Вид промежуточной аттестации - экзамен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
36 36

Всего:

108 54 26 28 4 54

4.3.Содержание практических занятий и семинаров

 

Наименование темы дисциплины Тематика практических занятий (семинаров). Технологии проведения Рекоменду-емые источники (раздел и порядковый номер источника) Трудо-емкость в часах
1.Предмет и функции философии Тема семинарского занятия: Изучение различных аспектов предмета и функций философии Содержание занятия: 1.Ознакомление студентов со спецификой работы с учебной, научной литературой по дисциплине.  2.Ознакомление с источниками, используемыми для изучения особенностей развития философской науки. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Мировоззрение и его исторические типы. 2. Структура мировоззрения и его ценностные ориентиры. 3. Общественная потребность в философии и условий ее возникновения. 4. Структура философского знания. 5. Основные функции философии. 6. Предмет и методы философии. 7. Сравнительный анализ философии и науки, философии и искусства, философии и морали и т.д. (Основная 1-3) 4
2.Философия Древнего мира. Философия Средних веков и Возрождения Тема семинарского занятия. Философия Древнего мира. Анализ различных аспектов развития философии Античности (Коллоквиум). Содержание занятия: 1.Ознакомление с основными философскими школами Древнего Востока. 2.Ознакомление с основными философскими школами Античности. Вопросы для обсуждения: 1. Становление философского сознания в Древней Индии. 2. Специфика формирования философии в Древнем Китае. 3. Значение философии Древнего Востока для развития мировой культуры. 4. Особенности возникновения древнегреческой философии. 5. Причины и формы заката философии античного мира. Тема:  Изучение и анализ различных аспектов развития философии Средневековья и Возрождения. Содержание занятия: Ознакомление с основными философскими школами Средних веков и эпохи Возрождения. Вопросы для обсуждения: 1. Основные проблемы философии Средневековья и попытки их решения. 2. Христианская апологетика и латинская и греческая патристика. 3. Арабская исламская философия, её влияние на европейскую культуру. 4. Социокультурные условия формирования философии эпохи Возрождения. 5. Великие открытия эпохи Возрождения и пересмотр теоло­гических представлений о мире. (Основная 1-3, доп. - 4)   4
3.Философия Нового времени (XVII–XIX вв.) Современная западная философия Тема: Анализ различных аспектов развития философии Нового Времени (XVII-XVIII вв.), немецкой классической философии, современной западной философии. Содержание занятия: 1.Ознакомление с основными философскими школами Нового времени. 2. Ознакомление с основными философскими идеями немецкой классической философии. 3. Ознакомление с основными философскими идеями современной западной философии. Вопросы для обсуждения: 1. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. 2. Союз философии и науки и его обоснование в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. 3. Учение о методе и его влияние на развитие европейской философии. 4. Французский материализм XVIII в. 5.Социальные и гносеологические основания немецкой классической философии. 6. «Философия жизни» и её основные представители. 7. Отношение к разуму и науке в философии XIX-XXI вв. Тестирование. (Основная 1-3, доп. - 4) 4
4.Особенности развития русской философии   Тема: Анализ различных аспектов развития русской философии. Содержание занятия: Ознакомление с основными философскими идеями русской философии. Вопросы для обсуждения: 1. Специфика становления и развития русской философской мысли. 2. Традиции русской духовности, основные направления и тенденции. 3. Философия Древней Руси. 4. Особенности Просвещения в России 5. Проблема выбора пути развития России. Западники и славянофилы. 6. Радикализм русской философской мысли. 7. От идеи «сродности» до идеи «общего» Дела. 8. Русская идея как идея интеграции российского народа. 9. Русская философия XX в. 10. Идеалистические, религиозно-нравственные доминанты в философии русского зарубежья. 11. Судьба философии в Советской России. 12. Значение ценностей и традиций в современной России. (Основная 1-3, доп. - 4) 2
5.Онтология и философия природы Гносеология   Тема: Анализ особенностей онтологии и философии природы, анализ различных аспектов гносеологии, как одного из способов познания. (Дискуссия). Содержание занятия: 1.Ознакомление с основными философскими представлениями о сущности природы. 2. Ознакомление с основными философскими представлениями о гносеологии. Вопросы для обсуждения: 1. Классически и современные онтологические концепции. 2.Основные онтологические понятия и их роль в философском знании. 3. Проблемы гносеологии. 4. Гносеологическое отношение и его характеристика. 5. Феномены интуиции и веры в пределах гносеологического отношения. 6. Принципы познания и их методологическое значение.   (Основная 1-3)   2
6.Философская антропология Социальная философия   Тема: Философская антропология, как объект анализа и изучения. Социальной философии, как объект исследования. Содержание занятия: 1.Ознакомление с основными философскими представлениями о философской антропологии. 2. Ознакомление с основными философскими представлениями о социальной философии. Вопросы для обсуждения. 1.Проблема человека в истории философской мысли. 2.Загадка человеческого «Я»: животное, особое животное, неживотное, субъект истории. 3.Роль труда, общения и языка в становлении и развитии человека. 4. Общественное производство и его основные сферы. 5.Общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь. 6.Идея прогресса в историко-философской традиции. Тестирование. (Основная 1-3, доп. - 5) 4
7. Аксиология. Этическая философия   Тема: Изучение аксиологии, как объекта исследования. Анализ различных аспектов проявления этической философии. Содержание занятия: 1.Ознакомление с основными философскими представлениями о социальной философии. 2 Ознакомление с основными философскими представлениями о социальной философии. Вопросы для обсуждения. 1.Современные аксиологические теории и их методологические принципы. 2.Ценности и принципы их классификации. 3.Аксиология личностного бытия. 4.Конфликт ценностей как социальная проблема. 5.Философское осмысление динамики ценностей в современной России. 6. Этическая философия как рефлексивное осмысление моральных ценностей. 7.Основные этические понятия и концепции. 8.Этический абсолютизм и этический релятивизм. Заслушивание рефератов. (Основная 1-3) 4
8.Философия и методология науки   Тема: Анализ различных аспектов проявления философии и методологии науки. Содержание занятия: Ознакомление с основными философскими представлениями о социальной философии. Вопросы для обсуждения. 1. Структура научного знания: факт, гипотеза, научный закон, научная теория, научные методы познания, научная картина мира. 2. Системность как фундаментальный принцип научного познания. 3. Методология научного познания. Классификация методов. 4. Уровни научного познания. 5. Философские модели развития научного знания. 6. Научные картины мира в истории познания. 7. Научное прогнозирование будущего. Проблема пределов научного познания. Тестирование. (Основная 1-3) 4
  Итого 28

5.Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Наименование темы (раздела) дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах Указание разделов, тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися
1.Предмет и функции философии Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы и первоисточников; подбор материала для групповой дискуссии. 2 -
2.Философия Древнего мира Философия Средних веков и Возрождения Подготовка к семинарским   занятиям, изучение литературы и первоисточников; подбор материала для коллоквиума. 2 -  
3.Философия Нового времени (XVII–XIX вв.) Современная западная философия Подготовка к семинарским   занятиям, изучение литературы и первоисточников; подготовка к тестированию. 2 -
4.Особенности развития русской философии   Подготовка к семинарским   занятиям, изучение литературы и первоисточников;  подготовка к тестированию. 2 -  
5. Онтология и философия природы Гносеология   Подготовка к семинарским   занятиям, изучение литературы и первоисточников; подбор материала для групповой дискуссии. 4 -  
6.Философская антропология Социальная философия Подготовка к семинарским   занятиям, изучение литературы и первоисточников; подбор материала для реферата. 2 -
7.Аксиология Этическая философия Подготовка к семинарским   занятиям, изучение литературы и первоисточников;  подбор материала для реферата. 2 -  
8.Философия и методология науки Подготовка к семинарским   занятиям, изучение литературы и первоисточников;  подготовка к тестированию. 2 -
  Итого: 18  
  Экзамен 36  
  Всего 54  

 

6. Описание фонда оценочных средств для проведения текущего контроля/промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

Примерный список тем для тестирования:

1) Формирование христианской средневековой философии. Патристика.

2) Средневековая христианская схоластика: философские проблемы и представители.

3) Средневековая арабская философия: философские проблемы и представители.

4) Антропоцентризм и натурфилософия эпохи Возрождения.

5) Социально-философские учения эпохи Возрождения.

6) Философские проблемы начала Нового времени (метод познания, субстанция, научная картина мира).

7) Общая характеристика европейской философии эпохи Просвещения.

8) Социально-философские учения XVII–XVIII вв.

9) Общая характеристика немецкой классической философии.

10) Философские идеи И. Канта и Г. Гегеля.

11) Антропологический материализм и гуманизм Л.Фейербаха

12) Основные идеи философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).

13) «Философия жизни»: идеи и представители.

14)  Позитивизм: этапы, идеи и представители.

15) Философия психоанализа.

16) Философия экзистенциализма.

17) Религиозная философия ХХ-XXI века.

18) Сциентизм и антисциентизм ХХ-XXI века.

19) Основные этапы и специфика развития русской философии.

20) Русская философия XI–XVIII веков.

21) Русская философия XIX века: течения и тенденции развития.

22) Русская религиозная философия XIX – нач. ХХ века.

23) Советский период русской философии.

24) Основные идеи философии «русского зарубежья» (ХХ век).

25) Философия русского космизма.

26) Основные онтологические концепции и понятия.

27) Проблема сознания в философии.

28) Философия природы.

29) Основные гносеологические концепции (сенсуализм, эмпиризм, рационализм, интуитивизм, мистицизм).

30) Философский анализ способностей познания человека.

31) Проблема истины в философии.

32) Проблема человека в истории философской мысли.

33) Смысл жизни как философская проблема.

34) Жизнь, смерть и посмертное бытие как экзистенциальные феномены.

35) Антропогенез и перспективы эволюции человека.

36) Теоретические модели структуры общества.

37) Теоретические модели развития общества.

38) Формационная и цивилизационная модели в философии истории.

39) Сущность и критерии исторического прогресса.

40) Проблема смысла истории.

41) Развитие демократического общества в России: проблемы, тенденции, противоречия.

42) Гражданское общество как предмет философского анализа.

43) Понятие, классификация и теории ценностей.

44) Ценности современного общества.

45) Основные понятия и проблемы этической философии.

46) Философские проблемы прикладной и профессиональной этики.

47) Насилие и ненасилие как этические проблемы.

48) Философия науки как раздел философского знания.

49) Специфика, структура и развитие научного знания.

50) Методы научного познания.

51) Проблема соотношения научного и ненаучного знания.

 

Контрольные вопросы и система оценивания устных ответов студентов

1. Исторические формы и типы мировоззрения. Философия как тип мировоззрения.

2. Условия и причины появления философии.

3. Основные области философского знания: онтология, гносеология, аксиология.

4. Философия, религия и наука; проблема научности философии.

5. Античная философия как первая форма теоретического отношения к миру.

6. Древнегреческая натурфилософия и софистика.

7. Платоновское учение об уме, идеях и материи.

8. Метафизика Аристотеля.

9. Философия эпохи эллинизма.

10. Бог и человек в религиозной философии средневековья.

11. Рационализм в философии Нового времени.

12. Эмпиризм в философии Нового времени.

13. Агностицизм И. Канта.

14. Абсолютный идеализм Гегеля.

15. Материалистическое понимание истории.

16. Западники и славянофилы о судьбах России.

17. Основные направления современной философии от середины XIX в. до конца XX в.

18. Рассудочный и разумный виды мышления: единство и различие.

19. Чувственное и мыслящее познание: их сущность, формы, границы, достоверность.

20. Познавательное отношение и его стороны: субъект и объект познания.

21. Познание как «отражение» и как «конструирование» предметной сферы. Субъективное и объективное в познании.

22. Знание и мнение: проблема достоверности знания.

23. Соотношение веры и мыслящего познания. Вера, знание, истина.

24. Истина как цель и результат познания. Учения о критериях истины.

25. Философские учения о причинах и началах сущего.

26. Категориальные структуры мышления и бытия. Категориальные законы (законы диалектики).

27. Философские понятия пространства и времени.

28. Понятие и образ природы в философии и науке.

29. Понятие закона природы. Закон природы и закон общества.

30. Метафизические и гносеологические основания концепций происхождения жизни: эволюционизм, креационизм.

31. Природные и культурно-исторические факторы антропосоциогенеза.

32. Человек как биосоциальное существо.

33. Сознание, самосознание, психика; сознание и бессознательное.

34. Сознание, язык, речь.

35. Понятие личности; личность и общество.

36. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность.

37. Наука как специфическая форма познания.

38. Субъективное и объективное в научном познании.

39. Методы научного познания.

40. Эволюция и революция в науке.

41. Классический и неклассический идеалы рациональности.

42. Методологические основы естественных и гуманитарных наук.

43. Природное и социальное в общественной жизни.

44. Понятие общественного прогресса: основные концепции.

45. Основные концепции исторического процесса.

 

Тематика рефератов.

1. Исторические типы философии.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

4. Философия досократиков.

5. Классический период Античной философии.

6. Философия Платона.

7. Философия Аристотеля.

8. Эллинистическая философия.

9. Средневековая западная философия.

10. Средневековая мусульманская философия.

11. Натурфилософия эпохи Возрождения.

12. Социально-философские идеи эпохи Возрождения.

13. Рационалистическая философия Нового времени.

14. Сенсуализм и эмпиризм Нового времени.

15. Социально-философские идеи Нового времени.

16. Философия Просвещения.

17. Гносеология и этика Канта.

18. Система и метод философии Гегеля.

19. Антропологический материализм Фейербаха.

20. Особенности и основные этапы развития русской философии.

21. Философия В.Соловьева.

22. Философия марксизма.

23. Иррационалистическая философия Шопенгауэра и Ницше.

24. Современная западная философия.

25. Проблема бытия в истории философии.

26. Исторические формы материализма.

27. Исторические формы идеализма.

28. Основные формы движения.

29. Проблема сознания в истории философии.

30. Проблема происхождения психики и сознания в философии и науке.

31. Уровни общественного сознания.

32. Формы общественного сознания.

33. Проблема субъекта и объекта познания.

34. Особенности социального познания.

35. Агностицизм и гностицизм в истории философии.

36. Формы чувственного познания.

37. Формы рационального познания.

38. Философские и научные модели истины.

39. Исторические формы диалектики.

40. Категории, принципы и законы диалектики.

41. Структура научной теории.

42. Методы эмпирического исследования.

43. Методы теоретического познания.

44. Философские основания науки.

45. Концепция смены научных парадигм Т.Куна.

46. «Анархистская эпистемология» П.Фейерабенда.

47. Исторические типы научной рациональности.

48. Наука как социальный институт.

49. Сциентизм и антисциентизм.

50. Социальная философия.

51. Теории постиндустриального общества.

52. Исторические типы взаимодействия общества и природы.

53. Философские концепции поступательно-прогрессивного развития.

54. Проблема смысла истории в истории философии.

55. Философские теории власти.

56. Теория общественного договора.

57. Современные концепции антропосоциогенеза.

58. Человек как творец и творение культуры.

59. Культура и цивилизация.

60. Современная массовая культура.

61. Происхождение религии.

62. Доказательства бытия Бога в истории философии.

63. Вера и знание.

64. История свободомыслия.

65. Мораль в жизни человека и общества.

66. Моральные ценности.

67. Этические системы античности.

68. Этическая мысль Нового времени.

69. Глобальные проблемы современности.

 

Примерная тематика вопросов к экзамену

1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

2. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

3. Структура философского знания.

4. Мораль, справедливость, право.

5. Становление философии. Основные направления античной философии.

6. Свобода и ответственность.

7. Становление философии. Школы восточной философии.

8. Научное и ненаучное знание. Критерии научности.

9. Основные направления Средневековой философии.

10. Гражданское общество и государство.

11. Основные направления философии эпохи Возрождения.

12. Смысл человеческого бытия.

13. Философия эпохи Просвещения.

14. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

15. Немецкая классическая философия.

16. Человек в системе социальных связей.

17. Основные направления современной философии.

18. Насилие и ненасилие.

19. Основные направления русской философии.

20. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение.

21. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

22. Структура научного познания, его методы и формы.

23. Понятия материального и идеального.

24. Общество и его структура.

25. Пространство и время.

26. Человек и природа.

27. Движение и развитие, диалектика.

28. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

 Уровень требований и критерии оценок

В течение семестра текущий контроль успеваемости студентов проверяется в ходе практических занятий, при выполнении и оценке самостоятельных заданий, индивидуальных домашних работ, по результатам тестирования. Основными формами текущего контроля знаний являются:

- проверка качества усвоения проблемных вопросов изучаемого материала в ходе плановых занятий;

- выполнение самостоятельных домашних заданий в рабочих тетрадях, их оценивание и обсуждение результатов;

  Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

  На экзамене осуществляется комплексная проверка знаний, умений и навыков студентов. Теоретические знания оцениваются путем устного опроса студентов или компьютерного тестирования. Практические навыки и умения проверяются посредством выполнения контрольных заданий, обсуждения на семинарских занятиях контрольных вопросов.

  Оценивание студентов на экзамене осуществляется в соответствии с требованиями и критериями, установленными в ВУЗе. Учитываются как результаты текущего контроля, так и знания, умения и навыки, непосредственно показанные студентами в ходе экзамена.

7. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) основная (электронный ресурс – http:// www. IPRBooks. ru):

1. Алексеев П.В. Философия: хрестоматия. Изд. Проспект, 2016. – 452 с.

2. Алексеев П.В. История философии. Учебное пособие: философия в схемах и определениях. Изд. Проспект, 2013. – 278 с.

3. Клейнман П. Философия. Краткий курс: учебное пособие. Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2016 . – 270 с.

4. Скворцова Л.М. Философия [Электронный ресурс]: краткий терминологический словарь для студентов всех направлений подготовки, реализуемых в МГСУ/ Скворцова Л.М., Суходольская Н.П., Фролов А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014.— 30 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22849.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

б) дополнительная:

1. Антонов Е. А. Философия [Текст]: учебник / Е. А. Антонов. - Белгород: БелГУ, 2013. - 262 с.

2. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник / Г. В. Гриненко. - М.: Юрайт, 2011. - 689 с.

3. Зотов А. Ф. Современная западная философия [Текст]: учебное пособие / А. Ф. Зотов. - М.: Проспект, 2012. - 608 с.

4. Кирвель Ч.С. Социальная философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кирвель Ч.С., Романов О.А.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2013.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20278.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Кришталёва Л.Г. Философия и этика поступка (структура и значение поступка в различных культурно-исторических обстоятельствах - опыт реконструкции) [Электронный ресурс]/ Кришталёва Л.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт философии РАН, 2010.— 123 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18751.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

6. Липский Б. И. Философия [Текст]: учебник / Б. И. Липский, Б. В. Марков. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2016. - 384 с.

7. Лысак И.В. Визуальная философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лысак И.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014.— 404 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25174.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

8. Марков Б. В. Философия [Текст]: учебник для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - СПб. : Питер, 2013. - 432 с.

9. Основы философии [Текст]: учебное пособие / А. А. Исаев [и др.]. - Уфа: УЮИ МВД России, 2012. - 217 с.

10. Руденко А. М. Философия в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А. М. Руденко. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 382 с.

11. Светлов В.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Светлов В.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 335 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8251.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

12. Спиркин А. Г. Философия [Электронный ресурс]: электронный учебник / А. Г. Спиркин. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011 эл. опт. диск (CD-ROM)

13. Чукин С. Г. Философия [Текст]: учебник / С. Г. Чукин. - М. : РЖ "На боевом посту", 2013. - 624 с.

14. Философия [Текст]: учебник / А. В. Аполлонов, В. В. Васильев, Ф. И. Гиренок; ред.: А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - М. : Проспект, 2015. - 670 с.

15. Философия [Текст]: учебное пособие / ред. В. П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 568 с.

16. Философия [Текст]: учебник / И. В. Ватин, В. Е. Давидович, Л. В. Жаров; ред. В. П. Кохановский. - М.: КНОРУС, 2013. - 368 с.

17. Философия [Текст]: учебник / А. В. Аполлонов, В. В. Васильев, Ф. И. Гиренок; ред.: А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - М.: Проспект, 2013. - 672 с.

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Б-ка «Гумер». – Философия [Электронная б-ка философа – книги, учебники, тексты, словари, статьи] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php.

2. Б-ка философского факультета МГУ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.philos.msu.ru/library.php.

3. Б-ка философской антропологии [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/bib.htm.

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.

5. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/.

6. Национальная философская энциклопедия [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://terme.ru/.

7. Образовательные ресурсы Интернета. – Философия [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/philos3.htm.

8. Портал Гуманитарное образование. – Философия [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5.

9. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.

10. Текстовые ресурсы – Ин-т философии РАН [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/page52248384.htm.

11. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/

12. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/

13. Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

14. http://www.biblioclub.ru

15. http:/IPRBooks.ru

16. http://www.iprbookshop.ru

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины «Философия» направлено на решение следующих задач: развитие системы грамотного мышления студентов, освоение различных форм познавательной деятельности и понимания особенностей развития природы, общества и мышления.

Лекции построены на основе использования активных форм обучения: - лекция-беседа (преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов), - проблемная лекция (с помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста), лекция с заранее запланированными ошибками (эта форма проведения лекции необходима для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию). На каждой лекции применяется сочетание этих форм обучения в зависимости от подготовленности студентов и вопросов, вынесенных на лекцию. Присутствие на лекции не должно сводиться лишь к автоматической записи изложения предмета преподавателем. Более того, современный насыщенный материал каждой темы не может (по времени) совпадать с записью в тетради из-за разной скорости процессов – мышления и автоматической записи. Каждый студент должен разработать для себя систему ускоренного фиксирования на бумаге материала лекции.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование студентов, проведение коллоквиума, проведение дискуссии. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет - тестировании (интернет – зачете, экзамене), так и в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов. Подготовка к экзамену предполагает изучение рекомендуемой литературы и других источников, конспектов лекций, повторение материалов практических занятий.

Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "iprbook", доступ к которой предоставлен студентам. Электронно-библиотечная система " iprbook" реализует легальное хранение, распространение и защиту цифрового контента учебно-методической литературы для вузов с условием обязательного соблюдения авторских и смежных прав. Iprbook обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям.

 

10. Материально-техническая база, необходимая для обеспечения дисциплины

Лекционный зал, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук); учебный кабинет гуманитарных дисциплин, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук, интерактивная доска), тексты, хрестоматии, специальная литература, исторические карты, таблицы, схемы по дисциплине.

Тестирование проходит в специализированном компьютерном классе.


 



Приложение 1

Очное обучение по индивидуальному плану (3г.4мес.)

Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Объем дисциплины программы очного обучения (бакалавров)

Вид учебной работы

Всего

(в часах)

Семестры (в соответствии с рабочими учебными планами) 2 Общая трудоемкость дисциплины 108 108 Аудиторные занятия 48 48 Лекции (Л) 24 24 Практические занятия (ПЗ) 24 24 в т.ч. занятия в интерактивной форме (ЗИФ) 4 4 Самостоятельная работа (СР) 60 60 В семестре 36 36 В сессию 24 24 Вид промежуточной аттестации – экзамен.    

 

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование

темы дисциплины

Трудоёмкость в часах

Формы текущего контроля успеваемости

Всего часов

Контактная работа

СР

Общая Л ГЗ ЗИФ
1. Предмет и функции философии. 10 6 2 4   4 Устный опрос
2.   Философия Древнего мира. Философия Средних веков и Возрождения. 10 6 2 4 2 4 Коллоквиум. Устный опрос.  
3. Философия Нового времени (XVII–XIX вв.). Современная западная философия. 12 8 4 4   4 Тесты, устный опрос
4. Особенности развития русской философии. 10 6 4 2   4 Тесты, устный опрос
5. Онтология и философия природы. Гносеология. 12 6 4 2 2 6 Дискуссия, устный опрос
6. Философская антропология. Социальная философия. 14 8 4 4   6 Устный опрос. Заслушивание рефератов.  
7. Аксиология. Этическая философия. 8 4 2 2   4 Устный опрос, заслушивание рефератов
8. Философия и методология науки. 8 4 2 2   4 устный опрос, тестирование

Итого:

84 48 24 24 4 36

Дата: 2018-12-28, просмотров: 202.