Л.В. Шманева
Философия
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
(для бакалавров)
все формы обучения
Москва 2017
Аккредитованное образовательное частное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
Кафедра гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ Ректор _______________ А.Г. Забелин «______»____________20__г. |
Л.В. Шманева
Философия
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
(для бакалавров)
все формы обучения
Рекомендовано Учебно-методическим советом МФЮА
(протокол №____ от «____» ___________ 2017 г.)
Одобрено кафедрой гуманитарных дисциплин
(протокол №___ от «____» ___________ 2017 г.)
Москва 2017
УДК 101.1(075.8)
ББК 87я73
Ш71
Рецензент: Торбург М.Р., к.ф.н., доцент, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин МФЮА
Ш71 Шманева Л.В. Философия. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (для бакалавров), все формы обучения. - М.:МФЮА, кафедра гуманитарных дисциплин, 2017. – с. 70
Дисциплина Б.1.Б.1 «Философия» является дисциплиной базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательной программы (ОП) по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат).
Дисциплина «Философия» изучает общие вопросы развития природы, общества и мышления.
Рабочая программа дисциплины содержит перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, место дисциплины в структуре образовательной программы, объем дисциплины, содержание дисциплины и видов учебных занятий, учебно-тематический план, содержание практических занятий и семинаров, учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы, описание фонда оценочных средств, перечень основной и дополнительной литературы, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», методические указания для обучающихся по освоению дисциплины, описание материально-технической базы.
УДК 101.1(075.8)
ББК 87я73
Учебное издание
Шманева Людмила Валерьевна
Философия
Рабочая программа дисциплины
Компьютерный набор, верстка: Шманева Л.В.
Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл.п.л.1,6. Изд. № 10.15.– 2017. Тираж - 14 экз.
Заказ № ______
Отпечатано в МФЮА
© Шманева Людмила Валерьевна , 2017
Ó МФЮА, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 5 |
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы. . . . . . . | 5 |
3 Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах . . . . | 6 |
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 7 |
4.1 Содержание дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 7 |
4.2 Учебно-тематический план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 12 |
4.3 Содержание практических занятий и семинаров. . . . . . . . . . . . . . . . . | 13 |
5 Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 19 |
6 Описание фонда оценочных средств для проведения текущего контроля/промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. . | 20 |
7 Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 28 |
8 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины. . . . . . . . . . . . . | 31 |
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. | 32 |
10 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. . . . . . . . . | 33 |
11 Приложение 1 Учебно-тематический план и содержание практических занятий для очной формы обучения (индивидуальный план) (срок обучения 3г.4мес.) | 34 |
12 Приложение 2 Учебно-тематический план и содержание практических занятий для очно-заочной формы обучения (срок обучения 5 лет) | 44 |
13 Приложение 3 Учебно-тематический план и содержание практических занятий для очно-заочной формы обучения (индивидуальный план) (3г.4мес.) | 53 |
14 Приложение 4 Учебно-тематический план и содержание практических занятий для заочной формы обучения (срок обучения 5 лет) | 62 |
15 Приложение 5 Учебно-тематический план и содержание практических занятий для заочной формы обучения (индивидуальный план) (3г.4мес.) | 66 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Дисциплина Б.1.Б.1 «Философия» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Вид учебной работы
Всего
(в часах)
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий.
4.1. Содержание дисциплины
Тематика рефератов.
1. Исторические типы философии.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
4. Философия досократиков.
5. Классический период Античной философии.
6. Философия Платона.
7. Философия Аристотеля.
8. Эллинистическая философия.
9. Средневековая западная философия.
10. Средневековая мусульманская философия.
11. Натурфилософия эпохи Возрождения.
12. Социально-философские идеи эпохи Возрождения.
13. Рационалистическая философия Нового времени.
14. Сенсуализм и эмпиризм Нового времени.
15. Социально-философские идеи Нового времени.
16. Философия Просвещения.
17. Гносеология и этика Канта.
18. Система и метод философии Гегеля.
19. Антропологический материализм Фейербаха.
20. Особенности и основные этапы развития русской философии.
21. Философия В.Соловьева.
22. Философия марксизма.
23. Иррационалистическая философия Шопенгауэра и Ницше.
24. Современная западная философия.
25. Проблема бытия в истории философии.
26. Исторические формы материализма.
27. Исторические формы идеализма.
28. Основные формы движения.
29. Проблема сознания в истории философии.
30. Проблема происхождения психики и сознания в философии и науке.
31. Уровни общественного сознания.
32. Формы общественного сознания.
33. Проблема субъекта и объекта познания.
34. Особенности социального познания.
35. Агностицизм и гностицизм в истории философии.
36. Формы чувственного познания.
37. Формы рационального познания.
38. Философские и научные модели истины.
39. Исторические формы диалектики.
40. Категории, принципы и законы диалектики.
41. Структура научной теории.
42. Методы эмпирического исследования.
43. Методы теоретического познания.
44. Философские основания науки.
45. Концепция смены научных парадигм Т.Куна.
46. «Анархистская эпистемология» П.Фейерабенда.
47. Исторические типы научной рациональности.
48. Наука как социальный институт.
49. Сциентизм и антисциентизм.
50. Социальная философия.
51. Теории постиндустриального общества.
52. Исторические типы взаимодействия общества и природы.
53. Философские концепции поступательно-прогрессивного развития.
54. Проблема смысла истории в истории философии.
55. Философские теории власти.
56. Теория общественного договора.
57. Современные концепции антропосоциогенеза.
58. Человек как творец и творение культуры.
59. Культура и цивилизация.
60. Современная массовая культура.
61. Происхождение религии.
62. Доказательства бытия Бога в истории философии.
63. Вера и знание.
64. История свободомыслия.
65. Мораль в жизни человека и общества.
66. Моральные ценности.
67. Этические системы античности.
68. Этическая мысль Нового времени.
69. Глобальные проблемы современности.
Примерная тематика вопросов к экзамену
1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
2. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах.
3. Структура философского знания.
4. Мораль, справедливость, право.
5. Становление философии. Основные направления античной философии.
6. Свобода и ответственность.
7. Становление философии. Школы восточной философии.
8. Научное и ненаучное знание. Критерии научности.
9. Основные направления Средневековой философии.
10. Гражданское общество и государство.
11. Основные направления философии эпохи Возрождения.
12. Смысл человеческого бытия.
13. Философия эпохи Просвещения.
14. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
15. Немецкая классическая философия.
16. Человек в системе социальных связей.
17. Основные направления современной философии.
18. Насилие и ненасилие.
19. Основные направления русской философии.
20. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение.
21. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.
22. Структура научного познания, его методы и формы.
23. Понятия материального и идеального.
24. Общество и его структура.
25. Пространство и время.
26. Человек и природа.
27. Движение и развитие, диалектика.
28. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Уровень требований и критерии оценок
В течение семестра текущий контроль успеваемости студентов проверяется в ходе практических занятий, при выполнении и оценке самостоятельных заданий, индивидуальных домашних работ, по результатам тестирования. Основными формами текущего контроля знаний являются:
- проверка качества усвоения проблемных вопросов изучаемого материала в ходе плановых занятий;
- выполнение самостоятельных домашних заданий в рабочих тетрадях, их оценивание и обсуждение результатов;
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
На экзамене осуществляется комплексная проверка знаний, умений и навыков студентов. Теоретические знания оцениваются путем устного опроса студентов или компьютерного тестирования. Практические навыки и умения проверяются посредством выполнения контрольных заданий, обсуждения на семинарских занятиях контрольных вопросов.
Оценивание студентов на экзамене осуществляется в соответствии с требованиями и критериями, установленными в ВУЗе. Учитываются как результаты текущего контроля, так и знания, умения и навыки, непосредственно показанные студентами в ходе экзамена.
7. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) основная (электронный ресурс – http:// www. IPRBooks. ru):
1. Алексеев П.В. Философия: хрестоматия. Изд. Проспект, 2016. – 452 с.
2. Алексеев П.В. История философии. Учебное пособие: философия в схемах и определениях. Изд. Проспект, 2013. – 278 с.
3. Клейнман П. Философия. Краткий курс: учебное пособие. Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2016 . – 270 с.
4. Скворцова Л.М. Философия [Электронный ресурс]: краткий терминологический словарь для студентов всех направлений подготовки, реализуемых в МГСУ/ Скворцова Л.М., Суходольская Н.П., Фролов А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014.— 30 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22849.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
б) дополнительная:
1. Антонов Е. А. Философия [Текст]: учебник / Е. А. Антонов. - Белгород: БелГУ, 2013. - 262 с.
2. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник / Г. В. Гриненко. - М.: Юрайт, 2011. - 689 с.
3. Зотов А. Ф. Современная западная философия [Текст]: учебное пособие / А. Ф. Зотов. - М.: Проспект, 2012. - 608 с.
4. Кирвель Ч.С. Социальная философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кирвель Ч.С., Романов О.А.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2013.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20278.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Кришталёва Л.Г. Философия и этика поступка (структура и значение поступка в различных культурно-исторических обстоятельствах - опыт реконструкции) [Электронный ресурс]/ Кришталёва Л.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт философии РАН, 2010.— 123 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18751.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Липский Б. И. Философия [Текст]: учебник / Б. И. Липский, Б. В. Марков. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2016. - 384 с.
7. Лысак И.В. Визуальная философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лысак И.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014.— 404 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25174.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
8. Марков Б. В. Философия [Текст]: учебник для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - СПб. : Питер, 2013. - 432 с.
9. Основы философии [Текст]: учебное пособие / А. А. Исаев [и др.]. - Уфа: УЮИ МВД России, 2012. - 217 с.
10. Руденко А. М. Философия в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А. М. Руденко. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 382 с.
11. Светлов В.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Светлов В.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 335 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8251.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
12. Спиркин А. Г. Философия [Электронный ресурс]: электронный учебник / А. Г. Спиркин. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011 эл. опт. диск (CD-ROM)
13. Чукин С. Г. Философия [Текст]: учебник / С. Г. Чукин. - М. : РЖ "На боевом посту", 2013. - 624 с.
14. Философия [Текст]: учебник / А. В. Аполлонов, В. В. Васильев, Ф. И. Гиренок; ред.: А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - М. : Проспект, 2015. - 670 с.
15. Философия [Текст]: учебное пособие / ред. В. П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 568 с.
16. Философия [Текст]: учебник / И. В. Ватин, В. Е. Давидович, Л. В. Жаров; ред. В. П. Кохановский. - М.: КНОРУС, 2013. - 368 с.
17. Философия [Текст]: учебник / А. В. Аполлонов, В. В. Васильев, Ф. И. Гиренок; ред.: А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. - М.: Проспект, 2013. - 672 с.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Б-ка «Гумер». – Философия [Электронная б-ка философа – книги, учебники, тексты, словари, статьи] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php.
2. Б-ка философского факультета МГУ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.philos.msu.ru/library.php.
3. Б-ка философской антропологии [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/bib.htm.
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.
5. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/.
6. Национальная философская энциклопедия [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://terme.ru/.
7. Образовательные ресурсы Интернета. – Философия [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/philos3.htm.
8. Портал Гуманитарное образование. – Философия [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5.
9. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.
10. Текстовые ресурсы – Ин-т философии РАН [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/page52248384.htm.
11. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/
12. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/
13. Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/
14. http://www.biblioclub.ru
15. http:/IPRBooks.ru
16. http://www.iprbookshop.ru
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Освоение дисциплины «Философия» направлено на решение следующих задач: развитие системы грамотного мышления студентов, освоение различных форм познавательной деятельности и понимания особенностей развития природы, общества и мышления.
Лекции построены на основе использования активных форм обучения: - лекция-беседа (преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов), - проблемная лекция (с помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста), лекция с заранее запланированными ошибками (эта форма проведения лекции необходима для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию). На каждой лекции применяется сочетание этих форм обучения в зависимости от подготовленности студентов и вопросов, вынесенных на лекцию. Присутствие на лекции не должно сводиться лишь к автоматической записи изложения предмета преподавателем. Более того, современный насыщенный материал каждой темы не может (по времени) совпадать с записью в тетради из-за разной скорости процессов – мышления и автоматической записи. Каждый студент должен разработать для себя систему ускоренного фиксирования на бумаге материала лекции.
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование студентов, проведение коллоквиума, проведение дискуссии. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет - тестировании (интернет – зачете, экзамене), так и в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов. Подготовка к экзамену предполагает изучение рекомендуемой литературы и других источников, конспектов лекций, повторение материалов практических занятий.
Учебно-методическая литература для данной дисциплины имеется в наличии в электронно-библиотечной системе "iprbook", доступ к которой предоставлен студентам. Электронно-библиотечная система " iprbook" реализует легальное хранение, распространение и защиту цифрового контента учебно-методической литературы для вузов с условием обязательного соблюдения авторских и смежных прав. Iprbook обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям.
10. Материально-техническая база, необходимая для обеспечения дисциплины
Лекционный зал, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук); учебный кабинет гуманитарных дисциплин, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук, интерактивная доска), тексты, хрестоматии, специальная литература, исторические карты, таблицы, схемы по дисциплине.
Тестирование проходит в специализированном компьютерном классе.
Приложение 1
Очное обучение по индивидуальному плану (3г.4мес.)
Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Объем дисциплины программы очного обучения (бакалавров)
Вид учебной работы
Всего
(в часах)
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы дисциплины | Трудоёмкость в часах | Формы текущего контроля успеваемости | |||||
Всего часов | Контактная работа | СР | ||||||
Общая | Л | ГЗ | ЗИФ | |||||
1. | Предмет и функции философии. | 10 | 6 | 2 | 4 | 4 | Устный опрос | |
2. | Философия Древнего мира. Философия Средних веков и Возрождения. | 10 | 6 | 2 | 4 | 2 | 4 | Коллоквиум. Устный опрос. |
3. | Философия Нового времени (XVII–XIX вв.). Современная западная философия. | 12 | 8 | 4 | 4 | 4 | Тесты, устный опрос | |
4. | Особенности развития русской философии. | 10 | 6 | 4 | 2 | 4 | Тесты, устный опрос | |
5. | Онтология и философия природы. Гносеология. | 12 | 6 | 4 | 2 | 2 | 6 | Дискуссия, устный опрос |
6. | Философская антропология. Социальная философия. | 14 | 8 | 4 | 4 | 6 | Устный опрос. Заслушивание рефератов. | |
7. | Аксиология. Этическая философия. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | Устный опрос, заслушивание рефератов | |
8. | Философия и методология науки. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | устный опрос, тестирование | |
Итого: | 84 | 48 | 24 | 24 | 4 | 36 | ||
Приложение 2 Вид учебной работы |
Всего (в часах) | Семестры (в соответствии с рабочими учебными планами) | ||||||
2 | ||||||||
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 | ||||||
Контактная работа | 36 | 36 | ||||||
Занятия лекционного типа (Л) | 20 | 20 | ||||||
Занятия семинарского типа (ЗСТ) | 16 | 16 | ||||||
Самостоятельная работа (СР) | 72 | 72 | ||||||
В семестре | 36 | 36 | ||||||
В сессию | 36 | 36 | ||||||
Вид промежуточной аттестации – экзамен. |
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы дисциплины | Трудоёмкость в часах | Формы текущего контроля успеваемости | ||||
Всего часов | Контактная работа |
СР | |||||
Общая | Л | ЗСТ | |||||
1. | Предмет и функции философии. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | Устный опрос |
2. | Философия Древнего мира. Философия Средних веков и Возрождения. | 10 | 6 | 4 | 2 | 4 | Коллоквиум. Устный опрос. |
3. | Философия Нового времени (XVII–XIX вв.). Современная западная философия. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | Тесты, устный опрос |
4. | Особенности развития русской философии. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | Тесты, устный опрос |
5. | Онтология и философия природы. Гносеология. | 12 | 6 | 4 | 2 | 6 | Дискуссия, устный опрос |
6. | Философская антропология. Социальная философия. | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | Устный опрос. Заслушивание рефератов. |
7. | Аксиология. Этическая философия. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | Устный опрос, заслушивание рефератов |
8. | Философия и методология науки. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | Устный опрос, тестирование |
Итого: | 72 | 36 | 20 | 16 | 36 | ||
Приложение 3 Очно-заочное обучение по индивидуальному плану (3г.4мес.) Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Вид учебной работы |
Всего (в часах) | Семестры (в соответствии с рабочими учебными планами) | |||||
2 | |||||||
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 | |||||
Контактная работа | 16 | 16 | |||||
Занятия лекционного типа (Л) | 8 | 8 | |||||
Занятия семинарского типа (ЗСТ) | 8 | 8 | |||||
Самостоятельная работа (СР) | 92 | 92 | |||||
В семестре | 36 | 36 | |||||
В сессию | 56 | 56 | |||||
Вид промежуточной аттестации – экзамен. |
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы дисциплины | Трудоёмкость в часах | Формы текущего контроля успеваемости | ||||
Всего часов | Контактная работа |
СР | |||||
Общая | Л | ЗСТ | |||||
1. | Предмет и функции философии. | 7 | 3 | 2 | 1 | 4 | Устный опрос |
2. | Философия Древнего мира. Философия Средних веков и Возрождения. | 7 | 3 | 2 | 1 | 4 | Коллоквиум. Устный опрос. |
3. | Философия Нового времени (XVII–XIX вв.). Современная западная философия. | 5 | 1 | - | 1 | 4 | Тесты, устный опрос |
4. | Особенности развития русской философии. | 5 | 1 | - | 1 | 4 | Тесты, устный опрос |
5. | Онтология и философия природы. Гносеология. | 9 | 3 | 2 | 1 | 6 | Дискуссия, устный опрос |
6. | Философская антропология. Социальная философия. | 9 | 3 | 2 | 1 | 6 | Устный опрос. Заслушивание рефератов. |
7. | Аксиология. Этическая философия. | 5 | 1 | - | 1 | 4 | Устный опрос, заслушивание рефератов |
8. | Философия и методология науки. | 5 | 1 | - | 1 | 4 | Устный опрос, тестирование |
Итого: | 52 | 16 | 8 | 8 | 36 | ||
Приложение 4 Заочное обучение (5 лет) Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Вид учебной работы |
Всего (в часах) | Семестры (в соответствии с рабочими учебными планами) | |||||
2 | |||||||
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 | |||||
Контактная работа | 12 | 12 | |||||
Занятия лекционного типа (Л) | 10 | 10 | |||||
Занятия семинарского типа (ЗСТ) | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа (СР) | 96 | 96 | |||||
В семестре | 36 | 36 | |||||
В сессию | 60 | 60 | |||||
Вид промежуточной аттестации – экзамен. |
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы дисциплины | Трудоёмкость в часах | Формы текущего контроля успеваемости | ||||
Всего часов | Контактная работа | СР | |||||
Общая | Л | ЗСТ | |||||
1. | Предмет и функции философии. | 12 | 4 | 2 | - | 4 | |
2. | Философия Древнего мира. Философия Средних веков и Возрождения. | 12 | 4 | 2 | - | 4 | |
3. | Философия Нового времени (XVII–XIX вв.). Современная западная философия. | 14 | - | - | 4 | ||
4. | Особенности развития русской философии. | 14 | - | - | 4 | ||
5. | Онтология и философия природы. Гносеология. | 14 | 2 | 2 | 6 | Устный опрос, заслушивание рефератов | |
6. | Философская антропология. Социальная философия. | 14 | 2 | - | 6 | ||
7. | Аксиология. Этическая философия. | 14 | 4 | 2 | - | 4 | |
8. | Философия и методология науки. | 14 | - | - | 4 | ||
Итого: | 48 | 12 | 10 | 2 | 36 | ||
Приложение 5 Заочное обучение по индивидуальному плану (3г.4мес.) Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Вид учебной работы |
Всего (в часах) | Семестры (в соответствии с рабочими учебными планами) | |||||
2 | |||||||
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 | |||||
Контактная работа | 12 | 12 | |||||
Занятия лекционного типа (Л) | 6 | 6 | |||||
Занятия семинарского типа (ЗСТ) | 6 | 6 | |||||
Самостоятельная работа (СР) | 96 | 96 | |||||
В семестре | 36 | 36 | |||||
В сессию | 60 | 60 | |||||
Вид промежуточной аттестации – экзамен. |
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы дисциплины | Трудоёмкость в часах | Формы текущего контроля успеваемости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов | Контактная работа | СР | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая | Л | ЗСТ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Предмет и функции философии. | 12 | 4 | 2 | - | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Философия Древнего мира. Философия Средних веков и Возрождения. | 12 | 4 | - | 2 | 4 | Устный опрос. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Философия Нового времени (XVII–XIX вв.). Современная западная философия. | 14 | - | - | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Особенности развития русской философии. | 14 | - | - | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Онтология и философия природы. Гносеология. | 14 | 2 | 2 | 6 | Устный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Философская антропология. Социальная философия. | 14 | - | 2 | 6 | Устный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Аксиология. Этическая философия. | 14 | 4 | 2 | - | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Философия и методология науки. | 14 | - | - | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: | 48 | 12 | 6 | 6 | 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Л.В. Шманева Философия Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (для бакалавров)
все формы обучения Москва 2017 Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА» Кафедра гуманитарных дисциплин
Л.В. Шманева Философия Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (для бакалавров)
все формы обучения Рекомендовано Учебно-методическим советом МФЮА (протокол №____ от «____» ___________ 2017 г.) Одобрено кафедрой гуманитарных дисциплин (протокол №___ от «____» ___________ 2017 г.) Москва 2017 УДК 101.1(075.8) ББК 87я73 Ш71
Рецензент: Торбург М.Р., к.ф.н., доцент, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин МФЮА Ш71 Шманева Л.В. Философия. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (для бакалавров), все формы обучения. - М.:МФЮА, кафедра гуманитарных дисциплин, 2017. – с. 70
Дисциплина Б.1.Б.1 «Философия» является дисциплиной базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательной программы (ОП) по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат). Дисциплина «Философия» изучает общие вопросы развития природы, общества и мышления.
Рабочая программа дисциплины содержит перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, место дисциплины в структуре образовательной программы, объем дисциплины, содержание дисциплины и видов учебных занятий, учебно-тематический план, содержание практических занятий и семинаров, учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы, описание фонда оценочных средств, перечень основной и дополнительной литературы, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», методические указания для обучающихся по освоению дисциплины, описание материально-технической базы.
УДК 101.1(075.8) ББК 87я73 Учебное издание Шманева Людмила Валерьевна Философия Рабочая программа дисциплины Компьютерный набор, верстка: Шманева Л.В. Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman Усл.п.л.1,6. Изд. № 10.15.– 2017. Тираж - 14 экз. Заказ № ______ Отпечатано в МФЮА © Шманева Людмила Валерьевна , 2017 Ó МФЮА, 2017 СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы Дисциплина Б.1.Б.1 «Философия» обеспечивает формирование следующих компетенций: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владения | Умения | Знания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
философской терминологией, приемами философского анализа | обрабатывать материал философского содержания (статьи специализированных философских журналов, отрывки философских произведений, небольшие философские тексты) | предмета философии, основных философских принципов, законов, категорий, а также их содержание и взаимосвязи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
навыками формирования и изложения своей позиции | устанавливать взаимосвязь типов и уровней мировоззрения | основных форм и уровней мировоззрения, сущности и специфики философского мировоззрения |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б.1.Б.1 «Философия» является дисциплиной базовой части Блока 1 дисциплин Гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат).
Дисциплина Б.1.Б.1 «Философия» базируется на знаниях, умениях и владениях, приобретенными обучающимися в школе.
Требования к входным знаниям, умениям и владениям студентов:
Знать | Уметь | Владеть |
базовые философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления | применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук | навыками философского мышления для выработки системного, целостного подхода к анализу проблем общества |
основные этапы развития мировой философской мысли | ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе | навыком применения принципов, законов и категорий, необходимых для оценки и понимания природных явлений, социальных и культурных событий, самопознания |
3. Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы |
Всего (в часах) | Семестры (в соответствии с рабочими учебными планами) |
2 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 |
Аудиторные занятия | 54 | 54 |
Лекции (Л) | 28 | 28 |
Практические занятия (ПЗ) | 26 | 26 |
в т.ч. занятия в интерактивной форме (ЗИФ) | 4 | 4 |
Самостоятельная работа (СР) | 54 | 54 |
В семестре | 18 | 18 |
В сессию | 36 | 36 |
Вид промежуточной аттестации – экзамен. |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий.
4.1. Содержание дисциплины
Дата: 2018-12-28, просмотров: 370.