. – Режим доступа: http://biblio-online.ru

 

Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Юрайт, 2017. – 404с. ЭБС «Biblio-online/ru. – Режим доступа: http://biblio-online.ru

 

Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 400с.  ЭБС «Biblio-online/ru. – Режим доступа: http://biblio-online.ru

 

Дополнительная литература

 Туронок С.Г. Политический анализ и прогнозирование.Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017. – 291с.

ЭБС «Biblio-online/ru. – Режим доступа: http://biblio-online.ru

 
Малько А.В., Саломатин А.Ю. Политология для юристов. – 2-е изд., пер. и доп..- М.: Юрайт, 2017. – 383с.  

ЭБС «Biblio-online/ru. – Режим доступа: http://biblio-online.ru

 
Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем: учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017. – 370с.

ЭБС «Biblio-online/ru. – Режим доступа: http://biblio-online.ru

 
 

 

 
       

 

Зав. библиотекой ___________                                                                              Зав. кафедрой__________________

 

ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД

Дата Раздел Изменения Комментарии
       

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Курс 2

Семестр 2

Форма обучения очная

Срок освоения ООП по форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

 

 

Воронеж - 2017

Составитель:

Савушкин Л.М., доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

 

 

Рецензент: __Кочетова Л.В., кандидат экономических наук, доцент

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)

                     ________________ «__» _______ 2017г.

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) _40.03.01 -     Юриспруденция       (квалификация (степень) «бакалавр»)

 

Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № ___ «__» ________ 2017 г.

 

 

Зав. кафедрой  Кочетова Лариса Васильевна, кандидат экономических наук,

                  доцент

              

_______________ «__» ________ 2017г.

 

 

Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.

 

© ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный  университет правосудия», 2017

© Савушкин Леонид Михайлович, 2017

 

Оглавление

 

1.Цели освоения дисциплины ………………………………………………….4

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ……………………………………………………………………………..4

3.Требования к результатам освоения дисциплины …………………………. 6 4.Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………  10

5. Содержание дисциплины ………………………………………………….  10

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
 промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ……………  31

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..   44

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………. 45

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины  «Политология» являются:

- подготовка политически грамотных сотрудников судебной системы, способных ориентироваться в сложном потоке социально-политической жизни и принимать в своей профессиональной деятельности ответственные и квалифицированные решения по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина;

- формирование у слушателей высокого уровня политической и правовой культуры;

- выработка  научного понимания политических процессов, способности самостоятельно анализировать социально-политическую информацию;

 - формирование представления о сущности и содержании политической сферы общественной жизни, об основных субъектах, движущих силах политического процесса;

- познание сущности, структуры и функций политической системы общества, содержания, механизма функционирования политического процесса;

- выработка навыков самостоятельного анализа современной политической жизни России, основных проблем и тенденций современного мирового политического процесса.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной

программы (ООП)

 

«Политология» относится к профессиональному циклу базовой части подготовки бакалавров.

Представляет собой прикладную научную дисциплину, в которой ис-пользуются результаты исследований и разработок других отраслей науки. Курс «Политология» связан с рядом гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Для изучения данной дисциплины, необходимо освоение содержания следующих дисциплин: «История Отечества»,  «Философия права», «Социология права», «Логика», «Русский язык и деловая документация», «Экономика».

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться при изучении дисциплин: «Профессиональная этика и служебный этикет», «Социология», «Философия». 

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен 


Знать:

- предметную область политологии;

- место и роль политологии  в системе общества;

- смысл и содержание различных периодов политических событий, их хронологические рамки;

 - политическую эволюцию общественного развития, выдающихся представителей, направлений и школ в политической науке;

- основные направления развития политологии в современных условиях, работы известных политологов  современности;

- формы и методы научных исследований в области политологии;

- роль  политической науки  в развитии культуры общества и личности.

Уметь:                                                         

- применять принципы историзма, формы и методы познания политического процесса в профессиональной деятельности;

- осмысливать и формулировать профессионально значимые политические  события с учетом специфики юридической деятельности;

- применять полученные знания для постановки и анализа политико-социальных проблем;

- самостоятельно изучать и анализировать политическую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры.

Владеть навыками:

- политического анализа различных подходов к пониманию происхождения государства и права;

- постановки и разрешения политических проблем организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности;

- политического   анализа социокультурных  факторов функционирования и эволюции правовой деятельности;

- анализа системы современных методов оценки современности в процессе практической юридической деятельности;

- анализа социально-политических проблем современной правовой деятельности, борьбы с проявлениями коррупции.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими  общепрофессиональными компетенциями:

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);

- способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Политология» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Таблица 1

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения

                Общекультурные компетенции (ОК):

 

1. ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Лекции, семинары, самостоятельная работа. . 
2 ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Лекции, семинары, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.

                                Общепрофессиональные компетенции

3 ОПК-3 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Лекции, семинары, самостоятельная работа. . 
4 ОПК-4 способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу Лекции, семинары, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.

                                      Профессиональные компетенции

5 ПК-2 способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой.
6 ПК-9 способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина Лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой.

Изучение курса «Политология» дает возможность овладеть основами политических знаний, изучить особенности  эволюции политического  процесса, его теоретических основ, современного состояния и основных направлений развития. В процессе освоения материала студенты получают теоретические знания, которые закрепляются на практических занятиях.

В прикладном плане курс ориентирован на развитие умения студентов ориентироваться в современной обстановке;  на формирование у студентов национально-политического  самосознания, на целостное видение политического  процесса в единстве всех его характеристик.

 

В результате изучения данного курса студенты должны:

иметь представление:

- об основных закономерностях и направлениях мирового политического процесса;

- о многовековом историко-политическом  пути России, его самобытности;

- об опыте и тенденциях становления и развития российской государственности;

- о влиянии прошлого на судьбу современной России.

Знать:

- предметную область политологии;

- место и роль политологии  в системе общества;

- смысл и содержание различных политических периодов, хронологические рамки политических  событий.

- политическую эволюцию общественного развития, выдающихся представителей, направлений и школ в политической науке;

- основные направления развития политологии  в современных условиях, работы известных политологов современности;

- формы и методы научных исследований в области политологии;

- роль  политической науки  в развитии культуры общества и личности.

Уметь:                                                         

- применять принципы историзма, политического плюрализма, формы и методы познания в профессиональной деятельности;

- осмысливать и формулировать профессионально значимые политические  события с учетом специфики юридической деятельности;

- применять полученные знания для постановки и анализа политико-социальных проблем;

- самостоятельно изучать и анализировать политическую  литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры.

Владеть навыками:

- политического   анализа различных подходов к пониманию происхождения государства и права;

- постановки и разрешения политических  проблем организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности;

-политического   анализа социокультурных факторов функционирования и эволюции правовой деятельности;

- анализа системы современных методов оценки современности в процессе практической юридической деятельности;

- анализа социально-политических   проблем современной правовой деятельности, борьбы с проявлениями коррупции.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по семестрам
2
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 72  
Аудиторные занятия 32
Лекции     16
Семинары или практические занятия     16
Самостоятельная работа (СРС)   40
Форма  аттестации   Зачет

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Тема 1. Политология как наука: предмет, методы, функции

Политология как наука о политике, власти, политических системах и процессах. Структура политологии.

Объект, предмет и метод политической науки. Категории политологии, их специфика и система. Основные закономерности политологии.

Понятие методологии и познания политической реальности, их специфика и система. Основные закономерности политологии.

Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание: политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология. Типы и уровни методов изучения политики. Системно-функциональный метод, и метод контент-анализ. Социологический метод. Прогнозирование политической ситуации с использованием новых методов исследований: метод экспертных оценок для решения неформализируемых проблем политической жизни, метод моделирования политических процессов с использованием ЭВМ.

Бихевиористский и психологический методы. Сравнительный метод. Общенаучные методы: исторический, системный, детерминизма.

Функции политологии: гносеологическая, аксиологическая, политической социализации, практически-политическая, прогностическая, аналитическая.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 194.