Год начала подготовки: 2017
Киров
2017
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511, а также с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры от 2017 года, протокол №
Автор-составитель: Михайлова М.В., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Волго-Вятского института (филиала) университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), кандидат философских наук, доцент
© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2017
Оглавление
1. Наименование дисциплины: Б1.Б.7 «Конституционное право». 4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4
3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы.. 12
4.Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся. 12
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 14
5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 21
5.2. Лекции. 32
5.3. Практические занятия. 41
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 62
7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. 64
7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 64
7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 65
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 71
7.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 130
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 139
8.1. Основная литература. 139
8.2. Дополнительная литература. 139
8.3.Нормативные правовые акты и судебная практика. 140
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 147
10.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 147
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем.. 149
12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 150
1. Наименование дисциплины: Б1.Б.7 «Конституционное право»
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины «Конституционное право» обучающийся должен:
знать:
• общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;
• специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
• источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
• значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
• значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
• основы правового положения личности; вопросы института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
• федеративное устройство России, основные этапы его развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
• конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления;
Уметь обобщать полученные знания в области конституционного права;
• правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
• правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;
• анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
•толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
• анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;
• принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
• применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.
Владеть
- навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
- навыками толкования конституционно-правовых норм, применяя различные способы и виды толкования;
- навыками анализа решений Конституционного Суда Российской Федерации, с целью использования в своей профессиональной деятельности;
- навыками принятия правовых решений в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
- навыками применения процедурных норм конституционного права, необходимых для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления
Формирование компетенций (в целом по учебной дисциплине)
При прохождении дисциплины «Конституционное право» комплексно формируются и достигаются три главные цели — общеобразовательная, правоведческая и практическая, раскрывающие вопросы о сущности содержания и форм государства и права, эволюции государственно-правовых институтов. Последовательное освоение ключевых понятий и категорий, образующих теоретико-методологический фундамент отраслевых юридических дисциплин, дает понимание смысла политико-правовых процессов, в рамках которых происходит становление и развитие институтов государства и права, формирует у обучающихся ответственное гражданское отношение и профессиональные навыки работы в различных сферах государственно-правовой деятельности.
В результате изучения дисциплины «Конституционное право» студент должен обладать следующими компетенциями:
- способностью соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
- способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);
- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).
Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:
• осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;
• осуществления правозащитной деятельности в области прав и свобод человека и гражданина;
• осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции Российской Федерации;
• преподавания основ конституционного права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
В рамках учебной дисциплины «Конституционное право» бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи:
• участвовать в конституционно-правовых отношениях, в обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности, общества, государства;
• уважать конституционные ценностям и занимать активную жизненную позицию в области их охраны;
• обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией конституционно-правовых норм;
• владеть навыками разработки и экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления;
• владеть навыками властно-организационной и правоприменительной деятельности в сфере государственной власти, правоохранительной деятельности и местного самоуправления, разработки и экспертизы соответствующих правоприменительных актов;
• владеть навыками правозащитной деятельности; обжалования действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; консультирования граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод;
• владеть навыками консультирования должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в области конституционного права;
• владеть навыками преподавания основ конституционного права.
№ | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины |
Коды формируемых
Компетенций
Конституционное право в системе российского права
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
Конституция Российской Федерации и ее развитие
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- владеть юридической терминологией в области основ конституционного строя РФ;
- уметь применять нормы Конституции, закрепляющие основы конституционного строя РФ к конкретной ситуации;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере реализации основ конституционного строя РФ;
- раскрывать содержание конституционных характеристик РФ;
- понимать социальную ценность народовластия;
- формулировать и раскрывать содержание конституционных принципов российского федерализма.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- знать и раскрывать содержание принципов правового статуса человека и гражданина;
- уметь показать соотношение национальных и международных правовых актов в области прав и свобод человека и гражданина;
- участвовать в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- формулировать понятие гражданства и раскрывать содержание принципов гражданства РФ;
- владеть юридической терминологией по вопросам гражданства;
- характеризовать и раскрывать содержание полномочий государственных органов, ведающих делами о гражданстве РФ;
- владеть навыками составления юридических документов при приобретении и прекращении гражданства РФ;
- уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам гражданства РФ.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК - 9
- характеризовать структурные элементы правового статуса иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев;
- уметь сопоставлять статус указанных лиц, выявлять отличия в их правовом положении;
- выявлять и анализировать судебную практику по вопросам правового статуса отдельных категорий лиц в России;
- владеть навыками подготовки юридических документов для оформления статуса беженца, вынужденного переселенца, для получения визы;
-уметь давать квалифицированные юридические консультации по вопросам прав и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- уметь классифицировать конституционные права и свободы человека и гражданина, раскрывать их содержание;
- сопоставлять конституционные права со свободами, а также с гарантиями и обязанностями человека и гражданина;
- применять материальные и процессуальные нормы, а также судебные решения, связанные с реализацией конституционных прав, свобод, обязанностей;
- участвовать в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы человека и гражданина.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- формулировать понятие гарантии конституционных прав и свобод, выделять их виды, анализировать содержание;
- демонстрировать знание особенностей защиты прав и свобод отдельных категорий граждан;
- раскрыть и охарактеризовать основные формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина, правильно их выбирать в конкретной ситуации;
- анализировать содержание и основные направления деятельности государственных органов по обеспечению реализации конституционных прав и свобод;
- характеризовать систему негосударственных институтов, обеспечивающих гарантии прав и свобод;
- давать характеристику системы международных гарантий прав и свобод;
- определять пределы реализации прав и свобод человека;
- оценивать правомерность ограничения прав и свобод в конкретной ситуации.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- сравнивать признаки, черты федеративного государства и унитарного государства, опираясь на текст Конституции;
- выявлять особенности Российской Федерации;
- выделять основные этапы становления российского федерализма;
- характеризовать особенности правового статуса Российской Федерации, субъектов РФ;
анализировать нормы конституций (уставов) субъектов РФ;
анализировать основы разграничения полномочий РФ и субъекта РФ;
- характеризовать порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ;
-.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- выделять и анализировать статус государственных органов, не являющихся органами государственной власти;
- раскрыть роль принципа разделения властей для функционирования системы органов государственной власти.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- осознавать социальную значимость выборов для своей будущей профессии;
- владеть понятиями и терминами избирательного права;
- описывать порядок организации и проведения выборов;
- анализировать особенности подготовки и проведения различных видов выборов в РФ;
- владеть навыками составления юридических документов, используемых в избирательном процессе;
- давать квалифицированное юридические заключения и консультации по вопросам избирательного законодательства, избирательных прав граждан.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- характеризовать положение Президента РФ в системе органов государственной власти РФ;
- выявлять основные формы взаимодействия Президента РФ с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;
- анализировать полномочия Президента РФ;
- анализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ в отношении полномочий Президента РФ.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- определять место Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ;
- анализировать особенности двухпалатной структуры Федерального Собрания;
- демонстрировать знание порядка выборов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
- характеризовать внутреннее устройство палат Федерального Собрания;
- анализировать основания и порядок роспуска Государственной Думы;
- характеризовать основные стадии законодательной процедуры;
- характеризовать статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- характеризовать конституционно-правовые основы деятельности Правительства РФ;
- анализировать статус Правительства Рф и его место в системе органов государственной власти;
- характеризовать порядок формирования и принципы деятельности Правительства РФ.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- формулировать и раскрывать принципы построения и функционирования судебной системы Российской Федерации;
- уметь находить и анализировать информацию о деятельности судов в РФ.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- выделять особенности политико-правовой природы Конституционного Суда РФ, определять его место в системе органов государственной власти России;
- формулировать отличительные черты конституционного судопроизводства;
- демонстрировать знание порядка формирования Конституционного Суда РФ, его компетенцию, виды решений;
- ориентироваться в стадиях конституционного судопроизводства;
- проводить различия между решениями и правовыми позициями Конституционного Суда РФ;
- владеть навыками составления жалобы в Конституционный Суд РФ.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК – 9
- давать характеристику конституционно-правовой регламентации системы органов государственной власти субъекта РФ;
- анализировать особенности реализации принципа разделения властей на уровне субъектов РФ;
- толковать правовые нормы, закрепляющие систему органов государственной власти субъектов РФ;
- составлять обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам организации государственной власти в субъектах РФ.
ОПК – 1
ПК – 1
ПК – 6
ПК - 9
- давать определение местного самоуправления и выделять его характерные признаки;
- выделять и раскрывать содержание конституционных принципов организации местного самоуправления в РФ, иллюстрируя примерами из правоприменительной практики, включая судебную;
- давать квалифицированные юридические консультации по вопросам участия граждан в осуществлении местного самоуправления;
- характеризовать предметы ведения местного самоуправления;
- составлять схему организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.
3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы
«Конституционное право» относится к базовой части блока 1 ОП.
Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами, как «Теория государства и права».
Изучению дисциплины «Конституционное право» предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.
Общенаучной основой изучения «Конституционного права» является «Философия (для юристов)», «Логика», «Экономика для юристов» и «Социология для юристов». Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания по дисциплине «Введение в профессию и профессиональная этика» помогут студенту овладеть навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений с этической точки зрения. Кроме того, до начала занятий по «Конституционному праву» студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию.
Теоретико-правовой основой «Конституционного права» служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области «Конституционного права», являются: общая юридическая терминология; понятия и категории «Теории государства и права»; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника.
Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях.
Освоение учебной дисциплины «Конституционное право» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин «Административное право», «Финансовое право», «Налоговое право», «Конституционное судопроизводство», «Муниципальное право», «Практикум по организации контроля и надзора в сфере исполнительной власти», прохождения итоговой государственной аттестации.
4.Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа).
Форма обучения – очная
Вид учебной работы |
Всего Часов |
Семестр | |
2 | 3 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 96 | 46 | 50 |
Лекции (Л) (час.) | 32 | 16 | 16 |
Практические занятия (ПЗ) (час.) | 64 | 30 | 34 |
Самостоятельная работа (всего час.) | 120 | 26 | 94 |
Промежуточная аттестация (час.) | 36 | 36 | |
Форма промежуточной аттестации | зачет | экзамен | |
Общая трудоемкость (час./зачетные единицы) | 252/ 7 | 72/2 | 180/5 |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы |
Всего Часов |
Семестр | |
2 | 3 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 26 | 12 | 14 |
Лекции (Л) (час.) | 8 | 4 | 4 |
Практические занятия (ПЗ) (час.) | 18 | 8 | 10 |
Самостоятельная работа (всего час.) | 213 | 92 | 121 |
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) | 13 | 4 | 9 |
Фома промежуточной аттестации | Зачет (4 час.) | экзамен | |
Общая трудоемкость (час./зачетные единицы) | 252/7 | 108/3 | 144/4 |
Заочная форма обучения (ускоренное обучение на базе СПО)
Вид учебной работы |
Всего Часов |
Семестр | |
2 | 3 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 26 | 12 | 14 |
Лекции (Л) (час.) | 8 | 4 | 4 |
Практические занятия (ПЗ) (час.) | 18 | 8 | 10 |
Самостоятельная работа (всего час.) | 213 | 92 | 121 |
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) | 13 | 4 | 9 |
Фома промежуточной аттестации | Зачет (4 час.) | экзамен | |
Общая трудоемкость (час./зачетные единицы) | 252/7 | 108/3 | 144/4 |
Заочная форма обучения (ускоренное обучение на базе ВПО)
Вид учебной работы |
Всего Часов | Семестр |
1 | ||
Контактная работа всего, в том числе (час.): | 12 | 12 |
Лекции (час.) | 4 | 4 |
Практические занятия (час.) | 8 | 8 |
Самостоятельная работа (всего час.) | 231 | 231 |
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) | 9 | 9 |
Фома промежуточной аттестации | экзамен | |
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) | 252/7 | 252/7 |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Тематический план для студентов очной формы обучения
(трудоемкость дисциплины составляет 7зачетных единиц; 252 часов,
включая 36 часов на экзамен).
№ П/п | Раздел (тема) учебной дисциплины |
Семестр | Дата: 2018-12-28, просмотров: 261. |